Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Е.А. ОРЛОВСКИЙ, Р.Б. БУЛАТОВ
В любом государстве, в том числе и российском, основной функцией была, есть и останется функция обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан; охраны, защиты целостности и неприкосновенности территории и жизнеспособности государства [1]; оказания эффективного, повседневного противодействия любым видам и формам угроз как внешнего, так и внутреннего характера, от кого бы они ни исходили либо предполагались.
Нормы конституционного права регулируют главные сферы общественной жизни - экономики, социальных отношений, политики, положения личности в обществе. Поскольку конституционное право закрепляет основы регулирования главных сфер общественной жизни, оно имеет ведущий характер по отношению к иным отраслям права. Положения этих отраслей права опираются на нормы конституционного права, исходят из них.
В свою очередь, в международном праве содержатся базовые стандарты в области прав человека, такие как: свобода и равенство людей по рождению; право человека на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность; право на свободу передвижения и выбор местожительства; право на труд [5]; равенство всех людей перед законом и право на равную защиту законом [6].
Вот почему так важно изучение конституционного права при обучении кадров для прокуратуры Российской Федерации. Обучаемые должны твердо усвоить международные основы обеспечения и защиты прав человека и гражданина. А также конституционные принципы, среди которых выделяются: власть народа; личность и ее права как высшая ценность; политический и идеологический плюрализм; свобода и взаимная ответственность личности, государства, общества; принцип разделения властей и др. Конституционное право регулирует права человека и гражданина, способы защиты конституционных прав, обеспечение выполнения конституционных обязанностей. Мировоззрение будущих работников прокуратуры должно базироваться на этих ценностях. Каждый из выпускников вуза обязан руководствоваться ими, ощущать потребность в утверждении и защите конституционных принципов, общечеловеческих ценностей в повседневной служебной деятельности.
Несмотря на то что за двадцать лет современного развития России было немало сделано для соблюдения конституционных прав и свобод граждан, факты нарушения прав человека по-прежнему имеют место быть. Данное положение отражает переходный характер реформируемого российского общества [13].
Среди важнейших правовых институтов обеспечения и защиты прав граждан необходимым условием подготовки кадров для прокуратуры Российской Федерации является изучение статуса органов прокуратуры РФ и института Уполномоченного по правам человека.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ [4]. В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, федеральными службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Основные направления работы прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина определяются, исходя из особенностей конкретно-исторической обстановки в целом в стране, определенном регионе и состояния законности. В настоящее время органами прокуратуры приоритетное значение придается защите закрепленных в Конституции Российской Федерации трудовых, имущественных, жилищных, экономических, политических прав, права на социальное обеспечение, неприкосновенность частной жизни. Это связано в последние годы, прежде всего, с изменениями в экономике и социальной сфере, активизацией политической жизни в стране.
Прокуратура наделена универсальными полномочиями, призванными способствовать ее эффективному реагированию на обращения граждан по фактам нарушения их прав и свобод. Это и самостоятельные формы прокурорского реагирования в рамках собственно государственной внесудебной защиты прав граждан, и обязанность применения соответствующих юрисдикционных форм (уголовное, гражданское, административное судопроизводство), когда внесудебная защита трансформируется в судебную форму защиты права [9, с. 114].
Действенность правозащитной деятельности прокуроров подтверждает все возрастающее количество обращений граждан в прокуратуру, которое превышает количество аналогичных обращений за судебной защитой. Так, в 2015 г. в органы прокуратуры Российской Федерации поступило 4412370 обращений граждан и было принято граждан на личном приеме у руководителей - 1130453. Тогда как в 2014 г. (соответственно) 4020380 и 1037778; в 2013 г. - 3983604 и 1005975 [12]. Подобная ситуация объясняется большей доступностью и оперативностью органов прокуратуры в вопросах защиты прав граждан.
Одним из направлений деятельности государства по развитию демократических институтов, которые предназначены для дальнейшего укрепления статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина, было создание института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
В ст. 103 Конституции Российской Федерации упоминается о введении в систему государственных органов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [1], основной задачей которого согласно Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" является "обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами" [3].
В деятельности Уполномоченного по правам человека подавляющее большинство граждан увидело дополнительный механизм правовой защиты от произвола чиновников, возможность поставить заслон их исключительности в оценке собственного поведения и получения при этом бесплатной квалифицированной юридической помощи в борьбе за правду и справедливость [9; 14, с. 112]. Не случайно, что к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации сразу стали обращаться люди, социально не защищенные, не видящие иных способов защитить свои права от беззакония и круговой поруки, административных барьеров и бюрократического формализма должностных лиц [13].
Одной из главных особенностей Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является практически полное отсутствие у него каких-либо силовых функций. Он не правомочен на вынесение государственно-властных решений. Его деятельность не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Можно сказать, что этот конституционно-правовой институт в большей степени является публично-правовым средством защиты, т.е. "властью авторитета", так как лишен каких-либо признаков "власти силы" [8, с. 19].
Следовательно, уполномоченный по правам человека строит свою работу, исходя из презумпции добросовестности, благонамеренности и рациональности государства в важнейшем деле обеспечения прав и свобод человека, подвергая нелицеприятной критике органы государственной власти и местного самоуправления, заостряя внимание на негативных тенденциях государственной политики по обеспечению прав и свобод граждан Российской Федерации. И необходим он не только как правовой орган, наблюдающий за законностью действий государственных органов и обеспечивающий соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в определенной сфере, но и для повышения правовой культуры, просвещения граждан по вопросам прав и свобод, форм и методов их защиты [9, с. 114].
Так как российский омбудсмен не имеет карательных полномочий, ему приходится тесно сотрудничать с судебными и правоохранительными инстанциями для оказания воздействия на нарушителя прав. Согласно ст. 29 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" он может обратиться в суды общей юрисдикции с заявлением в защиту прав и свобод, в правоохранительные органы - с ходатайством о возбуждении административного либо уголовного производства, а также в Конституционный Суд - с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан конкретной нормой закона в каждом конкретном случае [3].
В связи с этим представляется необходимым расширить полномочия омбудсмена относительно возможности его обращения в Конституционный Суд РФ [2]. Согласно действующему законодательству Уполномоченный может обратиться в данный орган, только если чьи-то права уже были нарушены не соответствующей Конституции РФ нормой. Однако полагаем, что данный подход следует считать недостаточным, так как более эффективно было бы предотвращать возможность нарушения прав граждан, а не восстанавливать уже нарушенные права. Бывший Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронов отмечает относительно российского омбудсмена: "У него в этом отношении такие же возможности, как у каждого гражданина, который прибегает к помощи адвокатов, последние же абсолютно резонно рекомендуют ему без всяких посредников направлять жалобу в Конституционный Суд" [10, с. 277]. Следовательно, было бы рациональнее предусмотреть право омбудсмена обращаться в Конституционный Суд за проверкой соблюдения нормами законов конституционных прав граждан, даже если эта норма еще не успела нарушить чьих-либо прав [11, с. 166].
Следует отметить последовательность органов прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в отстаивании основанных на законе позиций при рассмотрении актуальных вопросов, затрагивающих права широкого круга граждан, а также пресечении и устранении нарушений охраняемых законом прав, свобод и законных интересов социально незащищенных категорий населения, интересов общества в целом [7, с. 111]. Заметной частью правовой базы взаимодействия органов прокуратуры и института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации стали соглашения о сотрудничестве региональных уполномоченных по правам человека и прокуратур субъектов Российской Федерации. Их заключение вызвано необходимостью осуществления эффективного контроля за реализацией конституционных прав граждан на местах [13].
Таким образом, в рамках изучения конституционного права России у обучаемых происходит формирование прочных знаний в области деятельности института уполномоченного по правам человека и прокуратуры РФ, а также формирование на основе этих знаний соответствующих умений и навыков, необходимых им для будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. М., 2015.
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. на 14.12.2015) // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (ред. от 31.01.2016) // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.
4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 28.11.2015) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 366.
5. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 декабря.
6. Международный пакт о гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
7. Взаимодействие органов прокуратуры с Уполномоченными по правам человека в Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина: Науч. пособие. АГП РФ. М., 2012. С. 111.
8. Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации: Учеб. пособие. СПб.: Норма, 2003. С. 19.
9. Кирилочкин И.В. Прокуратура и уполномоченный по правам человека в РФ // Права человека и правоохранительная деятельность (посвящается памяти профессора А.В. Зиновьева): Материалы региональной научно-практической конференции. 21 мая 2015 г. СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2015. С. 112 - 114.
10. Миронов О.О. Очерки государственного правозащитника. М.: Изд-во СГУ, 2009. С. 277.
11. Никабадзе Н.Н. Институт уполномоченного по правам человека как способ охраны прав и свобод граждан в Российской Федерации // Права человека и правоохранительная деятельность (посвящается памяти профессора А.В. Зиновьева): Материалы региональной научно-практической конференции. 21 мая 2015 г. СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2015. С. 166.
12. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за 2013, 2014 и 2015 гг. URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/.
13. Таранцова Д.Н. Взаимодействие российской прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в сфере защиты прав человека и гражданина: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
14. Юридическая помощь - обязанность государства и (или) долг и обязанность юриста? // Материалы международной научно-практической конференции. 2 - 3 декабря 2015 г. СПб.: Изд-во СПб. ГУАП, 2015.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.