Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ЖКХ
С.Г. ХУСЯЙНОВА
Как отмечают некоторые ученые, монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, недофинансирование коммунальной сферы и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья привели к кризисному состоянию жилищно-коммунального комплекса <1>.
--------------------------------
<1> См.: Публичные услуги и право: Науч.-практ. пособ. / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Норма, 2007. С. 275.
В настоящее время обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам монополистов и защита потребителей от произвола монополий в сфере ЖКХ, в том числе при заключении договоров, в которые организации коммунального комплекса очень часто пытаются включить выгодные только для себя условия, являются одними из условий обеспечения добросовестной конкуренции в указанной сфере.
Договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, с учетом Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями <2>. Условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с ГК РФ и указанными Правилами, а в части, не урегулированной этими нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
На практике часто складывается ситуация, когда исполнитель услуг (или собственник жилого помещения) уклоняется от заключения договора с ресурсоснабжающей организацией, не имея для этого законных оснований. При оценке похожей ситуации (не было письменного договора с ресурсоснабжающей организацией, отпускавшей тепловую энергию на нужды жилых домов, находящихся на обслуживании ответчика - управляющей организации) Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда РФ признала, что между сторонами сложились фактические отношения по поставке тепловой энергии, которую обязан приобретать у ресурсоснабжающей организации и оплачивать ответчик <3>.
--------------------------------
<3> Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 2012 г. N ВАС-14586/12.
Вместе с тем отсутствие письменного договора с ресурсоснабжающей организацией, где были бы согласованы все существенные и иные необходимые условия предоставления коммунальных ресурсов, значительно снижает правовую защищенность граждан в получении качественных и в полном объеме, в установленные сроки коммунальных ресурсов. В таких случаях есть все основания для применения мер прокурорского реагирования в целях соблюдения законных интересов граждан-потребителей.
Анализ прокурорско-надзорной практики показал, что ресурсоснабжающие организации неправомерно используют свое монопольное положение с целью понуждения контрагентов к заключению договоров на заведомо неравноправных условиях.
В ходе прокурорских проверок выявляются распространенные случаи представления недостоверных сведений организациями коммунального комплекса в органы тарифного регулирования в целях установления завышенного тарифа, а также его последующее установление с использованием аффилированности с руководством органа тарифного регулирования.
Ресурсоснабжающие организации не всегда принимают меры, направленные на сохранность, модернизацию и ремонт инженерных и сетевых электро-, тепло-, водо- и иных коммуникаций, а также другого имущества, необходимого для производства, передачи, реализации коммунальных ресурсов, захоронения и утилизации бытовых отходов.
Выявляются факты злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением при осуществлении технологического присоединения к инженерным системам объектов капитального строительства физических и юридических лиц.
При осуществлении надзорных мероприятий в указанной сфере правоотношений фиксируются факты хищения материальных ценностей.
Вопрос бесперебойного обеспечения электроэнергией объектов ЖКХ особо актуален в период подготовки и начала отопительного сезона. Так, в связи с задолженностью организаций, оказывающих услуги тепло- и водоснабжения, за потребленную в предыдущие отопительные периоды электроэнергию поставщики энергоресурса зачастую отказываются подавать электрическую энергию на объекты тепло- и водоснабжения либо инициируют направление в организации ЖКХ уведомлений о возможном ограничении подачи электрической энергии на объекты жизнеобеспечения. В результате своевременного прокурорского реагирования, объявления горрайпрокурорами в Алтайском крае 21 предостережения поставщикам электрической энергии не допущено нарушение прав граждан на получение коммунальной услуги по отоплению и водоснабжению. Основанием для объявления предостережений послужили уведомления субъектов электроэнергетики о возможном ограничении подачи электрической энергии на котельные в связи с имеющейся задолженностью.
Основные причины образования у ресурсоснабжающих предприятий и организаций коммунального комплекса дебиторской и кредиторской задолженности - низкая платежная дисциплина населения и безынициативность предприятий по взысканию долгов <4>. В связи с этим органы прокуратуры принимали соответствующие меры реагирования. Ресурсоснабжающие предприятия и организации коммунального комплекса ведут претензионно-исковую работу по взысканию дебиторской задолженности. Вместе с тем зачастую принимаемые меры недостаточны, что создает угрозу бесперебойной подаче коммунальных ресурсов.
--------------------------------
<4> Например, в 2015 г. общая задолженность населения перед ресурсоснабжающими организациями составляла больше 248 млрд. руб. URL: http://ria.ru/society (дата обращения: 17.08.2015).
Необходимо иметь в виду, что при взыскании убытков суды не принимают во внимание то обстоятельство, что население, являющееся конечным потребителем коммунального ресурса, имеет задолженность перед ответчиком. Отсутствие у граждан необходимых денежных средств не может служить основанием для освобождения поставщика услуг от обязанности перед ресурсоснабжающими организациями <5>.
--------------------------------
<5> Постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2012 г. по делу N А12-17433/2012, Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2012 г. по делу N А41-31653/12, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2013 г. по делу N А26-6137/2012.
В целях улучшения платежной дисциплины предлагается закрепить на законодательном уровне положения, усиливающие ответственность недобросовестных потребителей за несвоевременную оплату жилого помещения и коммунальных услуг. К ним относится, в частности, повышение размера пени для лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещений и коммунальные услуги.
Необходимо введение штрафов в отношении исполнителей услуг в пользу потребителей за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за нарушение исполнителем коммунальных услуг порядка расчета платы за коммунальные услуги.
Еще одна из существенных проблем в рассматриваемой сфере - низкая эффективность исполнения судебных решений по взысканию сумм задолженности за поставленные теплоэнергоресурсы.
В ходе прокурорских проверок выявлялись факты несвоевременного возбуждения судебными приставами исполнительных производств о взыскании задолженности по коммунальным платежам, нарушения законодательства об исполнительном производстве, выразившиеся в необъединении исполнительных производств в сводное производство. Установлены случаи вынесения постановлений об окончании исполнительных производств до перечисления в полном объеме взысканных с должника денежных средств на расчетный счет взыскателя.
Необходимо отметить, что на сегодня есть проблемы, требующие дальнейшего институционального решения, - взаимоотношения между ресурсоснабжающими предприятиями и организациями, управляющими многоквартирными домами. В этом направлении требуется совершенствование федерального законодательства, включающее разработку и утверждение типовых публичных договоров поставки коммунальных услуг, использование рыночных институтов, гарантирующих полноту расчетов за коммунальные ресурсы на основе учета объемов их потребления и показателей качества <6>.
--------------------------------
<6> См.: Скрипник О.Б. Реформирование регионального жилищно-коммунального комплекса: методология и практика. М.: Финансы и статистика, 2013. С. 135.
Пристатейный библиографический список
1. Публичные услуги и право: Науч. практ. пособ. / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Норма, 2007.
2. Скрипник О.Б. Реформирование регионального жилищно-коммунального комплекса: методология и практика. М.: Финансы и статистика, 2013.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.