Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ <1>
Г.А. ВОЛКОВ
--------------------------------
<1> Статья подготовлена с использованием справочной правовой системы "КонсультантПлюс".
Лицензирование традиционно выступает одним из инструментов реализации государственной политики в тех сферах, где требуется обеспечение и защита публичных интересов.
В области охраны окружающей среды экологическое лицензирование является правовым институтом, обеспечивающим как регулирование воздействия на окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов, так и охрану окружающей среды в целом. Этот правовой институт тесно взаимосвязан в эколого-правовом механизме с государственным экологическим надзором и общественным контролем в области охраны окружающей среды.
Важность механизма обеспечения публичности информации, содержащейся в декларациях и разрешениях на воздействие на окружающую среду, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну, при реализации задачи обеспечения эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, подчеркнута в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. <2> (подп. "г" п. 21 раздела IV "Основные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития").
--------------------------------
<2> См.: Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. // СПС "КонсультантПлюс: Законодательство".
В Российской Федерации отдельные виды деятельности могут осуществляться гражданами и юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы только на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. В этом смысле экологическое лицензирование представляет собой разновидность лицензирования определенных видов деятельности.
Вместе с тем лицензирование в настоящей статье понимается не в буквальном смысле слова - как выдача исключительно лицензий, а шире - как государственно-властная разрешительная функция, реализуемая путем выдачи и собственно лицензий, и иных разрешительных документов.
С точки зрения функций государства экологическое лицензирование - одна из функций государственного управления в сфере охраны окружающей среды, охраны и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности человека.
Как отмечал В.В. Петров, с помощью природоресурсных лицензий в области природопользования решаются две взаимосвязанные задачи - охранительная и регулятивная, а сама лицензия содержит в себе три признака: во-первых, она является актом собственника природного ресурса; во-вторых, формой проявления государственного контроля за рациональным использованием природного ресурса; в-третьих, средством регулирования рационального природопользования <3>.
--------------------------------
<3> См.: Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М., 1995. С. 145.
В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" <4> нет определения "лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды", поэтому экологическое лицензирование можно понимать и в узком, и в широком смысле.
--------------------------------
<4> См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Вместе с тем в ст. 5 и 30 данного Федерального закона предусмотрено, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию, их перечень устанавливается федеральными законами, а установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Термин "лицензия" имеет синоним - "разрешение" <5>. В ряде федеральных законов и иных нормативных правовых актов термины "лицензия" и "разрешение" употребляются как равнозначные <6>.
--------------------------------
<5> См. также: Ноздрачев А.Ф. Административная разрешительная система: происхождение и содержание современного понятия // Журнал российского права. 2014. N 5. С. 37 - 48; N 6. С. 52 - 64.
<6> См., например: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. Части 2 - 4 ст. 14.1, ст. 19.20 // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 161-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Часть 8 ст. 3 // СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3952.
В узком смысле экологическое лицензирование представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов по выдаче в установленном порядке лицензий (разрешений) на негативное воздействие на окружающую среду, в т.ч. на ее загрязнение, в результате которой заинтересованный субъект получает документ (лицензию, разрешение), удостоверяющий его право на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов или иное воздействие на окружающую среду.
В широком смысле экологическое лицензирование включает выдачу не только названных выше лицензий (разрешений) на оказание воздействия на окружающую среду, но и выдачу лицензий (разрешений), удостоверяющих право заинтересованного субъекта на использование, в т.ч. изъятие, сбор, добычу того или иного природного ресурса, на производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Поэтому лицензирование в области охраны и рационального использования отдельных видов природных ресурсов, их сохранения и восстановления представляет собой экологическое лицензирование в широком смысле, условия и порядок которого определяются в нормативных правовых актах природоресурсного законодательства.
Экологическое лицензирование основано на разрешительном типе правового регулирования общественных отношений в сфере охраны окружающей среды, охраны и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, который выражается формулой: "Дозволено только то, что прямо разрешено законом" и базируется на конституционной правовой норме, предписывающей каждому сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
В законодательстве Российской Федерации об охране окружающей среды разрешительный тип правового регулирования общественных отношений в сфере охраны окружающей среды, охраны и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности преломляется следующим образом. Запрещено причинять какой-либо вред окружающей среде, в т.ч. природной среде, компонентам природной среды, природным объектам, за исключением определенных в законе случаев, когда воздействие на окружающую среду допускается под контролем государства.
С помощью экологического лицензирования государство путем выдачи лицензий (разрешений) допускает воздействие намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, наносящее ей заранее рассчитанный и контролируемый вред, который не должен привести к необратимым пагубным последствиям для человека, общества, в т.ч. числе деградации естественных экологических систем и истощению природных ресурсов.
В зависимости от вида воздействия осуществляемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду можно выделить: лицензирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками, лицензирование сброса сточных вод или дренажных вод в водные объекты <7>, лицензирование размещения отходов, лицензирование изъятия компонентов природной среды и лицензирование иных видов воздействия на окружающую среду.
--------------------------------
<7> В соответствии с ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации сброс сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Однако название "решение" не меняет сути разрешительного порядка использования водных объектов для сброса сточных или дренажных вод. См.: Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.
Результатом проведения экологического лицензирования является получение заинтересованным субъектом специального документа (лицензии, разрешения, решения), удостоверяющего его право на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, изъятие компонентов природной среды и иные виды воздействия на окружающую среду.
К лицензированию иных видов воздействия на окружающую среду следует отнести, например, разрешения на научную и промысловую деятельность в отношении морских живых ресурсов и разрешения на иную деятельность в районе действия Договора об Антарктике (1 декабря 1959 г.).
Разрешения на научную и промысловую деятельность в отношении морских живых ресурсов в районе действия Договора об Антарктике выдаются в соответствии с положениями Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (20 мая 1980 г.), Конвенции о сохранении антарктических тюленей (1 июня 1972 г.) и Международной конвенции по регулированию китобойного промысла (2 декабря 1946 г.).
Иная деятельность российских физических и юридических лиц в районе действия Договора об Антарктике допускается при условии получения разрешения в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" <8> и Постановлением Правительства Российской Федерации "О разрешениях на осуществление деятельности в Антарктике" <9>.
--------------------------------
<8> См.: Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" // СЗ РФ. 2012. N 24. Ст. 3067.
<9> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 544 "О разрешениях на осуществление деятельности в Антарктике" // СЗ РФ. 2013. N 27. Ст. 3603.
От собственно экологического лицензирования следует отличать лицензирование деятельности, тесно связанной с охраной окружающей среды, с природопользованием либо имеющей по отношению к ним вспомогательный характер, а также с обеспечением безопасности человека при осуществлении природопользования или сопутствующей с ним деятельности. В ряде случаев эта деятельность подлежит санкционированию со стороны государства путем выдачи лицензии или разрешения.
Примером могут служить такие виды деятельности, как хранение и уничтожение химического оружия, эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов, деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, производство маркшейдерских работ, выполнение геодезических и картографических работ федерального назначения, работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В данном случае посредством лицензирования предоставляется не право на конкретное (в определенном месте, количестве и определенных условиях) воздействие на окружающую среду, конкретное использование того или иного природного ресурса, а устанавливается специальная правоспособность субъекта в соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса России <10>, где предусмотрено, что юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии). Данное требование относится также к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
--------------------------------
<10> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Перечень видов деятельности, для осуществления которых требуются эти лицензии, определен, в частности, в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором определены лицензируемые виды деятельности <11>. Такое лицензирование не является собственно экологическим лицензированием <12>, за исключением лицензирования размещения опасных отходов в части проведения лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением.
--------------------------------
<11> См.: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.
<12> См. также: Новикова Е.В., Петрова Т.В. Об изменениях в законодательстве по вопросам лицензирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности // Экологическое право. 2003. N 3. С. 13 - 19.
Несмотря на то что в ч. 1 ст. 2 данного Федерального закона в число целей лицензирования и включена цель предотвращения ущерба окружающей среде, тем не менее поскольку по смыслу его ст. 4 и ч. 4 ст. 8 лицензионные требования не ограничивают и не могут ограничить деятельность субъекта по осуществлению того или иного вида деятельности по осуществлению конкретного воздействия на окружающую среду (в определенном месте, количестве и определенных условиях), то лицензирование отдельных видов деятельности, которое осуществляется в соответствии с ним, не является экологическим лицензированием.
Лицензия представляет собой специальное разрешение государственных органов, уполномоченных на ведение лицензирования, которое является официальным документом, разрешающим осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.
В широком смысле термины "лицензия" и "разрешение" одинаковы, т.е. любые действия уполномоченных государственных органов по выдаче разрешений на осуществление какой-либо деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, можно отнести к экологическому лицензированию, например такие действия, как выдача разрешений на строительство, выдача разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых.
Отдельно можно выделить выдачу различных правовых документов о согласовании, которая также имеет признаки экологического лицензирования, например согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; согласование проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности; согласование размещения объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; выдачу санитарно-эпидемиологических заключений при лицензировании отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека (деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения; деятельность по размещению отходов I - IV классов опасности).
Однако эти перечисленные разрешения и согласования представляют собой правовые акты, которые являются лишь частями состава юридических фактов, необходимых для возникновения права на природопользование. Они не являются документами, удостоверяющими право на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение опасных отходов или иные виды воздействия на окружающую среду.
В зависимости от того, как понимать экологическое лицензирование (в широком или узком смысле), различают лицензии, удостоверяющие право их владельцев на использование, в т.ч. изъятие, сбор, добычу того или иного природного ресурса <13>, и лицензии, удостоверяющие право их владельцев на воздействие на окружающую среду (экологические лицензии).
--------------------------------
<13> К ним относятся: лицензии на пользование недрами, разрешения на пользование животным миром.
К последним относятся: разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, решения о предоставлении водного объекта для сброса сточных или дренажных вод и лицензии на размещение опасных отходов.
Правовые требования по охране атмосферного воздуха установлены в Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха" <14>, в котором предусмотрены условия выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу стационарным источником и разрешений на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, содержание этих разрешений (ст. 14).
--------------------------------
<14> См.: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.
В настоящее время лицензии (разрешения) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, выдает Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы), а на выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальные органы) <15>.
--------------------------------
<15> См.: Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400. Пункт 5.3.15 // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3347; Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401. Пункт 5.3.3.5 // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом Росприроднадзора в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) <16>.
--------------------------------
<16> См.: Приказ Минприроды России от 25 июля 2011 г. N 650 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)": зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2011 г. Регистрационный N 22852 // БНА ФОИВ. 2012. N 14.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются срок действия разрешения, перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками по определенному месту расположения, условия действия разрешения, нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам.
Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты регулируются водным законодательством, прежде всего Водным кодексом Российской Федерации (далее - Водный кодекс РФ). Они осуществляются в виде сбросов сточных или дренажных вод, т.е. воды после ее использования или поступившей с загрязненной территории. Такой сброс представляет собой вид водопользования, который осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (ч. 2 ст. 11, ст. 44 Водного кодекса РФ).
Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод является правовым актом, разрешающим сброс сточных или дренажных вод в водные объекты. Оно, помимо сведений о водном объекте, в т.ч. описания границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять сброс сточных или дренажных вод, срока водопользования, должно содержать указание места сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод, объем допустимых сбросов сточных, в т.ч. дренажных, вод, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод (ст. 22 Водного кодекса РФ).
Требования к обращению отходов производства и потребления установлены в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" <17>.
--------------------------------
<17> См.: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" // СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009.
В соответствии со ст. 9 данного Федерального закона лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Вместе с тем индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Лицензирование данного вида деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности <18>.
--------------------------------
<18> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" // СЗ РФ. 2015. N 41 (часть III). Ст. 5670.
Получению лицензии (разрешения) предшествует подготовка материалов, в которых заинтересованное в получении лицензии лицо должно обосновать, что намечаемая деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду, соответствует экологическим требованиям и не приведет к необратимым пагубным последствиям для человека, общества и природы, таким, как истощение природных ресурсов, деградация естественных экологических систем.
Требования к экологическому обоснованию лицензий установлены в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности <19>. Данная Инструкция не была зарегистрирована в Минюсте России и официально опубликована, поэтому ее положения можно рассматривать лишь как рекомендательные в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам.
--------------------------------
<19> См.: Приказ Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539 "Об утверждении Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности" // Экологический вестник Москвы. 1996. NN 4 - 6.
Так, материалы, обосновывающие выдачу лицензий на деятельность по размещению, складированию, захоронению и уничтожению отходов, могут содержать:
- информацию об объекте хозяйственной и иной деятельности - место размещения, занимаемая площадь, структурные элементы, технологическая схема (способы складирования, размещения, захоронения, утилизации), применяемое оборудование, его производственные мощности, мощности очистных сооружений, степень их загрузки, наличие проектной документации, утвержденной в установленном порядке;
- сведения об отходах - перечень отходов, их количество (объем), физико-химическое состояние, токсичность, опасность;
- обоснование норматива образования отходов (в соответствии с технологией производства);
- краткую характеристику состояния окружающей среды в районе размещения объекта;
- разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, водопользование и сброс сточных вод;
- экологические ограничения по складированию (размещению, захоронению) отходов, исходя из экологического состояния территории и опасности ее загрязнения;
- сведения о фактических сбросах, выбросах и отходах для действующих объектов по данным экологического паспорта;
- мероприятия по соблюдению экологических ограничений, норм и правил;
- схема и описание действий в условиях чрезвычайной ситуации;
- предложения лицензиата по снижению токсичности отходов.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" <20> обязательной государственной экологической экспертизе подлежат только материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии (ст. 11).
--------------------------------
<20> См.: Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.
Применительно к отходам I - V классов опасности обязательной государственной экологической экспертизе подлежит проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в т.ч. проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности (ст. 11).
В качестве примеров государственной экологической экспертизы материалов экологического обоснования лицензий, утвержденных приказами Ростехнадзора <21>, можно привести Приказы Ростехнадзора: от 12 февраля 2010 г. N 81 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии ФГУП "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" на право эксплуатации хранилищ радиоактивных отходов"; от 7 октября 2009 г. N 847 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии на сооружение объекта атомной энергии (хранилища твердых радиоактивных отходов и отработанных источников ионизирующих излучений мощностью 1340 куб. м с камерой перегрузки (перезарядки) мощностью 40 кг (эквивалент радия) (ФГУП "РосРАО")".
--------------------------------
<21> См.: СПС "КонсультантПлюс: Эксперт-приложение".
Таким образом, экологическое лицензирование представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов по выдаче в установленном порядке предусмотренных федеральными законами лицензий (разрешений) на воздействие на окружающую среду, в результате которой заинтересованный субъект получает документ (лицензию, разрешение), удостоверяющий его право на определенный вид воздействия на окружающую среду.
От собственно экологического лицензирования следует отличать лицензирование деятельности, тесно связанной с охраной окружающей среды, с природопользованием либо имеющей по отношению к ним вспомогательный характер, а также с обеспечением безопасности человека при осуществлении природопользования или сопутствующей ему деятельности.
Литература
1. Новикова Е.В., Петрова Т.В. Об изменениях в законодательстве по вопросам лицензирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности // Экологическое право. 2003. N 3. С. 13 - 19.
2. Ноздрачев А.Ф. Административная разрешительная система: происхождение и содержание современного понятия // Журнал российского права. 2014. N 5. С. 37 - 48.
3. Ноздрачев А.Ф. Административная разрешительная система: происхождение и содержание современного понятия // Журнал российского права. 2014. N 6. С. 52 - 64.
4. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М., 1995. С. 145.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.