Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОНЯТИЕ АДВОКАТУРЫ И АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Е.Г. АВАКЯН
До принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре") <1> адвокатура была учреждена Законом СССР от 30 ноября 1979 г. "Об адвокатуре в СССР" <2> и утвержденным 20 ноября 1980 г. Верховным Советом РСФСР Положением об адвокатуре РСФСР <3>. В Законе и Положении не содержалось понятия адвокатской деятельности. Форма адвокатских образований была одна - коллегия адвокатов, которая образовывалась по заявлению группы учредителей и по инициативе исполнительного и распорядительного органа Совета народных депутатов. Предложение о создании коллегии адвокатов направлялось в Министерство юстиции союзной республики, которое представляло его для утверждения и регистрации в Совет министров союзной республики.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
<2> Закон СССР от 30 ноября 1979 г. "Об адвокатуре в СССР" // ВС СССР 1979. N 49. Ст. 846.
<3> Закон РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР" // Ведомости ВС РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.
С принятием ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" в науке был поставлен вопрос о том, что Закон фактически разделил адвокатскую деятельность и адвокатуру и сделал их самостоятельными правовыми институтами. По мнению И.С. Яртых, все научные исследования в области адвокатуры следует разделить на науку об адвокатуре - профессиональном сообществе адвокатов и науку об адвокатской деятельности - функциональной деятельности адвокатов <4>.
--------------------------------
<4> Яртых И.С. Наука об адвокатуре: вчера, сегодня, завтра // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. N 12. С. 101.
Основываясь на названии ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", Т.Г. Дабижа предлагает отличать адвокатскую деятельность от деятельности адвокатуры в связи с различием субъектного состава и направленности этих видов деятельности <5>.
--------------------------------
<5> Дабижа Т.Г. Обеспечение гарантий независимости адвокатской деятельности и адвокатуры: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 12.
Следует отметить, что такой подход разделяется не всеми учеными. Например, С.О. Мхитарян считает неоднозначным и не соответствующим концепции исторического развития института адвокатуры разделение понятий "адвокатская деятельность" и "адвокатура" <6>.
--------------------------------
<6> Мхитарян С.О. Конституционно-правовое регулирование института публичных корпораций в Российской Федерации (на материалах адвокатуры и адвокатской деятельности): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 4.
При таком подходе следует отдельно говорить об автоматизации, цифровизации и цифровой трансформации деятельности адвокатуры и отдельно адвокатской деятельности.
Опираться в этом вопросе только на название ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" нельзя, так как здесь имеет значение внутреннее содержание этого правового акта и соотношение содержащихся в нем принципов и норм права, а также то, как этот Закон применяется на практике, в том числе с учетом развития научных подходов к этой тематике.
Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ) <7>, гарантируя в Российской Федерации как правовом государстве государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, включая право на получение квалифицированной юридической помощи, предполагает установление законодательного регулирования по вопросам, связанным с деятельностью адвокатуры, которое относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. "л" ч. 1).
--------------------------------
<7> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
Российское государство, учреждая адвокатуру путем принятия ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", установило адвокатское самоуправление, центральным органом которого является Федеральная палата адвокатов Российской Федерации (далее - ФПА РФ), созданная в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат субъектов Российской Федерации, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
Высшим органом ФПА РФ выступает Всероссийский съезд адвокатов. В соответствии с п. 7 ст. 35 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" решения ФПА РФ и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов. Пунктом 9 ст. 29 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты. Без создания адвокатуры, таким образом, невозможна и адвокатская деятельность.
Понятие адвокатуры как профессионального сообщества адвокатов и как института гражданского общества, не входящего в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, закреплено в ст. 3 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре".
Адвокатура входит в систему правоохранительных органов и правоохранительных организаций Российской Федерации. В отличие от правоохранительных органов адвокатура как правоохранительная организация не является государственной и фактически охраняет принципы и нормы права от нарушений.
Комментируя ст. 1 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", авторы комментария в п. 9 указали, что обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права, свободы и интересы закреплена на высшем законодательном уровне. Адвокатура в данном случае выполняет двойное назначение. С одной стороны, будучи институтом цивилизованного гражданского общества она входит в качестве важнейшего структурного элемента в механизм социального контроля за деятельностью государства, с другой - по согласованию с доверителем осуществляет защиту конкретного лица <8>.
--------------------------------
<8> Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации": научно-практический комментарий: Учебное пособие / Под ред. А.В. Гриненко. М.: Проспект, 2023. С. 14.
Вышеуказанный двойной подход к назначению адвокатуры считаем более приемлемым и отражающим суть адвокатуры. Для примера можно ознакомиться с определением адвокатуры, которое дал А.Г. Кучерена <9>, где нет разделения на адвокатскую деятельность и деятельность адвокатуры.
--------------------------------
<9> Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 10.
Исторически предметом науки адвокатуры являются общественные отношения, возникающие как в профессиональном сообществе адвокатов, так и между этим сообществом, организациями и физическими лицами. Субъектный состав участников деятельности адвокатуры очень широк, начиная с государства, Министерства юстиции Российской Федерации и заканчивая организациями и физическими лицами.
Цель публично-правового регулирования адвокатуры состоит в ее учреждении в конкретной форме, предусмотренной законом. Учреждение адвокатуры имеет цель - защита прав, свобод и интересов физических лиц и организаций, а также обеспечение доступа к правосудию. Публично-правовое регулирование государством адвокатуры является учреждающим и уполномочивающим и одновременно вводящим ограничения, предписывающие субъектам действовать в пределах компетенции. Пределы публично-правового регулирования адвокатуры устанавливаются исходя из общественных отношений, в которые вступает адвокатура, и источников ее правового регулирования. Субъективный предел устанавливается в нормах - принципах, целях и задачах адвокатуры.
Будучи независимым профессиональным советником по правовым вопросам, на которого законом возложена обязанность защищать права и свободы человека и гражданина, адвокат осуществляет деятельность, имеющую публично-правовой характер. Осуществление соответствующих публичных функций предполагает создание нормативно-правовых и организационных механизмов, обеспечивающих законность и независимость в деятельности адвокатов.
Конституция РФ не содержит положений, непосредственно определяющих статус адвоката и адвокатуры, поэтому урегулирование того статуса предполагается в федеральном законе.
Далее нужно обязательно сказать о задачах и целях адвокатуры. Задача адвокатуры определена в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Обеспечить эту квалифицированную юридическую помощь - обязанность адвокатуры путем организации адвокатской деятельности (гл. 4 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре"), цель которой указана в п. 1 ст. 1 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" как защита прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, а также обеспечение доступа к правосудию. Здесь следует привести понятие адвокатуры, которое дано авторами учебника "Адвокатура в Российской Федерации". Адвокатура - это профессиональное сообщество адвокатов, имеющее своей задачей оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов <10>.
--------------------------------
<10> Гриненко А.В., Костанов Ю.А., Невский С.А., Подшибякин А.С. Адвокатура в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.В. Гриненко. 4-е изд., перераб. и доб. М.: Проспект, 2002. С. 5.
На основании изложенного можно сделать вывод, что исходя из публично-правового регулирования адвокатуры на научном и практическом уровне нецелесообразно делить науку об адвокатуре на науку об адвокатской деятельности и науку о деятельности адвокатуры. Государство на публично-правовом уровне учредило адвокатуру, установив правовой статус ее организаций, и дало понятие адвокатской деятельности, поэтому ее организация и адвокатская деятельность направлены на поддержание единства и целостности адвокатуры.
При таком подходе цифровая трансформация адвокатуры должна проходить, охватывая все виды деятельности адвокатуры, включая адвокатскую деятельность.
Публично-правовое регулирование деятельности адвокатуры обязывает Совет адвокатской палаты и Совет ФПА РФ в соответствии с подп. 12 п. 3 ст. 31, с подп. 8 п. 3 ст. 37 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" организовывать информационное обеспечение адвокатов.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2022 г. N 49-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 3 статьи 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.Г. Шалавина" указано, что государство обязано урегулировать статус адвоката так, чтобы он мог эффективно выполнять функции правовой защиты, возложенные на него Конституцией РФ и федеральным законом, с учетом в том числе того, что деятельность адвокатов не только способствует отправлению правосудия, но и является одним из элементов гражданского контроля за законностью деятельности органов публичной власти <11>. Целью адвокатуры, таким образом, является и контроль за законностью деятельности органов публичной власти.
--------------------------------
<11> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2022 г. N 49-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 3 статьи 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Г. Шалавина" // СЗ РФ. 2022. N 47. Ст. 8305.
Каждый адвокат и адвокатская корпорация в целом, по мнению О.В. Поспелова, будут объектами цифрового контроля, при этом у них есть возможность стать, быть и оставаться субъектами цифрового адвокатского контроля <12>.
--------------------------------
<12> Поспелов О.В. Пределы и вариативность использования цифровых форм (инструментов) в адвокатуре и адвокатской деятельности: подходы и методы // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 11. С. 95.
Адвокатуру, таким образом, можно определить как учрежденный государством на принципах самоуправления институт гражданского общества, являющийся профессиональным сообществом адвокатов и имеющий своей задачей оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам и организациям в целях защиты их прав, свобод, интересов и контроля за законностью деятельности органов публичной власти, а также доступа к правосудию.
Правовое регулирование цифровой трансформации адвокатуры должно охватывать как внутреннюю ее организацию (гл. 4 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре"), так и адвокатскую деятельность с охватом всех субъектов, в том числе новых, появляющихся при применении информационных и цифровых технологий.
Литература
1. Адвокатура в Российской Федерации: Учебник / А.В. Гриненко, Ю.А. Костанов, С.А. Невский, А.С. Подшибякин; Под редакцией А.В. Гриненко. 4-е изд., перераб. и доб. Москва: Проспект, 2002. 248 с.
2. Дабижа Т.Г. Обеспечение гарантий независимости адвокатской деятельности и адвокатуры: Диссертация кандидата юридических наук / Т.Г. Дабижа. Москва, 2017. 232 с.
3. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: Диссертация доктора юридических наук / А.Г. Кучерена. Москва, 2002. 360 с.
4. Мхитарян С.О. Конституционно-правовое регулирование института публичных корпораций в Российской Федерации (на материалах адвокатуры и адвокатской деятельности): Диссертация кандидата юридических наук / С.О. Мхитарян. Москва, 2010. 201 с.
5. Поспелов О.В. Пределы и вариативность использования цифровых форм (инструментов) в адвокатуре и адвокатской деятельности: подходы и методы / О.В. Поспелов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 11. С. 88 - 95.
6. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации": научно-практический комментарий: Учебное пособие / Под редакцией А.В. Гриненко. Москва: Проспект, 2023. 296 с.
7. Яртых И.С. Наука об адвокатуре: вчера, сегодня, завтра / И.С. Яртых // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. N 12. С. 100 - 107.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.