Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИНСТИТУТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ - СПОСОБ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ
Д.А. ЕРМАКОВ
Демократия является следствием непосредственного привлечения населения не только к управлению делами государства, но и активным содействием властей к привлечению населения к управлению делами на местах. Только в данных условиях можно говорить о реальной демократии. А.И. Солженицын в своем труде "Как нам обустроить Россию. Посильные соображения" <1> определяет самоуправление как демократию малых пространств.
--------------------------------
<1> Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения. Л., 1990. С. 17.
Демократическое государство в своей сущности предполагает рост участия населения в его управлении государством, рост инициативы населения в таком управлении, а также в решении вопросов местного значения, увеличение доли участия общественных объединений в жизни государства, учет мнения таких объединений в социальной сфере, повсеместное использование институтов непосредственной демократии в управлении государством. Сама непосредственная демократия является неотъемлемым элементом демократии в общем понимании этого слова, а институты непосредственной демократии и их повсеместное применение присущи исключительно демократическому обществу.
Непосредственная демократия в системе местного самоуправления представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе прямого волеизъявления граждан при обсуждении, принятии, исполнении решений по вопросам местного значения, а также контроля за проведением этих решений в жизнь <2>.
--------------------------------
<2> Нудненко Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (Проблемы теории и практики): Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02. М., 2001. С. 81.
Непосредственная муниципальная демократия - важнейший элемент развития современной системы муниципального управления. Степень развития данного института является критерием оценки деятельности муниципального образования <3>.
--------------------------------
<3> Холопов В.А. Контекст развития непосредственной муниципальной демократии: анализ теории и практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 11. С. 32 - 36.
Непосредственная муниципальная демократия - это институционально-ценностная основа системы местного самоуправления, представляющая собой взаимодействие ее акторов (местного сообщества и органов власти МСУ) с целью эффективного осуществления артикуляции интересов различных социальных групп, проживающих на территории определенного муниципального образования <4>.
--------------------------------
<4> См.: Там же.
Институты непосредственной демократии имеют как множество плюсов, таких, как управление населением собственной жизнью посредством приближения к властным институтам, так и минусы - некомпетентность субъектов непосредственной демократии ввиду большого количественного состава субъектов, реализация институтов непосредственной демократии занимает много времени, а также минимальная ответственность за итоги такой реализации.
Вторым необходимым и неотъемлемым элементом демократии выступает демократия представительная, которая отчасти является производной от демократии непосредственной. Суть представительной демократии сводится к делегированию населением своей власти избираемым путем равных, прямых и тайных выборов представителям.
Представительная демократия предполагает определенные параметры взаимоотношений между избираемыми представителями и населением, сделавшим свой выбор. К таким параметрам можно отнести: ответственность, подконтрольность, наличие соответствующей компетенции и инициативности у избранных представителей при исполнении своих полномочий.
Как уже было упомянуто выше, представительная демократия выступает производной от демократии непосредственной, главным проявлением которой выступают процесс выборов должностных лиц, формирование представительных органов и так далее.
Во-первых, выборы представляют собой способ непосредственного участия граждан в жизни своего государства и местного сообщества, способ волеизъявления граждан посредством формирования выборных органов и избрания выборных должностей. Таким образом, выборы представляются способом непрямого принятия решений гражданами. Отдавая свой голос на выборах за конкретного кандидата или политическую партию, гражданин поддерживает и надеется на реализацию предложенных программ данным кандидатом или политической партией, тем самым стремясь реализовать и защитить свои интересы.
Во-вторых, институт выборов - важнейший способ реализации населением своих избирательных прав.
В-третьих, как было рассмотрено выше, институт выборов является одним из основных элементов непосредственной демократии, тем самым институт выборов является демократическим способом формирования органов публичной власти, осуществляющих управление от имени населения и в его интересах. В данном контексте роль выборов сводится к постоянному обновлению публичной власти на всех уровнях.
Посредством конституционных выборов осуществляется публичное политическое воспроизводство самого государства, а именно социальная ротация или перераспределение (перегруппировка или передача) законодательных и правительственных функций и полномочий <5>.
--------------------------------
<5> Фимиогли Е.С. Муниципальные выборы как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления // Современное право. М.: Новый индекс, 2008. N 2(1). С. 39 - 41.
В-пятых, институт выборов представляется одним из самых распространенных и используемых методов контроля населения за публичной властью.
Таким образом, институт выборов - один из важнейших способов обновления состава публичной власти, катализатор конкуренции между кандидатами на выборные должности, а также политическими партиями. Институт выборов выступает основной идеей демократического общества.
Так, по мнению В.В. Комаровой, "выборы представляют собой процедуру, посредством которой определенная группа людей выдвигает из своей среды одного или нескольких членов для выполнения общественных функций" <6>.
--------------------------------
<6> Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Проспект, 2011. С. 23.
Применительно к объекту исследования автора интересует институт муниципальных выборов, представляющий собой способ ротации состава органов местного самоуправления, стимулятор конкуренции избирательных объединений и кандидатов не только в ходе избирательной кампании, но и в повседневной деятельности.
Так, ст. 130 Конституции РФ говорит, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Четкое понимание сущности муниципальных выборов невозможно без анализа выполняемых функций институтом муниципальных выборов.
По мнению автора, к таким функциям относятся:
1. Функция легитимации. Как было отмечено выше, целью муниципальных выборов является легитимация публичной власти в местном сообществе.
По мнению автора, муниципальные выборы являются средством обеспечения легитимности власти в местном сообществе. Суверенная воля народа, выраженная на выборах, определяет в конечном счете легитимность властных полномочий всех органов публичной власти в государстве <7>. Отсюда можно сделать вывод, что целью муниципальных выборов является организация выборных институтов местного самоуправления, в свою очередь, результатом выступает формирование представительных органов.
--------------------------------
<7> Веденеев Ю.А., Зайцев И.В., Луговой В.В. Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX - начала XX в. // Хрестоматия. М.: Норма, 2001. С. 347.
Выборы - это один из важнейших способов легализации (юридического удостоверения) и легитимации (признания законной, оправданной в представлении населения) государственной власти <8>.
--------------------------------
<8> Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М., 1996. С. 142.
Сам процесс формирования представительных органов и избрание должностных лиц местного самоуправления является основой для учреждения публичной власти на местном уровне.
2. Контрольная функция. Муниципальные выборы выступают средством контроля со стороны местного сообщества за выборными институтами публичной власти.
3. Представительная функция. Институт муниципальных выборов служит средством определения состава представительного органа местного самоуправления, избрания конкретных должностных лиц, вследствие чего определяются основные направления деятельности местного сообщества на ближайшее время. Муниципальные выборы служат мостом между органами местного самоуправления и местным сообществом непосредственно, т.е. власть учредительная переходит во власть представительную <9>. В результате чего различного рода группы местного сообщества, имея различные многообразные интересы, стремятся защитить их и довести до властных структур. В данном контексте именно муниципальные выборы предстают наиболее востребованным и действенным средством избирателей для определения наиболее компетентных и активных кандидатов для представления своих интересов. Однако в данном случае следует обращать внимание на выбор процедуры определения результатов выборов, так как использование той или иной процедуры может в значительной мере исказить их. Таким образом, муниципальные выборы - это средство обеспечения участия общественного мнения в деятельности выборных институтов публичной власти ввиду возможности высказывания предложений и замечаний избирателей по предложенным избирательным программам, а также возможности акцентирования внимания на наиболее насущных проблемах местного сообщества.
--------------------------------
<9> Нудненко Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (Проблемы теории и практики). С. 205.
4. Гарантирующая функция. Гарантированность в данном случае следует понимать как реальную вероятность явления <10>. Как было рассмотрено выше, институт муниципальных выборов гарантируется различного рода нормативными правовыми актами. Обязательность и периодичность выборов служит гарантом участия населения в управлении делами местного сообщества. Отсутствие данной функции в реальной жизни позволяет говорить об отсутствии демократических институтов в государстве.
--------------------------------
<10> Адамоков Б.Б., Мухачев И.В. Гарантирующая функция устава муниципального образования - основа социального гомеостазиса // Бизнес в законе. М.: Изд. дом "Юр-ВАК", 2013. N 1. С. 64.
Проведенный автором анализ позволяет сделать вывод, что институт муниципальных выборов выступает способом институциализации публичной власти на местном уровне. Выполняемые данным институтом функции гарантируют реальное участие населения в управлении делами муниципального образования, наделение властными полномочиями представителей с целью реализации своих интересов. Также это основополагающая форма контроля населения за публичной властью на местном уровне.
Литература
1. Адамоков Б.Б., Мухачев И.В. Гарантирующая функция устава муниципального образования - основа социального гомеостазиса // Бизнес в законе. М.: Изд. дом "Юр-ВАК", 2013. N 1. С. 63 - 65.
2. Веденеев Ю.А., Зайцев И.В., Луговой В.В. Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX - начала XX в. // Хрестоматия. М.: Норма, 2001. С. 784.
3. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Проспект, 2011. С. 144.
4. Нудненко Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (Проблемы теории и практики): Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02. М., 2001. С. 205.
5. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения. Л., 1990. С. 64.
6. Фимиогли Е.С. Муниципальные выборы как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления // Современное право. М.: Новый индекс, 2008. N 2(1). С. 39 - 41.
7. Холопов В.А. Контекст развития непосредственной муниципальной демократии: анализ теории и практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 11. С. 32 - 36.
8. Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М., 2006. С. 142.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.