Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
"УГЛЕРОДНЫЙ РЫНОК": ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Д.А. ФИЦАЙ
В последние годы отмечается достаточно деградирующее состояние окружающей среды в мировом масштабе, что свидетельствует об обострении экологических проблем. По состоянию на сегодняшний день во всем мире в фокусе внимания находится вопрос климатического регулирования и предотвращения разрушительных последствий для человечества, поскольку у проблемы глобального потепления нет границ.
Российская Федерация, равно как и многие страны, признает изменение климата глобальной экологической проблемой, обусловленной преимущественно антропогенным фактором, влияние которого подтверждают, например, концентрации углекислого газа, усиление парникового эффекта и другие негативные воздействия на окружающую среду.
Поскольку наиболее распространенным парниковым газом, негативно воздействующим на окружающую среду, является диоксид углерода <1>, естественным экологическим подходом было бы поглощение его из атмосферы и депонирование в биомассе долгоживущих растений - деревьев. Такой подход получил название "углеродных лесов" <2>.
--------------------------------
<1> См.: Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Т. 1. Изменения климата / рук. В.П. Мелешко [и др.]. М.: Росгидромет, 2008.
<2> См.: Проблема общенаучного звучания. Обсуждение доклада // Вестник РАН. 2006. Т. 76. N 1. С. 25 - 29.
Учитывая, что в целях борьбы с климатической проблематикой необходимо введение углеродного регулирования, в настоящей исследовательской работе анализируются правовые и экологические предпосылки для его установления на национальном уровне.
Первой попыткой заключить международное соглашение внутри мирового сообщества об ограничении выбросов парниковых газов стал Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (далее - Протокол) <3>. В силу ряда причин, в том числе политических противоречий между разными государствами, Протокол не стал основой единой глобальной стратегии по сохранению климата в текущем состоянии, но заложенные в него идеи продолжают анализироваться и обсуждаться в разных аспектах. Вместе с тем 22 апреля 2016 г. в целях борьбы с изменением климата и его негативными последствиями Российская Федерация подписала Парижское соглашение по климату <4>, которое направлено на существенное сокращение глобальных выбросов парниковых газов и ограничение повышения глобальной температуры в этом столетии до 2 градусов Цельсия при одновременном поиске средств для еще большего ограничения этого повышения до 1,5 градусов.
--------------------------------
<3> См.: Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 11 декабря 1997 г. // Бюллетень международных договоров. 2005. N 5.
<4> См.: Парижское соглашение. Конференция Сторон. Двадцать первая сессия. Париж, 30 ноября - 11 декабря 2015 г. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата // Бюллетень международных договоров. 2020. N 4.
Соблюдение условий Парижского соглашения возможно в свете создания и сохранения "углеродных лесов". При этом, согласно официальной российской статистике <5>, показатель лесных площадей Российской Федерации с 2018 по 2020 г. упал примерно на 99 429,5 тыс. га.
--------------------------------
<5> См.: Площадь лесных земель. Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/38194 (дата обращения: 13.12.2022).
Правовое регулирование лесных отношений немыслимо без участия государства, поскольку именно оно возлагает на себя обязанность по охране, защите и воспроизводству лесов. Выполнение соответствующих обязательств должно быть осуществлено с учетом сохранения экономической заинтересованности природопользователей, в частности лесопользователей, и охраны окружающей среды в государстве.
Угрожающие последствия деятельности человека внутри экологической системы проявляются в виде сокращения лесопокрытой площади Российской Федерации, поэтому на современном этапе развития Российского государства необходимо совершенствование норм лесного законодательства в целях способствования исполнению обязанности со стороны государства по защите и воспроизводству лесов.
Общеизвестно, что лес имеет огромное экологическое, экономическое и правовое значение. Использование лесов в качестве поглотителей атмосферного углерода (секвестр углерода <6>) неизбежно приведет к увеличению лесопокрытых площадей и улучшению экологической ситуации.
--------------------------------
<6> Секвестрация органического углерода - перевод атмосферного углекислого газа в живое органическое вещество растений (фотосинтез) с последующей трансформацией мортмассы в почвенное органическое вещество с периодом полного разложения (минерализации) составляющих его органических компонентов от 10 до 100 лет. См.: Когут Б.М., Семенов В.М. Оценка насыщенности почвы органическим углеродом // Бюллетень Почвенного института имени В.В. Докучаева. 2020. N 102. С. 103 - 124.
По нашему мнению, в национальном законодательстве уже имеются правовые предпосылки для функционирования "углеродного рынка" <7>, в связи с чем необходимо также провести анализ правовых средств использования углерододепонирующих насаждений.
--------------------------------
<7> "Углеродный рынок" - рынок углеродных единиц (УЕ), измеряемых в тоннах СО2-эквивалента (тСО2-экв.), которые выпускаются в обращение уполномоченными на то органами в электронной форме в виде записей на счетах в реестре углеродных единиц (углеродном реестре). См.: Юлкин М.А., Дьячков В.А., Самородов А.В., Кокорин А.О. Добровольные системы и стандарты снижения выбросов парниковых газов. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF) <*>, 2013. С. 11.
--------------------------------
<*> Признан иностранным агентом.
Правовое регулирование углерододепонирующих насаждений можно условно разделить на две части. В первую очередь следует отметить правовые возможности лесопользования для секвестра, поскольку лесное законодательство, в частности Лесной кодекс Российской Федерации <8> (далее - ЛК РФ), содержит определенный, но не исчерпывающий перечень видов лесопользования. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 6 ЛК РФ допускаются иные виды использования лесов в соответствии с целевым назначением земель, на которых они располагаются.
--------------------------------
<8> См.: Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
Использование лесов допускается с предоставлением или без предоставления лесного участка, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов в соответствии со ст. 24 ЛК РФ. В свою очередь, для использования лесов как углерододепонирующих насаждений необходимо предоставление лесного участка без изъятия лесных ресурсов на период использования лесов в качестве депонирующего источника.
Согласно ст. 7 и 8 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. Однако лесные участки, в соответствии с земельным законодательством, в составе земель иных категорий могут находиться также в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Таким образом, использование лесов допускается как в рамках земель лесного фонда, так и иных категорий земель. Важно подчеркнуть, что земли лесного фонда находятся в исключительной собственности Российской Федерации и, соответственно, ограничены в обороте.
В ст. 25 ЛК РФ среди видов лесопользования отсутствует использование лесов для секвестра парниковых газов. Однако интересным в этой связи представляется п. 9 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ, в соответствии с которым одним из видов лесопользования является использование лесов для создания лесных плантаций и их эксплуатации.
В силу ст. 42 ЛК РФ создание лесных плантаций и их эксплуатация представляют собой "предпринимательскую деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород)". Лесные плантации могут создаваться на землях лесного фонда и землях иных категорий, что важно для предпринимательской деятельности.
Таким образом, учитывая положения ч. 2 ст. 6 и п. 16 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ, представляется, что создание лесных плантаций и их эксплуатация - вид лесопользования, применимый для целей "углеродного леса".
Кроме того, в 2020 г. Правительством Российской Федерации принято Положение "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" <9>, в соответствии с которым разрешается осуществлять выращивание лесов на землях сельскохозяйственного назначения.
--------------------------------
<9> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2020 г. N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" // СЗ РФ. 2020. N 39. Ст. 6081.
Проанализировав имеющуюся нормативную правовую базу, можно сделать вывод о том, что предоставление лесного участка и использование лесов как углерододепонирующих насаждений допускаются лесным и земельным законодательством при условии соблюдения целевого назначения земель. А значит, национальное законодательство содержит правовые предпосылки для создания "углеродного леса".
По причине того, что лесные участки могут находиться в разных формах собственности, использование леса может строиться по разным моделям. С одной стороны, можно представить, что только государство участвует в создании секвестра путем использования углерододепонирующих насаждений в границах лесничеств и лесопарков - "простая модель". А с другой стороны, физические и юридические лица не лишены возможности использовать лес для секвестра углерода в своих целях, разумеется, при участии государства - "сложная модель смешанного типа".
Вторая часть правового регулирования, требующая внимания, включает правовые основания для использования углерододепонирующих насаждений по указанным выше моделям, так как они отличаются для каждой из них.
Анализ ЛК РФ и Земельного кодекса Российской Федерации <10> позволяет сделать вывод о том, что лесные участки на землях лесного фонда могут предоставляться только по договору аренды лесных участков. Предоставление таких участков возможно на основании партнерства между частными лицами и публично-правовыми образованиями, которое должно реализовываться в рамках соответствующих проектов на основе договоров о сотрудничестве, а также концессионных соглашений. В Российской Федерации существует практика заключения таких соглашений. Так, например, между правительством Нижегородской области и ГУ НО "Семеновский спецсемлесхоз" <11> в 2007 г. был заключен государственный контракт на выполнение комплекса работ по проектированию и созданию углерододепонирующих насаждений.
--------------------------------
<10> См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
<11> См.: Официальный портал Администрации городского округа Семеновский. URL: https://semenov.nnov.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=371.
Оборот лесных участков на землях иных категорий допускается посредством способов, предусмотренных гражданским законодательством: в соответствии с договорами купли-продажи, мены, дарения и др. Данные основания будут характеризовать "сложную модель смешанного типа".
Для "простой модели", когда государство самостоятельно использует лес для депонирования углерода на территории лесничеств и лесопарков, дополнительных оснований не требуется. Прямыми обязанностями лесхозов являются охрана, защита и воспроизводство лесов, рациональное их использование и проч. Лесохозяйственные регламенты и положения должны лишь включить количественные измерения секвестра. На сегодняшний день государство финансирует использование и управление лесами и, в частности, направляет бюджетные средства на уход за имеющимися и будущими лесными насаждениями. Задачами органов государственной власти в области управления лесами являются усиленное предотвращение пожаров, восстановление лесов, регулирование рубок лесных насаждений и др. И задачи эти будут решены, а управление в целом станет эффективнее, если органы государственной власти в соответствующей сфере и ее работники будут дополнительно стимулированы. А стимулирования можно добиться путем направления денежных средств, полученных за счет секвестра и его реализации, в тот же вид деятельности, т.е. в использование леса для секвестра, а не на иные цели. Получается, что государство исполняет свою обязанность, не обременяя себя дополнительными расходами, так как все дополнительные ресурсы для секвестра уже имеются.
Поскольку выращивание "углеродных лесов" - деятельность долгосрочная, требующая капитальных вложений, то следует предположить, что хозяйствующие субъекты вынуждены осуществлять финансирование путем привлечения инвестиций. Сама по себе эта деятельность связана с лесными отношениями, участником которых, как правило, выступает публичный субъект, который по действующему законодательству сам может выступать инвестором. Следовательно, инвестиционная деятельность может способствовать реализации проектов по выращиванию "углеродных лесов".
Кроме того, согласно Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <12> федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности создают благоприятные условия для привлечения инвесторов за счет совершенствования системы налогов, защиты интересов инвесторов, установления специальных налоговых режимов, предоставления льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Бесспорно, можно сделать вывод о том, что государство имеет все правовые средства для стимулирования потенциальных инвесторов путем экономического поощрения субъектов, осуществляющих процесс, обратный эмиссии парниковых газов, - секвестр.
--------------------------------
<12> См.: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.
В качестве иных мер по сохранению лесов в рамках правового регулирования можно выделить государственный лесопатологический мониторинг и государственный мониторинг воспроизводства лесов, охрану и защиту лесов, борьбу с незаконной рубкой, программы по лесовосстановлению и лесовозобновлению, а также лесоразведение.
Результирующим аспектом анализа правовых оснований организации углерододепонирования являются меры, направленные на рыночный оборот секвестра. Представляется, что для исследуемого вида лесопользования применимыми договорами являются договор купли-продажи и договор проектного финансирования.
Однако в отношении "углеродных лесов" можно увидеть особый предмет, которым являются квоты на выбросы и секвестр атмосферного углерода. Предметом договора купли-продажи квот и секвестра будут выступать имущественные права согласно п. 4 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации <13>. Таким образом, "углеродный рынок" обосновывается и нормами гражданского законодательства.
--------------------------------
<13> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
На наш взгляд, экономически выгодным способом привлечения средств для реализации долгосрочного выращивания лесов и осуществления секвестра углерода с последующей продажей квот является проектное финансирование.
Говоря о проектном финансировании, следует сказать, что оно применяется для долгосрочного финансирования какого-либо проекта посредством приобретения денежного права требования <14>. Особенности наблюдаются в том, что такие права требования возникают в будущем, после реализации имущества, созданного в результате осуществления проекта, например в том, что осуществляется эмиссия облигаций.
--------------------------------
<14> См.: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
С одной стороны, это выгодно для хозяйствующих субъектов, которым не придется ждать долгие годы, пока вырастут лесные насаждения, когда они поглотят выделяемый предприятиями углекислый газ или когда хозяйствующие субъекты смогут продать свою квоту. В рамках проектного финансирования хозяйствующие субъекты сразу получают денежные средства через выпущенные облигации, на которые могут рассчитывать. С другой стороны, контрагенты вкладывают свой капитал в проект, приносящий будущий доход, приобретая облигации.
Из изложенного выше видно, что действующее законодательство Российской Федерации содержит правовые возможности для использования лесов в качестве поглотителей углерода с последующей продажей прав на загрязнения атмосферного воздуха. Однако проблема кроется в том, что в Российской Федерации отсутствует национальный рынок торговли квотами на эмиссию парниковых газов. Практика торговли правами на загрязнения в Российской Федерации формируется с трудом, поэтому у юридических лиц нет возможности продавать свои парниковые газы в пределах лимитов на предоставленные выбросы. Иными словами, государство не устанавливает лимиты, равно как и санкции за их превышение, не предоставляет возможности продавать объемы загрязнения в пределах неиспользованного лимита. Из этого следует, что российские леса в настоящее время масштабно не используются как углерододепонирующие.
При условии создания "углеродного рынка" государство эффективно будет выполнять возложенные на него обязанности, будет сокращено загрязнение атмосферного воздуха и будет возможно экономически заинтересовать хозяйствующих субъектов сохранять лесной потенциал Российского государства. Вместе с тем наиболее важный долговременный эффект национального "углеродного рынка" будет состоять в увеличении лесопокрытой площади и в целом сохранении лесного богатства Российской Федерации.
Литература
1. Когут Б.М. Оценка насыщенности почвы органическим углеродом / Б.М. Когут, В.М. Семенов // Бюллетень Почвенного института им. В.В. Докучаева. 2020. N 102. С. 103 - 124.
2. Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Т. 1. Изменения климата / Г.В. Груза, А.С. Зайцев, И.Л. Кароль [и др.]; руководитель В.П. Мелешко. Москва: Росгидромет, 2008. 229 с.
3. Проблема общенаучного звучания. Обсуждение доклада // Вестник РАН. 2006. Т. 76. N 1. С. 25 - 29.
4. Юлкин М.А. Добровольные системы и стандарты снижения выбросов парниковых газов / М.А. Юлкин, В.А. Дьячков, А.В. Самородов, А.О. Кокорин. Москва: Всемирный фонд дикой природы (WWF) <*>, 2013. 100 с.
--------------------------------
<*> Признан иностранным агентом.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.