Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МОДЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПАЛАТ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.В. ГРИБ
Модели формирования общественных палат субъектов достаточно разнообразны и зачастую отличаются от модели формирования Общественной палаты России. И это неудивительно. В федеративном государстве, с учетом национальных, географических, социально-культурных условий, развитости институтов гражданского общества, при едином целевом назначении могут быть разные варианты создания общественных палат. Ряд региональных Законов об общественной палате содержат отдельные статьи, посвященные принципам формирования общественных палат.
Так, ст. 5 Закона Ивановской области об Общественной палате <1> к принципам формирования Общественной палаты относит:
--------------------------------
<1> Принят Ивановской областной Думой 25 мая 2006 г. // Ивановская газета. 2006. 23 июня. N 123(3755); Собрание законодательства Ивановской области. 2006. N 12(294); Законы Ивановской области и документы Ивановской областной Думы. 2006. Июнь. N 12(201).
1) добровольность участия общественных объединений в формировании Общественной палаты;
2) право общественного объединения на выдвижение кандидата из своего состава в члены Общественной палаты независимо от организационно-правовой формы, численности, территории деятельности;
3) право общественных объединений на выдвижение кандидата в члены Общественной палаты, не являющегося членом общественного объединения, но имеющего заслуги в социально-экономическом и культурном развитии Ивановской области, в охране здоровья, жизни и прав граждан, защите Отечества, государственном управлении и местном самоуправлении, внесшего большой личный вклад, способствующий развитию Ивановской области, независимо от организационно-правовой формы, численности, территории деятельности;
4) право общественного объединения на выдвижение кандидата в члены Общественной палаты реализуется общественным объединением путем выдвижения одного кандидата в члены Общественной палаты;
5) невмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в процесс выдвижения кандидатов в члены Общественной палаты.
Статья 5 Закона Республики Мордовия об Общественной палате <2> также включает принципы:
--------------------------------
<2> Принят Государственным Собранием Республики Мордовия 15 февраля 2006 г. // Известия Мордовии. 2006. 21 февраля. N 26-4; Ведомости ГС РМ. 2006. N 21(71). Ст. 655.
1) добровольность участия граждан и организаций в формировании Общественной палаты;
2) невмешательство органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления в процесс выдвижения кандидатов в члены Общественной палаты;
3) право общественного объединения на выдвижение только одного представителя в члены Общественной палаты независимо от организационно-правовой формы, численности и территории деятельности.
Статья 2 Закона Калининградской области об Общественной палате <3> к принципам формирования и деятельности относит принцип законности, представительства, добровольного участия общественных объединений, равенства прав общественных объединений, самоуправления, непричастности к деятельности политических партий, консолидации интересов социальных структур, открытости и гласности.
--------------------------------
<3> Принят Калининградской областной Думой четвертого созыва 20 сентября 2007 г. // Калининградская правда. 2007. 10 октября. N 190.
Некоторые из данных принципов являются новыми в юридической практике и науке. Ряд региональных законов, например Закон Республики Коми об Общественной палате <4>, определяет (ст. 8), что формирование очередного состава Общественной палаты должно осуществляться с учетом принципа преемственности. Закон Калужской области об Общественной палате <5> в п. 15 ст. 10 гласит: "При формировании нового состава Общественной палаты ее состав должен быть обновлен не менее чем на половину. Одно и то же лицо не может быть членом Общественной палаты более двух сроков подряд. Принципы формирования Общественной палаты должны соответствовать принципам формирования институтов гражданского общества с учетом особого статуса Общественной палаты".
--------------------------------
<4> Принят Государственным Советом Республики Коми 22 июня 2006 г. // Республика. 2006. 18 июля. N 130 - 131; Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2007. N 1. Ст. 4656.
<5> Принят Постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 21 февраля 2008 г. N 913 // Весть. 2008. 7 марта. N 80 - 81.
Анализируя региональное законодательство по вопросам формирования данного института, можно выделить несколько моделей формирования общественных палат.
Первая модель - ассоциативная, по ней формируется, например, Общественная палата Новгородской области. В соответствии со ст. 7 Областного закона <6> Общественная палата формируется по инициативе граждан Российской Федерации, местом жительства которых является Новгородская область, являющихся представителями зарегистрированных на территории области общественных объединений и представителями от населения муниципальных районов, городского округа по заявительному принципу. В Законе уточняется, что численность представителей общественных объединений, входящих в состав Общественной палаты, не ограничена. Изменение состава Общественной палаты может осуществляться на протяжении всего периода ее полномочий. При этом состав Общественной палаты становится правомочным при достижении численности членов Общественной палаты не менее тридцати.
--------------------------------
<6> Принят Постановлением Новгородской областной Думы от 4 июля 2007 г. N 299-ОД // Новгородские ведомости. 2007. 21 июля. N 11.
К этой же модели можно отнести порядок формирования Общественной палаты Орловской области. В соответствии с п. 3 ст. 1 Областного закона порядок формирования и деятельности Общественной палаты регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и реализуется на основе добровольного участия в ее деятельности общественных объединений и объединений некоммерческих организаций, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории Орловской области <7>.
--------------------------------
<7> Принят областным Советом народных депутатов 28 ноября 2008 г. // Орловская правда. 2008. 11 декабря. N 202.
Последний порядок отражает особую роль Ассоциации общественных объединений в формировании Общественной палаты Орловской области, что в некоторой степени нарушает принцип равенства общественных объединений и невмешательство государства в деятельность общественных объединений.
Вторая модель - выборная, а именно посредством проведения конференций по выборам членов общественных палат делегатами от общественных объединений. Например, для реализации этой процедуры в соответствии со ст. 7 Закона Пермской области об Общественной палате <8> органы законодательной и исполнительной власти формируют оргкомитет, который берет на себя функции по проведению краевой конференции и обеспечению необходимых процедур ее избрания. Данная модель применяется также в Алтайском крае и еще ряде субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что в этом случае органы законодательной и исполнительной власти также назначают своих представителей в состав Палаты. Интересен и механизм участия общественных палат в данном процессе. Так, Общественная палата действующего состава Республики Татарстан избирает в соответствии со своим Регламентом 20 членов - одну треть, наряду с Президентом и Государственным советом Республики Татарстан (п. 3 ст. 7 республиканского Закона).
--------------------------------
<8> Принят Законодательным Собранием Пермского края 18 декабря 2008 г. // Российская газета. N 6. 2009. 20 января.
В большинстве региональных законов определено, что глава субъекта РФ, как правило, проводит только консультации с представителями некоммерческих организаций при утверждении кандидатур в состав общественной палаты. В ряде субъектов, например в Республике Северная Осетия - Алания, Президент Республики и Парламент в соответствии со ст. 8 определяют членов Общественной палаты на основании соответствующих представлений от общественных объединений данного субъекта РФ <9>.
--------------------------------
<9> См.: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ (в ред. от 25.12.2008) "Об Общественной палате Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.03.2005) // Российская газета. N 70. 2005. 7 апреля; Парламентская газета. N 63 - 66. 2005. 9 апреля; Собрание законодательства РФ. 2005. N 15. Ст. 1277.
В целом модель формирования палат в Республике Татарстан, Республике Северная Осетия - Алания можно назвать моделью общественно-государственного утверждения членов Палаты, или смешанной моделью, с участием представителей органов государственной власти. Именно она и является преобладающей в порядке формирования новых институтов гражданского общества и соответственно вызывает наибольший интерес для исследования.
Формирование общественных палат по этой модели происходит в несколько этапов, первым из которых, как правило, является утверждение членов общественной палаты главой субъекта Российской Федерации, затем представительным органом субъекта.
В ряде субъектов РФ формирование общественных палат происходит при прямом или непосредственном участии органов местного самоуправления. Как известно, многие исследователи относят его к институтам гражданского общества.
Участие органов местного самоуправления, местных общественных объединений является инструментом обеспечения примера равенства прав общественных объединений независимо от их территориального статуса. В соответствии со ст. 8 Закона Томской области об Общественной палате <10> 1/3 членов Общественной палаты субъекта избирается на Съезде совета муниципальных образований - по представлению общественности и представительных органов муниципальных образований. В ряде субъектов местные общественные объединения имеют свою квоту в Общественной палате. Их избрание может проводиться по территориальному принципу от местных общественных объединений в муниципальных районах, городских округах, при активном участии представительных органов местного самоуправления и членов (Мурманск, Курган, Кострома, Калуга, Ульяновск).
--------------------------------
<10> Принят Постановлением Государственной Думы Томской области от 25 мая 2006 г. N 3026 // Томские новости. 2006. 15 июня. N 24; Официальные ведомости Государственной Думы Томской области (Сборник нормативных правовых актов). 2006. 29 июня. N 53(114); Собрание законодательства Томской области. 2006. 30 июня. N 6(11).
В Волгоградской, Амурской, Липецкой, Омской, Оренбургской областях - утвержденные (назначенные) члены Общественных палат. Так, по Закону об Общественной палате Ярославской области <11> общественные палаты муниципальных районов и городских округов Ярославской области, создаваемые в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, назначают по одному представителю от муниципального образования членом Общественной палаты. В муниципальных районах и городских округах Ярославской области, в которых не созданы общественные палаты, членов Общественной палаты назначают представительные органы муниципальных образований. В итоге региональная Общественная палата формируется из 20 представителей создаваемых муниципальных общественных палат, которые затем вместе с утвержденными губернатором области членами Общественной палаты избирают представителей общественных объединений. При формировании Общественной палаты с участием органов местного самоуправления и местных общественных объединений ряд субъектов определяют конкретные нормы представительства от муниципальных образований. Например, в соответствии со ст. 6 Закона Оренбургской области <12> Общественная палата формируется из пятнадцати граждан Российской Федерации, проживающих в Оренбургской области, утверждаемых губернатором Оренбургской области, пятнадцати представителей региональных отделений общероссийских, областных общественных объединений и представителей общественности муниципальных образований Оренбургской области, имеющих статус городских округов, муниципальных районов, - по одному представителю от указанных муниципальных образований, за исключением городов Оренбурга (пять представителей), Орска (три представителя) Новотроицка и Бузулука (по два представителя).
--------------------------------
<11> Принят Ярославской областной Думой 30 сентября 2008 г. // Губернские вести. 2008. 10 октября. N 87.
<12> Принят Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 15 февраля 2006 г. N 3152 // Южный Урал. 2006. 17 марта. N 59.
При формировании общественных палат субъектов РФ существуют разные подходы к определению юридических лиц, допускаемых к выдвижению кандидатов в общественную палату, и требованиям, предъявляемым к гражданам - членам общественной палаты.
В большинстве законодательных норм субъектов содержатся положения, дублирующие нормы Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации".
Как известно, в соответствии с Федеральным законом правом выдвижения в Общественную палату Российской Федерации обладают только общественные объединения. В ряде региональных законов содержатся нормы, которые допускают выдвижение и от некоммерческих организаций (Воронеж, Иваново, Иркутск).
В соответствии со ст. 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "Об Общественной палате" <13> выдвижение кандидатов в члены Общественной палаты может проводиться:
--------------------------------
<13> Принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 15 ноября 2006 г. // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. 2006. Ноябрь. N 10; Красный Север. 2006. 8 декабря. N 142 (спецвыпуск N 90 - 91).
- решением общего собрания членов действующей на территории автономного округа ассоциации (союза) юридических лиц;
- решением собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление на части территории расположенного в автономном округе поселения;
- решением схода или собрания граждан, проживающих в муниципальных образованиях автономного округа, проводимого в порядке, предусмотренном соответственно ст. 25 и 29 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Количество кандидатов, которые могут быть выдвинуты одним общественным объединением, ассоциацией (союзом) юридических лиц, территориальным общественным самоуправлением, сходом или собранием граждан, не ограничивается.
В соответствии со ст. 4 Закона Брянской области "Об Общественной палате" <14> правом на выдвижение кандидатов обладают общественные объединения, численность которых не меньше 100 человек.
--------------------------------
<14> Принят Брянской областной Думой 30 ноября 2006 г. // Информационный бюллетень "Официальная Брянщина". 2006. 30 декабря. N 20.
По Закону Республики Мордовия об Общественной палате организации, осуществляющие свою деятельность в Республике, в срок не позднее тридцати дней со дня официального опубликования в средствах массовой информации информационного сообщения о формировании Общественной палаты проводят свои общие собрания (конференции, съезды) в соответствии с уставами организаций и направляют в Администрацию Главы Республики Мордовия заявления о желании включить своих представителей в состав Общественной палаты, оформленные решениями общих собраний (конференций, съездов) соответствующих организаций, которые должны содержать информацию о деятельности организаций, а также о выдвигаемом представителе. К заявлению прилагается копия свидетельства о государственной регистрации организации. Семнадцать представителей организаций включаются в состав Общественной палаты указом Главы Республики Мордовия по следующим квотам:
3 члена Общественной палаты - представители политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Государственном Собрании Республики Мордовия. Преимущественное право имеют представители тех политических партий, которые имеют наибольшее число депутатских мандатов в Государственной Думе и Государственном Собрании;
2 члена Общественной палаты - представители иных политических партий;
2 члена Общественной палаты - представители молодежных организаций;
1 член Общественной палаты - представитель женских организаций;
2 члена Общественной палаты - представители ветеранских организаций;
2 члена Общественной палаты - представители организаций инвалидов;
2 члена Общественной палаты - представители творческих союзов;
2 члена Общественной палаты - представители профессиональных союзов;
1 член Общественной палаты - представитель правозащитных организаций.
В случае если число заявлений, оформленных решениями общих собраний (конференций, съездов) соответствующих организаций о желании включить своих представителей в состав Общественной палаты, не превышает установленных настоящим Законом квот, то представители указанных организаций включаются в состав Общественной палаты указом Главы Республики Мордовия без голосования.
В случае если заявлений, оформленных решениями общих собраний (конференций, съездов) соответствующих организаций о желании включить своих представителей в состав Общественной палаты, больше, чем установленных квот, то Администрацией Главы Республики Мордовия определяется дата, время и место проведения общего собрания представителей соответствующих организаций, заявления от которых превышают установленную квоту, для проведения рейтингового голосования с целью определения членов Общественной палаты. Общее собрание избирает председателя, секретаря и счетную комиссию. В бюллетень для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые общим собранием (конференцией, съездом) соответствующих квоте организаций, за исключением лиц, взявших самоотвод, а также не соответствующих требованиям, предъявляемым законом к члену Общественной палаты. В голосовании принимает участие один представитель организации. Каждый голосующий имеет число голосов, соответствующее квоте, по которой проходит голосование, при этом голосующий не вправе отдать какому-либо кандидату более одного голоса. В состав Общественной палаты указом Главы Республики Мордовия включаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.
Голосование проводится необходимое количество раз до определения представителей в соответствии с установленной квотой. Оставшаяся часть состава Общественной палаты формируется из представителей организаций, не вошедших в состав Общественной палаты в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Большинство региональных законов содержат перечень лиц, которые не могут быть членами общественных палат субъектов.
Отличается состав Общественной палаты Московской области. Главы муниципальных образований Московской области, руководители общественных объединений входят в состав Общественной палаты на ротационной основе со сроком полномочий 12 месяцев. Общественная палата Московской области, по существу, не является институтом гражданского общества, не отвечает принципам Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.