Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДОВ РОССИИ: СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К.Ю. НОСКОВ
Одним из важнейших условий благополучного развития любого государства считается соблюдение в нем прав и свобод граждан и юридических лиц. Историческая и современная практика показывает, что одним из наиболее эффективных средств их обеспечения является правосудие, осуществляемое судебной властью через деятельность судов.
В этой связи вопрос повышения качества и эффективности правосудия оказывается весьма актуальным. В современной отечественной юридической литературе этой проблеме уделяется большое внимание. Она обсуждается на совещаниях и съездах судей, на многочисленных научных конференциях и семинарах, ей посвящаются специальные монографии и диссертации, самые различные ее аспекты рассматриваются в статьях юридических журналов.
Тем не менее в исследовании этой проблемы остаются вопросы, которые заслуживают большего внимания. К их числу, на наш взгляд, относится совершенствование обеспечения деятельности судов, что, безусловно, прямо связано с повышением качества и эффективности правосудия.
Обеспечивающая деятельность как естественное следствие закономерного разделения труда является важным средством повышения эффективности любого вида производства.
Работа судов по защите прав и свобод субъектов социального действия во всех сферах деятельности, регулируемых правом, исключением, конечно, не является.
При обсуждении темы обеспечения судов современной России прежде всего речь идет о такой структуре, как Судебный департамент при Верховном Суде РФ (далее - Судебный департамент). Однако его деятельностью обеспечение судов России не ограничивается. В нашем государстве имеется немало других органов, которые также занимаются различными видами обеспечения судов. В совокупности они образуют целую систему.
Все эти органы можно классифицировать по ряду критериев. Один из них - принадлежность структур, обеспечивающих деятельность судов, к судебному или иному виду государственной власти.
В этой связи все органы такого рода можно разделить на три группы. Первую составляют структуры, которые являются непосредственными элементами судебной системы. В совокупности они формируют особую подсистему судебной системы. Это прежде всего названный выше Судебный департамент, а также Научно-консультативный совет при ВС РФ и Российский государственный университет правосудия, учредителем которого является ВС РФ.
1) Судебный департамент был создан в 1998 году в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (далее - Закон N 7-ФЗ) [5].
В ч. 1 ст. 1 Закона N 7-ФЗ определен его статус: "Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом". В этой же статье установлено его функциональное предназначение. Оно состоит в организационном обеспечении деятельности системы судов (за исключением Верховного и Конституционного Суда РФ), а также органов судейского сообщества, финансировании мировых судей, формировании единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.
Через свои управления (отделы), функционирующие в каждом субъекте Российской Федерации, Судебный департамент помогает судьям: освобождает от выполнения задач, которые с их функциональным предназначением прямо не связаны.
В ч. 2 ст. 1 Закона N 7-ФЗ раскрывается содержание понятия "организационное обеспечение деятельности судов": "Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов... понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия".
О практической деятельности Судебного департамента за период с 2008 по 2012 год достаточно подробно было рассказано в отчетном докладе Генерального директора Судебного департамента А.В. Гусева на VIII Всероссийском съезде судей [1, с. 35 - 44];
2) Научно-консультативный совет при ВС РФ в соответствии со ст. 19 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" осуществляет подготовку рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики. В составе Научно-консультативного совета действуют секции по гражданско-правовым и уголовно-правовым вопросам. Подобные советы образованы при верховных судах республик, краевых и областных судах;
3) вклад Российского государственного университета правосудия (до Приказа ВС РФ от 04.09.2014 N 720/кд "О Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Российская академия правосудия") в обеспечение деятельности судов России определяется тем, что университет является единственным высшим юридическим образовательным учреждением в стране, специально созданным с целью подготовки судейских кадров и работников аппарата судов.
В Указе Президента РФ от 11.05.1998 N 528 "О Российской академии правосудия" сказано, что это высшее учебное заведение создается с целью "повышения эффективности деятельности судов, создания учебной, научной и организационно-методической базы органов и учреждений судебной власти, а также в целях обеспечения их высококвалифицированными специалистами" [4]. Пункт 3 этого документа возложил на академию следующие задачи: "Подготовка кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов; профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; осуществление фундаментальных и прикладных научных и методических исследований в области организации и деятельности судебной власти".
Ко второй группе органов, участвующих в обеспечении судов России, относятся органы, составляющие систему органов судейского сообщества, которая формирует отдельную подсистему судебной системы Российского государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (далее - Закон N 30-ФЗ) к органам этой группы относятся: Всероссийский съезд судей (конференции судей субъектов Российской Федерации); Совет судей РФ (советы судей субъектов Российской Федерации); общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ (квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации).
Отнести органы судейского сообщества России к органам, участвующим в обеспечении деятельности судов, позволяет содержание п. 3 ст. 4 Закона N 30-ФЗ, в котором при определении основных задач органов судейского сообщества названо "участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности" [3].
Причисляя органы судейского сообщества к органам, участвующим в обеспечении деятельности судов, следует обратить внимание на то обстоятельство, что эти органы сами входят в число структур, которые нуждаются в обеспечении своей деятельности со стороны Судебного департамента. Это зафиксировано как в главе IV "Обеспечение деятельности органов судейского сообщества" Закона N 30-ФЗ, так и в ч. 1 ст. 1 Закона N 7-ФЗ - в число объектов, которые обязан обеспечивать Судебный департамент, она включила и органы судейского сообщества.
Третью группу органов, обеспечивающих деятельность судов России, составляют органы, не входящие в судебную систему страны.
В свою очередь в этой общности можно выделить две подгруппы.
Одну из них составляют органы, относящиеся к исполнительной ветви государственной власти: Правительство РФ, Федеральная служба судебных приставов, федеральное бюджетное учреждение "Российский федеральный центр судебных экспертиз при Министерстве юстиции Российской Федерации" (далее - ФБУ РФЦСЭ). Последние две структуры в настоящее время входят в систему Минюста России.
Вклад Правительства РФ в обеспечение деятельности судов наиболее наглядно виден на примере разработки и реализации им Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (далее - Программа) (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406; далее - Постановление N 1406) [6]. Главными направлениями развития отечественной судебной системы определены: 1) строительство, реконструкция и приобретение зданий для судов, ФССП России и государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России; 2) информатизация судебной системы и внедрение современных информационных технологий в деятельность всех судов, составляющих судебную систему; 3) оснащение государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России оборудованием, позволяющим решать новые экспертные задачи; 4) внедрение информационных технологий в деятельность ФССП России с целью повышения оперативности и улучшения принудительного исполнения судебных актов; 5) реализация государственных социальных гарантий для судей и работников аппарата судов, а также Судебного департамента в сфере обеспечения жилой площадью.
Понятно, что для реализации этой Программы требуются значительные финансовые средства, которые в соответствии с Постановлением N 1406 обязано выделять Министерство финансов РФ. В соответствии с паспортом Программы ее основным разработчиком является Министерство экономического развития РФ. Именно его глава является руководителем и несет персональную ответственность за реализацию Программы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, как они определены в паспорте, - это "повышение качества правосудия и эффективности рассмотрения судебных споров; обеспечение доступности и открытости правосудия; повышение авторитета судебной власти; создание условий для конкурентоспособности российской судебной системы в международном сообществе; обеспечение независимости судебной системы и повышение привлекательности государственной гражданской службы в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; повышение качества исполнения судебных актов и проводимых судебных экспертиз".
2) Деятельность ФССП России регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах". Судебные приставы в обеспечение деятельности судов выполняют две важные функции. Во-первых, одно из подразделений судебных приставов обеспечивает исполнение решений судов. Другое их подразделение - судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов - выполняют задачи, соответствующие их названию.
Успехи и проблемы в деятельности института судебных приставов в современной России раскрыты на VIII Всероссийском съезде судей в докладе Директора ФССП России - главного судебного пристава РФ А.О. Парфенчикова [7, с. 32 - 34].
3) Деятельность судебно-экспертных органов в Российской Федерации в настоящее время регулируется Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Центральным экспертным учреждением, специально созданным для обеспечения деятельности судебных и правоохранительных органов, является ФБУ РФЦСЭ. Его деятельность осуществляется в соответствии с Уставом (утв. Приказом Минюста России от 27.05.2011 N 172; далее - Устав ФБУ РФЦСЭ).
В п. 2.2 Устава ФБУ РФЦСЭ, в частности, сказано: "Основными задачами Центра являются: оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем проведения судебных экспертиз, а также экспертных исследований".
Следует заметить, что Закон N 73-ФЗ не распространяет свое действие на деятельность негосударственных органов судебной экспертизы. Однако число действующих в России негосударственных судебно-экспертных учреждений достаточно велико. Таким образом, возникла потребность в ее законодательном регулировании и координации с системой государственных органов судебной экспертизы. Учитывая это обстоятельство, Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект нового Закона "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Третью группу органов, участвующих в обеспечении деятельности судов, образует институт Президента РФ.
В соответствии со ст. 83 Конституции РФ Президент РФ участвует в обеспечении судебной власти ее кадровым составом: "Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, назначает судей других федеральных судов" [2].
Важным направлением деятельности Президента РФ по отношению к судебной власти является его участие во всероссийских съездах судей, в совещаниях руководителей судов, где определяются основные направления дальнейшего развития судебной системы и судебной политики государства в целом.
Такова классификация органов, осуществляющих деятельность по обеспечению судов в зависимости от их принадлежности к той или иной ветви власти. Известно, что чем больше критериев классификации применяется при изучении того или иного объекта, тем более всесторонне раскрывается его содержание. В этой связи выделим еще один критерий, который может быть применен при классификации структур, обеспечивающих суды, и перейдем к классификации содержания самой деятельности по обеспечению судов.
Структуры, осуществляющие обеспечение судов, могут быть разбиты и на группы в зависимости от того, предопределено ли их образование и, соответственно, предназначение только фактом существования судов или эти структуры имеют также иное предназначение, помимо деятельности по обеспечению судов.
В этом отношении в этих структурах могут быть выделены только две группы.
Одна группа - это те структуры, деятельность которых целиком посвящена обеспечению судов. К их числу относятся: Судебный департамент и Научно-консультативный совет при ВС РФ, ФССП России, ФБУ РФЦСЭ, Российский государственный университет правосудия. Все органы этой группы в совокупности могут быть объединены понятием "органы инфраструктуры системы судов".
Участие другой группы органов в обеспечении судов из числа уже рассмотренных в рамках первого критерия не является основополагающим для их деятельности, их единственным предназначением. Это, во-первых, структуры, относящиеся к иной, несудебной ветви власти: институт Президента РФ, Минэкономразвития России и Минфин России из состава Правительства РФ, а также органы судейского сообщества.
В совокупности с системами первой группы эти структуры могут быть объединены понятием "система органов, обеспечивающих деятельность судов".
Как нам представляется, использование в системе категорий, описывающих судебную систему, понятия "органы инфраструктуры системы судов (инфраструктура судов)" и более широкого "система органов, обеспечивающих деятельность судов" имеет важное методологическое значение, поскольку подчеркивает важность внешних связей, которые имеют суды, для их нормального функционирования, что нацеливает субъектов, осуществляющих какое-либо реформирование судебной системы, на учет последствий своих решений в отношении этих связей.
Изложенный выше анализ органов, обеспечивающих деятельность судов Российской Федерации, позволяет сделать несколько обобщающих выводов.
1. Судебная система Российской Федерации помимо системы судов и системы органов судейского сообщества включает в себя систему обеспечения деятельности судов.
2. Общая задача этой системы состоит в обеспечении судов всеми необходимыми им ресурсами. Цель функционирования этой системы - повышение качества и эффективности деятельности по осуществлению правосудия.
3. Для обозначения этой системы может быть использовано понятие "инфраструктура судов".
4. В обеспечении деятельности судов Российской Федерации участвуют не только органы, относящиеся собственно к судебной власти, но и структуры, относящиеся к другим ветвям государственной власти.
Список литературы
1. Гусев А.В. Отчетный доклад на VIII Всероссийском съезде судей // Судья. 2013. N 1. С. 35 - 44.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом изм. от 05.02.2014, от 21.03.2014). М.: Проспект, 2015.
3. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 11. Ст. 1022.
4. Указ Президента РФ от 11.05.1998 N 528 "О Российской академии правосудия" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 19. Ст. 2110.
5. Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 223.
6. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 1. Ст. 13.
7. Парфенчиков А.О. Выступление на VIII Всероссийском съезде судей // Судья. 2013. N 1. С. 32 - 34.
References
1. Gusev A.V. Otchetnyj doklad na VIII Vserossijskom s"ezde sudej // Sud'ja. 2013. N 1. S. 35 - 44.
2. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993, s uchetom izm. ot 05.02.2014, ot 21.03.2014). M.: Prospekt, 2015.
3. Ob organah sudejskogo soobshhestva v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 14.03.2002 N 30-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. N 11. St. 1022.
4. O Rossijskoj akademii pravosudija: Ukaz Prezidenta RF ot 11.05.1998 N 528 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1998. N 19. St. 2110.
5. O sudebnom departamente pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 08.01.1998 N 7-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1998. N 2. St. 223.
6. O federal'noj celevoj programme "Razvitie sudebnoj sistemy Rossii na 2013 - 2020 gody": Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.12.2012 N 1406 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. N 1. St. 13.
7. Parfenchikov A.O. Vystuplenie na VIII Vserossijskom s"ezde sudej // Sud'ja. 2013. N 1. S. 32 - 34.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.