Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
А.В. НЕЧКИН
Во всех странах Содружества Независимых Государств существуют коллегиальные высшие органы исполнительной власти - правительства. Как правило, они имеют довольно сложное внутреннее строение. Объясняется это тем, что состав данных органов обычно многочислен, а любое принимаемое ими решение должно быть единым, а значит, согласованным. В связи с этим С.Д. Хазанов, рассуждая о Правительстве Российской Федерации, отмечает: "Структура Правительства позволяет говорить о том, что оно является сложносоставной организацией, состоящей из политического органа и его аппарата, который сам является вспомогательным государственным органом" <1>. Данное утверждение справедливо для правительств всех стран СНГ.
--------------------------------
<1> Хазанов С.Д. Правительство РФ // Конституционное право России: Учеб. / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М., 2008. С. 394.
С.Е. Нарышкин справедливо отмечает, что Аппарат Правительства РФ является государственным органом, обеспечивающим взаимосвязь различных структур, не имеет политических функций и несет ответственность за техническое и организационное обеспечение нормального процесса принятия правительственных решений (подробнее см.: Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2005. С. 416).
Сразу отметим, что в рамках данной статьи нас интересует структура правительства как политического органа, потому как первичным элементом его структуры являются государственные или политические должности членов правительства, предназначенные для непосредственного исполнения его полномочий. В этом смысле вопрос о структуре правительства тесно переплетается с вопросом о его составе, который нами уже был рассмотрен ранее <1>. Кроме того, в структуре правительств иногда выделяются дополнительные коллегиальные органы для более оперативного принятия решений. Чаще всего они именуются президиумами.
--------------------------------
<1> Нечкин А.В. Состав высшего органа исполнительной власти (на примере государств СНГ) // Рос. право: образование, практика, наука. 2014. N 2. С. 114 - 118.
В Российской Федерации для решения оперативных вопросов по предложению Председателя Правительства может быть образован Президиум Правительства. Причем в ст. 29 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 23 мая 2015 г.) (далее - ФКЗ о Правительстве РФ) отдельно перечислены вопросы, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства, а также сказано, что последнее вправе отменить любое решение Президиума <1>. То есть Президиум нельзя назвать постоянно действующим органом и его компетенция четко не определена, она скрывается за формулировкой "оперативные вопросы".
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
Исходя из положений Закона неясно, является ли Президиум коллегиальным органом с компетенцией хотя и ограниченной, но функционально совпадающей с компетенцией Правительства (иными словами, тем органом, на заседаниях которого могут рассматриваться любые вопросы, "относящиеся к сфере деятельности Правительства, в том числе предварительно-принципиальные вопросы, вносимые на заседания Правительства", и "приниматься решения, за исключением тех, которые принимаются исключительно на заседаниях Правительства") <1>, или же его следует признать, скорее, совещательным органом, принимающим решения рекомендательного характера.
--------------------------------
<1> Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Комментарий (постатейный) / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1999. С. 69.
Представляется, что верна именно первая точка зрения, так как Правительству предоставлено право отменить любое из решений Президиума, а значит, последние носят не просто рекомендательный характер. Кроме того, исходя из положений ст. 23 ФКЗ о Правительстве РФ можно сделать вывод о том, что оперативные вопросы - это входящие в компетенцию Правительства текущие вопросы, которые не требуют издания актов, имеющих нормативный характер. Решения по этим вопросам оформляются распоряжениями Правительства или в соответствии с п. 2 Регламента Правительства принимаются Председателем Правительства единолично <1>. Однако это лишь предположения.
--------------------------------
<1> О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 (в ред. от 13 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2313.
В Законе также не определен состав Президиума, хотя анализ его компетенции позволяет утверждать, что в него могут входить только члены Правительства.
В Республике Беларусь для оперативного решения вопросов, относящихся к компетенции Совета министров, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета министров в составе премьер-министра, его заместителей, главы Администрации Президента, председателя Комитета государственного контроля, председателя правления Национального банка, министров экономики, финансов, иностранных дел <1>. Как и в Российской Федерации, в Республике Беларусь в законе перечислены вопросы, которые рассматриваются исключительно на заседаниях Совета министров <2>, хотя их перечень заметно уже аналогичного перечня, закрепленного в ФКЗ о Правительстве РФ. То есть компетенция Президиума Совета министров ограничена, но все же функционально совпадает с компетенцией Совета министров. Кроме того, в Республике Беларусь, в отличие от России, состав Президиума законодательно определен.
--------------------------------
<1> Статья 34 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. N 424-З "О Совете министров Республики Беларусь" (в ред. от 7 мая 2014 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. N 184. 2/1521.
<2> Статья 33 Закона Республики Беларусь "О Совете министров Республики Беларусь".
В Узбекистане в качестве постоянного органа Кабинета министров действует Президиум Кабинета министров в составе премьер-министра и его заместителей. По решению премьер-министра в состав Президиума могут быть включены и другие члены Правительства <1>. Как и в Российской Федерации и Республике Беларусь, в Узбекистане закон ограничивает компетенцию Президиума, устанавливая перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Кабинета министров <2>.
--------------------------------
<1> Статья 18 Закона Республики Узбекистан от 6 мая 1993 г. "О Кабинете министров Республики Узбекистан" (в ред. от 15 мая 2014 г.) // Собр. законодательства Республики Узбекистан. 2014. N 16. Ст. 177.
<2> Статья 14 Закона Республики Узбекистан "О Кабинете министров Республики Узбекистан".
В Молдове Президиум Правительства в составе премьер-министра и заместителей премьер-министра образуется исключительно для координации внутренней деятельности Правительства и для утверждения проекта повестки дня заседаний Правительства <1>. Компетенция данного органа функционально полностью не совпадает с компетенцией Правительства, т.е. фактически ставит его в один ряд с координационными и совещательными органами при нем.
--------------------------------
<1> Статья 26 Закона Республики Молдова от 31 мая 1990 г. N 64-XII "О Правительстве" (в ред. от 3 мая 2013 г.) // Официальный монитор Республики Молдова. 2002. N 131 - 133.
В Таджикистане для предварительной подготовки вопросов, рассматриваемых на заседаниях, Правительство создает совещательный орган - Президиум Правительства, который принимает решения рекомендательного характера по повестке дня заседания Правительства. В его состав входят премьер-министр, его первый заместитель и заместители, а также могут включаться другие члены Правительства <1>.
--------------------------------
<1> Статья 24 Конституционного закона Республики Таджикистан от 12 мая 2001 г. N 28 "О Правительстве Республики Таджикистан" (в ред. от 3 декабря 2009 г.) // Абхори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. N 12. Ст. 1.
В остальных странах СНГ такой орган, как президиум, в структуре правительства не выделяется. На причину этого верно указывают А.Е. Постникова и Е.Е. Никитина: "Функционирование в рамках Правительства дополнительного коллегиального органа с компетенцией, практически совпадающей с компетенцией Правительства, в целом нежелательно, поскольку при такой конструкции в рамках Правительства неизбежно расщепляется ответственность за решения, принимаемые в коллегиальном порядке" <1>. К тому же наличие в структуре правительства подобного коллегиального органа при формировании коалиционного правительства, в котором каждый член вправе представлять отдельную политическую партию, а его неучастие в работе президиума может расцениваться как умаление его прав по сравнению с правами других членов правительства, повышает вероятность раскола парламентской коалиции, что часто влечет временный паралич исполнительной власти.
--------------------------------
<1> Правительство Российской Федерации. С. 135.
Представляется, что положения ст. 29 ФКЗ о Правительстве РФ нуждаются в существенной переработке. Нужно четко очертить компетенцию Президиума как координационного и совещательного органа, а также определить его состав. Президиум должен стать координационно-совещательным органом общей компетенции при Правительстве РФ, который мог бы предварительно рассматривать широкий круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании Правительства РФ, и обеспечивать реализацию потенциала координационных полномочий заместителей Председателя Правительства, возглавляющих правительственные координационные и совещательные органы, а также отдельных федеральных министров, возглавляющих министерства, в ведении которых находится много других федеральных органов исполнительной власти. При этом Правительство РФ будет принимать решения по вопросам, входящим в его компетенцию, исключительно на своих заседаниях, чтобы обеспечить участие всех его членов в вынесении решения.
Однако, с нашей точки зрения, целесообразно включить в ст. 29 Закона также положения, в силу которых Правительство могло бы на строго определенный срок делегировать Президиуму право принимать решения по всем вопросам, входящим в его компетенцию, кроме вопросов, решения по которым принимаются только на заседаниях Правительства, вопросов, входящих в исключительную компетенцию Председателя Правительства, а также вопросов, решение которых требует издания постановлений Правительства. Такая возможность, по нашему мнению, повысит эффективность работы Правительства РФ, так как позволит в определенные периоды не рассматривать на его заседаниях массу не слишком важных вопросов, концентрироваться на более значимых и в то же время не расщеплять ответственность за решения, принимаемые в коллегиальном порядке, без прямого разрешения на то Правительства.
Итак, предлагаем изложить ст. 29 ФКЗ о Правительстве РФ в следующей редакции:
"Для координации внутренней деятельности и предварительной подготовки вопросов, рассматриваемых на заседаниях, Правительство Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации может образовать Президиум Правительства Российской Федерации.
В состав Президиума Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства Российской Федерации, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации, а также могут входить отдельные федеральные министры по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Заседания Президиума Правительства Российской Федерации проводятся по мере необходимости.
Решения Президиума Правительства Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства Российской Федерации, носят рекомендательный характер и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации. В данном случае решения Президиума Правительства Российской Федерации оформляются протоколами заседаний.
Правительство Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации большинством голосов от общего числа членов может делегировать Президиуму Правительства Российской Федерации право принимать решения по всем вопросам, входящим в его компетенцию, кроме вопросов, решения по которым принимаются только на заседаниях Правительства Российской Федерации, вопросов, входящих в исключительную компетенцию Председателя Правительства Российской Федерации, а также вопросов, решение которых требует издания постановлений Правительства Российской Федерации, на срок до двух лет.
Решения Президиума Правительства Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов и оформляются распоряжениями Президиума Правительства Российской Федерации, которые по юридической силе равны распоряжениям Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе по предложению любого своего члена отменить решение Президиума Правительства Российской Федерации".
В структуру правительства как политического органа входят также отдельные координационные и совещательные органы. Такие органы вправе образовать, к примеру, Правительство Российской Федерации (ч. 8 ст. 12 ФКЗ о Правительстве РФ). Вопрос о формировании данных органов детально урегулирован в подзаконном акте - Регламенте Правительства, где сказано, что они могут быть правительственными и межведомственными.
Координационные органы именуются комиссиями или организационными комитетами и образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач, а совещательные органы называются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер. Решения координационных органов обязательны для всех представленных в них органов исполнительной власти с оговоркой - если иное не установлено федеральными законами или актами Правительства (п. 72 Регламента Правительства РФ). Сегодня этой оговоркой активно пользуются. Например, такой межведомственный координационный орган, как Государственная комиссия по радиочастотам, принимает решения, обязательные не только для всех органов исполнительной власти, но и для юридических и физических лиц, включая иностранных (п. 15 Положения о Государственной комиссии по радиочастотам) <1>. Тем самым ее решения фактически приобретают силу нормативных правовых актов.
--------------------------------
<1> Об утверждении Положения о Государственной комиссии по радиочастотам: Постановление Правительства РФ от 2 июля 2004 г. N 336 (в ред. от 16 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2905.
Подобную оговорку нельзя оценить положительно, так как функционально координационные органы не должны подменять собой органы исполнительной власти. Кроме того, согласно п. 73 Регламента Правительства РФ "правительственные комиссии и советы возглавляются Председателем Правительства, другими членами Правительства, руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент либо Правительство". Представляется, что данные органы должны возглавляться либо Председателем Правительства, либо его первым заместителем или заместителями, либо - в случае особой специфики решаемой задачи - федеральным министром. Так или иначе исходя из обычных полномочий председателя данных органов можно заключить, что им должен быть только член Правительства.
Следует отметить, что некоторые из наших предложений по данному вопросу уже реализованы в отдельных странах СНГ. Так, в Казахстане при Правительстве также образуются консультативно-совещательные органы. Причем в Конституционном законе сказано, что комиссии, советы и иные консультативно-совещательные органы при Правительстве создаются для выработки предложений по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства. Данные органы возглавляются премьер-министром, его заместителями, членами Правительства, а их решения носят рекомендательный характер <1>.
--------------------------------
<1> Статья 26 Конституционного закона Республики Казахстан от 18 декабря 1995 г. N 2688 "О Правительстве Республики Казахстан" (в ред. от 29 сентября 2014 г.) // Ведомости. 1995. N 23. Ст. 145.
Согласно п. 3 Инструкции "О порядке создания, деятельности и ликвидации консультативно-совещательных органов при Правительстве Республики Казахстан и рабочих групп, создаваемых по решению Правительства Республики Казахстан" к иным консультативно-совещательным органам относятся, в частности, рабочие группы, которые создаются для выработки предложений по конкретным проблемам и вопросам, входящим в компетенцию Правительства. Деятельность рабочих групп, как правило, носит краткосрочный характер и исчерпывается едино кратным принятием решения по соответствующей проблеме и (или) вопросу <1>.
--------------------------------
<1> Об утверждении Инструкции о порядке создания, деятельности и ликвидации консультативно-совещательных органов при Правительстве Республики Казахстан и рабочих групп: Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 марта 1999 г. N 247 (в ред. от 9 апреля 2014 г.) // Собр. актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 1999. N 9. Ст. 70.
Кроме того, в Инструкции выделены разновидности комиссий:
1) комиссии, образуемые для выработки предложений по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства. Их должен возглавлять только премьер-министр, если комиссия создана для выработки предложений по особо важным вопросам, в последующем требующих принятия коллегиального решения членов Правительства, или заместитель премьер-министра, если комиссия создана для выработки предложений по вопросам, отнесенным к его компетенции;
2) комиссии, создаваемые для выработки предложений по межотраслевым и межведомственным вопросам. Возглавляются иными членами Правительства (п. 2.1).
В остальных странах СНГ, как и в Российской Федерации, вопрос о правовом регулировании деятельности подобных органов выведен на уровень подзаконных актов. В законах с использованием общих формулировок обычно лишь указывается, что постоянные либо временные консультативные, совещательные, другие вспомогательные или рабочие органы, иные формирования, комиссии, рабочие группы создаются для обеспечения осуществления полномочий правительства (Украина) <1>; для изучения проблем и выработки решений по отдельным вопросам (Молдова) <2>; для подготовки предложений по вопросам совершенствования государственного управления и осуществления проводимых в стране реформ, разработки проектов решений правительства, а также для выполнения отдельных его поручений (Туркменистан и Республика Беларусь) <3>; для подготовки предложений, связанных с развитием отраслей экономики, разработки проектов решений правительства и рассмотрения разногласий по ним (Кыргызстан) <4>; для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного и хозяйственного управления (Узбекистан) <5>; для выполнения отдельных поручений правительства (Таджикистан) <6>; для решения проблем, связанных с деятельностью правительства, и для подготовки и обсуждения других вопросов (Армения) <7>. При этом понятие "координационные органы" используется только в Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Статья 48 Закона Украины от 27 февраля 2014 г. N 794-VII "О Кабинете министров Украины" (в ред. от 26 апреля 2015 г.) // Официальный вестн. Украины. 2014. N 20. Ст. 619.
<2> Статья 22 Закона Республики Молдова "О Правительстве".
<3> Статья 17 Закона Туркменистана от 24 ноября 1995 г. N 82-1 "О Кабинете министров Туркменистана" (в ред. от 26 марта 2011 г.) // Ведомости Меджлиса Туркменистана. 1995. N 3. Ст. 35; ст. 36 Закона Республики Беларусь "О Совете министров Республики Беларусь".
<4> Статья 15 Конституционного закона Кыргызской Республики от 18 июня 2012 г. N 85 "О Правительстве Кыргызской Республики" (в ред. от 24 мая 2014 г.) // Эркин Тоо. 2012. 29 июня.
<5> Статья 19 Закона Республики Узбекистан "О Кабинете министров Республики Узбекистан".
<6> Статья 28 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Правительстве Республики Таджикистан".
<7> Статья 9 Указа Президента Республики Армения от 18 июля 2007 г. N УП-174 "Об утверждении Порядка деятельности и организации Правительства Республики Армения и подведомственных ему иных государственных органов" (в ред. от 4 июля 2009 г.) // Ведомости Республики Армения. 2009. N 35. Ст. 818.
Однако ни в одной из стран СНГ законодатель прямо не закрепляет, что решения консультативно-совещательных органов в силу их функционального предназначения должны носить рекомендательный характер или быть обязательными только для представленных в них органов исполнительной власти. Вместо этого упоминается, что данные органы создаются "для выполнения отдельных поручений Правительства" и "их полномочия определяет Правительство" <1>. Иными словами, во всех странах СНГ, за исключением Казахстана, законы о статусе правительств не содержат прямого запрета на подмену упомянутыми органами органов исполнительной власти в плане функциональных полномочий.
--------------------------------
<1> Статья 36 Закона Республики Беларусь "О Совете министров Республики Беларусь"; ст. 19 Закона Республики Узбекистан "О Кабинете министров Республики Узбекистан" и т.д.
Представляется, что в Российской Федерации деятельность правительственных и межведомственных координационных и совещательных органов должна регулироваться непосредственно ФКЗ о Правительстве РФ. Для этого необходимо ввести в Закон новую ст. 29.1 "Координационные и совещательные органы" следующего содержания:
"Координационные органы именуются комиссиями или организационными комитетами и образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач. Совещательные органы именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер. Организационными комитетами именуются координационные органы, которые образуются для проведения мероприятий общегосударственного значения в установленные сроки.
В состав координационных и совещательных органов в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти, а также могут включаться представители органов законодательной власти, научных организаций, общественных объединений и религиозных организаций, которые в координационных органах имеют право совещательного голоса.
Правительственную комиссию или совет может возглавлять Председатель Правительства Российской Федерации, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации либо - в случае особой специфики решаемой задачи - федеральный министр. Организационные комитеты, межведомственные комиссии и советы возглавляются федеральным министром или заместителем федерального министра, руководителем или заместителем руководителя иного федерального органа исполнительной власти. Руководство организационным комитетом, межведомственной комиссией или советом может быть возложено на сопредседателей.
Компетенция координационных и совещательных органов, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них.
Правительственные комиссии и советы образуются в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами и поручениями или указаниями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Образование, реорганизация и упразднение правительственных комиссий и советов, организационных комитетов, определение их компетенции, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляются Правительством Российской Федерации.
Межведомственные комиссии и советы образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач межотраслевого или межтерриториального значения или для рассмотрения вопросов межотраслевого или межтерриториального значения.
Образование, реорганизация и упразднение межведомственных комиссий и советов, определение их компетенции, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляются совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Совместное решение указанных федеральных органов исполнительной власти оформляется приказом или распоряжением и подписывается руководителями этих органов. В случае возникновения разногласий по вопросам образования, реорганизации и упразднения межведомственных комиссий и советов, определения их компетенции, утверждения руководителей и персонального состава они рассматриваются в Правительстве Российской Федерации.
Решения, принимаемые координационными органами в соответствии с их компетенцией, являются обязательными только для представленных в них органов исполнительной власти. Решения координационных и совещательных органов оформляются протоколами заседаний".
Итак, внесение в отечественное законодательство предложенных нами изменений поможет существенно конкретизировать конституционно-правовые статусы Президиума Правительства РФ, а также правительственных и межведомственных координационных и совещательных органов. Это, в свою очередь, позволит четко отграничивать их компетенцию от компетенции органов исполнительной власти, что в итоге повысит, хотя и косвенно, ответственность органов исполнительной власти за принимаемые ими решения.
Список литературы
Нечкин А.В. Состав высшего органа исполнительной власти (на примере государств СНГ) // Рос. право: образование, практика, наука. 2014. N 2.
О Кабинете министров Республики Узбекистан: Закон Республики Узбекистан от 6 мая 1993 г. (в ред. от 15 мая 2014 г.) // Собр. законодательства Республики Узбекистан. 2014. N 16. Ст. 177.
О Кабинете министров Туркменистана: Закон Туркменистана от 24 ноября 1995 г. N 82-1 (в ред. от 26 марта 2011 г.) // Ведомости Меджлиса Туркменистана. 1995. N 3. Ст. 35.
О Кабинете министров Украины: Закон Украины от 27 февраля 2014 г. N 794-VII (в ред. от 26 апреля 2015 г.) // Официальный вестн. Украины. 2014. N 20. Ст. 619.
О Правительстве Кыргызской Республики: Конституционный закон Кыргызской Республики от 18 июня 2012 г. N 85 (в ред. от 24 мая 2014 г.) // Эркин Тоо. 2012. 29 июня.
О Правительстве Республики Казахстан: Конституционный закон Республики Казахстан от 18 декабря 1995 г. N 2688 (в ред. от 29 сентября 2014 г.) // Ведомости. 1995. N 23. Ст. 145.
О Правительстве Республики Таджикистан: Конституционный закон Республики Таджикистан от 12 мая 2001 г. N 28 (в ред. от 3 декабря 2009 г.) // Абхори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. N 12. Ст. 1.
О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ (в ред. от 23 мая 2015 г.) // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
О Правительстве: Закон Республики Молдова от 31 мая 1990 г. N 64-XII (в ред. от 3 мая 2013 г.) // Официальный монитор Республики Молдова. 2002. N 131 - 133.
О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 (в ред. от 13 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2313.
О Совете министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. N 424-З (в ред. от 7 мая 2014 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. N 184.2/1521.
Об утверждении Инструкции о порядке создания, деятельности и ликвидации консультативно-совещательных органов при Правительстве Республики Казахстан и рабочих групп: Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 марта 1999 г. N 247 (в ред. от 9 апреля 2014 г.) // Собр. актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 1999. N 9. Ст. 70.
Об утверждении Положения о Государственной комиссии по радиочастотам: Постановление Правительства РФ от 2 июля 2004 г. N 336 (в ред. от 16 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2905.
Об утверждении Порядка деятельности и организации Правительства Республики Армения и подведомственных ему иных государственных органов: Указ Президента Республики Армения от 18 июля 2007 г. N УП-174 (в ред. от 4 июля 2009 г.) // Ведомости Республики Армения. 2009. N 35. Ст. 818.
Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2005.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Комментарий (постатейный) / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1999.
Хазанов С.Д. Правительство РФ // Конституционное право России: Учеб. / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М., 2008.
References
Federal'nyj konstitucionnyj zakon "O Pravitel'stve Rossijskoj Federacii". Kommentarij (postatejnyj) / Pod red. L.A. Okun'kova. M., 1999.
Nechkin A.V. Sostav vysshego organa ispolnitel'noj vlasti (na primere gosudarstv SNG) // Ros. pravo: obrazovanie, praktika, nauka. 2014. N 2.
O Kabinete ministrov Respubliki Uzbekistan: Zakon Respubliki Uzbekistan ot 6 maya 1993 g. (v red. ot 15 maya 2014 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan. 2014. N 16. St. 177.
O Kabinete ministrov Turkmenistana: Zakon Turkmenistana ot 24 noyabrya 1995 g. N 82-1 (v red. ot 26 marta 2011 g.) // Vedomosti Medzhlisa Turkmenistana. 1995. N 3. St. 35.
O Kabinete ministrov Ukrainy: Zakon Ukrainy ot 27 fevralya 2014 g. N 794-VII (v red. ot 26 aprelya 2015 g.) // Oficial'nyj vestn. Ukrainy. 2014. N 20. St. 619.
O Pravitel'stve Kyrgyzskoj Respubliki: Konstitucionnyj zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 18 iyunya 2012 g. N 85 (v red. ot 24 maya 2014 g.) // Ehrkin Too. 2012. 29 iyunya.
O Pravitel'stve Respubliki Kazaxstan: Konstitucionnyj zakon Respubliki Kazaxstan ot 18 dekabrya 1995 g. N 2688 (v red. ot 29 sentyabrya 2014 g.) // Vedomosti. 1995. N 23. St. 145.
O Pravitel'stve Respubliki Tadzhikistan: Konstitucionnyj zakon Respubliki Tadzhikistan ot 12 maya 2001 g. N 28 (v red. ot 3 dekabrya 2009 g.) // Abxori Madzhlisi Oli Respubliki Tadzhikistan. 2009. N 12. St. 1.
O Pravitel'stve Rossijskoj Federacii: Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 17 dekabrya 1997 g. N 2-FKZ (v red. ot 23 maya 2015 g.) // SZ RF. 1997. N 51. St. 5712.
O Pravitel'stve: Zakon Respubliki Moldova ot 31 maya 1990 g. N 64-XII (v red. ot 3 maya 2013 g.) // Oficial'nyj monitor Respubliki Moldova. 2002. N 131-133.
O Reglamente Pravitel'stva Rossijskoj Federacii i Polozhenii ob Apparate Pravitel'stva Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 iyunya 2004 g. N 260 (v red. ot 13 marta 2015 g.) // SZ RF. 2004. N 23. St. 2313.
O Sovete ministrov Respubliki Belarus': Zakon Respubliki Belarus' ot 23 iyulya 2008 g. N 424-Z (v red. ot 7 maya 2014 g.) // Nacional'nyj reestr pravovyx aktov Respubliki Belarus'. 2008. N 184.2/1521.
Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke sozdaniya, deyatel'nosti i likvidacii konsul'tativno-soveshhatel'nyx organov pri Pravitel'stve Respubliki Kazaxstan i rabochix grupp: Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazaxstan ot 16 marta 1999 g. N 247 (v red. ot 9 aprelya 2014 g.) // Sobr. aktov Prezidenta Respubliki Kazaxstan i Pravitel'stva Respubliki Kazaxstan. 1999. N 9. St. 70.
Ob utverzhdenii Polozheniya o Gosudarstvennoj komissii po radiochastotam: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 2 iyulya 2004 g. N 336 (v red. ot 16 dekabrya 2014 g.) // SZ RF. 2004. N 28. St. 2905.
Ob utverzhdenii Poryadka deyatel'nosti i organizacii Pravitel'stva Respubliki Armeniya i podvedomstvennyx emu inyx gosudarstvennyx organov: Ukaz Prezidenta Respubliki Armeniya ot 18 iyulya 2007 g. N UP-174 (v red. ot 4 iyulya 2009 g.) // Vedomosti Respubliki Armeniya. 2009. N 35. St. 818.
Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii / Pod red. T.Ya. Xabrievoj. M., 2005.
Xazanov S.D. Pravitel'stvo RF // Konstitucionnoe pravo Rossii: Ucheb. / Otv. red. A.N. Kokotov, M.I. Kukushkin. M., 2008.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.