Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБРАЩЕНИЕ ПРОКУРОРА В СУД В ЦЕЛЯХ ИСКЛЮЧЕНИЯ КОРРУПЦИОГЕННЫХ ФАКТОРОВ ИЗ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
С.В. ФИЛАТОВ
Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" в качестве одного из субъектов антикоррупционной экспертизы определена прокуратура Российской Федерации. Выявленные прокурорами в нормативных правовых актах коррупциогенные факторы отражаются в требовании об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд.
Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Пункт 2 ст. 9.1 Закона устанавливает, что при обнаружении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Правовым основанием для направления заявлений прокуроров в судебные органы долгое время выступала ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявления в суд о внесении изменений в нормативный правовой акт с целью исключения из него коррупциогенных факторов предъявлялись в рамках подраздела III "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
20 марта 2015 г. Государственной Думой Российской Федерации принят Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который вступил в силу с 15 сентября текущего года. Раздел IV документа предусматривает схожий порядок реализации права прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением, направленным на исключение коррупциогенных факторов из нормативного правового акта.
Говоря об обращении прокурора в суд с заявлениями подобной категории, следует акцентировать внимание на тех негативных последствиях, которые наступают для правотворческих органов при неисполнении вступивших в законную силу судебных актов.
Федеральные законы от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 9, 19, 29.1) и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 72 - 74) предусматривают ответственность законодательных (представительных) органов государственной власти и должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления за неисполнение решения суда о признании не соответствующими федеральному закону и недействующими закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления и его должностных лиц.
Мерами ответственности в данном случае являются роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, отрешение от должности высшего должностного лица, влекущее за собой отставку возглавляемого им высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, отрешение от должности главы муниципального образования или главы местной администрации <1>.
--------------------------------
<1> Семенов Б.С. Особенности производства по делам, возникающим из публичных правоотношений // Администратор суда. 2014. N 1. С. 16 - 20.
Безусловно, наличие в действующем законодательстве двух альтернативных способов (направление требования или обращение в суд) решения вопроса обязания исключения коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов расширяет полномочия прокуроров по предупреждению коррупции.
Вместе с тем представляется, что обращениям в суды с заявлениями о признании недействующими нормативных правовых актов и противоречащими федеральному законодательству в связи с содержащимися в них коррупциогенными факторами в обязательном порядке должно предшествовать направление прокурорами требований (протестов) об изменении нормативных правовых актов.
Рекомендации о последовательном использовании предоставленных средств (мер) прокурорского реагирования содержатся в ведомственном приказе. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 N 400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов" устанавливает, что в случае отклонения требований надлежит использовать право на обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. При этом прокурорам следует обеспечить участие наиболее подготовленных работников в рассмотрении судом заявлений о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предварительное направление требований в правотворческий орган и их рассмотрение позволяет в более короткий срок обеспечить исключение из документов коррупциогенных факторов и избежать излишних затрат государства на проведение судебных разбирательств. В случае отказа органов государственной власти и местного самоуправления в удовлетворении требований прокурора об исключении из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов абсолютно обоснованным и оправданным будет использование возможности обращения с соответствующим заявлением в суд.
Отмеченный последовательный и поэтапный подход к реализации прокурорских полномочий успешно реализуется органами прокуратуры Тамбовской области. В 2012 г. прокурорами региона широко использовалась практика направления заявлений подобной категории (12 заявлений). Содержащиеся в оспариваемых нормативных правовых актах коррупциогенные факторы, как правило, исключались в добровольном порядке в ходе рассмотрения заявлений судебными органами <2>.
--------------------------------
<2> Официальные статистические данные о деятельности прокуратуры Тамбовской области (форма 510).
Например, прокуратурой Ленинского района города Тамбова принесен протест на Постановление администрации города от 29.09.2010 N 8420 "Об утверждении Порядка оказания дополнительных мер социальной помощи для отдельных категорий граждан в городе Тамбове в виде предоставления банных услуг". Пунктом 2 данного Порядка устанавливалось, что банные услуги предоставляются малоимущим гражданам в моечных отделениях общего пользования бесплатно не более 220 помывок в месяц и льготным категориям граждан не более 120 помывок в месяц.
Однако решение Тамбовской городской Думы от 30.07.2008 N 706 "Об утверждении Положения о дополнительных мерах социальной помощи для отдельных категорий граждан в городе Тамбове", во исполнение которого принято Постановление администрации города от 29.09.2010 N 8420, не содержало в себе численного ограничения лиц, имеющих право на получение социальной помощи и не предоставляло администрации города полномочий по введению таких ограничений. Фактически администрация города своим постановлением ввела в качестве критерия оказания социальной помощи дату обращения первых 120 (220) граждан в органы местного самоуправления, тем самым лишая такого права других лиц.
По результатам рассмотрения акта реагирования администрация города в удовлетворении требований прокурора района об устранении нарушений закона и коррупциогенного фактора "принятие нормативного правового акта за пределами компетенции" отказала. В этой связи прокуратурой района направлено заявление в суд. В ходе судебного разбирательства администрация города Тамбова в добровольном порядке внесла необходимые изменения в Постановление от 29.09.2010 N 8420 <3>.
--------------------------------
<3> Филатов С.В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (их проектов) // Законность. 2013. N 2. С. 7 - 9.
В последующие периоды за счет качественной работы прокурорских работников на досудебном этапе удалось сократить количество ежегодно направляемых заявлений в суд. В 2013 г. направлено 2 таких заявления, в 2014 г. ввиду удовлетворения правотворческими органами требований прокуроров заявления подобной категории в суды не направлялись. Проведенный анализ причин снижения количества обращений прокуроров в судебные органы и одновременно остающейся высокой эффективности работы по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов показал, что уменьшение обусловлено ростом ежегодно подготавливаемых требований об изменении нормативных правовых актов, которых в 2014 г. было направлено 89 (2013 г. - 77, 2012 г. - 61).
Таким образом, учитывая необходимость поддержания высокого статуса решения суда, а также ухода от необоснованных временных и финансовых расходов государственных органов на разбирательство споров в судах, полагаю, что целесообразно использовать обращение прокурора в суд с требованием об устранении коррупциогенных факторов из нормативного правового акта как исключительную меру прокурорского реагирования.
Литература
1. Семенов Б.С. Особенности производства по делам, возникающим из публичных правоотношений // Администратор суда. 2014. N 1. С. 16 - 20.
2. Филатов С.В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (их проектов) // Законность. 2013. N 2.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.