Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СПОРЫ ПО ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ 2015 ГОДА ПО ПРАВИЛАМ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
В.А. МАЙБОРОДА
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <1> в Российской Федерации установлен единый день для выборов всех уровней представительства властно-публичной организации, приходящийся на второе воскресенье сентября. В 2015 г. вторым воскресеньем является 13 сентября 2015 г., и в этот день, по данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на территории страны должно состояться более чем 10,7 тыс. голосований на выборах в 83 субъектах Российской Федерации и более чем 70 кампаний референдумов и иных голосований в 10 субъектах Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 24. Ст. 2253.
<2> Информация о ходе подготовки к выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в единый день голосования 13 сентября 2015 года (по состоянию на 21 августа 2015 года) // Сайт ЦИК РФ. URL: http://www.cikrf.ru/analog/vib_130915/index.html.
В литературе ранее предпринимались попытки осмысления законодательной конструкции общего дня голосования и последующих судебных разбирательств по оспариванию их итогов <3>. Однако относительно уже проходивших выборов в единый день голосования предстоящие в сентябре 2015 г. выборы являются действительно уникальными, поскольку 15 сентября 2015 г., т.е. через два дня после выборов, вступает в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации <4>. Как нормативный правовой акт, регулирующий процессуальные правоотношения, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) имеет достаточно много новелл, среди которых встречаются даже совершенно новые для судов общей юрисдикции категории споров <5>.
--------------------------------
<3> Князев С.Д. Назначение выборов: законодательная конструкция и судебная практика // Юридический мир. 2006. N 6.
<4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 10. Ст. 1391.
<5> Майборода В.А. Споры административного судопроизводства в сфере строительства // Правовые вопросы недвижимости. 2015. N 1. С. 22 - 25.
Главой 24 КАС РФ регулируются процессуальные отношения по производству по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Таким образом, единый день выборов 2015 г. является уникальным в административно-процессуальном смысле, поскольку их проведение будет осуществляться по материально-правовым законам, действующим на момент проведения выборов, а оспаривание результатов выборов должно происходить по процессуальным правилам, которые вступят в силу с 15 сентября 2015 г., но соблюдение которых для целей полного, своевременного и законного разрешения заявлений указанной категории должно носить обязательный характер.
В указанной связи особая значимость должна быть придана обязанностям администратора суда по обеспечению рассмотрения дел указанной категории. Как правило, в выборный и послевыборный периоды в суде организуются дежурства. Собственно избирательный день - это 12 часов, с 8 часов утра и до 20 часов вечера. Подведение итогов выборов - это ночь, следующая непосредственно за днем выборов, когда заинтересованные стороны уже получают на руки заверенные копии протоколов участковых избирательных комиссий либо комиссий вышестоящего уровня. В литературе вопрос о доктринальном подходе к такой организации дежурства в судах является предметом постоянного обсуждения, с тем чтобы найти непротиворечивое разрешение обязанности суда по обеспечению правильного, полного и своевременного рассмотрения дел и трудовых прав сотрудников суда <6>. Судьи в приведенный период напряженной работы суда дежурят, сменяя друг друга. При этом обязанностью администратора суда, возложенной на него п. 4 ст. 19 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", является обязанность по обеспечению судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами <7>. Заявленные и удовлетворенные отводы составу суда влекут необходимость замещения дежурного судьи другим. Излишне в данной связи уточнять, что специализация на делах исследуемой категории в данных обстоятельствах может являться далеко не решающим фактором к привлечению судьи к исполнению процессуальных функций рассмотрения административного спора, возникшего из избирательных правоотношений.
--------------------------------
<6> Филиппов Н.К. Полномочия председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: вопросы теории и практики // Российская юстиция. 2013. N 2. С. 67 - 71.
<7> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 223.
Надлежащее исполнение обязанностей администратором суда в такой уникальный период в избирательной жизни страны, как сентябрь 2015 г., предполагает знакомство администратора суда и доведение до сведения аппарата суда в т.ч. и находящихся на дежурстве основных новелл в оспаривании процедуры и результатов выборов в 2015 г. в порядке административного судопроизводства.
Во-первых, заявление, подаваемое в суд с 15 сентября 2015 г., содержащее в качестве интенции оспаривание процедуры либо результатов выборов в 2015 г., по форме должно являться административным исковым заявлением. Важно понимание того обстоятельства, что изменится не просто название подаваемого материала, а его юридическая природа. В силу ч. 7 ст. 125 КАС РФ в его системной взаимосвязи с п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагается заказное письмо с уведомлением о вручении (или иной способ, позволяющий суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов) административного искового заявления другим лицам, участвующим в деле. При этом такое приложение для административного истца, не обладающего государственными или иными публичными полномочиями, является возможностью, а для административного истца, обладающего государственными или иными публичными полномочиями, такое приложение является обязанностью.
Применительно к сторонам, чьи процессуальные отношения регулируются статьей 239 КАС РФ, к лицам, "не наделенным публичными полномочиями", с бесспорной очевидностью можно отнести только избирателей и участников референдума. То есть административные исковые заявления от иных участников выборов (референдумов) должны содержать сведения о его направлении с приложениями другим сторонам по делу. Отсутствие названного приложения является основанием к оставлению административного искового заявления без движения в соответствии с положениями ст. 130 КАС РФ, а в случае неустранения указанных в определении судьи недостатков - основанием для его возвращения (п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ).
Во-вторых, сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, установленные ст. 240 КАС РФ. В силу ч. 7 названной статьи сроки, ею установленные, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. Максимальный срок, в который необходимо уложить обжалование, составляет три месяца. Безусловно, данный срок выгодно отличается от годичного срока по оспариванию результатов выборов, ранее использовавшегося избирательным законодательством. Можно с уверенностью выразить надежду, что судебной отмены результатов выборов, состоявшихся более 18 месяцев назад (до года - подача заявления и сроки рассмотрения дела в суде областного и приравненного к нему уровня и срок рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации в качестве суда апелляционной инстанции), больше в правоприменительной практике России не будет встречаться. Срок, установленный Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, безусловно, реализует принцип правовой определенности, не лишая возможности судебной защиты нарушенного права в случае действительного наличия такого нарушения.
Однако мобилизационный характер сроков, установленных для данной категории дел, не только носит стабилизирующий характер применительно к избирательным правоотношениям, но и является обязывающим судебную систему России к качественной работе по рассмотрению названной категории дел.
В указанной связи именно администратору суда следует обеспечить наличие постоянной связи суда в выборный и послевыборный периоды с секретарем соответствующего уровня избирательных комиссий.
Документация, формируемая избирательными комиссиями в ходе своей деятельности, является достаточно обширной. Практически вся документация собственно избирательного процесса опечатывается членами избирательной комиссии непосредственно по завершении составления итогового протокола о результатах голосования. При рассмотрении последующего спора часть документации судом обозревается, часть приобщается к материалам дела. Приобщение всей избирательной документации к материалам дела избыточно. Преследуя цель обеспечения устойчивости судебного акта и используя современные технические возможности, исследованную в судебном заседании документацию можно оцифровать, не загромождая материалов дела излишними бумагами. Например, исследуя количество избирательных бюллетеней, суду вовсе не обязательно их приобщать к материалам административного дела, но цифровая копия этих бюллетеней, приложенная к делу на компакт-диске, позволит устранить сомнения в неполноте исследования при рассмотрении дела во второй инстанции. Обеспечение оперативного оцифровывания избирательной документации, не приобщенной к материалам административного дела, - задача администратора суда, надлежащее исполнение которой в дальнейшем придаст суду, установившему подобную практику, характеристику суда, полноценно формирующего дела для их последующего движения по инстанциям.
В-третьих, в силу п. 4 и 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению подлежат приложению документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у административного истца, либо документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем. Отсутствие названных документов является основанием для оставления заявления без движения в соответствии со ст. 130 КАС РФ, а в случае неустранения указанных в определении судьи недостатков - основанием для его возвращения (п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ).
Таким образом, пока правоприменительной практикой не сформулированы иные критерии, административное исковое заявление всякого субъекта - физического лица, обращающегося в суд с заявлением о защите избирательного права, должно содержать документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <8> высшее образование реализуется освоением программ бакалавриата или программ специалитета. То есть под документом, "подтверждающим наличие высшего юридического образования", может пониматься диплом бакалавра или специалиста, выданный образовательной организацией высшего образования, что подтверждается ее уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности и свидетельством о государственной аккредитации.
--------------------------------
<8> Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
Вместе с тем в силу ч. 3 ст. 69 того же Федерального закона к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
То есть к освоению программы магистратуры юриспруденции допускаются и лица, имеющие, например, высшее инженерное образование. При таких обстоятельствах возможно получение образовательного уровня бакалавра по одной специальности, а образовательного уровня магистра по другой специальности, в т.ч. по юриспруденции. Представляется, что отдельно представляемый документ о завершении образовательной программы магистратуры юриспруденции (права) без его связи с документом о высшем юридическом образовании не подтверждает у лица, его предъявившего, наличие собственно высшего юридического образования. Также не подтверждает наличие высшего юридического образования и наличие ученой степени кандидата наук либо доктора наук по юриспруденции. Таким образом, к административному исковому заявлению должен прилагаться только диплом бакалавра юриспруденции либо юриста (специалиста) с информационным сопровождением статуса образовательной организации, его выдавшей (устав, лицензия, аккредитация). Приложение только диплома магистра юриспруденции (права) само по себе наличие высшего юридического образования не подтверждает, и административное исковое заявление с таким приложением, поданное в защиту прав физического лица, подлежит оставлению без движения в соответствии со ст. 130 КАС РФ, а в случае неустранения указанных в определении судьи недостатков является основанием для его возвращения (п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ).
В-четвертых, администраторам судов в выборный и послевыборный периоды надлежит поддерживать тесную связь со специалистами Федеральной миграционной службы и с экспертами-почерковедами.
Электронные базы данных, используемые ФМС в практической работе, могут иметь расхождение с фактическими паспортными данными гражданина-избирателя. Между тем актуализация таких баз данных проводится достаточно регулярно, и поэтому не исключены ситуации наличия расхождения в паспортных данных в довыборный период и аппаратным устранением расхождения в результате текущей актуализации, без какого-либо целевого вмешательства соответствующего должностного лица. В данном случае имеется в виду оспаривание результатов выборов в соответствии со ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а не судебная проверка подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов) в соответствии со ст. 76 названного Федерального закона. Обеспечение возможности исследования обстоятельств дела с использованием той базы данных, которая использовалась в период совершения соответствующей процедуры избирательного процесса, - задача администратора суда. Адекватная возможность разрешения этой задачи лежит в плоскости поддержания эффективных рабочих отношений с аппаратом соответствующего органа Федеральной миграционной службы.
Эксперт-почерковед - лицо, к чьим профессиональным навыкам приходится прибегать при рассмотрении исследуемой категории дел. Однако с учетом сжатости сроков рассмотрения дел этой категории предварительное мнение такого эксперта имеет существенное значение для разрешения вопроса о назначении экспертизы. Суд, находясь в рамках судопроизводства, не может проактивно ставить вопросы эксперту, не разрешив по существу вопроса о необходимости назначения почерковедческой экспертизы. Администратор суда, напротив, такой возможностью наделен и может оказать содействие судопроизводству проактивным взаимодействием с экспертом.
Кроме того, списки избирателей в соответствии с п. 1, п. 6 и 7 ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" составляются соответствующей комиссией, в т.ч. с использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому избирательному участку. Избиратель (участник референдума) расписывается (проставляет параф) в соответствующей графе в получении бюллетеня для голосования. Отдельно проставляемые парафы в случае их фальсификации кажутся лицам, которые их вносят в списки избирателей, выглядящими достоверно. Однако в массе такие подписи, очевидно, выдают авторство одной руки. Для определения этого факта не нужно обладать специальными навыками эксперта, а достаточно рассмотреть несколько дел исследуемой категории. В случае предположения о наличии такой фальсификации консультация у эксперта-почерковеда - лучшее средство к его подтверждению либо опровержению.
Суммируя изложенное, можно заключить, что:
1) обеспечение своевременного разрешения споров, связанных с реализацией избирательных прав, является консолидированной обязанностью суда не только в процессуальном смысле;
2) своевременность рассмотрения такого спора - гарантия обеспечения определенности в избирательном процессе;
3) техническое обеспечение рассмотрения споров административного судопроизводства, связанных с защитой избирательных прав, - комплексная задача всего суда, а не отдельного состава, в котором администратору отводится ключевая роль как в качестве организатора процесса обеспечения судопроизводства, так и в качестве рабочего медиатора суда с иными заинтересованными лицами в полном, своевременном и законном разрешении таких споров;
4) полноценное формирование правоприменительной практики Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации касается в числе прочего вопросов приложений к административному исковому заявлению, акцент на наличие (отсутствие) которых является обязанностью аппарата суда, чья деятельность организуется администратором суда.
Литература
1. Информация о ходе подготовки к выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в единый день голосования 13 сентября 2015 года (по состоянию на 21 августа 2015 года) // Сайт ЦИК РФ. URL: http://www.cikrf.ru/analog/vib_130915/index.html (дата обращения: 22.08.2015).
2. Князев С.Д. Назначение выборов: законодательная конструкция и судебная практика // Юридический мир. 2006. N 6.
3. Майборода В.А. Споры административного судопроизводства в сфере строительства // Правовые вопросы недвижимости. 2015. N 1. С. 22 - 25.
4. Филиппов Н.К. Полномочия председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: вопросы теории и практики // Российская юстиция. 2013. N 2. С. 67 - 71.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.