Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Д.С. ВЕЧЕРНИН
В первой половине XXI в. среди большого количества существующих международных проблем с каждым годом все большее значение как в глобальном, так и в национальном масштабе приобретает проблема продовольственной безопасности. Политики и ученые сходятся во мнении, что, несмотря на активные системные усилия международного сообщества по решению данной проблемы, ситуация в области всемирной продовольственной безопасности не только не улучшилась, но в силу различных объективных и субъективных причин имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.
Согласно Глобальному докладу о продовольственных кризисах <1> с 2018 г. неуклонно увеличивается число людей, столкнувшихся с проблемой тяжелого отсутствия продовольственной безопасности и нуждающихся в срочной помощи в области питания и продовольствия. Так, в 2022 г. около 258 млн человек в 58 странах мира страдали от острого голода, а в семи странах людям грозил абсолютный голод.
--------------------------------
<1> Global Report on Food Crises 2023 // URL: https://www.fsinplatform.org/sites/default/files/resources/files/GRFC2023-hi-res.pdf (дата обращения: 10.05.2023).
Российские официальные оценки также сводятся к тому, что в настоящее время накапливаются предпосылки для возникновения глобального кризиса в области продовольственной безопасности и доступа к продуктам первой необходимости <2>. В этой связи изучение проблемы обеспечения продовольственной безопасности с точки зрения ее международно-правового регулирования является особенно актуальным и востребованным направлением научных изысканий.
--------------------------------
<2> Доклад Национального координатора России по реализации решений Саммита ООН по продовольственным системам "Влияние западных санкций на глобальный продовольственный кризис и рынок удобрений" // URL: https://www.dipacademy.ru/documents/4981/%D0%94%D0%9E%D0%9A%D0%9B%D0%90%D0%94_%D0%A0%D0%A3%D0%A1%D0%A1.pdf (дата обращения: 10.05.2023).
Целью настоящего исследования является анализ научных подходов к периодизации международно-правового регулирования продовольственной безопасности и выработка принципов нормативного регулирования продовольственной безопасности на современном этапе.
Актуальность проблемы обеспечения продовольственной безопасности в начале XXI в. предопределила ее изучение в отечественной и мировой научной литературе. Однако особую активность в исследовании данного вопроса проявили представители экономической науки. И речь в данном контексте идет не столько об изучении эволюции регулирования продовольственной безопасности, сколько о трансформации трактовки данного понятия.
В частности, исследователи П. Де Муро и М. Маззиотта обозначили пять этапов в определении понятия продовольственной безопасности <3>. По мнению ученых, в 1940 - 1950 гг. прослеживается тенденция к распределению развитыми странами излишков продовольствия в пользу развивающихся стран при помощи механизма продовольственной помощи. В 1960-е гг. стала преобладать точка зрения о вреде прямой продовольственной помощи нуждающимся странам в среднесрочной перспективе. В начале 1970-х гг. в условиях глобального зернового кризиса наступил новый этап в эволюции концепции глобальной продовольственной безопасности. Ведущие страны мира для преодоления последствий кризиса приняли меры для создания механизма обеспечения наличия достаточных запасов зерна как на национальном, так и на мировом уровне. Как полагают ученые, в 1980-е гг. содержание понятия "продовольственная безопасность" трансформировалось и стало включать также физическую и экономическую доступность продовольствия. Пятый этап определен как "свобода от голода и истощения" с учетом определения продовольственной безопасности в Римской декларации всемирного саммита по продовольственной безопасности 1996 г., в рамках которого все люди на планете должны быть обеспечены безопасным и питательным продовольствием.
--------------------------------
<3> Napoli M., Muro Ph., Mazziotta M. Towards a Food Insecurity Multidimensional Index. FAO, Rome, 2011. P. 7 - 9.
По мнению экономиста Л.С. Ревенко <4>, следует выделить три ключевых этапа в процессе трансформации понятия продовольственной безопасности. Как отмечает исследователь, до глобальных сырьевых кризисов 1970-х гг. определение продовольственной безопасности формировалось преимущественно на национальном уровне и базировалось на стремлении стран к самообеспечению продуктами питания. Необходимость консолидации усилий международного сообщества в борьбе с последствиями сырьевых кризисов 1970-х гг. привела к формированию универсального понятия "всемирная продовольственная безопасность", а продовольственная проблема в этот период становится глобальной проблемой человечества. Следующий рубеж в изменении понимания продовольственной безопасности, по мнению Л.С. Ревенко, был достигнут в 1996 г. в ходе Всемирного саммита по продовольственной безопасности. Принятая по итогам саммита Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности впервые обозначила бедность в качестве главной угрозы продовольственной безопасности на глобальном и национальном уровне. Как отмечает исследователь, агропродовольственный кризис во второй половине 2000-х гг. и глобальный финансовый кризис 2008 - 2009 гг. не только оказали существенное воздействие на продовольственную безопасность в отдельных государствах и в мире в целом, но и повлияли на содержание понятия продовольственной безопасности.
--------------------------------
<4> Ревенко Л.С. Параметры и риски продовольственной безопасности // Международные процессы. 2015. Т. 13. N 41. С. 8.
Развивая идеи Л.С. Ревенко, П.Н. Ломакин предлагает сходную периодизацию развития института продовольственной безопасности. Новация подхода исследователя заключается в том, что он выделяет в качестве точки отсчета современного этапа формирования взглядов на проблему продовольственной безопасности мировой продовольственный кризис начала 2000-х гг. Как отмечает П.Н. Ломакин <5>, отличительными чертами современного этапа в развитии концепции продовольственной безопасности являются глобальная либерализация рынка продовольствия, расширение влияния международных договоров и соглашений на государственное регулирование в сельском хозяйстве в большинстве стран мира, а также осуществление государственной поддержки национального производителя продовольствия посредством мер, повышающих его конкурентоспособность на внешних рынках.
--------------------------------
<5> Ломакин П.Н. Обеспечение продовольственной безопасности России: внутренние и международные аспекты: дис. ... канд. экон. наук. М., 2017. С. 19.
Особого внимание заслуживает подход А.Ю. Белугина <6>, который полагает, что развитие понимания продовольственной безопасности и подходов к ее обеспечению часто воспринимается как линейный процесс, который в дальнейшем трансформируется и создает новые категории. В частности, для первых этапов характерен акцент на проблемах наличия продовольствия и продовольственной самообеспеченности. Затем возникает проблема запасов продовольствия и контроля мировых цен. По мере развития международного сотрудничества в этой сфере на первый план выходят проблемы бедности, физической и экономической доступности продовольствия. Наконец, для современного этапа характерно обсуждение вопросов питательности и безопасности продовольствия.
--------------------------------
<6> Белугин А.Ю. Эволюция понятия "продовольственная безопасность": история, этапы, современное понимание // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2019. Т. 11. Вып. 2. С. 125.
Представители юридической науки рассматривают периодизацию международно-правового регулирования продовольственной безопасности преимущественно в контексте изучения проблем регулирования в отечественном публично-правовом секторе. Однако этапов нормативно-правового регулирования в работах исследователей, как правило, не приводится.
В частности, В.В. Устюкова и Л.А. Биткова отмечают <7>, что необходимость обеспечения продовольственной безопасности граждан вытекает из положений таких международно-правовых актов, как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности 1996 г., которые признают право каждого на достаточный жизненный уровень и на непрерывное улучшение условий жизни, а также право каждого человека на свободу от голода.
--------------------------------
<7> Устюкова В.В., Биткова Л.А. Риски и угрозы продовольственной безопасности и правовые средства их преодоления // Аграрное и земельное право. 2018. N 5. С. 94.
Г.Е. Быстров высказывает мнение <8>, что международно-правовое регулирование продовольственной безопасности основывается на нормах Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания, одобренной Резолюцией 3348 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1974, Декларации Всемирного саммита по продовольственной безопасности, прошедшего в Риме 16 - 18 ноября 2009 г., и других международных документов, в том числе подготовленных Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), но не выделяет этапы данного регулирования.
--------------------------------
<8> Быстров Г.Е. Мировой и российский опыт правового регулирования продовольственной безопасности в условиях глобализации и присоединения России к ВТО // Аграрное и земельное право. 2013. N 4 (100). С. 53.
Представляется, что наиболее системный подход с точки зрения изучения периодизации международно-правового регулирования продовольственной безопасности представлен в работах Ю.А. Валетовой <9>.
--------------------------------
<9> См.: Валетова Ю.А. Международно-правовое обеспечение продовольственной безопасности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013; Она же. Этапы развития международно-правового сотрудничества государств в обеспечении всемирной продовольственной безопасности // Наука и современность. 2011. N 13-3. С. 186 - 188.
В частности, исследователем достаточно четко определены этапы международно-правового сотрудничества в области обеспечения глобальной продовольственной безопасности и дана их содержательная характеристика:
- первый этап (1945 - 1974 гг.) включает в себя создание специализированного учреждения Организации Объединенных Наций в области питания, продовольствия и сельского хозяйства - ФАО, а также международно-правовой базы в сфере обеспечения продовольственной безопасности;
- второй этап (1974 - 1996 гг.) характеризуется формированием системы международной продовольственной безопасности в рамках мероприятий по результатам первой Всемирной конференции по проблемам продовольствия;
- третий этап (1996 - 2007 гг.) предусматривает активизацию международного сотрудничества в контексте реализации глобальной цели по сокращению числа голодающих через содействие на международно-правовом уровне обеспечению права человека на питание как средства достижения продовольственной безопасности "для всех";
- для современного этапа (с 2008 г. по настоящее время) характерны ликвидация негативных последствий мирового продовольственного кризиса и совершенствование системы международного сотрудничества в области обеспечения всемирной продовольственной безопасности, в основе которой - реформа Комитета по всемирной продовольственной безопасности.
На наш взгляд, несмотря на содержательный анализ международно-правового регулирования продовольственной безопасности в работах Ю.А. Валетовой, данная периодизация требует актуализации с учетом современных геополитических и правовых реалий.
Как показывает анализ научных работ, посвященных изучению проблемы международно-правового регулирования продовольственной безопасности, период регулирования с 2008 г. по настоящее время пока не стал объектом специального изучения в работах юристов-международников. Однако полагаем, что именно в этот период в концепции нормативного регулирования продовольственной безопасности на глобальном уровне произошли существенные изменения.
В частности, в Декларации тысячелетия ООН <10> была зафиксирована цель к 2015 г. вдвое сократить долю населения земного шара, страдающего от голода. Однако последствия всемирных продовольственного и финансового кризисов в первом десятилетии XXI в., геополитические и природно-климатические причины привели к тому, что данная цель оказалась недостижима уже в начале 2010-х гг. <11>.
--------------------------------
<10> Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (Нью-Йорк, 8 сентября 2000 г.) // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 10.05.2023).
<11> По данным ФАО, в 1999 - 2001 гг. в мире насчитывалось 919 млн недоедающих людей (15% мирового населения), в то время как в 2007 - 2009 гг. - 867 млн человек (12,9%) // URL: https://www.fao.org/3/i3027r/i3027r01.pdf (дата обращения: 10.05.2023).
В этот период мировое сообщество искало пути решения проблемы хронического голода и активно обсуждало меры по совершенствованию всемирной системы продовольственной безопасности.
В ноябре 2014 г. Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) была организована II Международная конференция по вопросам питания (МКП-2), по итогам которой были приняты Римская декларация по вопросам питания и связанная с ней Рамочная программа действий.
Участники глобального форума констатировали, что в связи с объективными ограничениями, обусловленными дефицитом ресурсов и ухудшением состояния окружающей среды, неустойчивыми моделями производства и потребления, продовольственными потерями и несбалансированным распределением, существующим продовольственным системам становится все сложнее снабжать население земного шара достаточными по количеству, безопасными, разнообразными и богатыми питательными веществами пищевыми продуктами, обеспечивающими здоровый рацион питания.
В этих условиях важнейшим условием радикального сокращения масштабов голода и недоедания становится переход к принципам устойчивого развития сельского хозяйства, которые были сформулированы Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций в виде единой концепции устойчивости агропродовольственных систем <12>. Данная концепция включает в себя пять ключевых принципов, реализация которых должна быть направлена на качественное изменение технологий в сельском хозяйстве и системы производства продовольствия посредством более эффективного использования природных ресурсов и более бережного отношения к тому, что уже произведено. Данные принципы должны помочь и в решении проблемы распространения неинфекционных заболеваний и устойчивости человеческого организма к противомикробным препаратам.
--------------------------------
<12> Разработка единой концепции устойчивого производства продовольствия и ведения сельского хозяйства. Принципы и подходы // URL: https://www.fao.org/3/i3941r/i3941r.pdf (дата обращения: 10.05.2023).
Полагаем, что важное значение Римской декларации по вопросам питания заключается не только в том, что она актуализировала существующие проблемы в области глобальной продовольственной безопасности, но и способствовала дальнейшей интеграции обязательств по решению данных проблем в Повестку дня в области развития на период после 2015 г. и иные международные нормативные акты <13>.
--------------------------------
<13> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г." (Нью-Йорк, 25 сентября 2015 г.) // URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 10.05.2023).
В частности, принятая в сентябре 2015 г. Генеральной Ассамблеей ООН Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. предусматривает достижение глобальной цели по ликвидации голода и всех форм недоедания на основе принципов вышеуказанной концепции устойчивости агропродовольственных систем.
Кроме того, в апреле 2016 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию о провозглашении периода 2016 - 2025 гг. Десятилетием действий ООН по проблемам питания, тем самым формализовав рекомендацию Римской декларации по вопросам питания.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что с внедрением принципов концепции устойчивости агропродовольственных систем в важнейшие международные нормативные акты начинается новый этап международно-правового регулирования продовольственной безопасности.
Предполагалось, что данный этап должен стать переломным в контексте изменения подходов мирового сообщества к решению проблемы продовольственной безопасности. Об этом свидетельствует активизация международного сотрудничества в данной сфере, а также те цели, которые определяют направления взаимодействия на период после 2015 г.
Как показывает проведенный анализ, регулирование продовольственной безопасности на глобальном, региональном и национальном уровне в рамках Повестки в области устойчивого развития на период до 2030 г. должно было строиться на следующих принципах:
- повышение эффективности использования природных и трудовых ресурсов для производства продовольствия;
- сохранение и улучшение состояния природных ресурсов и окружающей природной среды, используемых для производства продовольствия;
- развитие сельских территорий и аграрного сектора, при котором все экономически состоятельные производители имеют доступ к природным и финансовым ресурсам;
- повышение устойчивости человеческих сообществ и экосистем к изменению климата и волатильности рынков;
- создание устойчивой системы управления агропродовольственными комплексами, которая опирается на прозрачное и эффективное законодательство и соблюдает рациональный баланс частной инициативы и государственного регулирования.
Вышеуказанные принципы в значительной степени определяли характер международно-правового регулирования продовольственной безопасности во второй половине 2010-х гг. и должны были способствовать достижению цели устойчивого развития по ликвидации голода и недоедания к 2030 г. Однако в начале 20-х гг. XXI в. произошли события, оказавшие серьезное влияние на состояние всемирной продовольственной безопасности и потребовавшие разработки новых подходов к ее регулированию.
В частности, как отмечают эксперты ФАО <14>, пандемия COVID-19 привела к тому, что в 2020 г. распространенность умеренного и острого отсутствия продовольственной безопасности в мире резко возросла, распространенность острого отсутствия продовольственной безопасности повысилась, что стало следствием ухудшения положения тех, кто и до того находился в крайне неблагоприятном положении.
--------------------------------
<14> URL: https://www.fao.org/3/cc0639ru/cc0639ru.pdf.
Исследователи полагают <15>, что современная мировая продовольственная система находится в беспорядке. Один из 10 человек недоедает. Каждый четвертый имеет избыточный вес. Более одной трети населения мира не могут позволить себе здоровое питание. Поставки продовольствия нарушаются из-за глобального изменения климата и войн. Число голодающих в 2020 г. было на 13% выше, чем в 2019 г.
--------------------------------
<15> Braun J., Afsana K., Fresco L.O., Hassan M.H.A. Food Systems: Seven Priorities to End Hunger and Protect the Planet // Nature. 2021. Vol. 597. P. 28.
В этих условиях Комитет по всемирной продовольственной безопасности выступил с идеей преобразования продовольственных систем <16>, которая должна последовательно воплощаться с учетом национального контекста и потенциала.
--------------------------------
<16> Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире в 2021 году, его политические последствия и роль КВПБ в условиях пандемии COVID-19: проект выводов // URL: https://www.fao.org/3/ng691ru/ng691ru.pdf (дата обращения: 10.05.2023).
Начавшееся в феврале 2022 г. российско-украинское вооруженное противостояние еще больше усугубило продолжающийся кризис продовольственной безопасности во всем мире, особенно в развивающихся и наименее развитых странах, переживающих кризисы и чрезвычайные ситуации в условиях острой нехватки продовольствия.
Кроме того, введение таких односторонних рестриктивных мер в отношении Российской Федерации, как ограничение экспорта российской сельскохозяйственной продукции и удобрений, невозможность страхования морских перевозок и отключение системообразующих российских банков от системы SWIFT, привело к разрыву логистических и финансовых цепочек в международной торговле продовольственными товарами. С учетом того что Российская Федерация играет важную роль в мировой торговле продовольствием и сельскохозяйственной продукцией и является ключевым экспортером удобрений <17>, указанные внешние ограничения не могли не отразиться на состоянии глобальной продовольственной безопасности.
--------------------------------
<17> В 2020 г. Россия заняла первое место в мире по экспорту азотных удобрений, второе - по экспорту калия и третье - по экспорту фосфорных удобрений.
Несмотря на декларируемую приверженность стран G20 принципу открытой, прозрачной, инклюзивной, предсказуемой и недискриминационной сельскохозяйственной торговли, основанной на правилах ВТО <18>, ограничения в отношении российского экспорта продовольствия и удобрений, в том числе препятствия в сферах финансов, страхования и логистики, сохраняются.
--------------------------------
<18> Балийская декларация лидеров "Группы двадцати" // URL: https://www.mid.ru/print/?id=1838976&lang=ru (дата обращения: 10.05.2023).
Устранению указанных ограничений должны были способствовать подписанные 22 июля 2022 г. в Стамбуле Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продовольствия из Украины и Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и Секретариатом Организации Объединенных Наций о содействии продвижению российских продуктов питания и удобрений на мировые рынки, которые являются частью так называемой Черноморской зерновой инициативы.
Однако мер по обеспечению беспрепятственных поставок продовольствия и удобрений, включая сырье для их производства, поступающих из Российской Федерации, на мировые рынки, принимаемых в настоящее время Секретариатом ООН, в текущих условиях явно недостаточно.
В этих условиях становится очевидным, что достижение заявленных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. целей, касающихся ликвидации голода, будет зависеть от эффективности существующего механизма международно-правового регулирования продовольственной безопасности, который в настоящее время столкнулся с новыми глобальными вызовами.
Как показывает анализ опыта ведущих сельскохозяйственных держав в сфере нормативно-правового регулирования продовольственной безопасности <19>, каждое суверенное государство стремится как можно быстрее и эффективнее обеспечить национальную продовольственную безопасность, в первую очередь за счет самообеспеченности важнейшими продовольственными товарами.
--------------------------------
<19> Речь идет об опыте Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Канады.
Учитывая изложенное, можем сделать вывод о том, что к началу 20-х гг. XXI в. мировое сообщество подошло к новому этапу международно-правового регулирования продовольственной безопасности, который характеризуется ростом глобальной геополитической напряженности, нарастающими противоречиями между странами и регионами и, как следствие, созданием условий для очередного глобального продовольственного кризиса.
В текущих условиях не только научное сообщество, но и эксперты специализированных учреждений ООН приходят к выводу, что к 2030 г. не удастся покончить с голодом, а число голодающих будет держаться на уровне 670 млн человек (8% населения земного шара) <20>.
--------------------------------
<20> По итогам 2021 г. было установлено, что более 800 млн человек за год пострадали от голода. Если считать данный показатель с начала пандемии COVID-19, то число недоедающих в 2022 г. стало на 150 млн больше // URL: https://www.fao.org/3/cc0639en/cc0639en.pdf (дата обращения: 10.05.2023).
Вместе тем усилия международного сообщества по реализации целей устойчивого развития в рамках Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г. помогают в определенной степени снизить негативное воздействие на продовольственную безопасность таких факторов, как пандемия COVID-19, климатический кризис и нехватка ресурсов в условиях сохраняющегося и растущего неравенства.
Полагаем, что развитие международно-правового регулирования продовольственной безопасности на современном этапе должно основываться на следующих принципах:
- всемирная продовольственная безопасность достигается с учетом опыта международно-правового регулирования в данной сфере, в том числе в рамках Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г.;
- государства обязаны сотрудничать и учитывать интересы друг друга в деле обеспечения всемирной продовольственной безопасности;
- продовольственная безопасность на глобальном, региональном и национальном уровне может достигаться в том числе за счет продовольственной независимости государств в условиях влияния внутренней и внешней конъюнктуры рынка.
Библиография
1. Белугин А.Ю. Эволюция понятия "продовольственная безопасность": история, этапы, современное понимание // Научные исследования экономического факультета. 2019. Т. 11. Вып. 2. С. 122 - 143.
2. Быстров Г.Е. Мировой и российский опыт правового регулирования продовольственной безопасности в условиях глобализации и присоединения России к ВТО // Аграрное и земельное право. 2013. N 4 (100). С. 51 - 56.
3. Валетова Ю.А. Международно-правовое обеспечение продовольственной безопасности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 32 с.
4. Валетова Ю.А. Этапы развития международно-правового сотрудничества государств в обеспечении всемирной продовольственной безопасности // Наука и современность. 2011. N 13-3. С. 186 - 190.
5. Ломакин П.Н. Обеспечение продовольственной безопасности России: внутренние и международные аспекты: дис. ... канд. экон. наук. М., 2017. 229 с.
6. Ревенко Л.С. Параметры и риски продовольственной безопасности // Международные процессы. 2015. Т. 13. N 41. С. 6 - 20.
7. Устюкова В.В., Биткова Л.А. Риски и угрозы продовольственной безопасности и правовые средства их преодоления // Аграрное и земельное право. 2018. N 5. С. 94 - 102.
8. Braun J., Afsana K., Fresco L.O., Hassan M.H.A. Food Systems: Seven Priorities to End Hunger and Protect the Planet // Nature. 2021. Vol. 597. P. 28 - 30.
9. Napoli M., Muro Ph., Mazziotta M. Towards a Food Insecurity Multidimensional Index. Rome: FAO, 2011. 72 p.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.