Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданский процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОКАЗЫВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
Е.С. СМАГИНА
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 61 ГПК РФ была дополнена ч. 5, в соответствии с которой обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном ст. 186 ГПК РФ, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия. Нормативное закрепление именно таким образом получила широко обсуждаемая в литературе и реализуемая в практике стран, воспринявших латинскую модель нотариата <1>, концепция особой доказательственной силы нотариальных актов. При этом изначально специалистами обсуждалась идея установления в материальном праве презумпции законности и достоверности нотариальных актов, подкрепленной соответствующими процессуальными нормами, определяющими особенности доказывания фактов, удостоверенных нотариусом. В обоснование приводились заслуживающие внимания аргументы, начиная от необходимости учета роли и функций нотариата по приданию публичной достоверности бесспорным фактам <2> до наиболее эффективного решения задач судопроизводства за счет повышения качества доказательственного материала, облегчения доказывания, сокращения сроков рассмотрения гражданских дел, снижения нагрузки на судей <3>. Так, в соответствии со ст. 16 проекта Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности", подготовленного Минюстом России, факты, в том числе сделки, и обстоятельства, удостоверенные или засвидетельствованные в нотариальном акте, в соответствии с требованиями федерального закона, предполагаются соответствующими действительности, а права и обязанности, подтвержденные таким актом, - существующими. Ссылка на нотариальный акт освобождает лицо, представившее нотариальный акт, от дальнейшего доказывания достоверности соответствующих фактов, обстоятельств, прав и обязанностей. Факты, в том числе сделки, и обстоятельства, удостоверенные или засвидетельствованные в нотариальном акте, а также подтвержденные им права и обязанности могут быть оспорены только в судебном порядке. Соответственно, предполагалась принципиальная возможность оспаривания всех нотариально удостоверенных фактов заинтересованной стороной по правилам опровержимой презумпции.
--------------------------------
<1> См.: Грядов А.В. Доказательственная сила нотариального акта в праве России и Франции (Сравнительно-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2011.
<2> См.: Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.1998 N 15-П, от 23.12.1999 N 18-П // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Корсик К.А. Доказательственное значение нотариально оформленных документов в российском гражданском судопроизводстве // Нотариус. 2011. N 1; Мохов А.А. Нотариально удостоверенный акт как судебное доказательство // Нотариус. 2013. N 8; Медведев И.Г. Письменные доказательства в частном праве России и Франции. СПб., 2004.
Положения ч. 5 ст. 61 ГПК РФ свидетельствуют о некотором отходе законодателя от приведенной концепции, что вызывает проблемы как определения сущности указанных нововведений, так и их практической реализации.
Прежде всего, обращает на себя внимание изолированная процессуальная (без соответствующих изменений в материальном праве) регламентация новелл, структурно расположенных в ст. 61 ГПК РФ "Основания для освобождения от доказывания". Режим ст. 61 ГПК РФ вполне определенно допускает право суда посчитать обстоятельства, в ней указанные, установленными и освободить от их доказывания как сторону, на них ссылающуюся, так и, что особенно важно в нашем случае, сторону противоположную. Вопрос о возможности предоставления заинтересованной стороной доказательств, опровергающих данные обстоятельства, неоднозначно разрешаемый в литературе <4>, в данном случае становится скорее риторическим, исходя из положений ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
--------------------------------
<4> См.: Арбитражный процесс: Учеб. / Под ред. В.В. Яркова. М., 2010; Гражданский процесс: Учеб. / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2014.
Впрочем, "неопровержимость" нотариально удостоверенного документа в трактовке ч. 5 ст. 61 ГПК РФ допускает два исключения: обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном ст. 186 ГПК РФ, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия. Оба этих исключения носят ограниченный характер, сводимый фактически к надлежащей форме и порядку совершения нотариального действия. Но и здесь возникают затруднения в определении порядка представления и рассмотрения заявлений заинтересованных лиц о подложности нотариального акта или о существенном нарушении порядка совершения нотариального действия. В частности, остается неясным, в текущем или отдельном процессе должны быть рассмотрены указанные заявления, в порядке искового производства или главы 37 ГПК РФ. Разумное, исходя из принципов процессуальной экономии, предположение о необходимости рассмотрения заявлений о подложности и нарушении порядка совершения нотариального действия в текущем процессе неминуемо, однако сталкивается с обозначенными нами жесткими рамками ст. 61 ГПК РФ, которые не исключают возможности для суда посчитать обстоятельства, удостоверенные не опровергнутым нотариальным актом (при отсутствии доказательств такого опровержения в виде судебного решения), установленными <5>.
--------------------------------
<5> Такое допущение не является безосновательным и исходя из практики арбитражных судов, которые отказывались рассматривать доводы сторон о нарушении порядка совершения нотариальных действий, ссылаясь на подведомственность этих дел судам общей юрисдикции. См.: письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 18 от 25 июля 1997 г. "Обзор практики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте"; см. также: Куликова Л. Обзор судебной практики, связанной с применением Основ законодательства Российской Федерации о нотариате // Нотариальный вестник. 2000. N 7.
Наиболее же существенные трудности применения положений ч. 5 ст. 61 ГПК РФ заключаются в решении вопроса о возможности оспаривания обстоятельств, подтвержденных нотариусом при совершении нотариального действия. Буквальное и системное толкование указанной нормы свидетельствует о том, что к таким обстоятельствам относятся только обстоятельства, непосредственно и достоверно установленные нотариусом при совершении нотариального действия, перечень которых, однако, процессуальным законодательством не уточнен. Что может породить, как нам представляется, разночтения в правоприменительной практике. Заметим, что в странах латинского нотариата особая доказательная сила признается не за всем нотариальным документом, а за той его частью, которая является публичным актом, при условии, что нотариус засвидетельствовал факт при осуществлении своих полномочий и факт относится к фактам, не требующим для их констатации специальных познаний, отсутствующих у публичного должностного лица (так, например, для оспаривания психического состояния завещателя стороны прибегнут к обыкновенной процедуре доказывания) <6>. В швейцарском праве согласно ст. 9 Гражданского кодекса "публичные реестры и нотариально удостоверенные документы придают юридическую достоверность упомянутым в них фактам, неточность которых не доказана" <7>. Как справедливо указывалось в литературе, особое доказательственное значение должны приобретать положения о принятии акта компетентным нотариусом, о присутствии сторон (их представителей) при составлении акта, о личном подписании акта сторонами (их представителями), о факте оплаты, совершенной в присутствии нотариуса, о дате совершения акта <8>. Для обеспечения неопровержимой достоверности нотариального акта должны быть как минимум обеспечены соответствующие условия на уровне материального законодательства, включающие установление обязанности нотариуса по проведению экспертизы законности удостоверяемых договоров, ответственности нотариусов перед клиентом и государством за целенаправленные или случайные ошибки в оценке законности представленных документов, дееспособности граждан и др. <9>.
--------------------------------
<6> См.: Грядов А.В. Указ. соч.
<7> См.: Румп Ж.-Д. Истоки установления подлинности. Нотариальные действия и формы // Развитие небюджетного нотариата в России: квалифицированная помощь и защита прав граждан и юридических лиц / Ред. Б.И. Лившиц. М.: Издательский дом "ОСТ-МЕДИА", 2000.
<8> См.: Ярков В.В. Материалы Круглого стола Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по правовым и судебным вопросам на тему "Современное состояние нотариата в Российской Федерации и проблемы его реформирования" // Бюллетень нотариальной практики. 2010. N 12.
<9> См.: Рыжов К.Б. Принцип свободной оценки доказательств и его реализация в гражданском процессе. М., 2012.
Прямо не указано и на возможность оспаривания обстоятельств содержания нотариально удостоверенного документа, включающих законность и действительность совершенных действий, событий, принадлежность прав и обязанностей, свободу волеизъявления лиц, их дееспособность и другое. Объективные (правила совершения нотариальных действий, недостаточность возможностей и специальных знаний для проверки определенных обстоятельств) и субъективные (профессиональные ошибки, злоупотребления) причины недостоверности нотариальных актов формируют значительное число оснований для оспаривания нотариальных актов в судебном порядке <10>, игнорировать которые невозможно. Соответственно, непосредственное указание на право заинтересованных лиц оспаривать нотариально удостоверенные документы по иным основаниям не было бы избыточным нормативным регулированием.
--------------------------------
<10> О чем убедительно свидетельствуют цифры судебной статистики. Жалоб на нотариальные действия и отказ в их совершении поступило в суды в 2013 г. - 1236, в первом полугодии 2014 г. - 478.
Положения ч. 5 ст. 61 ГПК РФ в действующей редакции, олицетворяющие, безусловно, позитивно оцениваемое намерение обеспечить нотариальные акты особой доказательственной силой, в настоящее время требуют доработки, обеспечивающей их более органичное включение в процессуальное законодательство и эффективное, единообразное применение. Направлениями такого совершенствования могли бы стать: закрепление конкретного перечня обстоятельств, удостоверенных нотариусом при совершении нотариального действия, которые могут рассматриваться судом в качестве обстоятельств, не подлежащих доказыванию (только те обстоятельства, которые непосредственно и достоверно проверены нотариусом); прямое закрепление возможности оспаривания иных фактов, содержащихся в нотариально удостоверенном документе; установление порядка такого оспаривания в текущем или отдельном процессе.
Литература
1. Арбитражный процесс: Учеб. / Под ред. В.В. Яркова. М., 2010.
2. Гражданский процесс: Учеб. / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2014.
3. Грядов А.В. Доказательственная сила нотариального акта в праве России и Франции (Сравнительно-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2011.
4. Корсик К.А. Доказательственное значение нотариально оформленных документов в российском гражданском судопроизводстве // Нотариус. 2011. N 1. С. 5 - 8.
5. Куликова Л. Обзор судебной практики, связанной с применением Основ законодательства Российской Федерации о нотариате // Нотариальный вестник. 2000. N 7.
6. Медведев И.Г. Письменные доказательства в частном праве России и Франции. СПб., 2004.
7. Мохов А.А. Нотариально удостоверенный акт как судебное доказательство // Нотариус. 2013. N 8. С. 5 - 7.
8. Румп Ж.-Д. Истоки установления подлинности. Нотариальные действия и формы // Развитие небюджетного нотариата в России: квалифицированная помощь и защита прав граждан и юридических лиц / Ред. Б.И. Лившиц. М.: Издательский дом "ОСТ-МЕДИА", 2000.
9. Рыжов К.Б. Принцип свободной оценки доказательств и его реализация в гражданском процессе. М., 2012.
10. Ярков В.В. Материалы Круглого стола Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по правовым и судебным вопросам на тему "Современное состояние нотариата в Российской Федерации и проблемы его реформирования" // Бюллетень нотариальной практики. 2010. N 12. С. 2 - 24.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданский процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.