Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ, ЕЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИЛИ ИНОГО СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РФ
Ф.И. ДОЛГИХ
С 15 сентября 2015 г. вводится в действие Кодекс административного судопроизводства РФ. В связи с данным обстоятельством ряд категорий дел, рассматриваемых ранее в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ, включая и находящиеся в производстве Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции не рассмотренные до 15 сентября 2015 г. дела, относящиеся к данным категориям, с указанной даты подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ <1>.
--------------------------------
<1> Ст. 1, 3 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
Как следует из ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, данный нормативно-правовой акт регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. К числу данных категорий дел отнесены, в частности, дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения. Их рассмотрение будет осуществляться в соответствии с главой 27 "Производство по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации".
Как было отмечено в пояснительной записке при внесении законопроекта Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, "включение в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации норм, регулирующих производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (что имеет место в настоящее время), не может признаваться надлежащей реализацией указанных нормативных положений. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает судебную процедуру рассмотрения дел, возникающих из правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле и в своих интересах и фактически равноправны, то есть возникающих из правоотношений, связанных с применением материальных правовых норм частного права (гражданского, семейного и т.п.). В то же время в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство их субъектов, в связи с чем требуются иные методология и процессуальный закон по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из данных правоотношений" <2>.
--------------------------------
<2> Пояснительная записка к проекту Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проектам Федеральных законов "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" и к проекту Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=246965-6&02.
Отнесение дел о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения к числу дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, наряду с иными делами, возникающими из административных и иных публичных правоотношений, обусловлено двойственной природой политических партий: тем, что политические партии, с одной стороны, "являются институтом гражданского общества, т.е. структурным элементом сферы частных отношений", с другой - "частью государственно-властной машины" <3>. Кроме того, все чаще политические партии рассматриваются как лица публичного права. Как отметил В.Е. Чиркин, "смысл конструкции юридического лица публичного права состоит в публичном управлении (в широком понимании), в регулировании жизни общества, в участии в этом, в соревновательности за это (например, для политических партий)" <4>. Юридические лица публичного права создаются в общественных интересах - в интересах как всего общества, так и его части. Данные лица так или иначе связаны с публичной властью - так, политические партии состязаются за нее <5>.
--------------------------------
<3> Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда России // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 6. С. 3 - 4. Цит. по: Долгих Ф.И. Ликвидация региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 2. С. 39.
<4> Чиркин В.Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права // Журнал российского права. 2010. N 6; Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
<5> Там же.
Специальный порядок рассмотрения дел о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения в российском законодательстве установлен впервые. До этого указанные дела не выделялись в законе в отдельную категорию и рассматривались в рамках гражданского процесса. Правда, в 2011 г. в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ было разъяснено, что дела о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий рассматриваются по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, равно как и дела по спорам о ликвидации иных общественных организаций и запрещении их деятельности <6>.
--------------------------------
<6> Обзор Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2011 года: утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 марта 2012 г. // URL: http:www.vsrf.ru.
Целесообразность выделения дел о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения обусловлена значением политических партий как единственного вида общественных объединений, обладающего правом участия в выборах в органы государственной власти, а также ростом количества дел данной категории. По данным заместителя директора Департамента по делам некоммерческих организаций, Министерства юстиции РФ М.Х. Гусевой, в 2014 г. было ликвидировано 35 региональных отделений политических партий, деятельность 83 региональных отделений была приостановлена <7>. При этом наблюдается увеличение данных показателей по сравнению с 2013 г. <8>. По нашему мнению, в текущем и последующих годах подобные цифры еще более возрастут. Произойдет это в связи с тем, что существенный рост количества зарегистрированных политических партий начался в 2012 г. сразу после изменений в законодательстве о политических партиях, снизивших требования к численности членов. Так, только с апреля 2012 по апрель 2013 г. количество зарегистрированных политических партий возросло в 9 раз <9>. В 2015 г. истекает 3 года с момента создания ряда политических партий, а значит, они могут попасть в список общественных объединений, подлежащих плановой проверке. Опыт плановых проверок политических партий 2003 и 2006 гг. показывает, что по их результатам следовала серия исковых заявлений со стороны Министерства юстиции РФ (Федеральной регистрационной службы) и его территориальных органов о ликвидации политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений, а затем в значительном количестве случаев - ликвидация по решению суда.
--------------------------------
<7> Стенографический отчет межрегионального совещания с представителями региональных отделений политических партий, общественных организаций Крымского федерального округа (Севастополь, 5 февраля 2015 года) // URL: http://www.cikrf.ru/analog/vib_130915/sov_2015/sten_sev.html.
<8> Там же.
<9> Долгих Ф.И. Ликвидация политических партий // Юридический мир. 2013. N 6. С. 49.
В рамках одной статьи не представляется возможным проанализировать все изменения, касающиеся рассмотрения дел о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, связанные с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ. Поэтому уделим внимание только наиболее принципиальным изменениям, связанным с порядком рассмотрения данной категории дел:
1. Сокращение срока рассмотрения дел о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения с 2 до 1 месяца, т.к. статья 263 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает более короткий срок по сравнению с общим сроком рассмотрения дел в порядке административного судопроизводства).
2. Срок принятия искового заявления к производству сокращается с 5 дней (по Гражданскому процессуальному кодексу РФ) до 3 дней.
3. Приостановление деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения может применяться не только в качестве санкции за установленные судом нарушения, но и как мера предварительной защиты по административному исковому заявлению <10>. Ранее Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривал в качестве мер по обеспечению иска лишь наложение ареста на имущество и запрещение ответчику совершать определенные действия. Правда, Гражданский процессуальный кодекс РФ допускал, что в необходимых случаях судья или суд могут принять иные меры, если непринятие необходимых мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. На практике политическая партия никак не могла сделать невозможным исполнение решения суда о приостановлении своей деятельности или ликвидации либо приостановлении деятельности или ликвидации своих структурных подразделений, разве что в случае ее добровольной ликвидации, поэтому приостановление деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения в качестве иной меры обеспечения иска не применялось.
--------------------------------
<10> Часть 2 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
4. Уточнение круга лиц, наделенных правом на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения. Данное исковое заявление может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью политических партий. Таковым является Министерство юстиции РФ, которое осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в т.ч. общественных объединений, политических партий <11>, а в отношении региональных отделений или иных структурных подразделений политических партий - территориальные органы Министерства юстиции РФ в соответствующих субъектах Федерации. Данное уточнение имеет значение, т.к. на практике имела место подача искового заявления о ликвидации политических партий лицами, не относящимися к органам и должностным лицам, уполномоченным федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью политических партий (правда, в принятии заявления было отказано) <12>.
--------------------------------
<11> Пункт 30.10 абз. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 // СПС "КонсультантПлюс".
<12> Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2011 г. N ГКПИ11-2150; Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N АПЛ12-40.
5. Конкретизация требований к содержанию административного искового заявления. В административном исковом заявлении требуется указать установленные федеральным законом основания для приостановления деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения и ссылки на фактические данные, основываясь на которые орган или лицо, обратившиеся в суд, пришли к выводу о наличии таких оснований <13>. Например, основанием для ликвидации регионального отделения политической партии может стать неоднократное непредставление региональным отделением политической партии в установленный срок в соответствующий территориальный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц <14>, которое может выражаться в непредставлении сведений о новом месте нахождения постоянно действующих органов, о смене руководителя регионального отделения и т.п. <15>.
--------------------------------
<13> Пункт 2 ч. 3 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
<14> Подпункт "г" п. 3 ст. 42 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".
<15> Долгих Ф.И. Ликвидация региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 2. С. 41.
6. Закрепление возможности извещать и вызывать участвующих в деле лиц посредством СМС-сообщений либо по электронной почте, если лица, участвующие в деле, выразили согласие на подобный способ уведомления, подтвержденное распиской <16>. Данное, не столь существенное на первый взгляд нововведение имеет достаточно важное значение в процессе рассмотрения дел о приостановлении и ликвидации политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений, т.к. на практике возникали случаи, когда ряд дел был пересмотрен вследствие того, что ответчик был ненадлежащим образом информирован (например, из-за того, что извещения, отправленные посредством почтового отправления, не были получены).
--------------------------------
<16> Часть 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Также следует отметить и изменение терминологии: вместо истца и ответчика - административный истец и административный ответчик, вместо иска - административное исковое заявление и др.
В то же время большинство процессуальных правил, начиная с предъявления искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов, почти без изменений были перенесены в Кодекс административного судопроизводства РФ из ГПК РФ <17>. С введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ подсудность рассматриваемой категории дел не изменилась. Как и прежде, дела о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий рассматривают верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа в качестве суда первой инстанции. А дела о приостановлении деятельности и ликвидации политических партий - Верховный Суд Российской Федерации.
--------------------------------
<17> Обзор: КАС РФ: Новые правила рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений (КонсультантПлюс, 2015) // СПС "КонсультантПлюс".
Несколько спорными и неоднозначными представляются формулировки частей 2 и 3 ст. 264 Кодекса административного судопроизводства РФ. Решение суда об удовлетворении административного иска о ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, подлежит немедленному исполнению в части прекращения деятельности общественного объединения. Возникает вопрос, распространяется ли данная норма на политические партии. Федеральный закон "О политических партиях" допускает возможность ликвидации политических партий в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" <18>. Так как в данном пункте ст. 264 Кодекса административного судопроизводства РФ, помимо общественных объединений, перечислены все иные субъекты, указанные в главе 27, кроме политических партий и их структурных подразделений, можно сделать вывод, что положения данном пункте все же не распространяются на политические партии. С другой стороны, политические партии являются общественными объединениями и подобная ситуация может привести на практике к различному толкованию рассматриваемой нормы. То же самое можно сказать и про пункт 3 ст. 264.
--------------------------------
<18> Пункт 8 ст. 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".
Итак, отнесение дел о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения к числу дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, обусловлено двойственной природой политических партий, их принадлежностью к лицам публичного права. Целесообразность выделения в законе указанной категории дел обусловлена значением политических партий как единственного вида общественных объединений, обладающего правом участия в выборах в органы государственной власти, а также с происходящим ростом количества дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений. С введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ произойдет упрощение процедуры приостановлении деятельности и ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения за счет сокращения срока рассмотрения дел с 2 до 1 месяца.
Литература
1. Долгих Ф.И. Ликвидация политических партий // Юридический мир. 2013. N 6.
2. Долгих Ф.И. Ликвидация региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 2.
3. Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда России // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 6.
4. Обзор: КАС РФ: Новые правила рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений (КонсультантПлюс, 2015) // СПС "КонсультантПлюс".
5. Чиркин В.Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права // Журнал российского права. 2010. N 6; справочная правовая система "КонсультантПлюс".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.