Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ СУБЪЕКТОВ РФ
М.Х. ИОРДАНИДИ
Проблемы межбюджетных отношений, вопросы наполняемости региональных и муниципальных бюджетов - это одни из самых актуальных правовых и экономических проблем в современной России. В условиях развития кризисных явлений в экономике указанные проблемы еще больше углубляются и требуют к себе пристального внимания со стороны законодателя и юридической науки.
Законодательное определение понятия межбюджетных отношений дано в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации: "взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса" <1>. Нельзя не согласиться с многочисленными исследователями, которые считают, что данное определение необходимо совершенствовать.
--------------------------------
<1> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 07.02.2016).
Можно предложить следующий подход к определению понятия "межбюджетные отношения", а именно: это отношения, которые возникают между публичными правовыми институтами по вопросам формирования, распределения, перераспределения, а также использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов - бюджетных средств.
Касаясь финансового механизма межбюджетных отношений, отметим, что в законодательстве РФ закреплены понятия "дотация" и "межбюджетный трансферт". При этом четкие определения понятий "субвенция" и "субсидия" в российском законодательстве в настоящее время отсутствуют. Существенной проблемой является и то, что законодатель РФ не разработал общие формы предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов разных уровней <2>.
--------------------------------
<2> Болтинова О.В. Основные проблемы бюджетного законодательства РФ // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2015. N 3. С. 89.
Несмотря на существующие недостатки, можно указать ряд положительных результатов проведенной реформы межбюджетных отношений в Российской Федерации:
- межбюджетные трансферты из государственного бюджета Российской Федерации распределяются на базе разработанных и внедренных в практику единых методик, которые основаны на объективных показателях, адекватно отражают факторы, обосновывающие потребность в финансах, в том числе введен порядок распределения бюджетных дотаций на выравнивание обеспеченности региональных бюджетов, что предусматривает гарантированный уровень доходов региональных бюджетов для финансирования расходных обязательств на субфедеральном и муниципальном уровнях управления, а также сформированы единые методологические подходы к выделению субсидий из государственного бюджета РФ региональным бюджетам и созданию условий для их рационального использования;
- бюджетное законодательство устанавливает разные условия реализации бюджетного процесса регионами РФ и муниципальными образованиями в зависимости от доли межбюджетных трансфертов в общем объеме собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов;
- федеральные органы власти РФ оказывают методологическую помощь по повышению эффективности управления бюджетным процессом органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, разработаны проекты типовых нормативно-правовых актов и многочисленные методические рекомендации для регионов и муниципальных образований нашей страны.
В последние годы органы государственной власти РФ уделяют пристальное внимание вопросам развития и совершенствования межбюджетных отношений. Так, бюджетная стратегия России на период до 2030 г. ориентирована на постепенное совершенствование межбюджетных отношений. Наряду с этим в проекте основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов <3> предусмотрено, что в сфере межбюджетных отношений бюджетная политика будет направлена на поддержание сбалансированности региональных бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов, что еще раз подчеркивает важность и актуальность рассматриваемых в статье вопросов.
--------------------------------
<3> Проект "Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов". URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 07.02.2016).
В настоящее время в Российской Федерации принята и реализуется государственная программа "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации" <4>. Программа направлена на:
--------------------------------
<4> Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 310 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации". URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 07.02.2016).
- повышение финансовой самостоятельности регионов РФ;
- снижение объемов федеральной финансовой помощи для регионов и муниципальных образований;
- переход к программно-целевому методу управления государственными и муниципальными финансами;
- повышение эффективности управления финансами субъектов РФ и муниципальных образований нашей страны.
Особо подчеркнем, что в результате проведенной административной реформы были разграничены полномочия между уровнями власти. В ходе преобразований законодатель закрепил существенную часть полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ именно за региональными органами власти и управления. Соответственно, от того, насколько эффективно будут использованы государственные финансы на субфедеральном уровне, зависит и устойчивость бюджетной системы нашей страны в целом.
Обладая значительными полномочиями в сфере межбюджетных отношений, региональные власти разработали и приняли законодательные акты в данной сфере. Законы субъектов Российской Федерации о межбюджетных отношениях регулируют отношения, которые возникают между субфедеральным и муниципальным уровнями управления. В региональном законодательстве также регламентируются вопросы межбюджетного регулирования в муниципальных районах, определены принципы и порядок выравнивания бюджетной обеспеченности сельских поселений.
Например, в Областном законе от 22 октября 2005 г. N 380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области" <5> закреплены, в частности, средства межбюджетного регулирования, установлены единые и дифференцированные нормативы отчислений доходов в местные бюджеты, определены основные формы межбюджетных трансфертов, условия их предоставления и т.д.
--------------------------------
<5> Областной закон Ростовской области от 22.10.2005 N 380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области" (в ред. от 13.05.2015). URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 07.02.2016).
Анализ законодательства Ростовской области и практики реализации межбюджетных отношений в регионе показывает, что предоставление межбюджетных трансфертов позволяет обеспечить соблюдение принципов единой бюджетной политики Российской Федерации на всех уровнях государственного и муниципального управления. Данный подход направлен и на реализацию бюджетной политики региона посредством разных форм межбюджетных трансфертов: дотаций, субсидий, субвенций и других межбюджетных трансфертов.
Исследование финансового механизма межбюджетных отношений в Российской Федерации показало, что среди дотаций центральное место занимают дотации на выравнивание обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации, которые направлены на увеличение доходной части региональных и местных бюджетов в объемах, которые гарантируют минимальную потребность субфедерального уровня в финансовых средствах на выплату заработной платы, оплату услуг ЖКХ, обеспечение социально незащищенных слоев населения <6>.
--------------------------------
<6> Ильин А.В. Правовая природа дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности // Российский юридический журнал. 2015. N 5 (104). С. 157.
Субсидии - это еще одна форма государственной поддержки, которая стимулирует активность регионов нашей страны в решении социально-экономических вопросов. Субсидии - это также возможность привлекать средства государственного бюджета Российской Федерации для инвестирования по приоритетным направлениям регионального и муниципального развития, что способствует социально-экономическому развитию, повышению уровня и качества жизни населения в регионах и муниципалитетах нашей страны <7>.
--------------------------------
<7> Халилова Ф.К., Крохина Ю.А. Некоторые аспекты теоретико-правового анализа понятия межбюджетных правоотношений // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. 2015. N 9 - 10 (37). С. 68.
Особое внимание в региональном законодательстве, в частности в рассматриваемом Законе Ростовской области <8>, уделено порядку осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов государственного полномочия по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений и наделению органов местного самоуправления области отдельными государственными полномочиями. Подобный подход реализован и в других регионах РФ. В связи с этим можно сказать, что существует необходимость разработки и внедрения механизмов мониторинга и оценки центральными органами государственной власти результативности реализации полномочий, которые переданы региональным и муниципальным органам власти, повысить ответственность должностных лиц органов власти и управления за исполнение переданных полномочий.
--------------------------------
<8> Областной закон Ростовской области от 22.10.2005 N 380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области" (в ред. от 13.05.2015). URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 07.02.2016).
Анализ законодательства Ростовской области в сфере межбюджетных отношений показывает, что центральными задачами, которые решаются в процессе организации межбюджетного регулирования в муниципальных районах области, являются:
- выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
- обеспечение сбалансированности бюджетов поселений;
- стимулирование поселений к социально-экономическому развитию <9>.
--------------------------------
<9> Болтинова О.В. Основные проблемы бюджетного законодательства РФ // Там же. С. 90.
Выделенные задачи соответствуют функциям, которые присущи межбюджетным отношениям на всех уровнях управления в Российской Федерации. Подчеркнем, что при реализации регулирования межбюджетных отношений на поселенческом уровне финансовое выравнивание - это основная задача, решение которой обеспечивается наибольшей частью трансфертов из регионального бюджета и муниципальных бюджетов.
В заключение можно сделать вывод, что финансовый механизм межбюджетных отношений, его элементы, а также процесс реформирования рассматриваемого механизма на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации выступают важнейшей частью региональной политики. Разрешение проблем в сфере межбюджетных отношений в среднесрочной перспективе будет способствовать повышению бюджетной самостоятельности бюджетов всех уровней, совершенствованию системы управления государственными и муниципальными финансами в нашей стране в целом.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 07.02.2016).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 07.02.2016).
3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 310 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации". URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 07.02.2016).
4. Областной закон Ростовской области от 22.10.2005 N 380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области" (в ред. от 13.05.2015). URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 07.02.2016).
5. Проект "Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов". URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 07.02.2016).
6. Болтинова О.В. Основные проблемы бюджетного законодательства РФ // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2015. N 3. С. 88 - 93.
7. Ильин А.В. Правовая природа дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности // Российский юридический журнал. 2015. N 5 (104). С. 156 - 161.
8. Халилова Ф.К., Крохина Ю.А. Некоторые аспекты теоретико-правового анализа понятия межбюджетных правоотношений // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. 2015. N 9 - 10 (37). С. 67 - 75.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.