Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
О.М. САКОВИЧ
Введение. Правовая охрана окружающей среды на протяжении многих лет является областью сравнительно-правовых исследований российских и зарубежных ученых. Современные природные катаклизмы заставляют научное сообщество по-новому смотреть на экологические проблемы, в том числе связанные с изменением климата. Государства посредством включения экологических норм в разные отрасли законодательства содействуют экологизации большинства видов экономической деятельности и формированию ответственного отношения общества к окружающей среде и природе. При этом С.А. Боголюбов считает метод экологизации универсальным и действенным способом природоохранного регулирования всех общественных отношений, имеющих причастность к окружающей человека среде <1>. По мнению Н.И. Хлуденевой, на современном этапе общественного развития государство, опираясь на регулятивные возможности права, должно попытаться сбалансировать, а может быть, и примирить законы сохранения природы и потребительские интересы человека, равновесие между которыми нарушено в последнее время <2>.
--------------------------------
<1> См.: Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права: Учебник для магистров. М., 2011. С. 32.
<2> См.: Хлуденева Н.И. Дефекты правового регулирования охраны окружающей среды: Монография. М., 2014. С. 9.
Предметом настоящего исследования является экологическое законодательство отдельных государств Европы (Словакии, Чехии, Словении, Хорватии и Сербии) и Азии (Казахстана и Монголии). Выбор правопорядков государств продиктован стремлением выявить национальные подходы к правовому решению общих экологических проблем, требующих консолидации сил государства и общества и баланса публичных и частных интересов. В указанных зарубежных государствах правовая охрана окружающей среды регулируется экологическими и другими законами. Особенностью европейских правопорядков является наличие наряду с законами об охране окружающей среды также законов об охране природы и ландшафтов, которыми преимущественно регулируются территориальные системы экологической устойчивости, особо охраняемые территории, виды дикой флоры и фауны и др. Охрана и использование отдельных объектов природы в европейских странах регулируются специальными законами. Схожий порядок регулирования существует в Монголии, тогда как в Казахстане экологическое законодательство кодифицировано, а охрана окружающей среды регулируется Экологическим кодексом.
Европа. Исследование правопорядков вышеуказанных европейских государств начнем с истории их образования. До начала 1990-х гг. они входили в состав федераций - Чехословакии (ЧСФР) и Югославии (СФРЮ), процесс распада которых разительно отличался. Если разделение Чехословакии на два государства, так называемый бархатный развод, произошло мирно, то распад Югославии длился долго по причине серьезных политических и национальных конфликтов. Образовавшиеся после распада федераций суверенные государства в разное время приступили к созданию национального экологического законодательства. В XXI в. большинство государств (кроме Сербии) были приняты в Европейский союз, поэтому законодатели стран - членов ЕС - Чехии, Словакии, Словении и Хорватии, а также кандидата в члены ЕС Сербии при разработке природоохранного законодательства помимо геополитических интересов своих государств руководствуются правом ЕС. Основными регуляторами охраны окружающей среды в большинстве европейских стран являются законы об окружающей среде <3>.
--------------------------------
<3> Подробнее см.: Источники экологического права / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2023. С. 93 - 108 (автор - О.М. Сакович).
Мирный распад Чехословакии в 1993 г. обусловил переход Закона об охране окружающей среды от 5 декабря 1991 г. в правопорядки образовавшихся суверенных государств в качестве национальных законов Чехии <4> и Словакии <5>. За прошедшие 30 лет содержание этих законов, имеющих одну структуру и объем, менялось в соответствии с коррекцией самого понятия охраны окружающей среды и модификацией эколого-правовых институтов. В частности, декларированная в них обязательная оценка воздействия на окружающую среду регулируется одноименными законами Чехии 2001 г. и Словакии 2005 г. Самостоятельную сферу правового регулирования представляет управление отходами, которое в Чехии регулируется Законом об отходах 2020 г., а в Словакии - Законами "Об отходах" 2015 г. и "О плате за удаление отходов" 2018 г.
--------------------------------
<4> Zakon c. 17/1992 Sb. o zivotnim prostredi.
<5> Zakon c. 17/1992 Zb. o zivotnom prostredi.
В Чехии и Словакии происходит обновление правового регулирования территориального планирования и градостроительства, затрагивающее комплекс разных экологических проблем. Долгое время на территории двух государств действовал Закон о строительстве 1976 г., от которого первой по истечении 30 лет отказалась Чехия, где в 2006 г. был принят Закон о территориальном планировании и правилах строительства (Строительный закон), а в 2021 г. новый Закон о строительстве, вступивший в силу с 1 июля 2023 г. В Словакии Строительный закон 1976 г. пока действует, поскольку принятые в 2022 г. Законы "О территориальном планировании" и "О строительстве" вступают в силу только с 1 апреля 2024 г.
Изменение климата в Чехии и Словакии нашло отражение в законах, регулирующих использование альтернативных источников энергии, сокращение выбросов парниковых газов, систему торговли эмиссионными квотами. В 2021 г. в Чехии принят Закон о мерах перехода к низкоуглеродной энергетике, устанавливающий экономические стимулы инвестирования в атомную энергетику.
В рассматриваемых государствах бывшей Югославии правотворчество в сфере экологии активизировалось в начале XXI в. с принятием законов об охране окружающей среды в 2004 г. в Словении и Сербии и в 2007 г. в Хорватии, отличающихся по структуре и содержанию от рассмотренных ранее законов Чехии и Словакии. С 1 января 2023 г. в Словении вступил в силу новый Закон об охране окружающей среды <6> от 16 марта 2022 г., состоящий из 15 частей и 263 статей.
--------------------------------
<6> Zakon o varstvu okolja (ZVO-2) (UradnilistRS, st. 44/22).
Согласно пояснительной записке Правительства Словении <7> "новый Закон является фундаментальным системным нормативным актом, "горизонтально" регулирующим эколого-правовые институты и меры охраны окружающей среды". По сравнению с ранее действовавшим Законом 2004 г. в новом Законе подробнее регулируются управление отходами, оценка воздействия на окружающую среду, экологический контроль, включена глава об изменении климата, затронута сфера вещных прав на недвижимость. Определены правомочия органов исполнительной власти и других органов и организаций в сфере управления окружающей средой.
--------------------------------
<7> Obrazlozitev vlade slovenije z dne 29. marca 2021 k novemu zakonu o varstvu okolja 007-529/2020/546 Ljubljana, 29.10.2021 EVAstevilka-Vladahttp://84.39.218.201 > VLADNAGRADIVA.NSF.
К новеллам относятся положения о "прогнозировании загрязнения окружающей среды и изменения климата", которыми на Министерство окружающей среды и территориального планирования (далее - Министерство окружающей среды) возлагается подготовка прогнозов выбросов загрязняющих веществ и прогнозов изменения климата, а также выдача на основе открытого конкурса государственных разрешений на эмиссию (ст. 54). Разрешение Министерства окружающей среды требуется для добровольного участия частных и государственных организаций в системе экологического менеджмента и аудита EMAS. Условия, которым должна соответствовать организация-претендент, определяются правилами ЕС. Верификатором EMAS может быть только юридическое лицо, аккредитованное данным Министерством и отвечающее другим установленным Законом требованиям. В обязанности верификатора EMAS входит ведение учета аккредитованных контролеров EMAS и представление информации о них Министерству окружающей среды (ежемесячно или по запросу); записи контролеров EMAS согласно Закону являются общедоступными. По запросу Министерства контролер EMAS должен предоставить всю информацию о процедурах проверки отдельных организаций, а Министерство - обеспечить защиту данных, составляющих коммерческую тайну (ст. 68 - 69).
В разделе "Изменение климата" определены цели государственной политики и долгосрочной климатической стратегии, а также полномочия образованного при Правительстве Совета по климату. К числу экономических инструментов охраны окружающей среды, как и во многих зарубежных странах, отнесена торговля правами на выброс парниковых газов в ЕС и регулируются процедуры выдачи разрешений на выброс и проведения аукционов, а также определяются цели использования полученных в результате средств. Правовой опыт зарубежных стран в области сохранения климата и торговли эмиссионными квотами в качестве источника финансирования сокращения выбросов парниковых газов, по мнению российских ученых, представляет интерес для науки и законодательной практики России <8>.
--------------------------------
<8> Подробнее см.: Сакович О.М., Никонов Р.В. Правовое обеспечение сокращения выбросов парниковых газов: зарубежный опыт // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. N 4. С. 83 - 92; Право и климат планеты / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, С.А. Боголюбов, Н.В. Кичигин. М., 2018. § 2 гл. I (автор - С.А. Боголюбов), § 2 гл. II (автор - Н.В. Кичигин).
В целях поддержания баланса частных и публичных интересов в природоохранной деятельности словенским законодателем введен термин "экологическая функция недвижимости". Предусмотрена возможность установления особого режима пользования недвижимым имуществом, правами собственности и другими вещными правами, осуществления деятельности в отношении природных объектов, отнесенных к особо охраняемым природным территориям или природным ценностям. При этом меры обеспечения экологической функции имущества определяются Законом об охране окружающей среды и природоресурсными законами (п. 3 ст. 17).
В данном контексте следует рассматривать установленный словенским Законом и правопорядками других стран правовой режим ограничения или прекращения вещных прав при экологическом мониторинге (ст. 149). По Закону мониторинг состояния окружающей среды может осуществляться непосредственно Министерством охраны природы Словении совместно с Министерством сельского и лесного хозяйства, общественным институтом, учрежденным государством, или, на основании концессии, аккредитованными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В связи с экологическим мониторингом на собственников земельных участков возлагается обязанность предоставить допуск для установки и эксплуатации сооружений и измерительных приборов, проведения земляных и буровых работ, пробной откачки, забора грунта и растений и других необходимых работ. При проведении данных работ подрядчик должен минимально влиять на использование и состояние земель, а по завершении работ восстановить их прежнее состояние. До начала работ с собственником земли должен быть заключен договор, которым предусматривается компенсация на время проведения мониторинга, а по окончании работ - соглашение о компенсации снижения стоимости земли в случае невозможности восстановления прежнего состояния. Если по причине установленных ограничений (вещных обременений) пользование земельным участком невозможно, собственник вправе получить денежную или натуральную компенсацию в порядке, установленном Законом о пространственном планировании.
В хорватском Законе об охране окружающей среды от 14 июня 2013 г. <9> регулирование вещных прав в связи с экологическим мониторингом имеет особенности. В ст. 147 констатируется, что необходимость наблюдения за состоянием окружающей среды обусловливает заинтересованность государства в прекращении или ограничении права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, на котором уже находятся или должны быть установлены объекты и/или средства контроля за состоянием окружающей среды. Собственник земельного участка имеет право на возмещение рыночной стоимости отчужденной части недвижимого имущества, а процедура прекращения или ограничения права собственности и иных вещных прав осуществляется в соответствии с Законом об экспроприации и определении компенсации 2017 г. Уполномоченное на проведение мониторинга лицо обязано преимущественно использовать земли, находящиеся в государственной собственности (органа регионального или местного самоуправления или г. Загреба), выбирая при этом места, где меньше всего будет затронуто регулярное землепользование. В процессе проведения работ по установке оборудования или измерительных приборов уполномоченное лицо обязано минимально влиять на режим землепользования, а по окончании - восстановить первоначальное состояние земельного участка.
--------------------------------
<9> Zakonozastitiokolisa (N N 80/13(1659 - 118/18)).
В целях мониторинга состояния окружающей среды уполномоченное лицо должно заключить договор с государством (органом регионального или местного самоуправления, г. Загреба или управляющим государственным имуществом лицом) и собственником земли. При этом на землях оборонного значения порядок размещения оборудования и проведения работ для экологического мониторинга регулируется специальным законом, а на морском побережье уполномоченному лицу требуется получить концессию на целевое землепользование в соответствии со специальным законом.
Сравнивая содержание приведенных норм словенского и хорватского законов, отметим следующее: в Хорватии изначально сделан акцент на государственном характере экологического мониторинга и рекомендовано преимущественное использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; в Хорватии и Словении осуществление связанных с мониторингом работ и права собственников на компенсацию ограничений режима пользования земельным участком или снижения его рыночной стоимости регулируется договором, стороной которого в Хорватии является орган регионального или местного самоуправления или лицо, управляющее государственной собственностью, между тем в Словении правовой статус заинтересованной в мониторинге стороны договора недостаточно ясен.
Завершая рассмотрение природоохранного законодательства Словении, подчеркнем комплексный характер Закона об охране окружающей среды, поскольку только им на сегодняшний день регулируются общественные отношения, связанные с оценкой воздействия на окружающую среду, экологическим мониторингом и аудитом, управлением отходами, использованием экономических механизмов стимулирования природоохранной деятельности, изменением климата и др. Вместе с тем правовая защита биоразнообразия, природного баланса, особо охраняемых территорий и др. осуществляется Законом об охране природы 2014 г. Пространственное планирование и градостроительство с 2017 г. регулируются двумя разными законами.
Исследуя правопорядок Хорватии, вернемся к вышеуказанному Закону об охране окружающей среды, состоящему из 15 частей и 279 статей. Законом определяются принципы охраны окружающей среды и ее компонентов от различных видов воздействия, инструменты охраны окружающей среды, включая оценку воздействия, экологический мониторинг, участие общественности в решении экологических проблем, экологический контроль и др. Важнейшим инструментом защиты окружающей среды является оценка воздействия на окружающую среду, которая проводится в рамках подготовки к предполагаемому вмешательству до выдачи разрешения на его проведение. Исследуя проблемы законодательства России об экологической оценке, Н.В. Кичигин рассмотрел правовые истоки и этапы развития института оценки воздействия на окружающую среду, включенного в законодательство большинства государств мира, а также отметил появление новых направлений - оценки влияния хозяйственной деятельности на климатические изменения и оценки последствий для инфраструктуры <10>. Согласно хорватскому закону оценка воздействия вмешательства в окружающую среду призвана обеспечивать реализацию принципа предосторожности на этапе планирования вмешательства, чтобы свести к минимуму его воздействие и добиться максимально возможного сохранения качества окружающей среды. Эти цели достигаются путем адаптации предполагаемого вмешательства к возможностям его принятия окружающей средой определенной территории. Оценка воздействия на окружающую среду включает оценку приемлемости вмешательства в экологическую сеть, процедуру оценки, исследование воздействия и принятие соответствующего решения (ст. 76 - 94). Компетенцией в данной области обладают Министерство сельского хозяйства, лесного хозяйства, водного хозяйства и охраны окружающей среды Хорватии (далее - Министерство), а также региональные и местные органы исполнительной власти. Проводится оценка воздействия на окружающую среду на основании заявления инициатора воздействия (заявителя). В процессе оценки исследуются необходимые данные, документация, пояснения и описания (в текстовой и графической формах), заключения о приемлемости такого вмешательства или необходимости природоохранных мер, включая экологический мониторинг, в случае положительной оценки. Произведенная с учетом последних научных данных оценка является основой экспертного заключения. Уполномоченное на проведение оценки лицо несет ответственность за его подготовку и содержание. Установлены сроки проведения оценки - четыре месяца с даты получения официального запроса инициатора вмешательства.
--------------------------------
<10> См.: Источники экологического права... С. 55.
Помимо Закона об охране окружающей среды проблемы экологии регулируются многими законами (включая Закон об охране природы 2013 г.) и подзаконными актами Правительства и Министерства. Обеспечение экологической стабильности территорий регулируется Законом о территориальном планировании и проектировании 2015 г. В 2021 г. принят новый Закон об управлении отходами. В целях своевременного реагирования на изменения климата, гармонизации энергопотребления и сокращения выбросов парниковых газов приняты Законы "О возобновляемых источниках энергии и эффективной когенерации" 2015 г., "Об изменении климата и охране озонового слоя" 2019 г., "Об энергоэффективности" 2021 г.
Действующий в Сербии Закон об охране окружающей среды от 14 декабря 2004 г. <11>, состоящий из 10 частей и 130 статей, регулирует интегрированную систему охраны окружающей среды, которой обеспечивается реализация прав человека на жизнь в здоровой окружающей среде и устойчивое развитие экономики. Под окружающей средой понимается совокупность природных и созданных человеком ценностей, взаимодействие которых образует окружающую среду, т.е. пространство и условия жизни. На государство, автономные края, единицы местного самоуправления, юридические и физические лица возлагается ответственность за негативное воздействие на состояние окружающей среды.
--------------------------------
<11> Закон о заштити животне средине (Службени гласник РС, бр. 135/2004-29 - 95/2018-267).
В обязанность юридических и физических лиц входит соблюдение установленных законом экологических требований. Уделено внимание экономическим стимулам природоохранной деятельности, в частности предусмотрено включение затрат на охрану окружающей среды в состав инвестиционных и производственных расходов физических и юридических лиц. Так, юридические и физические лица, которые производят и реализуют отвечающую экологическим требованиям продукцию, применяют современные технологии, используют возобновляемые источники энергии (солнце, ветер, биогаз и др.) и экологическое оборудование и устройства, могут получить льготы по налоговым, таможенным и иным платежам или быть освобождены от их уплаты на условиях и в порядке, определенных специальным законом (ст. 101).
Материально стимулируются потребители, систематически возвращающие бывшие в употреблении и морально устаревшие устройства или их части, продукцию или упаковку, производители полиэтиленовых пакетов, а также операторы предприятий по переработке и утилизации отходов, сборщики отходов и другие лица системы управления отходами. Для перечисленных лиц на условиях и в порядке, определенных Законом об обращении с отходами, предусмотрены субсидии и льготы по кредитам. Правительство Сербии определяет вид, размер, критерии, условия и способ премирования, а также классификацию пользователей указанных льгот с учетом установленной классификации операторов и других субъектов управления отходами, определенных Законом об обращении с отходами. Эти положения сербского Закона полностью соответствуют позиции Н.И. Хлуденевой, отмечающей немаловажную роль в стимулировании активности природопользователей к снижению негативного воздействия на окружающую среду мер государственного поощрения экологически ответственного поведения <12>.
--------------------------------
<12> См.: Хлуденева Н.И. Эколого-правовые ограничения и стимулы экономической деятельности в России: Монография. М., 2023. С. 155.
Наряду с Законами "Об охране окружающей среды" 2004 г. и "Об охране природы" 2009 г. в Сербии действуют другие природоохранные Законы, в том числе: "Об оценке воздействия на окружающую среду" 2004 г., "Об управлении отходами" 2009 г., "О комплексном предотвращении и контроле загрязнения окружающей среды" 2004 г., "Об организации пространства и строительстве" 2013 г. Защита климата регулируется Законами "Об использовании возобновляемых источников энергии" 2021 г., "Об энергоэффективности и рациональном использовании энергии" 2021 г., "Об изменении климата" 2021 г.
Законом об изменении климата помимо других важных аспектов определены меры ограничения выбросов парниковых газов автомобильным транспортом. Таким образом, наряду с операторами установок и эксплуатантами воздушных судов участниками регулируемых этим Законом отношений являются производители, продавцы, покупатели и пользователи легковых автомобилей. Например, установлено, что в целях информирования потребителей в местах покупки или аренды новых автомобилей требуется обеспечить доступность данных об экономии топлива и выбросах CO2 конкретными автомобилями. Ограничение выброса парниковых газов транспортными средствами находится в центре внимания законодателей и ученых европейских государств и России. В частности, правовой опыт Франции в этой области рассмотрен Р.В. Никоновым <13>.
--------------------------------
<13> См.: Право и климат планеты... С. 149 - 154.
Представленный обзор природоохранного законодательства отдельных европейских государств позволяет отметить актуальность их содержания, "перекличку" с другими законами и подзаконными актами, а также схожие подходы к правовому регулированию общих экологических проблем. При этом нельзя забывать важную роль права ЕС в законотворческой деятельности в области охраны окружающей среды государств - членов ЕС.
Азия. Как отмечалось, в Казахстане действует Экологический кодекс от 2 января 2021 г. (N 400-VI) <14>, состоящий из трех частей и 418 статей. Государственное регулирование охраны окружающей среды осуществляется посредством установления обязательных экологических требований и административно-правовых инструментов, в числе которых: лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды и природных ресурсов, государственный экологический контроль, регулирование выбросов и поглощения парниковых газов.
--------------------------------
<14> URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39768520 (дата обращения: 21.02.2023).
Под оценкой воздействия на окружающую среду понимается процедура выявления, изучения, описания и оценки (на основе проведенных исследований) возможного существенного воздействия на окружающую среду при реализации намечаемой деятельности (ст. 64 - 79). Перечислены виды деятельности и объекты воздействия, требующие обязательного проведения оценки, определены стадии оценки, которыми являются: рассмотрение заявления о намечаемой деятельности в целях определения ее соответствия требованиям закона, а также скрининга воздействия; определение сферы оценки воздействия; подготовка отчета о возможном воздействии; оценка качества отчета; вынесение заключения по результатам оценки воздействия; последующий анализ фактического воздействия при реализации намеченной деятельности, если необходимость его проведения установлена законом.
По общему правилу лицо, намеренное осуществлять деятельность, требующую обязательной оценки воздействия на окружающую среду, должно в электронной форме подать заявление в уполномоченный орган охраны окружающей среды, после чего данное лицо признается инициатором оценки воздействия на окружающую среду или скрининга воздействия намечаемой деятельности (далее - инициатор оценки). При этом предусмотрена возможность добровольного обращения инициатора деятельности, не подлежащей обязательной оценке, или оператора конкретного объекта с заявлением о проведении оценки воздействия.
Подробно регламентируется деятельность исполнительных органов административно-территориальных единиц по информированию общественности о поступившем заявлении. При наличии оснований уполномоченный орган в области охраны окружающей среды может инициировать оценку трансграничного воздействия предполагаемой деятельности.
Подготовка отчета о возможном воздействии осуществляется физическим и (или) юридическим лицом, имеющим лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды (далее - составитель отчета). Организацию и финансирование работ по оценке воздействия на окружающую среду и подготовке проекта отчета о возможном воздействии обеспечивает инициатор оценки за свой счет. По завершении разработки проекта отчета о возможном воздействии инициатор оценки или составитель проекта, действующий по договору с инициатором, направляет проект отчета в уполномоченный орган охраны окружающей среды. Регулируется проведение общественных слушаний по проекту отчета, в том числе повторных. В случае несогласия инициатора с высказанными в ходе слушаний замечаниями спорные вопросы разрешаются экспертной комиссией - коллегиальным, консультативно-совещательным органом, созываемым для рассмотрения каждого проекта отчета о возможном воздействии на окружающую среду. Инициатор оценки и члены экспертной комиссии вправе приглашать на заседания независимых экспертов из числа научных работников и признанных специалистов-практиков. Решения экспертной комиссии принимаются не менее чем 2/3 голосов всех ее членов.
По результатам оценки составляется заключение, которое размещается уполномоченным органом охраны окружающей среды на официальном интернет-ресурсе и направляется в электронной форме указанным в законе лицам. Выводы и условия, содержащиеся в заключении, учитываются всеми государственными органами при выдаче разрешений, принятии уведомлений и иных административных процедурах, связанных с реализацией намечаемой деятельности. Срок действия заключения составляет три года.
Составитель отчета несет гражданско-правовую ответственность перед инициатором оценки за качество отчета и полученные в ходе оценки результаты в соответствии с заключенным ими договором. При этом составитель отчета и инициатор оценки несут солидарную ответственность за сокрытие полученных данных о воздействии на окружающую среду и представление недостоверных сведений при проведении оценки. Контроль за соблюдением требований экологического законодательства при проведении оценки воздействия на окружающую среду осуществляется уполномоченным органом охраны окружающей среды.
Внимание уделено экономическим механизмам регулирования охраны окружающей среды, в частности рыночным механизмам управления эмиссиями в окружающую среду, экологическому страхованию, экономическому стимулированию деятельности, направленной на охрану окружающей среды, рыночным механизмам сокращения выбросов и поглощения парниковых газов.
Экономическими мерами стимулирования направленной на охрану окружающей среды деятельности помимо налоговых льгот и гарантированной покупки электроэнергии, произведенной посредством энергетической утилизации отходов, являются организация передачи и адаптации "зеленых" технологий и содействие привлечению "зеленых" инвестиций, а также предоставление государственной поддержки в рамках "зеленого" финансирования на условиях и в порядке, установленных законами Казахстана.
К рыночным механизмам ограничения выбросов парниковых газов отнесена торговля углеродными единицами, при этом в самом Кодексе отсутствует регулирование торговли квотами на выбросы парниковых газов. Квотирование выбросов парниковых газов в Казахстане осуществляется на основе национальных планов распределения квот посредством выдачи сертификатов на выбросы, а Кодексом регулируется осуществление мониторинга, отчетности и контроля (верификации) выбросов парниковых газов регулируемыми компаниями и установками.
Анализируя перспективы развития экологического законодательства России и Казахстана, С.А. Боголюбов, в частности, отметил, что требование неуклонного и всестороннего исполнения провозглашенных природоохранных правил может составить приемлемый правовой аспект современной социально-экономической и экологической деятельности и развития адекватного ей экологического законодательства, призванного регулировать, а не только провозглашать общественные отношения <15>.
--------------------------------
<15> Гармонизация и развитие экологического законодательства Казахстана и России: Сб. статей / Отв. ред. С.А. Боголюбов, Б.Ж. Абдраим, А.А. Мукашева. Астана, 2013. С. 29.
В Монголии основным природоохранным законом является состоящий из 59 статей Закон о защите окружающей среды от 30 марта 1995 г. <16>, цели которого - обеспечение права людей на здоровую и безопасную окружающую среду, гармонизация социально-экономического развития и экологического баланса, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений, надлежащее использование природных ресурсов и восстановление природного потенциала (ст. 1). Законом регулируется использование традиционных инструментов охраны окружающей среды - оценки воздействия на окружающую среду, экологического мониторинга и аудита, экологического контроля, а также экономических стимулов охраны окружающей среды.
--------------------------------
<16> Байгальорчныгхамгаалахтухай. URL: legalinfo.mnhttps://legalinfo.mn > detail (дата обращения: 08.07.2023).
Оценка воздействия на окружающую среду проводится с целью сохранения ее первоначального состояния, разработки и реализации мер по предотвращению его ухудшения, а также регулирования использования природных ресурсов (ст. 7 Закона). По общему правилу граждане, предприятия и организации, предполагающие использовать природные ресурсы в производственных целях, обязаны предварительно за свой счет провести оценку возможного воздействия на окружающую среду или оплатить стоимость уже проведенной оценки. Оценка воздействия осуществляется уполномоченными на это предприятиями или организациями и утверждается Министерством природы, окружающей среды и туризма (далее - Министерство). Право на проведение оценки воздействия на окружающую среду Министерство предоставляет предприятиям и организациям, соответствующим общим требованиям Закона о лицензировании и требованиям Закона об окружающей среде, относительно состава оценочной группы и ее информационно-технического оснащения. Так, не менее трети оценочной группы должны быть штатными профессиональными сотрудниками данного предприятия или организации, а также обладать соответствующими приборами и оборудованием, методологией экологической оценки, одобренной аккредитованной профессиональной организацией и базой данных по вопросам оценки воздействия на окружающую среду.
Под экологическим аудитом в законе понимается независимая деятельность по проверке исполнения природоохранного законодательства, национальных программ развития и оценки воздействия на окружающую среду, предполагающая подготовку заключений с учетом профессиональных мнений и консультаций. Расходы на оценку, анализ, экспертизу и мониторинг, необходимые для расследования экологических преступлений, финансируются Фондом окружающей среды и климата Монголии.
Экологический контроль охраны и восстановления окружающей среды и целевого использования природных ресурсов осуществляется Министерством. Инспекторы государственной охраны (пограничной, таможенной, ветеринарной, санитарной, эпидемиологической, горнодобывающей и др.), а также сотрудники, на которых в соответствии с законом возложена ответственность за осуществление контроля, могут быть наделены правами государственного экологического инспектора и выполнять инспекционные обязанности. Государственным инспектором экологического контроля назначается лицо, имеющее образование в области экологии или высшее образование и опыт работы в данной области. Законом определены площади подконтрольных одному инспектору рабочих зон, размеры которых (в гектарах) зависят от принадлежности к конкретной местности (высокогорной, лесной, степной, пустынной, пригородной). Правительством определяются перечень территорий, подпадающих под зонирование, а также размер площади, за которую будет отвечать один специалист по охране природы в заповедно-природном комплексе, с учетом классификации, режима охраны и нагрузки на особо охраняемые земли. Для содействия осуществлению экологического контроля на местах может быть назначен эколог-активист. Государственные органы и органы местного самоуправления финансируют расходы на реализацию мероприятий по охране окружающей среды, восстановление ее ресурсов, контроль исполнения нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды за счет средств государственного и местных бюджетов.
В Монголии, как и в других государствах, регулируется применение экономических стимулов деятельности, направленной на охрану окружающей среды. Согласно ст. 54 Закона государство поощряет граждан, предприятия и организации, внедряющие передовые методы, нетоксичные, безопасные, незагрязняющие и безотходные технологии в целях охраны окружающей среды, надлежащего использования и восстановления ее ресурсов, снижения вредного воздействия на окружающую среду. Финансовая поддержка за счет государственного бюджета обеспечивается экологическому образованию, охране окружающей среды и восстановлению природных ресурсов.
Правительством определяется порядок стимулирования граждан, предприятий и организаций, а согласно закону 15% дохода от продажи незаконно заготовленных и собранных природных ресурсов губернатором соответствующей провинции, сумма, столицы или района выплачивается государственному инспектору, обнаружившему нарушение в профессиональной деятельности инспекции или добровольного защитника природы. Порядок исчисления премий утверждается членами Правительства, отвечающими за Фонд окружающей среды и климата.
Губернатор сумщины (административная единица второго уровня) и района выплачивает денежное вознаграждение в определенном законом размере (из поступлений от платы за пользование природными ресурсами) гражданам, объединениям и общественным организациям, которые предоставляют уполномоченным организациям и должностным лицам актуальную информацию о нарушениях природоохранного законодательства.
Доходы от реализации незаконно добытых и конфискованных природных ресурсов, а также от реализации конфискованных оружия, транспортных средств, машин и оборудования, использованных для совершения преступлений или правонарушений, подлежат зачислению в Фонд окружающей среды и климата. Таким образом, цель гармонизации социально-экономического развития и экологического баланса в Монголии осуществляется путем сочетания мер ограничения и материального поощрения (стимулирования) физических и юридических лиц. Наряду с Законом об охране окружающей среде в Монголии действуют Законы "О мониторинге водного климата и окружающей среды" 1997 г., "Об особо охраняемых природных территориях" 1994 г., "О плате за загрязнение атмосферного воздуха" 2010 г., "Об оценке воздействия на окружающую среду" 2012 г., "Об отходах" 2017 г. и др.
Заключение. Проведенное исследование правопорядков некоторых государств Европы и Азии позволяет выявить общие черты и направления развития природоохранного законодательства. Особенностью европейских правопорядков является наличие наряду с законами об охране окружающей среды законов об охране природы и ландшафтов, регулирующих свой блок природоохранных отношений. Однако основными регуляторами общественных отношений в сфере охраны окружающей среды в большинстве рассматриваемых государств являются законы об охране окружающей среды, а в Казахстане эту функцию выполняет Экологический кодекс. Содержащееся в данных законах регулирование инструментов охраны окружающей среды при наличии общих черт имеет различия и, как правило, дополнено специальными законами и подзаконными актами. Различны применяемые экономические меры стимулирования юридических и физических лиц к экологизации своей деятельности: налоговые и кредитные льготы для производителей и потребителей, гарантированная покупка электроэнергии, денежные вознаграждения за информацию о нарушениях природоохранного законодательства (Монголия) и др. Заслуживает внимания использование договорного регулирования отношений, возникающих между собственниками недвижимости и публичными юридическими лицами при экологическом мониторинге (Словения и Хорватия), между инициаторами оценки воздействия и составителями соответствующих отчетов (Казахстан), а также пользование на основе концессии морским побережьем в целях экологического мониторинга (Хорватия). Самостоятельной сферой правового регулирования (кроме Монголии) является изменение климата; соответствующие положения включаются в законы об охране окружающей среды и другие природоохранные законы, тогда как в Сербии и Хорватии приняты законы об изменении климата.
Список литературы
1. Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права: Учебник для магистров. М., 2011.
2. Гармонизация и развитие экологического законодательства Казахстана и России: Сб. статей / Отв. ред. С.А. Боголюбов, Б.Ж. Абдраим, А.А. Мукашева. Астана, 2013.
3. Источники экологического права: Монография / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2023.
4. Право и климат планеты: научное издание / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, С.А. Боголюбов, Н.В. Кичигин. М., 2018.
5. Сакович О.М., Никонов Р.В. Правовое обеспечение сокращения выбросов парниковых газов: зарубежный опыт // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. N 4.
6. Хлуденева Н.И. Дефекты правового регулирования охраны окружающей среды: Монография. М., 2014.
7. Хлуденева Н.И. Эколого-правовые ограничения и стимулы экономической деятельности в России: Монография. М., 2023.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.