Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ОТНОШЕНИИ МАЛОЛЕТНИХ
А.В. ЧЕРКАШИН
Правовое регулирование является ключевым элементом системы правового воздействия, способного упорядочить общественные отношения с учетом существующей в рамках этой системы совокупности правовых методов и средств, обеспечивающих правовое регулирование.
Согласно теории права правовое регулирование представляет собой "специфическую деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и применения в необходимых случаях индивидуально-регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений" [20, с. 135]. Как следствие наличия правового регулирования возникновение правоотношений в рамках конкретной социальной динамики взаимодействий позволяет оценить значимость и эффективность реализации правового регулирования.
Исходя из этого правовое регулирование правоохранительной деятельности подразделений уголовного розыска представляется процессом, в котором государство воздействует на специфические общественные отношения, возникающие в ходе деятельности данных подразделений, стабилизируя их и упорядочивая.
Особенностью сущности правоотношений выступает особый субъектный состав: совокупность субъектов права; наличие правовых норм как предпосылка возникновения правоотношений; реализация правоотношений через взаимные права и юридические обязанности; юридический факт как основа появления правоотношения; реализация и защита государством правоотношений, вытекающих из правовых норм. Именно поэтому в основе правоотношения лежит "объективно возникающая в обществе в соответствии с законом или даже до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством или гарантированном и охраняемом им в лице определенных органов" [9, с. 38].
Концептуально утвержденная Президентом РФ Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года [15] определяет, что повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб должно способствовать обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу. Подобный подход к определению стратегических целей и задач в этой области исходит из положений ст. 2 Конституции РФ, в которой провозглашается: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
Еще в 2008 году в Послании Федеральному Собранию Президент РФ указывал: "Конституция утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа - не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия, т.е. придает им практическую силу и поддерживает всеми ресурсами государства, всем авторитетом самого Основного Закона, формирует социальные институты и образ жизни миллионов людей" [16].
В последнее время возникла необходимость выделить в отдельную задачу противодействие преступным посягательствам на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних и иных лиц. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
- политическое руководство России, придавая особое значение данному вопросу, реализует комплекс организационно-правовых мер по усилению ответственности за данные преступления и обеспечению надзора за лицами, склонными к их совершению;
- принимаемые меры по противодействию данному виду преступных посягательств соответствуют принятым Российской Федерацией международным обязательствам, которые характеризуют нашу страну как демократическую и цивилизованную;
- именно на органы внутренних дел возложена функция противодействия преступности в отношении несовершеннолетних; с этой целью создано специальное нормативно-правовое, структурно-функциональное и организационно-тактическое обеспечение данной линии оперативно-служебной деятельности.
На сегодняшний день российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за следующие преступления сексуального характера в отношении детей:
1) торговля детьми, совершенная в целях сексуальной эксплуатации несовершеннолетнего (п. "б" частей 2 и 3 ст. 127.1 Уголовного кодекса РФ);
2) использование рабского труда (услуг сексуального характера) несовершеннолетнего (п. "б" частей 2 и 3 ст. 127.2 УК РФ);
3) изнасилование несовершеннолетней (ч. 3 ст. 131 УК РФ);
4) изнасилование потерпевшей, не достигшей 14 лет (пп. "б" ч. 4 ст. 131 УК РФ);
5) изнасилование потерпевшей, не достигшей 14 лет, совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних (ч. 5 ст. 131 УК РФ);
6) насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) (п. "а" ч. 3 ст. 132 УК РФ);
7) насильственные действия сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста (п. "б" ч. 4 ст. 132 УК РФ);
8) насильственные действия сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних (ч. 5 ст. 132 УК РФ);
9) понуждение несовершеннолетнего к действиям сексуального характера (ч. 2 ст. 133 УК РФ);
10) половое сношение, мужеложство или лесбиянство с лицом, не достигшим 16-летнего возраста и половой зрелости (части 1, 2, 4 и 5 ст. 134 УК РФ);
11) половое сношение, мужеложство или лесбиянство с лицом от 12 до 14 лет (части 3, 4, 5 и 6 ст. 134 УК РФ);
12) развратные действия в отношении лица, не достигшего 16 лет и половой зрелости (части 1, 3 и 4 ст. 135 УК РФ);
13) развратные действия в отношении лица от 12 до 14 лет (части 2, 3, 4 и 5 ст. 135 УК РФ);
14) вовлечение в занятие проституцией, совершенное в отношении несовершеннолетнего (ч. 3 ст. 240 УК РФ);
15) организация занятия проституцией с использованием для занятия проституцией несовершеннолетнего (п. "в" ч. 2 ст. 241 УК РФ);
16) организация занятия проституцией с использованием для занятия проституцией лица, не достигшего 14-летнего возраста (ч. 3 ст. 241 УК РФ);
17) распространение порнографии среди несовершеннолетних либо вовлечение несовершеннолетних в распространение порнографии (части 2 и 3 ст. 242 УК РФ);
18) изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1 УК РФ);
19) использование несовершеннолетних в целях изготовления детской порнографии (ст. 242.2 УК РФ).
Законодатель дифференцировал возраст несовершеннолетних потерпевших от половых преступлений. Так, части 3 статей 131 и 132 УК РФ указывают в качестве квалифицирующего признака несовершеннолетие потерпевшего, а части 4 данных статей - потерпевшего (потерпевшей), не достигшего 14-летнего возраста.
Следовательно, законодатель разграничивает понятие несовершеннолетнего и малолетнего; в частях 3 статей 131 и 132 УК РФ речь идет о лице во временном отрезке от 14 до 18 лет, а в частях 4 этих статей - лице, не достигшем 14 лет. Продиктовано такое разделение, как думается, повышенной социальной опасностью совершения полового насилия над малолетним ребенком. Вместе с тем законодатель исключил из данных статей существовавшее ранее указание на заведомое знание о несовершеннолетнем возрасте потерпевшей (потерпевшего).
Стоит отметить, что Конвенция о правах ребенка 1989 года, к которой присоединилась Российская Федерация, предписывает государствам-участникам обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (п. 2 ст. 3). В целях выполнения своих международных обязательств в этой сфере в 2013 году Российская Федерация ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка относительно детской проституции, торговли детьми и детской порнографии, а также Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений [14]. В течение последних нескольких лет внесен ряд изменений и дополнений в федеральное законодательство, которые направлены на предупреждение торговли детьми, их эксплуатации и детской проституции, а также усиление ответственности за подобные акты и преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних (Федеральные законы от 27.12.2009 N 377-ФЗ [13], от 29.02.2012 N 14-ФЗ [11], от 05.04.2013 N 58-ФЗ [12], от 28.12.2013 N 432-ФЗ [10] и ряд других).
Решение задач по предупреждению и раскрытию насильственных преступлений сексуального характера в отношении малолетних в большей степени относится к компетенции подразделений уголовного розыска органов внутренних дел. Подразделения уголовного розыска в современном российском государстве выступают одним из ключевых элементов, осуществляющих функцию защиты прав и законных интересов людей, реализуя правоохранительную функцию в уголовной сфере. Как отмечает А.М. Артемьев, правоохранительная деятельность есть деятельность специальных органов, в данном случае подразделений уголовного розыска, в "компетенцию которых включены полномочия по обеспечению правопорядка в соответствующей сфере" [2, с. 65].
Указывая на существенные признаки правоохранительной деятельности, В.П. Божьев, в свою очередь, отмечает следующее: "Во-первых, осуществление этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия; во-вторых, соответствие применяемых в ходе ее осуществления юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта; в-третьих, реализацию правоохранительной деятельности в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур; в-четвертых, возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы" [17, с. 15].
Нормативно на подразделения уголовного розыска возложена обязанность по обеспечению раскрытия и оперативному сопровождению расследования уголовных дел по 178 статьям, предусмотренным Особенной частью УК РФ. Наряду с этим они раскрывают значительное количество преступлений, относящихся к компетенции и других оперативных подразделений органов Министерства внутренних дел РФ. Ежегодно ими устанавливается более 30% лиц, совершивших преступления (от общего количества выявленных), а по таким тяжким видам преступлений, как убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж и разбой этот показатель составляет более 90% [3, с. 44]. Именно поэтому, говоря об общественной значимости правоохранительной деятельности подразделений уголовного розыска, необходимо напомнить высказанную еще профессором Н.И. Селивановым позицию: "Чтобы судить о том, что розыск необходим в каждом преступном деле, что он - основа каждого предварительного следствия, не нужно никаких специальных знаний: это истина столь простая, что ее нельзя и доказывать" [19, с. 292].
Между тем анализ практики уголовного розыска свидетельствует, что в деятельности указанных подразделений имеется ряд недостатков, оказывающих негативное влияние на противодействие насильственным преступлениям сексуального характера в отношении малолетних. Так, в решениях коллегий МВД России неоднократно отмечалось, что органами внутренних дел не анализируется в должной мере состояние преступности несовершеннолетних и не учитываются изменения в характере совершаемых в отношении их преступлений. Не отвечает современным требованиям и уровень оперативной осведомленности подразделений уголовного розыска о лицах, склонных к совершению насильственных преступлений сексуального характера в отношении малолетних. При этом, по мнению В.Ф. Луговика, существующие недостатки систематизации нормативного обеспечения, "детально регламентирующего процедурные вопросы оперативно-розыскной деятельности и прокурорского надзора за ней, предопределяют достаточно большое количество спорных, с точки зрения оперативных сотрудников, представлений, вынесенных прокуратурой по фактам выявленных нарушений законодательства" [6, с. 78 - 81].
Указанная проблема является комплексной, охватывающей общественные отношения, регулируемые как минимум тремя основными отраслями права - уголовным, уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным. Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно, в соответствии со своей социальной природой, является такой разновидностью социального регулирования, которая имеет целенаправленный, организационный, результативный характер; осуществляется при помощи целостной системы средств, реально выражающих саму материю права как нормативного институционного образования - регулятора [1, с. 145 - 146].
В 1992 году был принят Закон РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" [8] и, как следствие, впервые введена законодательная регламентация такого специфического вида правоохранительной деятельности, как оперативно-розыскная деятельность. В 1995 году в условиях становления новой российской государственности эта инициатива получила свое развитие в связи с принятием Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД).
В соответствии со ст. 1 Закона об ОРД "оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств".
Появление Закона об ОРД в целом определило, по мнению Л.В. Мазалевой, следующие концептуальные положения: "Закрепление общих правил оперативно-розыскной деятельности на развивающем уровне правового регулирования вместо подзаконного; выделение основных правил оперативно-розыскной деятельности из ранее имевшегося в подзаконных актах конгломерата правовых предписаний и их обособление в оперативно-розыскном Законе, т.е. начало процесса кодификации правовых норм оперативно-розыскной деятельности; повышение значения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности; законодательное определение оперативно-розыскной деятельности; существенное законное расширение субъектов (государственных органов), наделенных правами на осуществление оперативно-розыскной деятельности; необходимость обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ ведомственных оперативно-розыскных актов, затрагивающих права и законные интересы граждан, а также нормативных актов, которые носят межведомственный характер; правовая регламентация вневедомственного контроля и надзора за состоянием законности в оперативно-розыскной деятельности; включение в сферу правового регулирования общественных отношений, которые ранее не подвергались воздействию права" [7, с. 53 - 56].
В сущности оперативно-розыскная деятельность представляет собой один из специальных видов правоохранительной деятельности строго определенных субъектов, ее предназначение состоит в решении ее функциональных задач. При этом она должна быть отражена в надлежащей правовой форме. Именно поэтому справедливо мнение Д.В. Гребельского о том, что "термин "государственно-правовая форма" в отношении ОРД применим, во-первых, по той причине, что названная деятельность имеет государственный характер, поскольку осуществляется по велению государства и специально уполномоченными на то государственными органами; во-вторых, имеет четко выраженную правовую основу и осуществляется в строгом соответствии с требованием законности" [4, с. 20].
В качестве вывода относительно структуры правовых норм стоит привести классификацию И.А. Климова и Г.К. Синилова, выделяющих в правовой основе оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел три основных уровня: а) конституционный уровень правового регулирования, охватывающий институты и нормы, составляющие общую основу всех видов государственной деятельности, применяемых во всех сферах социального управления; б) законодательный уровень, включающий все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью как специальной сферы государственной деятельности; в) ведомственный уровень, непосредственно регулирующий компетенцию оперативных аппаратов органов внутренних дел, их систему, организационно-тактические приемы применения оперативно-розыскных методов и средств в борьбе с преступностью [5, с. 3].
Согласно ст. 2 Закона об ОРД задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
"- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших".
Исходя из этого можно резюмировать, что существующие государственно-правовые меры, лежащие в основе оперативно-розыскной деятельности и применяемые в целях предупреждения и раскрытия насильственных преступлений сексуального характера в отношении малолетних, прежде всего, должны быть направлены на достижение поставленных перед подразделениями уголовного розыска целей путем решения оперативно-розыскных и процессуальных задач.
И.П. Напханенко особо подчеркивает, что социальная ценность оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что посредством этой специфической формы борьбы с преступностью государство получает возможность незамедлительно и адекватно реагировать на новые криминальные угрозы, противодействовать которым с помощью только уголовных, уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных средств практически невозможно [18, с. 10]. При этом для подразделений уголовного розыска среди государственно-правовых мер по предупреждению и раскрытию преступлений первостепенная роль принадлежит именно мерам оперативно-розыскного характера.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Теория права. М.: Бек, 1994. С. 145 - 146.
2. Артемьев А.М. Государственная правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 65.
3. Галахов С.С., Горшков А.А. Некоторые направления организационно-функционального развития подразделений уголовного розыска // Актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел. 2008. N 3(7). С. 144.
4. Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1977. С. 20.
5. Климов И.А., Синилов Г.К. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Лекция. М.: ЮИ МВД России, 1995. С. 3.
6. Луговик В.Ф. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: вопросы и ответы // Полицейское право. 2005. N 1. С. 78 - 81.
7. Мазалева Л.В. Генезис отечественного законодательства в сфере ОРД // Вестник Владимирского юридического института. 2008. N 4(9). С. 53 - 56.
8. Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от 13.03.1992 N 2508-1 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
9. Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С. 38.
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве: Федер. закон от 28.12.2013 N 432-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (ч. I). Ст. 6997.
11. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних: Федер. закон от 29.02.2012 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. N 10. Ст. 1162.
12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних: Федер. закон от 05.04.2013 N 58-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. Ст. 1666.
13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы: Федер. закон от 27.12.2009 N 377-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. N 52 (ч. I). Ст. 6453.
14. О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений: Федер. закон от 07.05.2013 N 76-ФЗ // Российская газета. 2013. 13 мая.
15. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
16. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 // Российская газета. 2008. 6 нояб.
17. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учеб. / Под ред. В.П. Божьева. М.: Норма, 2000. С. 15.
18. Принципы и правовая основа оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / Под ред. А.К. Щербаченко. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2015. С. 10.
19. Селиванов Н.И. Судебно-полицейский розыск у нас и во Франции // Юридический вестник. 1884. N 2. С. 292.
20. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций. Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. С. 135.
References
1. Alekseev S.S. Teoriia prava. M.: Bek, 1994. S. 145 - 146.
2. Artem'ev A.M. Gosudarstvennaia pravookhranitel'naia sluzhba: sistemnye svoistva, funktsii, pravovoe obespechenie: Dis. ... d-ra iurid. nauk. M., 2008. S. 65.
3. Galakhov S.S., Gorshkov A.A. Nekotorye napravleniia organizatsionno-funktsional'nogo razvitiia podrazdelenii ugolovnogo rozyska // Aktual'nye problemy operativno-rozysknoi i administrativnoi deiatel'nosti organov vnutrennikh del. 2008. N 3(7). S. 144.
4. Grebel'skii D.V. Teoreticheskie osnovy i organizatsionno-pravovye problemy operativno-rozysknoi deiatel'nosti organov vnutrennikh del. M., 1977. S. 20.
5. Klimov L.A., Sinilov G.K. Pravovaia osnova operativno-rozysknoi deiatel'nosti organov vnutrennikh del: Lektsiia. M.: IuI MVD Rossii, 1995. S. 3.
6. Lugovik V.F. Prokurorskii nadzor za operativno-rozysknoi deiatel'nost'iu: voprosy i otvety // Politseiskoe pravo. 2005. N 1. S. 78 - 81.
7. Mazaleva L.V. Genezis otechestvennogo zakonodatel'stva v sfere ORD // Vestnik Vladimirskogo iuridicheskogo instituta. 2008. N 4(9). S. 53 - 56.
8. Ob operativno-rozysknoi deiatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii: Zakon RF ot 13.03.1992 N 2508-1 // Dostup iz SPS "Konsul'tantPlius".
9. Obshchaia teoriia prava i gosudarstva: Ucheb. / Pod red. V.V. Lazareva. 2-е izd., pererab. i dop. M., 1996. S. 38.
10. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v tseliakh sovershenstvovaniia prav poterpevshikh v ugolovnom sudoproizvodstve: Feder. zakon ot 28.12.2013 N 432-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. N 52 (ch. I). St. 6997.
11. O vnesenii izmenenii v Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v tseliakh usileniia otvetstvennosti za prestupleniia seksual'nogo kharaktera, sovershennye v otnoshenii nesovershennoletnikh: Feder. zakon ot 29.02.2012 N 14-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. N 10. St. 1162.
12. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v tseliakh preduprezhdeniia torgovli det'mi, ikh ekspluatatsii, detskoi prostitutsii, a takzhe deiatel'nosti, sviazannoi s izgotovleniem i oborotom materialov ili predmetov s pornograficheskimi izobrazheniiami nesovershennoletnikh: Feder. zakon ot 05.04.2013 N 58-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. N 14. St. 1666.
13. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v sviazi s vvedeiem v deistvie polozhenii Ugolovnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii i Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii o nakazanii v vide ogranicheniia svobody: Feder. zakon ot 27.12.2009 N 377-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. N 52 (ch. I). St. 6453.
14. O ratifikatsii Konventsii Soveta Evropy o zashchite detei ot seksual'noi ekspluatatsii i seksual'nykh zloupotreblenii: Feder. zakon ot 07.05.2013 N 76-FZ // Rossiiskaia gazeta. 2013. 13 maia.
15. O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 N 537 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. N 20. St. 2444.
16. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniiu ot 05.11.2008 // Rossiiskaia gazeta. 2008. 6 noiab.
17. Pravookhranitel'nye organy Rossiiskoi Federatsii: Ucheb. / Pod red. V.P. Bozh'eva. M.: Norma, 2000. S. 15.
18. Printsipy i pravovaia osnova operativno-rozysknoi deiatel'nosti organov vnutrennikh del / Pod red. A.K. Shcherbachenko. Rostov n/D: RIuI MVD Rossii, 2015. S. 10.
19. Selivanov N.I. Sudebno-politseiskii rozysk u nas i vo Frantsii // Iuridicheskii vestnik. 1884. N 2. S. 292.
20. Faktullin F.N. Problemy teorii gosudarstva i prava: Kurs lektsii. Kazan': Izd-vo Kazanskogo universiteta, 1987. S. 135.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.