Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА <1>
С.Г. БЕРЕЗОВСКАЯ
--------------------------------
<1> Вопросы теории и практики прокурорского надзора: Сб. науч. тр.: В 2 ч. Ч. 1. М., 1975. С. 67 - 80.
Развитие теории прокурорского надзора требует углубленного внимания к исследованию правоотношений в этой сфере. Надо подчеркнуть, что теоретическая разработка этих вопросов имеет весьма существенное, непосредственное значение для совершенствования практики прокуратуры.
С удовлетворением можно констатировать, что в литературе по прокурорскому надзору к этой сложной проблематике проявляется возрастающий интерес <2>.
--------------------------------
<2> См., напр.: Березовская С.Г. О системе советского права // Сов. гос-во и право. 1958. N 1; Мелкумов В.Г. Советская прокуратура и проблемы общего надзора. Душанбе, 1970; Николаева Л.А. Теоретические и практические проблемы обеспечения законности в советском государственном управлении органами суда и прокуратуры: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Л., 1973; Бровин Г.А. О прокурорско-надзорных правоотношениях // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. М., 1973.
Однако нельзя еще говорить о разработке в теории прокурорского надзора целостной концепции его правовых отношений, получившей значение господствующей. В этом отношении исследования правовых отношений далеко отстали от уровня разработки таких, например, проблем, как: сущность прокурорского надзора в социалистическом государстве; основные принципы организации и деятельности прокуратуры в СССР, нормы прокурорского надзора и их место в системе права; правовые средства прокурорского надзора как в целом, так и по отдельным отраслям.
В данной статье рассмотрены узловые, по нашему мнению, вопросы этой проблематики, не освещавшиеся еще в литературе, а также некоторые из тех, выдвигавшихся уже в печати, в понимании которых выявились различные позиции.
1. По своей природе правовые отношения в сфере прокурорского надзора (как и правовые отношения, присущие другим формам государственной деятельности) относятся к государственно-властным, то есть к отношениям политической организации общества <3>.
--------------------------------
<3> См.: Кечекьян С.Ф. Правовые отношения в социалистическом обществе. М.: Изд-во МГУ, 1959; Коток В.Ф. О предмете государственного права // Вопр. сов. гос. права. М.: Изд-во АН СССР, 1959.
Все эти отношения регулируются нормами, определяющими задачи, устройство (организацию) и деятельность системы органов данной формы государственной деятельности (законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, прокурорского надзора). Иначе говоря, рассматриваемые группы общественных отношений регулируются путем закрепления нормами права организации и деятельности соответствующих органов государства. Это составляет особенность метода правового регулирования общественных отношений в сфере прокурорского надзора как отрасли советского права <4>.
--------------------------------
<4> См.: Прокурорский надзор в СССР. М., 1973. С. 44 - 45.
При таком положении конкретные общественные отношения в сфере прокурорского надзора выступают только в виде правовых, формирующихся под непосредственным воздействием норм права об организации и деятельности прокуратуры. Следует подчеркнуть, что указанное положение относится отнюдь не только к прокурорскому надзору, но и к другим отраслям советского права, связанным с политической организацией общества <5>.
--------------------------------
<5> См.: Тадевосян В.С. О системе советского права // Сов. гос-во и право. 1957. N 8; Строгович М.С. Уголовно-процессуальное право в системе советского права // Там же; Березовская С.Г. Нормы прокурорского надзора и их место в системе советского права // Вопр. прокурорского надзора. М., 1972.
Некоторые авторы отрицают государственно-властную природу правовых отношений в сфере прокурорского надзора, ссылаясь при этом на то, что полномочия прокуроров, как правило, не имеют распорядительного характера и что взаимосвязь их субъектов отнюдь не во всех случаях определяется чертами власти-распоряжения, с одной стороны, и подчинения - с другой. Но дело в том, что государственно-властный характер правоотношений не должен отождествляться с сосредоточением у одного из субъектов правоотношения власти-распоряжения, а у другого лишь обязанностей-подчинения. Взаимосвязь субъектов государственно-властных правоотношений не всегда определяется подобным распределением прав-обязанностей. Можно привести пример правовых отношений в сфере государственного права, государственно-властный характер которых никем в теории права не отрицается: во многих видах правоотношений этой сферы не органы государства как обязательные субъекты этих правоотношений, а граждане располагают всей полнотой прав-требований по отношению к другому субъекту. Таковы, например, правоотношения при осуществлении гражданами их избирательных прав. То же относится к административному праву и к прокурорскому надзору (о чем будет сказано ниже).
Для лучшего уяснения объема правоотношений в сфере прокурорского надзора целесообразно остановиться на некоторых сторонах понятия "нормы прокурорского надзора", применение которых образует рассматриваемые правоотношения.
В советской литературе о прокурорском надзоре преобладающим теперь является мнение, что нормами прокурорского надзора следует именовать содержащиеся в советской Конституции и в основанном на ней законодательстве нормы права, определяющие организацию и деятельность советской прокуратуры.
К этому необходимо добавить: к нормам прокурорского надзора относятся не только те из норм, регулирующих организацию и деятельность прокуратуры, которые закреплены в специальном законодательстве о прокурорском надзоре в СССР (Положение о прокурорском надзоре в СССР, Положение о военной прокуратуре и пр.). К нормам прокурорского надзора относятся все нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры, в каком бы законодательном акте они ни были закреплены. Прежде всего это относится к Конституции СССР (ст. 113 - 117), конституциям союзных и автономных республик, которые содержат ряд основополагающих статей об организации и деятельности прокуратуры. Можно возразить, что эти нормы относятся к нормам государственного права. Действительно, это нормы государственного права. Но они же должны рассматриваться и как нормы прокурорского надзора, и в этом нет ничего несовместимого (или противоречивого). Такое именно понимание норм государственного права, закрепленных в Конституции СССР, одновременно как норм специальных отраслей права мы встречаем в советской юридической литературе и в практической, в том числе законодательной, деятельности: конституционные нормы, как правило, включаются в специальные законодательные акты о тех или иных отраслях государственной деятельности. Это относится и к прокурорскому надзору (см., например, ст. 1, 6, 38, 46, 49 Положения о прокурорском надзоре в СССР).
С другой стороны, нормами прокурорского надзора следует считать и те регулирующие организацию и деятельность прокуратуры нормы, которые включаются законодателем в нормативные акты, относящиеся к другим отраслям права. Таковы, например, нормы права о прокуратуре, которые включены в Основы законодательства о судоустройстве, об уголовном и гражданском судопроизводстве.
Однако важно иметь в виду, что эти нормы полностью выражают те положения о прокурорском надзоре, которые закреплены в статьях Конституции СССР о прокуратуре и в специальном законодательстве о прокурорском надзоре в СССР. Так, Основы уголовного и Основы гражданского судопроизводства при формулировании задач и роли прокурора в процессе по уголовным и гражданским делам отсылают к Положению о прокурорском надзоре (в ст. 20 Основ законодательства об уголовном судопроизводстве, например, указывается: "Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора СССР"; в ст. 31 сказано: "Надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия осуществляется прокурором в соответствии с Положением о прокурорском надзоре в СССР"). Безусловно, что эти нормы в то же время являются нормами процессуального права (из факта существования которого автор исходит).
В понимании такого "двойного" характера ряда норм советского права нет ничего необычного и тем более чего-либо противоречащего интересам развития науки и совершенствованию практики. Мы, в частности, знаем, что нормы судоустройственного права органически входят в систему процессуальных норм, ничуть от этого не теряя своей судоустройственной природы.
Конечно, важно, чтобы в законодательной практике не допускались противоречия, несогласованность норм, одновременно относящихся к разным отраслям права или включаемых в различные законодательные источники в силу необходимости, в интересах лучшего использования в практической деятельности. И в частности, необходимо твердое соблюдение принципов, заложенных в основополагающий законодательный источник той или иной государственной деятельности.
Так, ни один акт процессуального, административного, судоустройственного права не может содержать такой относящейся к прокурорскому надзору нормы, которая возлагала бы на прокуроров не предусмотренные в законодательстве о прокурорском надзоре обязанности или, наоборот, лишала бы прокуроров установленных этим законодательством прав.
2. Об основных группах (видах) и признаках правоотношений в сфере прокурорского надзора. Исходя из понимания советского прокурорского надзора как системы правовых норм, определяющих устройство, организацию и деятельность прокуратуры, мы полагаем, что к правоотношениям в сфере прокурорского надзора надо относить:
а) правоотношения, которые образуются внутри прокурорской системы в связи с реализацией норм права о прокурорском надзоре; к ним относятся нормы о назначении, аттестации, поощрениях и дисциплинарной ответственности прокуроров;
б) правоотношения по вертикали - при даче вышестоящими прокурорами поручений по осуществлению прокурорских функций нижестоящим прокурорам; при отмене решений прокурора по тем или иным вопросам прокурорской деятельности, отозвании актов прокурорского надзора и др.;
в) правоотношения по горизонтали - при обращении прокуроров одного уровня к другим того же уровня о производстве тех или иных прокурорских действий;
г) правоотношения прокуроров всех уровней с другими органами государства, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами, возникающие при осуществлении прокурорами их функций надзора за точным исполнением законов.
Мы также считаем, что правоотношения прокуроров внутри прокурорской системы, а также правоотношения органов прокуратуры с другими органами и должностными лицами не на основе применения норм прокурорского надзора, а возникающие в процессе осуществления хозяйственно-административных функций (аренда помещений, покупка оборудования, прием на работу технических сотрудников, не входящих в перечень назначаемых и аттестуемых на основе законодательства о прокуратуре), не относятся к правоотношениям в сфере прокурорского надзора. Они представляют собой правоотношения, регулируемые нормами других отраслей советского права (административного, трудового, хозяйственного и др.).
Наличие разнообразных, хотя и единых по своей природе правоотношений в сфере прокурорского надзора делает весьма актуальным вопрос об их наименовании.
Исходя из закрепленного в Конституции СССР назначения прокуратуры, состоящего в осуществлении высшего надзора за точным исполнением законов, и с учетом того, что соответствующими надзорными полномочиями наделены только прокуроры, теоретически правильным было бы именовать эти правоотношения надзорными или надзорно-правовыми. Следует, однако, принять во внимание, что законодательство называет надзорными и некоторые контрольные по существу виды государственной деятельности (судебный надзор, административный надзор, горный надзор и др.). При этих условиях наименование рассматриваемых правоотношений надзорными вызывало бы недоуменные вопросы и споры.
В этом свете более оправданным представляется наименование правоотношений в сфере прокурорского надзора прокурорско-надзорными или прокурорско-правовыми. По существу, оба этих наименования являются идентичными. Более из них привычным, чаще употребляемым в литературе стало название "прокурорско-надзорные правоотношения", которым мы здесь и будем пользоваться.
Мы рассмотрим основные характеристики прокурорско-надзорных правоотношений применительно лишь к показанной выше группе "г".
Непременным признаком прокурорско-надзорных правоотношений, отличающим их от всех иных, а с другой стороны, выражающим общность прокурорско-надзорных отношений внутри себя, является то, что обязательным субъектом каждого такого правоотношения предстает прокурор.
Праву прокурора в этих правоотношениях соответствует обязанность второго субъекта (второй стороны) совершить то или иное действие или воздержаться от определенного действия. Так, праву прокурора на опротестование незаконного акта управления, суда и так далее соответствует обязанность органа или должностного лица рассмотреть протест и принять решение по существу содержащихся в нем требований. Это же относится к праву прокурора на внесение представления об устранении нарушений закона и причин, способствующих его нарушениям. Праву прокурора сделать предложение администрации места лишения свободы относительно установленных законом правил содержания заключенных соответствует обязанность администрации выполнить такое предложение.
В то же время некоторые правоотношения в сфере прокурорского надзора имеют ту особенность, что праву прокурора не соответствует обязанность второго субъекта совершить какое-либо действие. В этих правоотношениях содержанием права, принадлежащего прокурору как обязательному субъекту каждого такого правоотношения, является одностороннее волеизъявление, направленное на предупреждение правонарушений, выявление нарушений закона, их устранение, привлечение нарушителей к ответственности. Так, праву прокурора на производство допроса привлеченного им к ответственности лица не соответствует какая-либо субъективная обязанность последнего. С другой стороны, второй субъект прокурорско-надзорных правоотношений также располагает правом волеизъявления, налагающего определенную правовую обязанность на прокурора. Таковы волеизъявления физических и юридических лиц, обращающихся к прокурорам с заявлениями и жалобами по вопросам их ведения.
3. Субъекты прокурорско-надзорных правовых отношений. Обязательным субъектом рассматриваемых правоотношений, как уже указывалось, является прокурор, осуществляющий в данном случае полномочия прокурорского надзора.
Вторым субъектом (стороной) этих правоотношений может быть любое юридическое или физическое лицо, с которым прокурор связан реализацией нормы прокурорского надзора.
Следует подчеркнуть, что в прокурорско-надзорном отношении может быть не только два участника. Это правоотношение может быть и трехсторонним. Так, дача прокурором санкции на административное выселение создает правоотношения не только между прокурором и учреждением, которому прокурор дал санкцию на административное выселение, но и между прокурором и лицом, в отношении которого дана санкция. Это лицо вправе обжаловать решение прокурора о даче санкции.
Признание этого положения имеет не только теоретическое, но и практическое значение: совершая то или иное правовое действие в порядке применения нормы прокурорского надзора, прокурор всегда должен иметь в виду всех тех лиц, которые в силу его акта приобретают те или иные права или становятся обязанными лицами, иначе говоря, субъектами соответствующих правоотношений. Пример с дачей санкции на административное выселение, понятно, не является единственным в этом отношении.
В практической деятельности прокурорско-надзорные отношения чаще всего возникают по инициативе представителей прокурорского надзора. Инициативность советского прокурорского надзора является одной из его важных характерных черт. Вне зависимости от обращений заинтересованных лиц прокуроры привлекают нарушителей законов к ответственности (кроме указанных в законе случаев, когда требуется обращение пострадавшего от такого нарушения лица), вступают в судебное рассмотрение гражданских и уголовных дел, предъявляют иски в порядке гражданского судопроизводства, опротестовывают незаконные акты органов государственного управления, кооперативных и иных общественных организаций и т.д.
Это, однако, не значит, что обращения заинтересованных лиц, тем более пострадавших от нарушений законности, не играют роли в выполнении прокурорами возложенных на них обязанностей. В практической деятельности такие обращения играют весьма большую роль. Соответственно, прокурорско-надзорные отношения могут возникать не только по инициативе прокуроров. Такие отношения образуются, например, во всех случаях обращения граждан и организаций в органы прокуратуры с жалобами и заявлениями. Каждое заявление или жалоба обязывает прокуратуру к определенным действиям. Об этом прямо говорится в ст. 14 Положения о прокурорском надзоре в СССР: "Прокурор обязан принимать и рассматривать заявления и жалобы, проверять эти заявления и жалобы в установленные законом сроки и принимать меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан". Лицо, подавшее жалобу, разумеется, вправе требовать от прокурора выполнения этих действий. Соответственно, между прокурором и лицом, подавшим ему жалобу на незаконные действия (либо на несовершение требуемых законом действий), образуются правоотношения, которые должны рассматриваться как прокурорско-надзорные. Этому не противоречит то, что право граждан на обжалование регламентируется специальным законодательством. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" закреплены конкретные правила приема, разбора и разрешения этих обращений граждан, являющиеся обязательными для всех государственных органов и общественных организаций. Это относится, конечно, и к прокуратуре. Для органов прокуратуры также обязательно соблюдение сроков проверки и разрешения жалоб, запрещение пересылки жалоб на рассмотрение тех учреждений и должностных лиц, действия которых обжалуются.
Однако установленные общим законодательством о порядке рассмотрения жалоб нормы не регулируют всех сторон деятельности прокуратуры в этой области. Так, процессуальным законодательством устанавливаются некоторые специфические условия приема и рассмотрения жалоб по следственным и судебным делам. Но главное, что здесь требует особого рассмотрения, это те принципиальные особенности приема и рассмотрения жалоб граждан, которые присущи прокурорскому надзору в целом.
Существенная особенность советского прокурорского надзора за соблюдением субъективных прав граждан состоит в том, что при проверке поданной жалобы и решении вопроса о мерах, которые должны быть приняты по ней, прокурор не связан ходатайствами, которые выдвигает гражданин. Последний может ошибаться насчет объема своих прав, преуменьшать их или преувеличивать. Прокурор во всех случаях действует как представитель законоохранительного органа. Если при проверке жалобы прокурор убеждается, что нарушено не только право гражданина, о котором он пишет, но и другое право, о нарушении которого гражданин не знал, а также права других лиц, он принимает меры к полному восстановлению всех нарушенных прав.
Важно также отметить, что отказ гражданина от поданной им жалобы не обязательно должен влечь отказ прокурора от продолжения ее проверки. Советская прокуратура, осуществляя надзор за соблюдением прав граждан, действует вместе с тем в интересах всего общества. Наконец, прокурор не ограничен пожеланиями заинтересованного лица и при решении вопроса о том, какие меры должны быть приняты по жалобе после проверки и подтверждения сообщаемых в ней фактов. Наряду с восстановлением нарушенного права прокурор в необходимых случаях может и должен решить вопрос о привлечении нарушителя закона к уголовной, дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Прокурор может также требовать от соответствующих органов государства, общественных организаций и должностных лиц восстановления гражданина в тех правах, о которых в жалобе не писалось.
Несомненно, что при всех указанных особенностях рассмотрения жалоб органами прокуратуры правовые отношения между прокурорами и лицами, подающими им жалобы, должны рассматриваться как прокурорско-надзорные.
Нельзя вместе с тем не высказать мнения о том, что правовое положение граждан как субъектов этих правоотношений должно быть более четко определено в законодательстве. Лицо, подавшее жалобу в прокуратуру, должно иметь правовую возможность определенного контроля за должным выполнением тех обязанностей, которые возложены на прокуратуру по приему и рассмотрению жалоб. А это требует, чтобы действия должностного лица по проверке жалобы были известны лицу, подавшему жалобу, с тем чтобы оно могло высказать свои соображения по этому поводу, возбудить дополнительные ходатайства, предъявить дополнительные документы (как это делается при судебном рассмотрении жалоб в установленных законом случаях) <6>.
--------------------------------
<6> См.: Березовская С.Г. Гласность в деятельности советской прокуратуры // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. М., 1973.
4. Объект прокурорско-надзорных правоотношений. В литературе преобладающим является взгляд, согласно которому объектами любых правоотношений следует считать внешние по отношению к ним предметы, явления, по поводу которых конкретные правоотношения возникают, с которыми связаны права и обязанности участников правовых отношений <7>.
--------------------------------
<7> Мы разделяем в этом вопросе мнение Г.И. Петрова, высказанное им в работе "Советские административно-правовые отношения" (Л.: Изд-во ЛГУ, 1972).
В прокурорско-надзорных правоотношениях объектом всегда является поведение людей, то есть их действия по исполнению закона или бездействие вопреки требованиям закона. Имеются в виду действия, совершенные, как правило, до возникновения правоотношения и в большей своей части неправомерные. Так, прокурор вносит протест и тем самым вступает в правовое отношение с соответствующим органом по поводу совершенного этим органом действия, состоящего в издании незаконного (по мнению прокурора) правового акта. То же можно сказать о бездействии (невыполнении требований закона, предлагающего действовать определенным образом), предшествующем внесению прокурором представления, и т.д.
Имеются, однако, и исключения, относящиеся в основном к тем правоотношениям, которые возникают при использовании прокурором правовых средств выявления нарушений закона. Можно сослаться на проведение прокурорами проверок исполнения закона на основе п. 3 ст. 11 Положения о прокурорском надзоре. Эти проверки проводятся "в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о нарушении закона", то есть также в предположении о наличии незаконного действия или незаконного бездействия. Но, во-первых, указанные выше сведения могут оказаться неверными, а во-вторых, на практике проверки проводятся не только при наличии сведений о нарушениях законов именно в данном учреждении или организации: руководящие органы прокуратуры нередко предлагают подчиненным прокурорам провести проверки в тех или иных организациях при наличии сведений о нарушениях закона в других организациях этой системы при аналогичных условиях.
Таким образом, правомерность или неправомерность проверяемых с позиций прокурорского надзора действий органов и лиц определяется лишь в результате проверки, когда прекращается и данное правоотношение. В тех случаях, когда при проверке выявлены нарушения закона и прокурор принимает по ним меры реагирования, создаются уже другие прокурорско-надзорные отношения, объектами которых будут именно уже совершенные неправомерные действия. Таковы правоотношения при опротестовании прокурором незаконных правовых актов различных органов и должностных лиц, вынесении постановлений о привлечении к тем или иным установленным законом видам ответственности и т.п.
Для лучшего уяснения рассматриваемых правоотношений, возникающих при выявлении нарушений законов, занимающих в практике прокурорского надзора весьма значительное место, необходимо особо остановиться на юридических моментах их возникновения. Этот вопрос имеет, по нашему мнению, немаловажное значение для уточнения "пределов" общего надзора при выявлении правонарушений и тем самым для обеспечения законности в деятельности самих прокуроров.
Возвращаясь в этих целях к примеру с проведением проверок в порядке п. 3 ст. 11 Положения о прокурорском надзоре в СССР, нередко вызывающих в теории и на практике споры по поводу этих "пределов", отметим следующее.
Конкретные правоотношения в связи с реализацией прокурорского полномочия на проведение проверок образуются не самим фактом появления прокурора в том органе, где предполагается провести проверку. Этот факт еще не является юридически значимым в указанном отношении. Правоотношения в этот момент не образуются потому, что не определены еще их объекты, как и обязанные субъекты, не выдвинуты правовые требования, основанные на тех или иных нормах прокурорского надзора, и, соответственно, не возникли чьи-либо правовые обязанности.
Надо обратить внимание на то, что п. 3 ст. 11 не содержит каких-либо условий, обязывающих прокурора, как и администрацию, к совершению тех или иных взаимных действий. В частности, содержащееся в п. 3 ст. 11 указание о том, что проверка проводится при наличии у прокурора заявлений, жалоб и иных сведений о нарушении закона, имеет обязывающее значение лишь для самих прокуроров. Те органы, где прокурор полагает необходимым произвести проверку, не уполномочены требовать предъявления им тех сведений о нарушениях законов, которыми прокурор располагает. Следовательно, отношения между прокурором и руководителем органа, куда он прибыл для проведения проверки, на данном этапе сводятся к достижению договоренности по организационным моментам проверки.
Прокурорско-надзорные правоотношения возникают при реализации прокурором своих полномочий, которые служат конкретным задачам и целям данной проверки. Эти полномочия определены в п. 1, 2 и 5 ст. 11, наделяющих прокуроров правом истребовать приказы и другие правовые акты для проверки соответствия этих актов закону, требовать от указанных в ней учреждений, организаций, должностных лиц представления необходимых документов и сведений, требовать от должностных лиц и граждан личных объяснений по поводу нарушений закона. При предъявлении каждого из этих требований к руководителю учреждения или иному должностному лицу, а в соответствующих случаях - к гражданину и возникают конкретные прокурорско-надзорные правоотношения.
Прокурор не "обследует" деятельность какого-либо органа и не оценивает проводимые им организационно-хозяйственные меры с каких-либо иных позиций, кроме соответствия их закону. Если прокурор вместо использования своих указанных выше полномочий займется самоличным проведением контрольных действий, правом на которые он не наделен, никаких правоотношений между ним и данным учреждением не образуется. Его руководитель может обжаловать действия прокурора в порядке подчиненности последнего как неправомерные.
5. О классификации правоотношений в сфере прокурорского надзора. Предложенное выше разграничение правоотношений в сфере прокурорского надзора на две главные группы (образующиеся внутри прокурорской системы, где обоими субъектами являются прокуроры, и возникающие при реализации норм прокурорского надзора в отношении других органов и лиц), разумеется, не исчерпывает проблемы научной классификации всех конкретных правоотношений во всем их исключительном многообразии, в том числе и внутри указанных групп.
Такая классификация может быть произведена по весьма большому числу критериев. Представляет, в частности, интерес классификация правоотношений: по характеру порождающих их юридических фактов; по соотношению прав и обязанностей участников правоотношений; по длительности и территории действия; наконец, по месту во всей системе данных правоотношений (правоотношения, общие для всего прокурорского надзора в целом, и правоотношения по отдельным его отраслям).
Думается, что специальная разработка вопросов классификации правоотношений во всей сфере прокурорского надзора с дальнейшим изучением их конкретных групп составит новый немаловажный шаг в поступательном развитии теории прокурорского надзора.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.