Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Банковское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ В ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВАХ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ, АВСТРИИ И ФРГ
М.М. ЛУКИН
Согласно разделу 1 статьи 5 Статей Соглашения Международного валютного фонда <1> (далее - Соглашение), каждое государство-член поддерживает отношения с Фондом только через свое казначейство, центральный банк, стабилизационный фонд или иное аналогичное фискальное агентство; Фонд также поддерживает отношения только с этими учреждениями или через них. По состоянию на 06.04.2016 членами Международного валютного фонда являются 188 стран <2>.
--------------------------------
<1> Статьи Соглашения Международного валютного фонда: приняты 22.07.1944 (ред. от 15.12.2010) // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.
<2> URL: http://www.imf.org/external/country/index.htm.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.05.1992 N 2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" <3> Правительству Российской Федерации, Банку России через назначенных ими по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации лиц поручено было подписать от имени Российской Федерации подлинные тексты Соглашений, оформить и сдать на хранение депозитариям документы о членстве и другие документы, необходимые для этой цели. То есть в 1992 г. Банк России выступил наравне с Правительством Российской Федерации и от имени государства, а не от своего лица.
--------------------------------
<3> Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22.05.1992 N 2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" // Российская газета. 1992. 29 мая. N 122.
Российская Федерация: Центральный банк Российской Федерации.
Статус - независимый орган государственной власти Российской Федерации, не входящий в состав ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной ветви власти в порядке ст. ст. 10 и 11 Конституции Российской Федерации. Косвенное указание на отношение Банка России к органам государственной власти содержится в ч. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации. В правовом статусе Банка России фактически совмещены отдельные признаки органа государственной власти и банка. Банк России может выступать в правоотношениях как от своего лица, так и от лица своего единственного учредителя и собственника - Российской Федерации. Как в научной среде, так и в законодательстве не сложилось единого мнения относительно правового статуса Банка России. Некоторые исследователи позиционируют Банк России исключительно как публично-правовой институт, который не является органом государственной власти, но наделен особым конституционно-правовым статусом.
Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" <4> должность Председателя Банка России включена в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. Судебная практика противоречива, т.к. признает Банк России то органом государственной власти с особым правовым статусом, то юридическим лицом, наделенным отдельными государственными властными полномочиями, но не являющимся при этом органом государственной власти. Встречается судебная практика, которая признает Банк России в качестве государственного органа, но отказывается квалифицировать его как орган государственной власти.
--------------------------------
<4> Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" // Российская газета. 1995. 17 января. N 11 - 12.
Характеристика Банка России как юридического лица - банка: Банк России не отвечает по обязательствам государства, и наоборот; Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. руб. и проводит возмездные банковские операции; Банк России включен в ЕГРЮЛ; билеты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России; Банк России имеет бухгалтерский баланс и готовит годовой отчет; служащие Банка России не являются государственными служащими. Банк России осуществляет финансово-хозяйственную деятельность и банковские операции, заключает сделки как в национальной, так и в иностранной валюте. Банкноты и монета Банка России учитываются в бухгалтерском балансе Банка России. Часть прибыли Банка России перечисляется ежегодно в федеральный бюджет.
Характеристики Банка России как независимого органа государственной власти Российской Федерации: наличие властных полномочий; исполнение нормативных актов Банка России обеспечено принудительной силой государства; Председатель Банка России назначается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации; к служащим Банка России предъявляются ограничения, сопоставимые с ограничениями для государственных гражданских служащих. Сводный реестр государственных властных полномочий, функций, функциональных обязанностей, целей, прав, привилегий Банка России по состоянию на 31.12.2015 состоит из 3141 (трех тысяч ста сорока одной) позиции. Сводный реестр обязанностей Банка России, которые составляют границы независимости Банка России (запреты для Банка России, институты защиты от незаконных действий/бездействия Банка России, ответственность Банка России), по состоянию на 31.12.2015 состоит из 285 (двухсот восьмидесяти пяти) позиций. Сводный перечень государственных реестров (баз данных, общедоступных федеральных информационных ресурсов, перечней, информации), ведение (формирование) которых осуществляется Банком России, по состоянию на 31.12.2015 состоит из 40 (сорока) позиций. Согласно ст. 83 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 21.07.2014) <5> (далее - Федеральный закон) Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России. Согласно ст. 84 Федерального закона территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров <6>. Прибыль Банка России образуется скорее как "побочный продукт" от исполнения Банком России своей публично-правовой функции - функции центрального банка страны. Пример Швейцарского национального банка <7> показывает, что центральный банк страны не обязательно может иметь прибыль, напротив, может иметь убытки.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 28. Ст. 2790.
<6> Положение о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 N 46-П: утв. Советом директоров Банка России 10.04.1998, протокол N 15 (ред. от 30.11.2009).
<7> URL: http://www.snb.ch/en/iabout/snb/annacc/id/snb_annac_balance.
Австрийская республика: Евросистема, в том числе Европейский центральный банк и Австрийский национальный банк.
Статус - орган денежно-кредитного (валютного) регулирования еврозоны, представляющий собой единую систему Европейского центрального банка (далее - ЕЦБ) и национальных центральных банков стран - членов Европейского союза, которые ввели евро в качестве своей национальной валюты (далее - Евросистема <8>).
--------------------------------
<8> Евросистема - это фактически Европейская система центральных банков с сокращенным субъектным составом. Евросистема состоит из Европейского центрального банка и центральных банков еврозоны, а Европейская система центральных банков состоит из Европейского центрального банка и центральных банков всех стран - членов Европейского союза, в том числе стран, которые не утвердили евро в качестве своей национальной валюты. Понятия "Евросистема" и "Европейская система центральных банков" существуют параллельно до тех пор, пока все страны Европейского союза не введут евро в качестве своей национальной валюты. По сути Евросистема выполняет функции Европейской системы центральных банков, но станет именоваться как Европейская система центральных банков только после введения евро всеми странами - членами Европейского союза.
Необходимо отметить, что центральные банки стран, входящих в еврозону, подпадают одновременно под регулирование законодательства Европейского Союза и под регулирование национального законодательства стран, составляющих еврозону.
Евросистема выступает в правоотношениях исключительно через ЕЦБ и национальные центральные банки еврозоны. Евросистема не обладает правосубъектностью в классическом понимании, т.е. не обладает статусом юридического лица. Евросистема учреждена в рамках Экономического и валютного союза Европейского союза (далее - EMU). В свою очередь, EMU учрежден на основании Договора о Европейском союзе (the Treaty on European Union <9>) и на основании Договора о деятельности Европейского союза (the Treaty on the Functioning of the European Union <10>). Центральным банком Австрийской Республики является Австрийский национальный банк (Oesterreichische Nationalbank, OeNB). В настоящий момент правовой статус Австрийского национального банка регулируется Договором о деятельности Европейского союза, Протоколом N 4 об Уставе ESCB и ECB <11>, <12> (является приложением к Договору о Европейском союзе и к Договору о деятельности Европейского союза), а также Федеральным законом Австрийской Республики "Об Австрийском национальном банке" <13>. Кроме этого, частично применяются нормы Федерального закона Австрийской Республики "Об акционерных обществах", если иное прямо не указано упомянутыми выше международными договорами и Федеральным законом Австрийской Республики "Об Австрийском национальном банке" (далее - Закон АР).
--------------------------------
<9> Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union // OJ C 326, 26.10.2012, p. 1.
<10> Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: Учебное пособие / Сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. 8-е изд., исправл. и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2012. 640 с.
<11> Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union // OJ C 326, 26.10.2012, p. 1.
<12> URL: http://eulaw.ru/treaties/protoc/4.
<13> Federal Act on the Oesterreichische Nationalbank (Nationalbankgesetz 1984 - NBG) // BGBI (Federal Law Gazette) N 50/1984 as amended by BGBI (Federal Law Gazette). Part 1. N 184/2013.
Согласно абзацу 1 статьи 2 Закона АР Австрийский национальный банк является акционерным обществом, центральным банком Республики Австрии, интегрированной частью Европейской системы центральных банков (далее и выше по тексту - ESCB). Согласно статье 8 Закона АР капитал Австрийского национального банка составляет 12 миллионов евро и разделен на 150000 акций. Согласно статье 9 Закона АР Федерация (Bund) является единственным акционером Австрийского национального банка. Права акционера от лица Федерации осуществляются федеральным министром финансов.
Согласно абзацу 2 статьи 7 Закона АР подзаконные нормативные акты (regulations), выпускаемые Австрийским национальным банком, публикуются в официальном издании (Amtsblatt zur Wiener Zeitung). Согласно абзацу 4 статьи 7 Закона АР в отношении допустимости передачи данных в соответствии со статьей 5 (пункты 1 и 2) Федерального закона о защите данных (Datenschutzgesetz) Австрийский национальный банк считается эквивалентным государственному органу.
Каждый из членов ESCB имеет свою квоту акций в капитале ЕЦБ. При этом до введения евро в качестве своей национальной валюты страны, которые входят в ESCB, но которые не входят в состав Евросистемы, не имеют права воспользоваться своей квотой в капитале ЕЦБ. Как ранее было отмечено, эмиссионные полномочия имеет Евросистема в целом, в лице ЕЦБ. Статьей 282 Договора о деятельности Европейского союза установлено, что только ЕЦБ имеет право разрешать выпуск евро. Однако эмиссию банкнот с номиналом в евро могут осуществлять также национальные центральные банки еврозоны, а монеты с номиналом в евро имеют право выпускать правительства государств еврозоны с разрешения ЕЦБ. ЕЦБ является одним из институтов Европейского союза и полностью принадлежит национальным центральным банкам еврозоны.
Согласно ст. 20 Закона АР Генеральный совет Австрийского национального банка занимается контролем всей деятельности Австрийского национального банка, не относящегося к компетенции Европейской системы центральных банков. Генеральный совет в целях управления деятельностью Австрийского национального банка должен давать советы Правлению Австрийского национального банка по вопросам денежно-кредитной политики.
Правление состоит из президента, одного вице-президента и восьми других членов Правления. Все члены Правления назначаются. Только граждане Австрийской Республики, которые не лишены активного избирательного права в нижнюю палату парламента Австрийской Республики - Национальный Совет (Nationalrat), могут быть членами Правления Австрийского национального банка. Члены Правления должны быть ведущими представителями промышленности, или юристами, или экономистами.
Согласно статье 23 Закона АР президент, вице-президент и 8 других членов Генерального совета утверждаются федеральным правительством на срок 5 лет. Досрочное прекращение полномочий членов Генерального совета возможно только в случае, установленном законом, а также в случае, если они виновны в совершении серьезного проступка.
В соответствии со ст. 32 Закона АР Правление Австрийского национального банка осуществляет текущее управление деятельностью Австрийского национального банка. Правление Австрийского национального банка состоит из управляющего, заместителя управляющего и еще двух других членов. Члены Правления утверждаются федеральным президентом на основании предложений федерального правительства. Каждый член Правления назначается на срок 6 лет. Члены Правления Австрийского национального банка могут быть освобождены от должности только в случае, если они не в состоянии быть членами Правления (не удовлетворяют требованиям закона, а также в случае совершения серьезных проступков). Управляющий Австрийским национальным банком должен быть членом Совета управляющих ЕЦБ, а также членом Генерального совета ЕЦБ.
В соответствии со статьей 6 Закона АР головной офис Австрийского национального банка расположен в Вене. Филиалы могут открываться в столицах федеральных провинций (земель). Согласно статье 38 Закона АР трудоустройство персонала в Австрийский национальный банк регулируется частным правом. Частью 2 статьи 7 Закона АР установлено, что подзаконные акты, издаваемые Австрийским национальным банком, должны быть обнародованы в официальной газете (Amtsblatt zur Wiener Zeitung). Публичные функции Австрийский национальный банк осуществляет как орган государственной власти. Жалобы на решения Австрийского национального банка могут быть рассмотрены Федеральным административным судом.
Федеральный министр финансов Австрийской Республики назначает Государственного уполномоченного, а также заместителя Государственного уполномоченного. Они должны выступать в качестве советников на общих собраниях и на заседаниях Генерального совета. Они не получают от Австрийского национального банка вознаграждения за свои советы.
Федеративная Республика Германия: Евросистема, в том числе Европейский центральный банк и Немецкий федеральный банк.
Федеративная Республика Германия входит в состав EMU, поэтому в соответствии с международными договорами эмиссию евро на территории всей еврозоны, в том числе на территории Федеративной Республики Германия, осуществляет Евросистема, т.е. ЕЦБ и национальные центральные банки государств еврозоны.
Согласно статье 3 Закона Федеративной Республики Германия "О Немецком федеральном банке" <14> (далее - Закон ФРГ) Немецкий федеральный банк, будучи центральным банком Федеративной Республики Германия, является интегрированной частью ESCB. Он должен участвовать в деятельности ESCB, первичной целью которой является поддержание ценовой стабильности, проводит и управляет иностранными резервами Федеративной Республики Германия, принимает меры по исполнению внутренних и международных платежей, призван способствовать стабильности платежных и клиринговых систем.
--------------------------------
<14> Bundesbank Act (Gesetz die Deutsche Bundesbank) // Federal Law Gazette I (Bundesgesetzblatt I), page 1782 as last amended by article 23 of the Act implementing Directive 2011/61/EU on Alternative Investment Fund Managers (Gesetz zur Umsetzung der Richtlinie 2011/61/EU die Verwalter alternative Investmenfonds (AIFM-Umsetzungsgesetz - AIFM-UmsG)) of 4 July 2013 // Federal Law Gazette I, page 1981.
Согласно статье 2 Закона ФРГ Немецкий федеральный банк является федеральным институтом с правоспособностью (т.е. со статусом юридического лица), действующим в качестве субъекта публичного права. Его капитал, который составляет 2,5 миллиарда евро, находится в собственности Федеративной Республики Германия.
Согласно ст. 7 Закона ФРГ органом управления Немецкого федерального банка является Правление (Исполнительный совет). Он управляет Банком. Правление должно состоять из президента, вице-президента и четырех других членов. Члены Совета назначаются Президентом Федеративной Республики Германия. Кандидатура президента, вице-президента и еще одного члена представляется федеральным правительством. Кандидатуры других трех членов вносятся Федеральным советом (бундесрат - верхняя палата парламента, которая представляет земли (государства - члены Федерации)) по соглашению с федеральным правительством. Бундесрат имеет право представить в федеральное правительство предложение по кандидатуре вице-президента. Федеральное правительство и бундесрат консультируются с Правлением относительно кандидатур, которые они будут представлять для назначения в него.
В соответствии со статьей 8 Закона ФРГ Немецкий федеральный банк имеет региональный офис в каждом из 9 округов. Каждый региональный офис возглавляется Президентом, который назначается Правлением. Каждый региональный офис будет иметь Консультативный совет, который должен регулярно встречаться с президентом регионального офиса и обсуждать с ним вопросы, которые входят в полномочия президента регионального офиса. Консультативный совет состоит не более чем из 14 членов, которые должны иметь специальные знания в области банковского дела. Не более половины членов должны быть выбраны из различных подразделений банковского сектора, при этом другая часть членов должны быть выбраны из области торговли и промышленности, предпринимательства, страхового сектора, свободных профессий, сельского хозяйства и из числа наемных работников. Консультативный совет должен собираться дважды в год. Кандидатуры членов консультативного совета должны быть выдвинуты правительствами федеральных земель, затем должны быть рассмотрены и утверждены президентом Немецкого федерального банка на срок 3 года. На собраниях Консультативного совета председательствует президент регионального офиса.
Абзац 4 статьи 7 Закона ФРГ устанавливает, что члены Правления занимают свои должности в рамках публичного права. Их правоотношения с Банком, в том числе вознаграждения, пенсионные программы, выплаты за выслугу лет, должны быть установлены контрактами с Правлением. Эти контракты подлежат утверждению федеральным правительством.
Согласно статье 29 Закона ФРГ Правление и Центральный офис, расположенные по юридическому адресу Немецкого федерального банка, имеют статус высшего федерального органа государственной власти. Региональные офисы и филиалы имеют статус федеральных органов государственной власти.
Выводы.
В некоторых федеративных государствах субъекты Федерации имеют право получать в свой бюджет часть прибыли центрального банка Федерации по итогам года (Швейцарская конфедерация), назначают представителей субъекта Федерации в консультативный совет при региональных офисах центрального банка (Федеративная Республика Германия) и пр. В Российской Федерации подобные механизмы участия субъектов Российской Федерации в деятельности центрального банка страны не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.
В Федеративной Республике Германия служащие Немецкого федерального банка имеют статус государственных гражданских служащих. Немецкий федеральный банк в целом имеет статус публичного органа. В Российской Федерации Председатель Банка России является лицом, в компетенцию которого входит внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представлений по кандидатурам членов Совета директоров Банка России. При этом Председатель Банка России предварительно согласовывает кандидатуры в Совет директоров Банка России с Президентом Российской Федерации. Согласование Президента Российской Федерации по вопросу об освобождении от должности члена Совета директоров Банка России не требуется, указанное решение Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает самостоятельно по представлению Председателя Банка России. Члены Совета директоров Банка России работают на постоянной основе в Банке России. Председатель Банка России также является лицом, к компетенции которого относится прием на работу служащих Банка России. Существуют риски конфликта интересов между Председателем Банка России и членами Совета директоров Банка России. Данный риск усиливается тем, что должность Председателя Банка России установлена напрямую Конституцией Российской Федерации, а должности членов Совета директоров установлены федеральным законом. С 1990 года прослеживается тенденция усиления дисбаланса между Советом директоров и Председателем Банка России. Доказательством данного тезиса является то, что если в 1990 году четко устанавливалось, что управление Банком России осуществляется на коллегиальной основе Советом директоров Банка России, то в настоящее время принадлежность Совета директоров Банка России к органам управления Банком России можно установить только из наименования главы 3 Федерального закона, а также из характера полномочий Совета директоров Банка России. Кроме того, ни Совет директоров Банка России, ни Национальный финансовый совет фактически не вправе ставить вопрос о досрочном прекращении полномочий Председателя Банка России, т.к. это не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Должности членов Совета директоров Банка России не включены в Сводный реестр государственных должностей Российской Федерации, хотя указанная должность учреждена федеральным законом и имеет публично-правовой характер.
Банк России не имеет своей целью обеспечение стабильности цен, а имеет своей целью защиту и обеспечение устойчивости рубля, в отличие от Австрийской Республики и Федеративной Республики Германия.
В Австрийской Республике федеральный закон содержит требования к кандидатурам в Правление Австрийского национального банка. В РФ ценз по гражданству, профессии и по наличию активного избирательного права в нижнюю палату парламента к кандидатам в Совет директоров Банка России не установлен. Целесообразно разработать предложения по включению в состав Совета директоров Банка России на постоянной основе лиц, не являющихся служащими Банка России на штатной основе, с выплатой им вознаграждения по решению Национального финансового совета. Федеральным законом предлагаем установить ценз оседлости для кандидатов в Совет директоров Банка России, а также установить требования по наличию активного избирательного права и требования к профессиональной деятельности.
Целесообразно реорганизовать и расширить полномочия территориальных учреждений Банка России с формированием при них общественных советов (в количестве 14 человек на общественных началах без освобождения от основного места работы), в состав которых субъекты РФ будут вносить кандидатуры ведущих представителей промышленности, торговли, сельского хозяйства, финансового сектора, представителей свободных профессий и наемных работников. Общественные советы при территориальных учреждениях будут обсуждать с руководителями территориальных учреждений Банка России вопросы деятельности Банка России на территории соответствующего субъекта РФ. Таким образом, будет налажен канал обмена информацией между Банком России и обществом, а также будет установлен способ общественного контроля над деятельностью Банка России. Кроме этого, полномочие субъектов РФ по отбору и представлению кандидатур в члены общественных советов при территориальных учреждениях Банка России будет являться одним из способов участия субъектов Федерации в деятельности Банка России. Считаем возможным проработать возможность распределения прибыли Банка России по итогам финансового года в бюджеты субъектов Федерации. Вместе с тем считаем целесообразным включить служащих Банка России в федеральное законодательство как отдельную категорию единой системы государственной службы РФ.
Если рассматривать государство как высшую форму самоуправления человеческого общества, исторически сложившуюся на определенной территории для обеспечения эффективных процессов производства, защиты, потребления общественных благ, товаров, работ, услуг, то центральные банки представляют собой инфраструктуру рыночной экономики, часть политической системы общества, автономную часть государственного аппарата.
Литература
1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
2. Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" // Российская газета. 1995. 17 января. N 11 - 12.
3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22.05.1992 N 2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" // Российская газета. 1992. 29 мая. N 122.
4. Положение о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 N 46-П: утв. Советом директоров Банка России 10.04.1998, протокол N 15 (ред. от 30.11.2009).
5. Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union // OJ C 326, 26.10.2012, p. 1.
6. Federal Act on the Oesterreichische Nationalbank (Nationalbankgesetz 1984 - NBG) // BGBI (Federal Law Gazette) N 50/1984 as amended by BGBI (Federal Law Gazette). Part 1 N 184/2013.
7. Bundesbank Act (Gesetz die Deutsche Bundesbank) // Federal Law Gazette I (Bundesgesetzblatt I), page 1782 as last amended by article 23 of the Act implementing Directive 2011/61/EU on Alternative Investment Fund Managers (Gesetz zur Umsetzung der Richtlinie 2011/61/EU die Verwalter alternative Investmenfonds (AIFM-Umsetzungsgesetz - AIFM-UmsG)) of 4 July 2013 // Federal Law Gazette I, page.
8. Антонов И.П., Леванов Г.С. Международно-правовое регулирование торгово-экономических отношений России и Германии (история и современность): Учебное пособие. М.: Книжный Мир, 2012.
9. Банк России в XXI веке: Сборник статей / Отв. ред. П.Д. Баренбойм, В.И. Лафитский; сост. С.А. Голубев. М.: Юстицинформ, 2003.
10. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: Учебное пособие / Сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. 8-е изд., исправл. и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2012.
11. Моисеев С.Р. Возникновение и становление центральных банков: Научно-популярное издание. М.: КНОРУС, 2013.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Банковское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.