Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ИДЕНТИФИЦИРУЯ НОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ <1>
С.Н. БОБЫЛЕВ, С.В. СОЛОВЬЕВА, И.Ю. ХОВАВКО
--------------------------------
<1> Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта N 14-06-00385.
В последние 3 - 4 года Россия активно участвовала в разработке и принятии международных соглашений и концептуальных документов, многие из которых связаны с проблемами экологической устойчивости. Это требует в государственной экологической политике, наряду с правовой поддержкой, идентификации экономических приоритетов и механизмов для реализации в стране новых направлений развития. Принципиальные черты этих направлений и практические механизмы их реализации нашли свое отражение, в частности, в фундаментальных документах Конференций ООН, одобренных всеми странами. На наш взгляд, наиболее четко новые глобальные экономические вызовы и основные направления экономической трансформации отражены в трех заключительных документах Конференций ООН, принятых в Париже (декабрь 2015 г.) <2>, Нью-Йорке (сентябрь 2015 г.) <3>, Рио-де-Жанейро (июнь 2012 г.) <4>. Парижское соглашение было посвящено борьбе с климатическими изменениями и необходимостью формирования низкоуглеродной экономики в мире. В Нью-Йорке были приняты Цели устойчивого развития для всех стран до 2030 г. В заключительном документе Саммита ООН в Рио-де-Жанейро "Будущее, которое мы хотим" в качестве основы перехода к устойчивому развитию человечества было выделено формирование зеленой экономики.
--------------------------------
<2> См.: Парижское соглашение согласно Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. ООН. Париж, 2015.
<3> См.: Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. ООН, 2015.
<4> См.: Будущее, которое мы хотим. Итоговый документ Конференции ООН. Рио-де-Жанейро, 2012.
В условиях ограниченности журнального объема материала будут выделены только основные принципиальные черты перехода к новой экономической модели. К сожалению, в России в условиях кризиса и поиска краткосрочных решений по выходу из него обсуждение процессов формирования новых экономических реалий в мире, связанных с долгосрочными тенденциями, фактически не ведется. Такая ситуация создает добавочные риски для будущего страны.
Зеленая низкоуглеродная экономика
Если попытаться выделить ключевые экономические термины для будущих моделей развития, то здесь основными будут зеленая экономика и низкоуглеродная экономика. Усиление экологических ограничений привело к осознанию и в теории, и на практике необходимости формирования нового типа экономического развития в мире, выработки нового зеленого экономического курса. Контуры такого курса предложены в инициативах ООН по переходу к зеленой экономике, программах зеленого роста стран ОЭСР, Европейского сообщества (2008 - 2015 гг.) <5>. В международных документах все шире используются термины "зеленые рынки", "зеленая промышленность", "зеленая занятость", "зеленые инновации" и другие термины с прилагательным "зеленый".
--------------------------------
<5> См., например: Towards a green economy in Europe. EU environmental policy targets and objectives 2010 - 2050. European Environment Agency, Copenhagen, 2013; Навстречу зеленой экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности - обобщающий доклад для представителей властных структур. ЮНЕП, 2011 и др.
В докладах ООН и ее структур зеленая экономика определяется как экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее деградации <6>.
--------------------------------
<6> См.: Навстречу зеленой экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности. ЮНЕП, 2011.
Важной чертой зеленой экономики является ее низкоуглеродность, сокращение выбросов парниковых газов и снижение доли в энергетике традиционных углеводородов. Термин "низкоуглеродная экономика" все чаще используется в мире, особенно в контексте борьбы с глобальным изменением климата. В частности, он стал одним из основных на Климатической конференции ООН в Париже (2015 г.) для характеристики новой экономики и ее будущих моделей. Для российской государственной экологической политики низкоуглеродная экономика важна четко декларируемыми приоритетами сокращения потребления традиционных углеводородов со стороны основных потребителей энергетических ресурсов страны: стран Европейского сообщества и Китая. Тенденция к все большему распространению в мире возобновляемых источников энергии очевидна, как и четкие приоритеты в экономике и инвестициях на сокращение доли традиционной энергии в энергобалансе в большинстве стран мира. Этот фактор необходимо учитывать в развитии российской экономики на перспективу, в активизации выработки несырьевой модели развития. В частности, в ближайшем будущем, очевидно, будут экономически и экологически неэффективны новые мегапроекты, связанные с добычей новых энергоресурсов в неосвоенных и труднодоступных зонах вечной мерзлоты, шельфах, территориях без инфраструктуры и т.д. Эти ограничения должны быть отражены в государственной политике и экологическом праве.
Для устойчивого развития и зеленой экономики проблема регулирования выбросов парниковых газов является одной из центральных. Это четко продемонстрировало заключительное соглашение Парижской конференции ООН. В основе решения проблемы парниковых газов лежит тезис об однозначной антропогенной обусловленности происходящих климатических изменений. Декларируется зависимость глобального изменения климата и концентрации парниковых газов в атмосфере. Поскольку подавляющая часть всех парниковых газов антропогенного происхождения попадает в атмосферу в результате сжигания органического топлива, то ключевым вопросом в предотвращении глобальных изменений климата является энергоэффективность.
В 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата, а в 1997 г. подписан Киотский протокол <7> - первый международный документ, использующий рыночный подход для решения экологических проблем. По этому документу для каждой страны определялся допустимый объем выбросов парниковых газов и устанавливались механизмы реализации. России удалось реализовать более 100 проектов по снижению выбросов парниковых газов.
--------------------------------
<7> Россия ратифицировала Протокол в 2005 г. (США не ратифицировали Протокол, Канада вышла из Протокола, Индия и Китай не подписывали Протокол).
Свое дальнейшее развитие борьба с глобальным изменением климата получила на Парижской конференции ООН в 2015 г., где было утверждено новое рамочное соглашение, определяющее нормы выбросов парниковых газов и меры по предотвращению изменения климата после 2020 г. В рамках государственной экологической политики предстоит разработка и принятие законодательных и нормативных актов, обеспечивающих достижение заявленной величины предполагаемых национально определяемых вкладов (intended nationally determined contribution) к 2030 г. Президент России на Саммите ООН заявил, что в рамках своего национального вклада к 2030 г. Россия планирует ограничить выбросы парниковых газов до 70% от уровня 1990 г. <8>. Для мира установлен желательный целевой показатель ограничения повышения глобальных температур (1,5 градуса). Для этого страны должны самостоятельно принять национальные обязательства по снижению выбросов CO2, которые предполагается пересматривать в сторону усиления каждые 5 лет. Ставится задача разработать национальные стратегии перехода на низкоуглеродную экономику и наладить международный обмен зелеными технологиями. Предлагается создать "Зеленый климатический фонд" с годовым бюджетом 100 млрд. долл. для помощи слаборазвитым и наиболее уязвимым странам.
--------------------------------
<8> См.: http://kremlin.ru/events/president/news/50812.
В России термины "зеленая экономика" и "низкоуглеродная экономика" не получили распространения в официальных документах и государственной политике. Крайне мало они обсуждаются и в научной литературе. Вместе с тем намеченные Россией цели на среднесрочный и долгосрочный период во многом адекватны целям перехода к новой экономике. Это можно обнаружить в общей политике использования ресурсов и охраны окружающей среды на перспективу, имеющихся правовых и экономических инструментах. Главная задача нашей экономики на современном этапе, отраженная в основных документах развития страны на перспективу, - уход от сырьевой модели экономики, что становится еще более актуальным в условиях кризиса. Эта задача является приоритетной и для зеленой низкоуглеродной экономики. Ее важнейшая цель - повышение энергоэффективности - является приоритетной и для страны.
С позиций правовых механизмов государственной экологической политики России в области перехода к новой экономике важно добиться эффективной реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9>, связанного с внедрением наилучших доступных технологий, и блока правовых мер последнего времени (2013 - 2015 гг.), имплементирующих Климатическую доктрину России и направленных на регулирование выбросов парниковых газов.
--------------------------------
<9> См.: Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть I). Ст. 24.
Цели устойчивого развития ООН
Конкретные направления формирования новой экономики для мира и всех стран, включая развитые, содержатся в Целях устойчивого развития (ЦУР) (Sustainable Development Goals), принятых на Саммите ООН в сентябре 2015 г. на период 2016 - 2030 гг. (табл. 1).
ЦУР стали своеобразным преемником Целей развития тысячелетия ООН (ЦРТ), период действия которых был с 2000 по 2015 г. ЦРТ продемонстрировали, что международные цели, задачи и индикаторы могут стимулировать действия для достижения приоритетов развития. ЦРТ содержали конкретные целевые показатели, но не включали конкретных рекомендаций, концентрируясь на конечном результате, что давало странам свободу действий и возможность учитывать национальные особенности. Мировым сообществом признана полезной высокая степень агрегирования ЦРТ. Простота и понятность ЦРТ также способствовали успеху. В документах ООН подчеркивается, что ЦРТ и ЦУР не являются конкурирующими концепциями, а напротив, продолжают и усиливают работу, интегрируют экономические, социальные, экологические аспекты на период после 2015 г. В России для возможного использования в государственной политике ЦРТ были адаптированы на национальном и региональном уровнях в рамках Докладов о человеческом развитии Программы развития ООН в 2005, 2007 и 2010 гг. <10>. Один из авторов (С.Н. Бобылев) был главным редактором этих Докладов.
--------------------------------
<10> См.: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 2010 / Под ред. С.Н. Бобылева. М.: ПРООН, 2010; Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 2006/2007 / Под ред. С.Н. Бобылева. М.: ПРООН, 2007; Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 2005 / Под ред. С.Н. Бобылева. М.: ПРООН, 2005.
Построение систем ЦУР и ЦРТ базируется на иерархическом структурном подходе "цели - задачи - индикаторы". Каждой цели ставятся в соответствие свои задачи, для последних разрабатываются адекватные индикаторы. Получается своеобразная трехуровневая иерархическая структура. ЦУР реализуют принципы устойчивости, заложенные Конференцией ООН в Рио-де-Жанейро (2012 г.), соответствуют международному праву, учитывают национальные особенности, возможности и приоритеты, включают приоритеты и цели, которые мировое сообщество выработало, в частности ЦРТ. Цели устойчивости должны также способствовать переходу к зеленой экономике.
Всего предложено семнадцать Целей ЦУР ООН, для их реализации разработано 169 задач. По сравнению с целями задачи должны быть более конкретными и функциональными. Система ЦУР достаточно сбалансирована, и в ней достигнут определенный баланс между экономическими, социальными и экологическими целями. Многие Цели сочетают по несколько компонентов устойчивости. Авторы предлагают свою дифференциацию и связь отдельных Целей с решением экономических, социальных и экологических проблем (табл. 1). Это только предварительный анализ, и он проведен с позиций российских целей в области устойчивого развития и возможной государственной политики. Каждая страна будет иметь свою комбинацию факторов устойчивости в рамках ЦУР. Как видно из табл. 1, с экономическими факторами наиболее тесно связана реализация четырнадцати целей, с социальными - пятнадцати, с экологическими - девяти.
Таблица 1. Цели устойчивого развития на 2016 - 2030 гг. <11>
--------------------------------
<11> Составлено авторами на основе: Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. ООН, 2015.
|
Цели устойчивого развития |
Преобладающие факторы устойчивости |
Цель 1 |
Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах |
экономические, социальные |
Цель 2 |
Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому сельскому хозяйству |
экономические, социальные, экологические |
Цель 3 |
Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте |
социальные |
Цель 4 |
Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех |
экономические, социальные |
Цель 5 |
Обеспечение тендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек |
социальные |
Цель 6 |
Обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов и санитарии для всех |
социальные, экологические |
Цель 7 |
Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех |
экономические, социальные, экологические |
Цель 8 |
Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех |
экономические, социальные |
Цель 9 |
Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций |
экономические, социальные |
Цель 10 |
Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними |
экономические, социальные |
Цель 11 |
Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов |
экономические, социальные, экологические |
Цель 12 |
Обеспечение рациональных моделей потребления и производства |
экономические, социальные, экологические |
Цель 13 |
Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями |
экономические, социальные, экологические |
Цель 14 |
Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития |
экономические, экологические |
Цель 15 |
Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия |
экономические, экологические |
Цель 16 |
Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях |
социальные |
Цель 17 |
Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития |
экономические, социальные, экологические |
Для мониторинга процесса перехода к устойчивому развитию в мире и России необходимо разработать свою систему индикаторов <12>. Такой мониторинг необходим для конструктивной государственной экологической политики. Требуется оценить правильность направления развития. Сложившаяся кризисная ситуация привела к широкому осознанию в мире необходимости новых подходов к измерению прогресса и развития. Традиционные в этой области индикаторы не смогли адекватно ответить на возникновение новых проблем, в частности на проблему устойчивости развития. Парадигма ВВП, служившая человечеству свыше 60 лет, требует существенной коррекции. Этот факт признается все большим количеством ученых и политиков. Здесь можно отметить подписанный лидерами всех стран заключительный документ Конференции ООН 2012 г. в Рио-де-Жанейро, в которой подчеркивается неадекватность ВВП современным реалиям.
--------------------------------
<12> См.: Бобылев С.Н., Зубаревич Н.В., Соловьева С.В. Вызовы кризиса: как измерять устойчивость развития? // Вопросы экономики. 2015. N 1.
В целом кризис показал, что ориентация на ВВП проблематична для стран с большим природным капиталом и сложными социальными проблемами. Рост ВВП может маскировать деградацию человеческого и природного капиталов. Россия начала 2000-х годов стала классическим примером иллюзий, связанных с ростом ВВП. Он базировался на увеличении добычи энергоресурсов, добыче и выплавке металлов, вырубке леса и пр., а главное - на росте цен на нефть и газ. Очевидно, что такой рост базировался на истощении природного капитала страны, закреплял формирование экспортно-сырьевой модели, способствовал усилению антиустойчивых тенденций развития страны. Момент истины настал в 2008 г., когда кризис, падение цен на энергоресурсы и обвал ВВП ясно показали пределы сырьевого развития.
Финансовые механизмы поддержки перехода к новой модели
Государственная экологическая политика должна адекватно учитывать быстро расширяющуюся и усложняющуюся сферу финансовых механизмов и инструментов. В настоящее время международными финансовыми институтами активно формируются собственные экологические ограничения для хозяйственной деятельности. Экологическое право базируется на презумпции экологической опасности такой деятельности. Исходя из этого, при разработке экономических проектов принципиально важно законодательно сформулировать экологические ограничения и обеспечить их соблюдение на практике. В большинстве стран мира, включая Россию, основные положения экологического регулирования хозяйственной деятельности давно законодательно оформлены. Новым важным этапом в развитии экологического регулирования стали требования международных финансовых институтов по включению природоохранных параметров в цикл разработки и выполнения проектов. На рубеже XXI в. это стало стратегическим направлением деятельности международных финансовых организаций. Исходя из этого, банки при решении вопроса о выделении кредитного финансирования обязаны: а) соблюдать природоохранные и социальные требования, сформулированные Международной финансовой корпорацией; и б) провести оценку экологических и социальных рисков проекта, используя стандартную процедуру, разработанную Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).
Нормы Всемирного банка, определенные директивами Международной финансовой корпорации (МФК), заняли сегодня центральное место в экологической регламентации бизнеса. Содержанием этой политики является стимулирование устойчивого развития путем включения социальной и экологической оценки проектов в процесс принятия решений об их финансировании <13>. Природоохранные и социальные стандарты МФК легли в основу концепции "Принципы Экватора" - комплекса добровольных принципов, разработанных и принятых банками для оценки экологических и социальных рисков при предоставлении проектного финансирования. В 2003 г. десять крупнейших мировых банков, аккумулирующих треть всех кредитных ресурсов мира, договорились соблюдать "Принципы Экватора" при выборе приоритетов финансовой поддержки в различных сферах экономической активности. Если заемщик (частные или государственные структуры) не способен соблюдать экологические и социальные требования для проектов с объемом финансирования свыше 10 млн. долл., то ему отказывают в финансировании. Сегодня этими принципами руководствуются 83 финансовые организации из 36 стран, обеспечивающие свыше 70% международного долгового проектного финансирования развивающихся рынков <14>.
--------------------------------
<13> См.: Политика ЕБРР в отношении охраны окружающей среды, 2003 // URL: http://www.ebrd.com/downloads/research/policies/russia03.pdf.
<14> См.: The Equator Principles // URL: http://www.equator-principles.com/.
При применении "Принципов Экватора" в рамках конкретного проекта исходными пунктами для предоставления банком кредита становится проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта в соответствии с разработанными МФК стандартами социальной и экологической устойчивости <15>. Именно ОВОС связывает хозяйственный проект с конкретной территорией, и ее результаты содержат информацию, позволяющую принимать решения о возможности или невозможности реализации проекта. Среди требований международных финансовых организаций, регулирующих доступ к кредитным ресурсам, выделим следующие: необходимость проведения категоризации проектов (присвоение проекту определенной категории с точки зрения экологических и социальных рисков); обязательность раскрытия информации о проекте для местных сообществ; постоянный контроль в процессе реализации проекта за соответствием установленным требованиям и ведение клиентом необходимой отчетности.
--------------------------------
<15> МФК разработала 8 стандартов социальной и экологической устойчивости проектов, выполнение которых необходимо для принятия положительного решения о кредитовании/инвестировании. Это: 1) социальная и экологическая оценка; 2) рабочий персонал и условия труда; 3) предотвращение и уменьшение загрязнения окружающей среды; 4) здоровье и безопасность населения; 5) приобретение прав землепользования и вынужденное переселение; 6) сохранение биологического разнообразия и устойчивое управление природными ресурсами; 7) коренное население; 8) культурное наследие.
Таким образом, банки перешли к активному регулированию экономической деятельности в глобальном масштабе путем формирования собственных экологических и социальных требований к финансируемым проектам. В дополнение к этому на рынке финансовых услуг внедряется процедура управления экологическими и социальными рисками, которая призвана обеспечить гарантии в отношении того, что в процессе проведения финансовых операций (кредитования, инвестирования) эти риски будут адекватно оценены и проконтролированы <16>. Данная процедура разработана ЕБРР и применяется как самим банком, так и является обязательной для его финансовых партнеров (банков, для которых ЕБРР открыл кредитные линии или осуществил инвестиции в их акционерный капитал).
--------------------------------
<16> См.: Руководство ЕБРР по управлению экологическими рисками, 2004 // URL: http://www.ebrd.com/pages/research/publications/policies/environmental.shtml.
Разработаны запретительный список - список видов деятельности, запрещенных к кредитованию (производство и торговля продуктами, содержащими полихлорированные бифенилы, озоноразрушающие вещества, морское рыболовство дрифтерными сетями длиной свыше 2,5 км и др.), и контрольный список - список опасных видов деятельности, финансирование которых возможно лишь с письменного согласия ЕБРР (производство энергии с использованием ядерного топлива, деятельность, предполагающая принудительное переселение, деятельность на территории проживания коренных народов и др.).
Процедуры управления экологическими и социальными рисками существенным образом влияют на экономическое пространство, поскольку, во-первых, запрещают или ограничивают финансирование определенных видов деятельности, во-вторых, предъявляют определенные требования к применяемым в проектах технологиям, в-третьих, требуют серьезной проработки вопросов привязки к конкретной территории. Все эти требования должны учитываться в процессе формирования государственной экологической политики.
Таким образом, в современном мире сформировалась система экологического регулирования инвестиционной деятельности с хорошо налаженными обратными связями. Кредитующие организации формулируют экологические и социальные требования к проектам, а материалы экологического и социального обоснования проектов являются существенным фактором при принятии решения о кредитовании проекта. Выявленные в ходе реализации проекта нарушения установленных требований ведут к приостановке финансирования. С одной стороны, установление зависимости решения о кредитовании от экологических и социальных показателей деятельности компании является эффективным инструментом минимизации экологических ущербов (интернализации экологических экстерналий), что стимулирует бизнес к ответственному поведению. С другой - регулируя доступ к кредитным ресурсам, международные финансовые организации имеют возможность оказывать воздействие на отраслевую и территориальную структуру экономик отдельных стран, сужая границы национального суверенитета.
В мире также активно происходит трансформация старых и генерация новых финансовых потоков под влиянием экологических факторов. Важнейшими направлениями формирования финансовых потоков являются создание национальными государствами фондов будущих поколений и формирование финансовых механизмов интернализации глобальных экологических экстерналий. Это важные черты для разработки конструктивной государственной политики.
Идея концепции устойчивого развития о межпоколенческой справедливости вылилась на практике в создание суверенных фондов (фондов национального благосостояния, стабилизационных фондов, фондов будущих поколений и т.п.). В настоящее время в мире насчитывается 57 таких фондов, и, по имеющимся оценкам, совокупный объем средств суверенных фондов достиг 5,2 трлн. долл. Подавляющая часть всех суверенных фондов благосостояния формируется за счет доходов от экспорта энергетических ресурсов и служит целям накопления и инвестирования. В 2004 г. такой Стабилизационный фонд был создан в России (с 2008 г. он был разделен на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния). В настоящее время в суверенных фондах России находится около 150 млрд. долл.
Вопрос о правильности создания государством суверенных фондов является дискуссионным. С одной стороны, они представляют собой важный элемент макроэкономического регулирования национальных экономик. С другой стороны, отвлечение средств в суверенные фонды снижает возможности развития развивающихся стран. Кроме того, они представляют угрозу и для финансовых рынков развитых стран. Попытки суверенных инвестиционных фондов получить контроль над реальными активами в развитых странах высветили несовпадение интересов в этом вопросе и подтолкнули развитые страны к финансовому протекционизму (ограничению возможности для покупки их активов). То есть конкурентные сражения переместились с реальных рынков на финансовые.
Управление глобальными экологическими благами включает широкий спектр финансовых механизмов. Сюда относятся финансовые потоки по Монреальскому и Киотскому протоколам, средства, направляемые через специальные фонды (Глобальный экологический фонд, Углеродный фонд Всемирного банка), межгосударственные механизмы "долги за природу" (учет затрат на охрану природы в счет погашения внешнего долга). На повестке дня - глобальные налоги, которые предполагается взимать с потребленных при производстве энергоресурсов, расширение границ и сфер применения различного рода углеродных налогов.
* * *
В мире быстро формируется новая экономическая реальность, в которой экологические приоритеты из формальных становятся реальными для перехода к устойчивому развитию и новой модели экономики, разработки проектов хозяйственной деятельности. Все это требует адекватного отражения в государственной экологической политике. Экономические и правовые механизмы функционирования российской экономики должны корректно учитывать экологический фактор для снижения рисков перехода к устойчивому развитию и ухода от экспортно-сырьевой модели развития.
Литература
1. Бобылев С.Н., Зубаревич Н.В., Соловьева С.В. Вызовы кризиса: как измерять устойчивость развития? // Вопросы экономики. 2015. N 1.
2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 2010 / Под ред. С.Н. Бобылева. М.: ПРООН, 2010.
3. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 2006/2007 / Под ред. С.Н. Бобылева. М.: ПРООН, 2007.
4. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 2005 / Под ред. С.Н. Бобылева. М.: ПРООН, 2005.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.