Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ
И.З. АЮШЕЕВА
Согласно ст. 30 Конституции России право граждан на объединение является одним из важнейших прав человека. В развитие данного конституционного положения в Федеральном законе от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <1> (далее - Закон об объединениях) было дано их понятие, а также перечислены организационно-правовые формы, среди которых названы общественная организация, общественное движение и ряд других. Перечисленные объединения могут приобрести статус юридического лица: в ГК РФ названы отдельные организационно-правовые формы юридических лиц (общественная организация, общественное движение и т.д.), но это требование не является обязательным. Фактически общественные объединения могут функционировать без образования юридического лица, чаще всего в форме гражданско-правового сообщества, которое может принимать решения собраний, имеющие юридические последствия для участников такого собрания. При этом определение гражданско-правового статуса таких общественных объединений, действующих в качестве гражданско-правового сообщества без образования юридического лица, однако получающего возможность принимать юридически значимые решения собраний, до настоящего времени требует конкретизации.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
В специальном нормативном акте об общественных объединениях также была предпринята попытка определить особенности их отдельных организационно-правовых форм. Тем не менее указанные в этом Законе особенности не всегда соответствуют положениям действующего ГК РФ, в связи с чем при создании, регистрации в качестве юридического лица и дальнейшем функционировании различных общественных объединений неизбежно возникают проблемы, связанные с необходимостью поиска путей решения указанных противоречий.
Необходимость совершенствования законодательства в сфере регулирования отношений с участием общественных объединений назрела давно. Решение имеющихся проблемных вопросов будет способствовать более эффективному и беспрепятственному осуществлению права на объединение граждан.
В специальном законодательстве об объединениях общественное движение определяется как такой их вид, который носит массовый характер, состоит из участников, не признаваемых при этом членами такого движения, преследует общественно полезные, в том числе политические, социальные цели, поддерживаемые его участниками. Оно может приобрести статус юридического лица.
Одноименная организационно-правовая форма общественных движений как юридических лиц поименована в ГК РФ. Общественные движения отнесены к некоммерческим корпоративным организациям. Указано, что общие положения ГК РФ применяются к общественным движениям при условии, что иное не предусмотрено специальным Законом об объединениях.
В определении общественного движения, данном в ГК РФ, не упоминается членство: нет акцента на том, что участники общественного движения не приобретают права членства. Очевидно, это объясняется тем, что в ст. 2 и 65.1 ГК РФ права участия и права членства по своей сути отождествляются.
Между тем в Законе об объединениях указываются различия в статусе их членов и участников. Так, согласно ст. 6 указанного нормативного правового акта права членства в общественном объединении приобретают лица, которые подают заявления, иные документы, позволяющие вести их учет.
Участниками же общественного объединения признаются лица, которые просто выражают поддержку его целям или даже его отдельным акциям. Участники не обязаны оформлять свое участие документально. Норма является диспозитивной, в уставе можно предусмотреть необходимость регистрации участника. В остальном правовой статус участников и членов общественных объединений не разграничивается.
Корпоративный характер общественного движения находит свое отражение в структуре его органов. Высшим органом управления общественного движения является общее собрание его участников (съезд, конференция). В этой некоммерческой организации также формируется выборный коллегиальный постоянно действующий руководящий орган, подотчетный общему собранию участников, назначается единоличный или коллегиальный исполнительный орган. Необходимо отметить, что сходная структура органов предусмотрена также и для общественных организаций.
До проведенной в 2014 г. реформы законодательства о юридических лицах в ГК РФ перечень некоммерческих организаций, в отличие от коммерческих, не был закрытым. Некоммерческие организации могли создаваться не только в формах, указанных в ГК РФ, но также и в других формах, предусмотренных законом. В ГК РФ упоминались именно общественные организации, которые отождествлялись с объединениями. В его первоначальной редакции общественными и религиозными организациями (объединениями) признавались добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, а понятия их участников и членов не разграничивались. Такая же норма на современном этапе содержится в Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <2>. Таким образом, в первоначальной редакции ГК РФ и в названном Законе о некоммерческих организациях не было упоминания об общественных движениях как самостоятельной форме некоммерческих организаций, но и в том и в другом нормативном правовом акте содержались отсылки к специальному закону, которым определяются особенности правового положения общественных объединений как участников гражданско-правовых отношений. Таким законом явился Закон об объединениях, в котором общественное движение было названо одной из их организационно-правовых форм, как и общественная организация.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
Наличие общих черт у общественных организаций и общественных движений повлияло в процессе проведенной в 2014 г. реформы положений ГК РФ о юридических лицах на то, что к общественным организациям были отнесены в том числе политические партии, профсоюзные организации, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления и общественные движения <3>. Однако уже в следующем году в ст. 50 ГК РФ были внесены изменения, общественные движения исключены из перечня общественных организаций, им был предоставлен самостоятельный статус отдельной организационно-правовой формы <4>.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 19. Ст. 2304.
<4> Федеральный закон от 23.05.2015 N 133-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О политических партиях" // СЗ РФ. 2015. N 21. Ст. 2985.
Можно ли считать обоснованным выделение общественных движений в качестве самостоятельной формы юридических лиц, признавать их самостоятельными субъектами гражданского права?
В Концепции, разработанной в целях совершенствования гражданского законодательства <5>, было обращено внимание на слишком большое число различных видов некоммерческих организаций при отсутствии единой их системы, так и не выработанной с момента принятия первой части ГК РФ. В этой сфере как на момент проведения реформы, так и в настоящее время обнаруживается значительное количество пробелов, повторов, противоречивых норм. Целый ряд некоммерческих организаций выделены в отдельные организационно-правовые формы юридических лиц искусственно, без указания на практически значимые признаки, отражающие особенности их гражданско-правового положения, либо при отсутствии для этого реальной потребности. Особо было обращено внимание на необходимость оптимизации классификации различных видов юридических лиц в зависимости от реальных гражданско-правовых особенностей их внутреннего устройства. Авторы концепции предлагали исчерпывающим образом урегулировать гражданско-правовые конструкции указанных форм некоммерческих организаций в ГК РФ. В качестве самостоятельной формы общественных объединений в ГК РФ предлагалось включить прежде всего общественные организации.
--------------------------------
<5> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. N 11. С. 6.
При оценке проведенной реформы гражданского законодательства в юридической литературе было обращено внимание на то, что в результате ее проведения в рамки нескольких форм юридических лиц было помещено все многообразие некоммерческих организаций. Были высказаны опасения, что в связи с этим увеличиваются риски появления объединений похожих друг на друга так называемых рамочных форм. Однако также отмечалось, что нельзя разграничивать отдельные виды организационно-правовых форм по несущественным или малочисленным критериям <6>. В науке также высказывалась позиция о том, что большое количество различных форм юридических лиц не вполне соответствует социальным ценностным ожиданиям <7>. Таким образом, в целом закрепление в ГК РФ закрытого перечня некоммерческих организаций было оценено положительно, хотя также высказывалась и противоположная позиция <8>.
--------------------------------
<6> Лескова Ю.Г. Реформирование системы некоммерческих организаций в гражданском законодательстве РФ: новые правила и новые проблемы // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 9. С. 1899 - 1905.
<7> Кожокарь И.П. Аксиологические дефекты нормативной подсистемы механизма гражданско-правового регулирования // Власть закона. 2017. N 3. С. 69 - 92.
<8> См., например: Андреев В.К. Юридические лица как субъекты экономической деятельности // Журнал российского права. 2016. N 5. С. 35 - 44.
Последующее выделение некоторых организационно-правовых форм, в том числе общественных движений, и внесение изменений в ГК РФ уже после проведенной реформы объяснялось необходимостью придания определенности правового статуса таким юридическим лицам, которые не могли существовать в рамках ранее определенных форм некоммерческих юридических лиц <9>. Тем не менее в пояснительной записке к Закону <10> причины выделения общественных движений из общественных организаций не были названы, не были перечислены те существенные или многочисленные признаки, которые позволяют считать их самостоятельной формой юридических лиц и при этом не позволяют вписать их в форму общественной организации.
--------------------------------
<9> См.: Кодификация российского частного права, 2019 / В.В. Витрянский, С.Ю. Головина, Б.М. Гонгало [и др.]; под ред. Д.А. Медведева. М.: Статут, 2019; Гутников О.В., Оболонкова Е.В. К вопросу о закреплении закрытого перечня некоммерческих организаций в Гражданском кодексе Российской Федерации // Гражданское право. 2020. N 5. С. 18 - 21.
<10> Система обеспечения законодательной деятельности [сайт]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/759252-6 (дата обращения: 13.02.2023).
Исходя из анализа легального определения общественного движения, его особенностями можно назвать общественно полезные цели создания, а также то, что участники общественного движения не приобретают права членства в нем, а просто осуществляют поддержку целям его создания и деятельности <11>, в отличие от общественной организации, отмечается массовый характер движения <12>.
--------------------------------
<11> См.: Гражданское право: участники правоотношений: учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. В.В. Долинская, В.Л. Слесарев. М.: Проспект, 2017. С. 222.
<12> Гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. Е.Е. Богдановой. М.: Проспект, 2020. Т. 1. С. 180.
Выше указывалось, что понятия участника и члена, отождествляемые в ГК РФ, в Законе об объединениях разграничиваются по признаку формализации участия: если участие в объединении оформляется личным заявлением или иным документом, то такой участник приобретает статус члена объединения, если же такой фиксации участия нет, то статус члена не приобретается, остается только статус участника объединения. Тем не менее норма является диспозитивной, и в уставе может быть предусмотрена возможность фиксации участия в общественном объединении путем подачи соответствующего заявления или иного документа: фактически в таком случае нивелируется разница между категориями участника и члена общественного объединения.
Важно отметить, что все юридические лица являются организациями, им присущ признак организационного единства. В том случае, если общественное движение регистрируется в качестве юридического лица, должны быть сформированы его органы. Высшим органом управления является конференция (съезд) участников, их общее собрание. В целях принятия участия в управлении корпоративной организацией, коей является общественное движение, как правило, в их уставах закрепляется правило о том, что участники для реализации своих корпоративных прав должны подавать заявление, регистрировать иным образом свое участие в общественном движении. Органы управления общественного движения формируются именно теми участниками, которые оформили свое участие в организации, иначе управление ею становится затруднительным. Тем самым нивелируется одна из отличительных черт общественного движения. Фактически в общественном движении выделяются те участники, которые, как и члены в общественной организации, формализуют свое участие путем подачи заявления или иного документа, приобретая корпоративные права. Иные участники, которые лишь поддерживают цели создания общественного движения, не приобретают корпоративные права в том же объеме.
Например, в п. 4.4 Устава Всероссийского общественного движения "Волонтеры Победы" указано, что физические лица принимают участие в движении на основании письменного заявления, затем их участие оформляется решением соответствующих штабов (центрального, региональных или местных). Новый участник фактически регистрируется (ставится на учет) в региональном или местном отделении. Аналогичные правила устав содержит для участников, которые являются юридическими лицами. Они также должны подать заявление в центральный, региональные штабы, приложить к нему протокол уполномоченного органа общественного объединения, намеревающегося вступить в движение. Затем по решению либо центрального, либо региональных штабов они ставятся на учет в региональном отделении движения по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения <13>.
--------------------------------
<13> Всероссийское общественное движение "Волонтеры Победы" [сайт]. URL: https://волонтерыпобеды.рф/docs (дата обращения: 14.02.2023).
В пункте 4.4 Устава Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения "Бессмертный полк России" указано, что прием в участники движения осуществляется на основании решения центрального, регионального или местного отделения путем подачи письменного заявления гражданина. Принятый гражданин ставится на учет как в едином реестре участников движения, так и в региональном и местном отделениях <14>.
--------------------------------
<14> URL: https://www.polkrf.ru/about/dokumenty/ustav-dvizheniya (дата обращения: 14.02.2023).
В некоторых случаях в уставе не содержится требование о подаче заявления, однако так или иначе регламентируется порядок принятия в движение в качестве участника. Например, в п. 5.2 Устава Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" указывается, что решения о приеме в состав участников движения, а также об их исключении принимает центральный штаб <15>.
--------------------------------
<15> Общероссийский народный фронт [сайт]. URL: https://onf.ru/structure/documents-0/ (дата обращения: 14.02.2023).
В некоторых уставах указывается, что подача заявления является правом участника движения. Например, в п. 5.4 Устава Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России" указано, что участники вправе оформить свое участие соответствующим заявлением, поданным в центральный, региональный или местный совет. Организацию учета участников осуществляет центральный исполнительный комитет движения <16>.
--------------------------------
<16> Общероссийское общественное движение в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России" [сайт]. URL: https://www.potrebitel-russia.ru/uploads/files/Ystav%202017_2.pdf (дата обращения: 14.02.2023).
На основании анализа учредительных документов целого ряда общественных движений можно сделать вывод о том, что в большинстве из них так или иначе решается вопрос о фиксации участия в деятельности движения путем подачи заявлений, постановки на учет, принятия решения о возможности участия в движении, ведения реестра участников и т.п. Действительно, иной подход вызвал бы затруднения при определении участников организации, которые приобретают корпоративные права, прежде всего права на участие в формировании высшего органа управления корпоративной организации и права управления ею. В этом смысле массовый характер поддержки общественного движения с практической позиции не позволил бы формализовать и закрепить весь объем корпоративных прав участников движения. В связи с указанным при регистрации общественного движения в качестве юридического лица важно все же формализовать круг тех участников, которые смогут реализовать свои корпоративные права в полном объеме. В ситуации, когда участники подают заявления и ставятся на учет в различных реестрах, возникает неравенство возможностей тех участников, которые оформили свое участие в соответствии с уставом, а также тех, кто просто выразил поддержку движению, например присоединившись к его разовой акции, мероприятию. Фактически статус зарегистрированных участников общественного движения становится мало отличимым от статуса членов общественной организации. Следовательно, один из указанных выше отличительных признаков общественного движения практически исчезает либо его значение минимизируется.
Таким образом, в общественном движении как юридическом лице зачастую остается один отличительный признак, позволяющий отграничить его от общественной организации, а именно общественно полезные цели его создания. Однако и общественная организация может иметь достаточно широкий спектр тех целей, ради которых создается: она может создаваться в целях удовлетворения духовных, иных нематериальных потребностей членов, для представления и защиты общих интересов, но, кроме этого, ее можно создать и для достижения иных не противоречащих закону целей, к которым можно было бы отнести в целом любые общественно полезные цели.
Недостаточная определенность в правовом статусе общественных движений как юридических лиц по сравнению с другими видами общественных объединений связана не только с выявленными противоречиями в законах, которыми он регламентируется, но также и с тем обстоятельством, что до настоящего времени не выработан единый подход к определению категории организационно-правовой формы юридического лица, к соотношению данного понятия с категориями разновидности юридических лиц тех или иных форм, что требует проведения дальнейших исследований и совершенствования законодательства, определяющего правовое положение юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций. Очевидно, что выделение только одного признака - специфических целей создания юридического лица - может быть недостаточно для формирования самостоятельной организации, следует конкретизировать те критерии, которые могут быть положены в основу разделения юридических лиц на отдельные организационно-правовые формы.
Библиография
1. Андреев В.К. Юридические лица как субъекты экономической деятельности // Журнал российского права. 2016. N 5. С. 35 - 44.
2. Гражданское право: участники правоотношений: учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. В.В. Долинская, В.Л. Слесарев. М.: Проспект, 2017. 272 с.
3. Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. 1 / под ред. Е.Е. Богдановой. М.: Проспект, 2020. 440 с.
4. Гутников О.В., Оболонкова Е.В. К вопросу о закреплении закрытого перечня некоммерческих организаций в Гражданском кодексе Российской Федерации // Гражданское право. 2020. N 5. С. 18 - 21.
5. Кодификация российского частного права, 2019 / В.В. Витрянский, С.Ю. Головина, Б.М. Гонгало [и др.]; под ред. Д.А. Медведева. М.: Статут, 2019. 492 с.
6. Кожокарь И.П. Аксиологические дефекты нормативной подсистемы механизма гражданско-правового регулирования // Власть закона. 2017. N 3. С. 69 - 92.
7. Лескова Ю.Г. Реформирование системы некоммерческих организаций в гражданском законодательстве РФ: новые правила и новые проблемы // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 9. С. 1899 - 1905.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.