Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
--------------------------------
<1> Статья подготовлена при информационной поддержке СПС "КонсультантПлюс".
Формирование и реализация государственной экологической политики являются предметом исследований, продолжающихся не одно десятилетие. Ею занимаются представители широкого круга общественных и социальных наук. Среди них и представители юридических наук. Их вклад выражается в том, что на основе выводов, сделанных в свое время юристами-экологами, формировалась и современная экологическая политика.
В современных условиях актуальность проблемы не снижается, а, наоборот, возрастает. Связано это с несколькими обстоятельствами.
Во-первых, нет разделяемых всеми учеными представлений о том, что такое экологическая политика.
Во-вторых, нет согласия о содержании экологической политики. Неопределенность ее содержания возрастает в связи с существенными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые идут как в глобальном мире, так и в нашей стране.
В-третьих, развиваются представления о круге субъектов экологической политики. Формальное признание расширения числа субъектов не обеспечивается созданием условий для их участия в формировании и реализации экологической политики.
И в-четвертых, не решен вопрос о формально-юридическом закреплении ее содержания, порядка формирования и реализации.
С.А. Боголюбов справедливо указывает: "Проведение политики начинается с понимания, определения и формулирования содержания этой политики, способов, участников формирования и мест обнаружения, источников нахождения, расположения текстов положений этой экологической политики, в том числе использования наработанных и апробированных нормативных правовых материалов" <2>.
--------------------------------
<2> Боголюбов С.А. Главное - прогнозирование реализации экологической политики // Экологическое право. 2011. N 6. С. 2 - 9.
Весь круг перечисленных проблем исследовался правоведами в новых политических условиях, возникших после принятия РСФСР в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете <3>.
--------------------------------
<3> См.: Декларация СНД РСФСР от 12 июня 1990 г. N 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" // ВСНД и ВС РСФСР. 1990. N 2. Ст. 22.
Понятие экологической политики в основе своей имеет представление о том, что она является одним из элементов политики государства. В словаре "Политология" экологическая политика определяется как часть политики государства в области нейтрализации ущерба, наносимого человеческой деятельностью. Вряд ли можно согласиться с таким пониманием экологической политики, так как оно отражает лишь один из аспектов взаимодействия в сфере "общество - природа".
А.К. Голиченков формулирует следующее определение: "Государственная экологическая политика (от греч. politika - деятельность государства) - деятельность государства для достижения стратегической цели - сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны" <4>. Таким образом, понимание экологической политики дается через характеристику ее цели, в качестве которой обозначается определенное состояние природной среды, обеспечивающее разнообразные потребности человека, общества и государства. Сама политика понимается как деятельность.
--------------------------------
<4> Голиченков А.К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов: Учеб. пособие для вузов. М.: Городец, 2012. 448 с.
В этом определении также присутствует некая неопределенность, так как классическое понимание политики, данное, например, в Большом энциклопедическом словаре, подразумевает под ней не деятельность, а "сферу деятельности... сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства" <5>.
--------------------------------
<5> Большой энциклопедический словарь. М., 1999. С. 923.
Следует заметить, что указанная неопределенность в понимании политики и ее отдельных направлений имеет место не только в отношении политики экологической. Такие же проблемы возникают каждый раз, когда возникает вопрос о понимании и иных "политик": экономической, социальной, военной и т.д.
Думаю, что в силу именно этого обстоятельства исследователи, характеризуя экологическую политику, оставляя за скобками попытку дать ей определение, сосредоточивают свое внимание на характеристике ее содержания.
Основы современных представлений о содержании экологической политики заложили ученые, которых мы справедливо считаем основоположниками современного экологического права.
О.Л. Дубовик, характеризуя вклад О.С. Колбасова в формирование экологической политики, делает вывод, что его взгляды в этой области не только послужили в качестве основы для формирования экологической политики государства, но и продолжают являться тем импульсом, который обусловливает интерес современных исследователей к проблеме экологической политики. Она отмечает, что "в работах представителей экологического права исследуются цели и принципы эколого-правовой политики, содержание эколого-правовых политических программ, стратегий, доктрин, возможности совершенствования отдельных групп мер и способов (приемов) их реализации, задачи деятельности в отдельных сферах" <6>.
--------------------------------
<6> Дубовик О.Л. Формирование экологической политики: история, достижения, тенденции и задачи (анализ теоретического наследия О.С. Колбасова) // Экологическое право. 2007. N 6.
Взгляды В.В. Петрова о содержании экологической политики нашли свою реализацию в Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" <7>, восприняты и ныне действующим Федеральным законом "Об охране окружающей среды" <8>.
--------------------------------
<7> См.: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" // ВСНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 457.
<8> См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Постоянное внимание указанной проблеме уделяют М.М. Бринчук и С.А. Боголюбов. В работе "Главное - прогнозирование реализации экологической политики" <9> профессор С.А. Боголюбов делает вывод, что содержание современной государственной экологической политики должно быть выявлено путем анализа всех правовых актов, регулирующих экологические отношения, начиная с Конституции России, заканчивая документами государственного стратегического планирования. Уделяя в указанной работе основное внимание проблемам реализации экологической политики России, он, полемизируя с теми, кто видит решение проблемы исключительно в изменениях законодательства, убедительно доказывает: "Главное сейчас заключается в неуклонном и повсеместном выполнении, обеспечении правовыми, экономическими и организационными средствами того, что уже предусмотрено".
--------------------------------
<9> См.: Боголюбов С.А. Главное - прогнозирование реализации экологической политики.
Справедливым в связи с этим является вопрос: а что предусмотрено, каково все же содержание государственной экологической политики? Какова та система ценностей или взглядов, которые выражают "содержание деятельности государства" в экологической сфере? И, наверное, самое главное: являются ли провозглашенные государством в многочисленных документах цели и направления государственной экологической политики настоящим ее содержанием или они остаются декларациями, а реальное содержание экологической политики совсем иное?
Л.Г. Клюканова делает вывод: "Основные направления государственной политики в области экологии заключаются в обеспечении устойчивого природопользования; снижении загрязнения окружающей среды и ресурсосбережении; сохранении и восстановлении природной среды". Далее ею отмечается: "Реализация государственной политики в области экологии происходит через следующие пути и средства: развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием; нормативное правовое регулирование и правоприменение; экономические и финансовые механизмы; экологический мониторинг и информационное обеспечение; научное обеспечение; экологическое образование и просвещение; развитие гражданского общества как условия реализации государственной политики в области экологии; формирование и развитие региональной политики в области экологии, а также международное сотрудничество в соответствующей сфере" <10>.
--------------------------------
<10> Клюканова Л.Г. Особенности формирования государственной экологической политики Российской Федерации // Правовые вопросы строительства. 2013. N 2. С. 9 - 12.
Есть ли в настоящее время убежденность в том, что перечисленные выше позиции являются содержанием экологической политики, а не красивыми декларациями, за которыми скрывается истинная политика - обеспечение экономического роста (в лучшем случае, в худшем - получение сверхприбыли) за счет все более широкого использования природных ресурсов? С.А. Боголюбов справедливо пишет: "Основной причиной ослабления реализации сформулированных положений экологической политики является объективное противоборство экономики и экологии, усиленное вульгарным пониманием свободного рынка и движения товаров, финансов и услуг" <11>.
--------------------------------
<11> Боголюбов С.А. Указ. соч.
Н.В. Кичигин, вслед за С.А. Боголюбовым, считает, что государственная экологическая политика означает политику в области охраны окружающей среды, но не характеризует политику как собственно экологическую, обеспечивающую право на благоприятную окружающую среду, неистощительное природопользование, экологическую безопасность, т.е. государственная экологическая политика, к сожалению, может быть и антиэкологической по своей направленности и содержанию. Государственная экологическая политика является одной из форм выражения функции государства, она не должна быть временной, зависящей от соответствия ее задач задачам сохранения окружающей среды и природных богатств. Между тем от степени эффективности государственной экологической политики зависит качество норм экологического права и правоприменительной практики <12>.
--------------------------------
<12> См.: Хлуденева Н.И., Цуранова А.И. Государственная экологическая политика и право // Журнал российского права. 2011. N 11. С. 128 - 135.
Кроме отмеченных выше сомнений в том, что указанные положения являются не декорацией, а реальным содержанием государственной экологической политики, следует обратить внимание и на то, что способы реализации политики в сфере обеспечения устойчивого природопользования, предусмотренные в Российской Федерации соответствующими программами: Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья <13>; Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г. <14> и др., - исходят из представлений о продолжении экстенсивного использования природных ресурсов, в то время как меняется парадигма развития человеческой цивилизации. В своем выступлении на Круглом столе "Развитие законодательства о недрах: итоги и перспективы", состоявшемся в МПР России 16 ноября 2015 г., доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН В.А. Крюков с горечью отметил, что наши представления о развитии отстают от тенденций, складывающихся в ведущих экономиках мира. По имеющимся оценкам, к 2050 г. потребность в сырьевых ресурсах снизится на 60 - 70%. Если в период индустриального развития мировые экономики использовали 18 основных видов ресурсов, то сейчас таковым являются около 60 видов <15>.
--------------------------------
<13> См.: Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья. Утв. Приказом Минприроды России от 16 июля 2008 г. N 151 // СПС "КонсультантПлюс: Законодательство".
<14> См.: Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р // СЗ РФ. 2009. N 36. Ст. 4362.
<15> См.: Крюков В.А. Доклад на Круглом столе "Развитие законодательства о недрах: итоги и перспективы", состоявшемся в МПР России 16 ноября 2015 г. // URL: http://school.lawtek.ru.
Согласен с мнением коллег из МГЮУ (МГЮА), которые в монографии "Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития" <16> делают вывод: "Все концептуальные, стратегические, доктринальные документы самого разного уровня объединяет один фактор - полное отсутствие новых идей, инновационных подходов и ясного понимания пределов экстенсивного роста. Декларируя в обязательном порядке триаду "природа - безопасность - развитие", современная доктрина направлена в основном на интенсивное ресурсопотребление во всех сферах - при использовании недр, земли, воды, биоты, территории".
--------------------------------
<16> См.: Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: Монография / В.Б. Агафонов, В.К. Быковский, Г.В. Выпханова и др.; Под ред. Н.Г. Жаворонковой. М.: Норма; Инфра-М, 2014.
И.А. Игнатьева в докладе на Круглом столе "Правовое обеспечение единой государственной экологической политики Российской Федерации", состоявшемся в апреле 2011 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, отметила, что подготовленный проект Основ экологической политики отличается неполнотой, содержит серьезные теоретические и стратегические просчеты, требует совершенствования юридической техники и языка. Проектируемый документ по своему смыслу и содержанию не отвечает рекомендациям Президента России. В документе, положившем начало работам над анализируемым проектом, содержалось прямое поручение Правительству Российской Федерации совместно с заинтересованными общественными организациями разработать проект Основ экологической политики, который должен включать в себя "целевые показатели качества окружающей среды". Но именно этих целевых показателей - о необходимом качестве окружающей среды - в проекте Основ нет <17>.
--------------------------------
<17> См.: Хлуденева Н.И., Цуранова А.И. Указ. соч. С. 128 - 135.
В демократическом правовом государстве политика вообще и экологическая политика в частности не может формироваться без участия широкого круга субъектов. Обязательными участниками этих процессов должны быть, наряду с органами власти различного уровня и соответствующими должностными лицами, граждане и общественные организации. С формальной стороны компетенция по выработке экологической политики возложена, как мы знаем, на МПР России <18>. Однако Конституция Российской Федерации и иные нормативные акты гарантируют права граждан и общественных организаций в управлении делами государства, в том числе в формировании и реализации государственной экологической политики. Как отмечает Е.В. Матвеева, анализирующая государственную экологическую политику России в ее сравнении с политикой, формировавшейся в СССР, "перестройка и дальнейшие преобразования увеличили количество участников экологической политики. К данному перечню добавились новые государственные акторы, возникли новые участники экологической политики со стороны гражданского общества" <19>.
--------------------------------
<18> См.: Положение "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации". Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404. Пункт 1 // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2581.
<19> Матвеева Е.В. Экологическая политика современной России // Известия Алтайского государственного университета. 2010. N 4-1. С. 304.
Участие представителей гражданского общества в выработке и реализации экологической политики, кроме необходимости создания правовых инструментов, обеспечивающих реализацию ими такого права, имеет и другую, не менее важную сущностную сторону. Речь идет о готовности этих субъектов активно участвовать в указанных процессах. Готовности, обусловленной как наличием активной гражданской позиции, зрелости гражданского общества, так и уровнем образования, профессиональной подготовки.
С.А. Боголюбов, оценивая ситуацию, сложившуюся в этой сфере, пишет: "Между тем современная государственная экологическая политика не может не учитывать необходимость равноправного участия гражданского общества в охране окружающей среды; именно участия, а не только оказания помощи государству. Современные разработчики экологической политики от Минприроды полагают даже о возможности утверждения экологической политики общества и государства.
Звучит красиво, общество и государство должны быть партнерами в реализации экологической политики. Но равнозначны и равноправны ли они в настоящее время? Не следует ли, прогнозируя реализацию экологической политики, трезво оценивать состояние и зрелость элементов гражданского общества? Не лучше ли довериться будущему в части формирования активности и результативности звеньев общества, принимая, разумеется, системные меры для их становления, но не идеализируя их нынешнее положение?" Эта позиция уважаемого профессора служит подтверждением необходимости дополнительной оценки уровня развития общества и государства как субъектов выработки и реализации экологической политики.
Наконец, несколько тезисов о формально-юридическом закреплении содержания, порядка формирования и реализации экологической политики. Предыдущие рассуждения со всей очевидностью свидетельствуют о том, что в нашей стране между содержанием экологической политики и закреплением ее в законодательстве существует прямая взаимосвязь. М.М. Бринчук очень точно сформулировал эту мысль: "Экологическое законодательство является одновременно продуктом и основной формой закрепления государственной экологической политики" <20>. Но это подтверждает и наличие системных проблем в данной сфере. Дело в том, что не только законодательство является продуктом политики, но и политика является продуктом законодательства.
--------------------------------
<20> Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник // СПС "КонсультантПлюс", 2008.
Идеальным вариантом была бы ситуация, когда экологическая политика "как сфера деятельности... сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства" формулируется на доктринальном уровне, а ее содержание излагается в документе, имеющем прежде всего политический характер, не являющемся нормативным правовым актом. Тогда "формой ее закрепления", как указывает М.М. Бринчук, были бы нормативные правовые акты, нормы которых обеспечивали бы ее реализацию, закрепляли "формы, задачи, содержание деятельности государства".
Но мы имеем дело не с идеалом, а с ситуацией, когда содержание экологической политики "размыто" по различным законам и иным правовым актам. Его установление и характеристика в связи с этим зависят от субъективной позиции исследователя, что, в свою очередь, позволяет разным субъектам делать прямо противоположные выводы. С.А. Боголюбов в связи с этим указывает: "На данном этапе общественного, правового и экономического развития актуальными для прогнозирования реализации политики представляются соображения о том, в каких нормативных правовых актах содержатся принципы охраны окружающей среды, которые могут стать положениями политики...", одновременно утверждая: "Разумеется, экологическая политика исходит из провозглашенных в Конституции социального характера государства, признания, соблюдения и защиты прав гражданина как обязанности государства, включения экологического благополучия в понятие достойной жизни человека" <21>.
--------------------------------
<21> Боголюбов С.А. Указ. соч.
В условиях существующих правовых реалий не могут рассматриваться как такие "политические документы" ни Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию <22>, ни Экологическая доктрина Российской Федерации <23>, ни Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. <24>.
--------------------------------
<22> См.: Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1572.
<23> См.: Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р // СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3510.
<24> См.: Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. // СПС "КонсультантПлюс: Законодательство".
Тому есть несколько причин. Прежде всего, следует заметить, что ни один из этих документов не рассматривается в качестве "политического", определяющего "формы, задачи, содержание деятельности государства". Эти документы изначально не рассматривались в качестве "политической основы" экологической политики. Так, например, в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. указывается (п. 6): "Государственная политика в области экологического развития основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, документах долгосрочного стратегического планирования, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года". Не эти законы и иные документы должны обеспечивать реализацию государственной экологической политики, а политика основывается на указанных документах!
Несколько иной подход реализуется в других документах государственного стратегического планирования. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации <25> (далее - Стратегия национальной безопасности) является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Она относит экологическую безопасность к видам национальной безопасности, определяет ее как стратегический национальный приоритет (важнейшее направление обеспечения национальной безопасности), содержит развернутый перечень угроз экологической безопасности и мер по их противодействию. При этом правовую основу Стратегии национальной безопасности (п. 2) "составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации".
--------------------------------
<25> См.: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть II). Ст. 212.
Проект Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г., разработанный Минприроды России <26> (далее - проект Стратегии экологической безопасности), который определяет цели, задачи, основные направления и инструменты реализации государственной политики по обеспечению экологической безопасности, также содержит указание на правовую основу обеспечения экологической безопасности. Ее составляют (п. 4) "Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28 июля 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере обеспечения экологической безопасности".
--------------------------------
<26> URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=142854 (дата обращения: 03.03.2016).
Подход, реализованный в указанных документах государственного стратегического планирования, является примером более взвешенного понимания соотношения между содержанием политического документа и нормативного правового акта. Вне всякого сомнения, политические решения должны основываться на действующем законодательстве, однако понимать ситуацию так, что политика вытекает из существующих законоположений, было бы неверным. Политика (экологическая политика) должна оказывать влияние на развитие законодательства. Политические решения должны получать формализацию путем включения их в тексты законов и иных нормативных правовых актов. В этом случае они подлежат реализации как органами государственной власти, так и иными субъектами.
Необходимо учитывать и позитивистский уклон, свойственный не только законодателю, но и правовым исследованиям. Он создает запреты на использование положений этих документов для формирования законодательства. Как только об этом заходит речь, мы сразу вспоминаем об иерархии нормативных правовых актов, начинаем профессионально рассуждать о неопределенности статуса Основ, утвержденных Президентом, но официально не опубликованных, и т.д.
Экологическая политика должна обеспечивать достижение не только тех целей, которые сегодня важны для человека, общества и государства, но быть рассчитанной на перспективу. Выше уже упоминалось о тенденции снижения потребностей в сырьевых ресурсах. На повестке дня стоит проблема глобального экологического кризиса и способов реагирования мирового сообщества на этот вызов. Уместно будет напомнить и о том, что повесткой дня Давосского экономического форума 2016 г. было обсуждение четвертой технологической революции. Клаус Шваб, основатель и председатель Всемирного экономического форума, во время выступления на форуме сообщил, что "Индустрия 4.0" является таким же вызовом международному сообществу, как и нестабильная геополитическая ситуация, и целый ряд социальных, экономических и природоохранных вопросов, решение которых не удается найти на протяжении многих лет. По его словам, она значительно изменит механизм создания прибавочной стоимости, целые традиционные отрасли исчезнут, и мировые компании должны серьезно готовиться к этому <27>.
--------------------------------
<27> См.: Новая индустриальная революция передаст власть над миром нескольким компаниям. URL: http://www.profi-forex.org/novosti-mira/entry1008281098.html (дата обращения: 27.01.2016).
Насколько наши доктринальные документы учитывают эти вызовы? Даже пристальный взгляд на Основы экологической политики, Стратегию национальной безопасности и проект Стратегии экологической безопасности не позволяет увидеть в них указание на соответствующие цели, задачи, а тем более меры по решению этих задач.
Представляется целесообразным определение целей экологической политики на разные сроки. Можно предложить разработку перспективных, среднесрочных и краткосрочных целей.
Применительно к краткосрочным целям разрабатывается система задач по их достижению, мер по решению этих задач. Реализация мер достигается путем формирования компетенций органов государственной власти, других субъектов реализации экологической политики. И меры, и компетенции должны быть оформлены соответствующими предписаниями нормативных правовых актов.
Приоритетными краткосрочными целями экологической политики должны стать достижение перелома в борьбе с загрязнением природной среды отходами, сточными загрязненными водами, а также ликвидация накопленного экологического ущерба. Важнейшими мерами должны быть программы по сокращению отходов производства и потребления, созданию инфраструктуры для переработки отходов, размещения на высокотехнологичных полигонах тех их остатков, которые невозможно повторно использовать или переработать. Следующие группы мер должны быть направлены на снижение потребления вод и надлежащую очистку стоков. Строительство канализационных систем, современных очистных сооружений во всех населенных пунктах России сможет стремительно изменить ситуацию с состоянием вод и водных объектов.
К числу первоочередных могут быть отнесены и иные задачи государственной политики в области экологического развития, содержащиеся в Основах государственной политики в области экологического развития.
Ресурсовая составляющая экологической политики, ориентированной на краткосрочные цели, может предполагать стабилизацию объемов добычи и использования как минеральных, так и биологических ресурсов.
Долгосрочные цели экологической политики должны быть определены с учетом тенденций развития глобальной экологической ситуации, мира и экономики. Здесь должны найти место цели, вытекающие из названных выше тенденций, а также иных. Задачи по достижению указанных целей должны стать предметом научных изысканий (в том числе в области права). Конкретные меры по решению этих задач должны разрабатываться к моменту, когда цели из перспективных будут переходить в разряд среднесрочных. К этому времени следует представлять и предложения по правовым средствам реализации указанных целей экологической политики.
Такая позиция предполагает необходимость выверенного подхода к определению среднесрочных целей и задач экологической политики. Их определение должно повлечь за собой разработку комплекса мер по реализации. Перечень и содержание этих мер должны быть научно обоснованы, обеспечены организационно, финансово, материально и юридически ко времени перехода задач из категории среднесрочных в краткосрочные.
Предложенная система целей и задач экологической политики, согласованных по субъектам, времени и мерам их реализации, может быть положена в основу научных изысканий о правовых средствах их реализации.
Литература
1. Боголюбов С.А. Главное - прогнозирование реализации экологической политики // Экологическое право. 2011. N 6. С. 2 - 9.
2. Большой энциклопедический словарь. М., 1999. С. 923.
3. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник // СПС "КонсультантПлюс", 2008.
4. Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р // СЗ РФ. 2009. N 36. Ст. 4362.
5. Голиченков А.К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов: Учеб. пособие для вузов. М.: Городец, 2012. 448 с.
6. Декларация СНД РСФСР от 12 июня 1990 г. N 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" // ВСНД и ВС РСФСР. 1990. N 2. Ст. 22.
7. Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья. Утв. Приказом Минприроды России от 16 июля 2008 г. N 151 // СПС "КонсультантПлюс: Законодательство".
8. Дубовик О.Л. Формирование экологической политики: история, достижения, тенденции и задачи (анализ теоретического наследия О.С. Колбасова) // Экологическое право. 2007. N 6.
9. Клюканова Л.Г. Особенности формирования государственной экологической политики Российской Федерации // Правовые вопросы строительства. 2013. N 2. С. 9 - 12.
10. Крюков В.А. Доклад на Круглом столе "Развитие законодательства о недрах: итоги и перспективы", состоявшемся в МПР России 16 ноября 2015 г. URL: http://school.lawtek.ru.
11. Матвеева Е.В. Экологическая политика современной России // Известия Алтайского государственного университета. 2010. N 4-1. С. 304.
12. Новая индустриальная революция передаст власть над миром нескольким компаниям. URL: http://www.profi-forex.org/novosti-mira/entry1008281098.html (дата обращения: 27.01.2016).
13. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. // СПС "КонсультантПлюс: Законодательство".
14. Положение "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации". Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404. Пункт 1 // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2581.
15. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: Монография / В.Б. Агафонов, В.К. Быковский, Г.В. Выпханова и др.; Под ред. Н.Г. Жаворонковой. М.: Норма; Инфра-М, 2014.
16. Хлуденева Н.И., Цуранова А.И. Государственная экологическая политика и право // Журнал российского права. 2011. N 11. С. 128 - 135.
17. Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р // СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3510.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.