Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ: НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
Т.Д. САДОВСКАЯ, Ж.Г. ПОПКОВА
Отечественный финансовый рынок демонстрирует высокий уровень проникновения финансовых инноваций <1>. Выпуск и обращение цифровых активов - новая позитивная тенденция на финансовом рынке. Сегмент цифровых финансовых активов хотя и является перспективным, пока находится на начальном этапе развития, уступая обороту традиционных финансовых инструментов <2>.
--------------------------------
<1> Результаты исследования мнения рынка по вопросам развития финансовых технологий на 2021 - 2023 годы (Ассоциация ФинТех, 31.08.2021). URL: https://www.fintechru.org/analytics/rezultaty-issledovaniya-mneniya-rynka-po-voprosam-razvitiya-finansovykh-tekhnologiy-na-2021-2023-gg-/ (дата обращения: 01.07.2023).
<2> См., напр., исследования: Введение в цифровые финансовые активы. URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/analytics/jdw/20062023_digital_financial_assets.pdf; Значение цифровых финансовых активов для рынка секьюритизации. URL: https://roscongress.org/materials/znachenie-tsifrovykh-finansovykh-aktivov-dlya-rynka-sekyuritizatsii/; Обзор платформенных сервисов в России (операторы инвестиционных платформ, операторы информационных систем и операторы финансовых платформ) (информационно-аналитический материал, 2023 г.). URL: http://cbr.ru.report.finance/Content/Document/File/146720/platform_services_20230515.pdf (дата обращения: 01.07.2023).
Создание благоприятных условий для развития цифровых финансовых активов (ЦФА) и утилитарных цифровых прав (УЦП) - одна из задач по развитию российского финансового рынка <3>, вошедшая в Единый план по достижению национальных целей развития. В Основных направлениях налоговой политики на 2023 - 2025 годы закрепление особенностей налогообложения операций с ЦФА заявлено в перечне мер в рамках цифровой трансформации <4>. В феврале 2022 г. в реестр операторов ЦФА была включена первая организация, по состоянию на 23 июня 2023 г. - восемь. В прошлом году состоялось 19 выпусков в размере свыше 700 млн рублей, эмитентами стали 11 компаний различных сфер деятельности <5>.
--------------------------------
<3> Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р) // СПС "Гарант"; паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика РФ" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы РФ "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" // СПС "КонсультантПлюс"; поручение Правительства РФ "О решениях по итогам стратегической сессии по развитию отечественной финансовой системы" от 13 сентября 2022 г. // СПС "КонсультантПлюс"; Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 4355-р "Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 г." // СПС "КонсультантПлюс"; Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 г. и период 2024 и 2025 годов (разработаны Банком России) // СПС "КонсультантПлюс"; Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях (доклад для общественных консультаций, 2022 г.). URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/139354/financial_market_2022-0804.pdf (дата обращения: 01.07.2023).
<4> Наряду с запуском системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрении гражданского оборота на базе цифровых технологий. См.: Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов (утв. Минфином России), II Цифровая трансформация // СПС "КонсультантПлюс".
<5> Годовой отчет Банка России за 2022 г. С. 73 (утв. Советом директоров Банка России 28.03.2023). URL: http://cbr.ru.report.finance/collection/collection/file/43872/ar_2022.pdf (дата обращения: 01.07.2023).
Учитывая, что оборот цифровых активов затрагивает публичные интересы государства, многие страны активизируют усилия по формированию соответствующих финансово-правовых норм. Национальные регуляторы, в том числе центральные банки, финансовые и налоговые органы, работают над пониманием природы цифровых активов, механизма их безопасного и контролируемого оборота, созданием полноценной инфраструктуры, введением ответственности за незаконный выпуск и оборот ЦФА и УЦП <6>, особенностей налогообложения, обеспечением защиты прав участников рынка цифровых прав и финансовой стабильности <7>. Несмотря на глобальный характер рынка цифровых активов, предпринимаемые усилия по гармонизации нормативно-правовой базы <8>, на текущий момент имеются различные подходы к наименованию ЦФА, их правовому содержанию и регулированию, налоговому администрированию.
--------------------------------
<6> Предусмотрено пунктом 1.10 проекта Основных направлений цифровизации финансового рынка на период 2022 - 2024 годов и Плана мероприятий (дорожной карты) к ним (Москва, 2021 г.). URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/131360/oncfr_2022-2024.pdf, https://cbr.ru/Content/Document/File/131361/map_oncfr_2022-2024.pdf (дата обращения: 01.07.2023); Проект федерального закона N 149255-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушения законодательства о цифровых правах) 19 июня 2023 г. снят с рассмотрения. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/149255-8 (дата обращения: 01.07.2023).
<7> См. напр.: Tsindeliani I.A. et al. Digital transformation of the banking system in the context of sustainable development // Journal of Money Laundering Control. 2021. Vol. 25. N 1. P. 165 - 180. URL: https://doi.org/10.1108/JMLC-02-2021-0011.
<8> Цифровые финансы: Совет принимает новые правила рынков криптоактивов (MiCA). URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2023/05/16/digital-finance-council-adopts-new-rules-on-markets-in-crypto-assets-mica/ (дата обращения: 01.07.2023).
Нашей страной была выбрана модель, предусматривающая выделение ЦФА в самостоятельный объект регулирования со специальным статусом и не подразумевающая квалификации активов в качестве цифрового представления традиционных финансовых инструментов <9>. В 2020 г. был принят закон о цифровых финансовых активах <10>, внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации <11> (далее - НК РФ), на текущий момент продолжается работа по совершенствованию действующего законодательства <12>.
--------------------------------
<9> Развитие рынка цифровых активов в Российской Федерации (доклад для общественных консультаций, ноябрь 2022 г.). URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/141991/Consultation_Paper_07112022.pdf (дата обращения: 01.07.2023).
<10> Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<11> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс"; Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 324-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<12> См., напр.: проект федерального закона N 321728-8 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части совершенствования механизма делегированной идентификации)" 28 июня 2023 г. направлен в Совет Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/321728-8 (дата обращения: 01.07.2023).
Как новое явление на финансовом рынке цифровые активы вызывают повышенный научный интерес со стороны представителей различных отраслей права, включая вопросы о цифровых правах, четком определении их правового статуса в системе объектов гражданских прав, разграничении видов цифровых прав, правовых последствий использования криптовалют и технологий и др. <13>. Значительную часть исследований составляют труды представителей науки финансового права <14>. Среди работ, включающих анализ вопросов разграничения отдельных видов цифровых прав, отграничения цифровых финансовых активов и цифровых утилитарных прав от бездокументарных ценных бумаг, отдельные аспекты регулирования подобных финансовых инструментов в зарубежных правопорядках, применение в настоящее время и возможности применения на инвестиционных платформах, опубликованных в последнее время, отметим работы Ситника А.А. <15>, Захаркиной А.В. <16>, Абдуллаевой З.Ю. <17>, Ефимовой Л.Г. <18> и др. <19>.
--------------------------------
<13> См., напр.: Кузьменков М.Ю. Правовое регулирование трансграничного оборота цифровых активов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022; Садков В.А. Цифровые финансовые активы как объекты гражданских прав и их оборот: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2022; Санникова Л.В., Харитонова Ю.С. Цифровые активы: правовой анализ: моногр. М., 2020; Токолов А.В. Правовое регулирование информационных отношений в сфере оборота цифровых финансовых активов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022; Цинделиани И.А. Правовая природа цифровых финансовых активов: частноправовой аспект // Юрист. 2019. N 3. С. 34 - 41. DOI: 10.18572/1812-3929-2019-334-41; и др.
<14> См., напр.: Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики: моногр. / под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2021; Гузнов А.Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016; Папаскуа Г.Т. Правовое регулирование применения финансовых технологий в условиях цифровизации российской экономики: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022; Раздорожный К.Б. Финансово-правовое регулирование цифровых финансовых активов в Российской Федерации и в зарубежных странах: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021; Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: моногр. / под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2019; Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: науч.-практ. пособ. / под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына. М.: ИЗиСП; НОРМА, 2022; и др.
<15> Ситник А.А. NFT как объект правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 12. С. 84 - 93. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.145.12.084-093.
<16> Захаркина А.В. Правовой режим цифровых финансовых активов // Право и экономика. 2022. N 11. С. 26 - 33.
<17> Абдуллаева З.Ю. Правовое регулирование цифровых финансовых активов в Российской Федерации и странах Европейского Союза // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. N 8. С. 131 - 140. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.96.8.131-140.
<18> Ефимова Л.Г. Цифровые активы и права на них в контексте изменения гражданского и банковского законодательства // Банковское право. 2021. N 5. С. 7 - 20.
<19> Лубягина Д.В., Ахрем Т.П. Цифровые права в финансовой системе России: правовой аспект // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. N 12. С. 185 - 193. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.100.12.185-193; Щелокова А.А., Яковлев В.И. Сравнительная характеристика правового режима утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов // Юрист. 2021. N 11. С. 39 - 43.
Поскольку вышеуказанные вопросы обсуждаются в научной литературе довольно активно, представляется важным сосредоточиться на дискуссионных вопросах, связанных с особенностями правового регулирования налогообложения цифровых активов <20>. Особого внимания заслуживают налоговые последствия отдельных хозяйственных операций по обороту прав на ЦФА.
--------------------------------
<20> См., напр.: Копина А.А. Правовые основы налогообложения акторов цифровой экономики // Налоги. 2022. N 1. С. 23 - 28. DOI: 10.18572/1999-4796-2022-1-23-28; Пономарева К.А. Налогообложение цифровых услуг в контексте международных налоговых соглашений // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 17(8). С. 20 - 31. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.141.8.020-031; и др.
Пункт 1 ст. 41 "Принципы определения доходов" НК РФ без особых изменений существует с момента введения в действие его первой части - с 1 января 1999 г., т.е. уже почти 25 лет. Указанная норма уже давно подвергается определенной критике в силу своей крайней обобщенности и неконкретности. Так, высказывается мнение, что, если ограничиться сферой налогообложения, можно отметить, что п. 1 ст. 38 НК РФ перечисляет доход как один из возможных объектов налогообложения. Однако в ст. 41 НК РФ фактически отсутствует определение дохода. Предлагается рассматривать одно неопределенное понятие "доход" как вариант (частный случай) расплывчатого понятия - "экономическая выгода". Возможно, именно поэтому законодатель выбрал для ст. 41 НК РФ более разумное название "Принципы определения доходов", а не "Доход" <21>. Имеет место и позиция, в соответствии с которой под доходом для целей налогообложения возможно понимать некоторое поступление налогоплательщику, в составе которого может быть налог, облагаемый данный доход <22>. Гражданским кодексом Российской Федерации <23> (п. 2 ст. 1086) определено, что в состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего при начислении для налогообложения учитываются все виды заработка (дохода).
--------------------------------
<21> Попкова Ж.Г. Налогозначимый доход: новый подход КС РФ // Zakon.ru. 2020. 20 апреля; Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2019 г.: по мат. XVII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 24 - 30 апреля 2020 г.) / сост. М.В. Завязочникова; под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статут, 2021. С. 30 - 38.
<22> Тютин Д.В. Налоговое право: учебн. // СПС "Гарант", 2021.
<23> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Понятие дохода отдельно разъясняется в ряде актов высших судебных инстанций <24>. Из этих актов следует, что необходимо руководствоваться общим принципом, изложенным в ст. 41. Определяется доход на основании полученной гражданином экономической выгоды. В то же время налоговое регулирование подразумевает общий принцип определения дохода исходя из экономической выгоды, полученной налогоплательщиком, т.е. необходимость налогообложения денежных средств, полученных гражданином, с учетом улучшения его имущественного положения <25>.
--------------------------------
<24> Определения ВС РФ от 29 января 2018 г. N 309-КГ17-13845, от 22 ноября 2018 г. N 308-КГ18-11090 (указаны в Обзоре судебной практики ВС РФ N 1 (2019), утв. Президиумом ВС РФ 24.04.2019) // СПС "КонсультантПлюс".
<25> Определения КС РФ от 2 октября 2019 г. N 2602-О, от 24 октября 2019 г. N 2913-О // СПС "КонсультантПлюс".
Однако общий характер дефиниции п. 1 ст. 41 НК РФ зачастую позволяет высшим судебным инстанциям квалифицировать некоторые спорные деяния налогоплательщика как не породившие у него налогооблагаемого дохода. Так, в относительно недавно принятом Определении Верховного Суда РФ от 12 июля 2022 г. N 309-ЭС22-4514 <26> рассмотрена соответствующая проблема. В рамках дела о своем банкротстве общество реализовало банку (конкурсный кредитор) предмет залога (по обязательствам должника ООО "Импульс") - недвижимое имущество. Суды трех инстанций пришли к выводу, что общество в данном случае получило доход, подлежащий учету при исчислении по упрощенной системе налогообложения (УСН). С данным выводом не согласился ВС РФ, в частности, указав, что при передаче имущества банку в счет погашения кредитных обязательств от имени основного должника (ООО "Импульс") общество не получило дохода как в денежной, так и в натуральной форме, а переданные налогоплательщику права (требования) не могли быть реализованы в связи с ликвидацией ООО "Импульс" и, следовательно, не могли быть признаны доходом.
--------------------------------
<26> Заявление ООО "Торгово-рыночный центр на Северо-Востоке" к ИФНС по Тракторозаводскому району г. Челябинска о признании недействительным решения от 15 июня 2020 г. N 230 по результатам камеральной налоговой проверки декларации по УСН за 2016 г. // СПС "КонсультантПлюс".
В пределах этой позиции представляет интерес спрогнозировать, могут ли иметь место сходные проблемы при операциях налогоплательщика, в том числе с ЦФА.
Внереализационными доходами считаются денежные средства, причитающиеся к получению налогоплательщиком - обладателем ЦФА и (или) цифровых прав, включающие одновременно ЦФА и утилитарные цифровые права, в соответствии с обязательствами, предусмотренными решением о выпуске этих ЦФА и (или) цифровых прав, не связанными с выкупом у налогоплательщика этих ЦФА и (или) цифровых прав.
Соответственно, нельзя однозначно сказать, являются ли денежные средства, полученные (предназначенные к получению) налогоплательщиком - обладателем ЦФА, внереализационным доходом организации. Вполне могут иметь место ситуации, сходные с рассмотренной в вышеуказанном Определении ВС РФ от 12 июля 2022 г. N 309-ЭС22-4514, когда организацией фактически не был получен доход как в денежной, так и в натуральной форме и (или) имеющееся у нее взаимосвязанное право (требование) не может считаться доходом, поскольку оно не может быть реализовано.
Таким образом, п. 1 ст. 41 НК РФ во взаимосвязи с важнейшими положениями отечественного налогового права (в том числе экономическое основание налога - п. 3 ст. 3 НК РФ) имел и, следует полагать, будет и далее проявлять свой потенциал при дальнейшем развитии в России современных экономических отношений, предполагающих значительный объем особых объектов гражданских прав и взаимосвязанных налогозначимых деяний.
При этом явная недостаточность отечественного правового регулирования ЦФА (как гражданско-правового, так и иного), а также известный принцип - закон не имеет пробелов, когда речь идет об осуществлении правосудия <27>, с учетом роста значения цифровых активов в гражданском обороте, неизбежно повлечет и увеличение объема соответствующей судебной практики.
--------------------------------
<27> Темнов Е.И. Латинские юридические изречения. М., 2003. С. 235.
Литература
1. Абдуллаева З.Ю. Правовое регулирование цифровых финансовых активов в Российской Федерации и странах Европейского союза / З.Ю. Абдуллаева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. N 8. С. 131 - 140. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.96.8.131-140.
2. Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики: монография / под редакцией Е.Ю. Грачевой. Москва: Проспект, 2021. 265 с.
3. Гузнов А.Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: диссертация доктора юридических наук / А.Г. Гузнов. Москва, 2016. 494 с.
4. Ефимова Л.Г. Цифровые активы и права на них в контексте изменения гражданского и банковского законодательства / Л.Г. Ефимова // Банковское право. 2021. N 5. С. 7 - 20.
5. Захаркина А.В. Правовой режим цифровых финансовых активов / А.В. Захаркина // Право и экономика. 2022. N 11. С. 26 - 33.
6. Копина А.А. Правовые основы налогообложения акторов цифровой экономики / А.А. Копина // Налоги. 2022. N 1. С. 23 - 28. DOI: 10.18572/1999-4796-2022-1-23-28.
7. Кузьменков М.Ю. Правовое регулирование трансграничного оборота цифровых активов: диссертация кандидата юридических наук / М.Ю. Кузьменков. Москва, 2022. 179 с.
8. Лубягина Д.В. Цифровые права в финансовой системе России: правовой аспект / Д.В. Лубягина, Т.П. Ахрем // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. N 12. С. 18 - 193. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.100.12.185-193.
9. Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2019 г.: материалы XVII Международной научно-практической конференции (г. Москва, 24 - 30 апреля 2020 г.): сборник научных статей / составитель М.В. Завязочникова; ответственный редактор С.Г. Пепеляев. Москва: Статут, 2021. С. 30 - 38.
10. Папаскуа Г.Т. Правовое регулирование применения финансовых технологий в условиях цифровизации российской экономики: диссертация кандидата юридических наук / Г.Т. Папаскуа. Москва, 2022. 210 с.
11. Пономарева К.А. Налогообложение цифровых услуг в контексте международных налоговых соглашений / К.А. Пономарева // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 17(8). С. 20 - 31. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.141.8.020-031.
12. Попкова Ж.Г. Налогозначимый доход: новый подход КС РФ / Ж.Г. Попкова // Zakon.ru. 2020. 20 апреля.
13. Раздорожный К.Б. Финансово-правовое регулирование цифровых финансовых активов в Российской Федерации и в зарубежных странах: диссертация кандидата юридических наук / К.Б. Раздорожный. Москва, 2021. 221 с.
14. Садков В.А. Цифровые финансовые активы как объекты гражданских прав и их оборот: диссертация кандидата юридических наук / В.А. Садков. Волгоград, 2022. 211 с.
15. Санникова Л.В. Цифровые активы: правовой анализ: монография / Л.В. Санникова, Ю.С. Харитонова. Москва: 4 Принт, 2020. 304 с.
16. Ситник А.А. NFT как объект правового регулирования / А.А. Ситник // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 12. С. 84 - 93. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.145.12.084-093.
17. Темнов Е.И. Латинские юридические изречения / Е.И. Темнов. Москва: Право и закон: Экзамен, 2003. 381 с.
18. Токолов А.В. Правовое регулирование информационных отношений в сфере оборота цифровых финансовых активов: диссертация кандидата юридических наук / А.В. Токолов. Москва, 2022. 215 с.
19. Тютин Д.В. Налоговое право: учебник / Д.В. Тютин // Справочная правовая система "Гарант", 2021.
20. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: монография / под редакцией И.А. Цинделиани. Москва: Проспект, 2019. 320 с.
21. Цинделиани И.А. Правовая природа цифровых финансовых активов: частноправовой аспект / И.А. Цинделиани // Юрист. 2019. N 3. С. 34 - 41. DOI: 10.18572/1812-3929-2019-3-34-41.
22. Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие / под редакцией И.И. Кучерова, С.А. Синицына. Москва: ИЗиСП; НОРМА, 2022. 376 с.
23. Щелокова А.А. Сравнительная характеристика правового режима утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов / А.А. Щелокова, В.И. Яковлев // Юрист. 2021. N 11. С. 39 - 43.
References
1. Tsindeliani I.A. Digital transformation of the banking system in the context of sustainable development / I.A. Tsindeliani, M.M. Proshunin, T.D. Sadovskaya [et al.] // Journal of Money Laundering Control. 2021. Vol. 25. Iss. 1. P. 165 - 180. URL: https://doi.org/10.1108/JMLC-02-2021-0011.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.