Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Ж.С. ЕЛЮБАЕВ
О национальной безопасности
Для любого государства обеспечение национальной безопасности и защиты национальных интересов является одной из стратегических целей. В этом проявляется суверенитет государства, который предполагает его право выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять свою внешнюю и внутреннюю политику в своих интересах и самостоятельно решать вопросы внешнеэкономической деятельности.
Уровень национальной безопасности зависит от состояния политических институтов, ответственных за поддержание оптимальных условий существования и развития личности и общества. Национальная безопасность как категория политической науки отражает связь безопасности с нацией, включает в себя общественные отношения и общественное сознание, институты общества и их деятельность по обеспечению реализации национальных интересов в конкретной исторической обстановке.
Выделяются три уровня национальной безопасности: безопасность личности, общества и государства. Их место и роль определяются характером общественных отношений, политическим устройством, наличием внутренних и внешних угроз. В содержание понятия "национальная безопасность" входят, как правило, политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации <1>.
--------------------------------
<1> Шерьязданова К.Г. Проблемы обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан на современном этапе // URL: http://www.credonew.ru.
В п. 3 ст. 1 Закона РК от 6 января 2012 г. N 527-IV "О национальной безопасности Республики Казахстан" под национальной безопасностью понимается "состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз, обеспечивающее динамическое развитие человека и гражданина, общества и государства". Правовыми основами обеспечения национальной безопасности являются законодательство страны, а также международные акты, ратифицированные Республикой Казахстан. Не допускается заключение международных договоров, способных нанести ущерб национальной безопасности или ведущих к утрате независимости Республики Казахстан, а также сужающих сферу суверенных прав государства.
В Казахстане законодательно закреплены конкретные виды национальной безопасности: общественная, военная, политическая, экономическая, информационная и экологическая. Это позволяет применять наиболее подходящие меры по обеспечению национальной безопасности и находить наиболее эффективные способы защиты интересов общества и государства.
Национальная безопасность и развитие сферы недропользования
В Республике Казахстан национальная безопасность в сфере недропользования в основном обеспечивается правовыми институтами, отвечающими за экономическую и экологическую безопасность. После обретения Казахстаном суверенитета и независимости в стране был принят ряд важных законодательных актов, которые способствовали не только укреплению политической системы государства, но и созданию благоприятного инвестиционного климата для развития экономики на основе рыночных законов.
Вспомним, что в 1995 г., в период парламентского и правительственного кризиса в Казахстане, под угрозой оказалась не только экономика, но и политическая судьба страны. Именно тогда, понимая важность развития сферы недропользования для государства и народа, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, руководствуясь предоставленными ему чрезвычайными полномочиями, издал ряд имеющих силу закона Указов: "О лицензировании", "О недрах и недропользовании", "О нефти", "О налогах и иных обязательных платежах" и др. Данные Указы, впоследствии дополненные и получившие статус законов, и стали правовой базой для регулирования отношений в сфере недропользования. Кроме того, был принят ряд законодательных, правительственных и ведомственных правовых актов, которые в настоящее время регламентируют отношения в сфере недропользования, гарантируя экономическую и экологическую безопасность страны.
Экономическая безопасность обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, направленными, в частности, на:
поддержание стабильного и устойчивого развития национальной экономики, в том числе в сфере недропользования;
недопущение экономической изоляции Казахстана, для чего он придерживается многовекторной политики в международных отношениях;
дальнейшую диверсификацию экономики, сохранение и укрепление ее ресурсно-энергетической основы;
обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с отечественными и международными финансовыми институтами;
недопущение того, чтобы размер внешнего долга страны превышал установленный бюджетным законодательством <1>;
увеличение доли производства отечественных товаров и услуг при условии развития и поощрения здоровой конкуренции и ограничения монополизма.
--------------------------------
<1> См., например: О республиканском бюджете на 2015 - 2017 годы: Закон Республики Казахстан от 28 ноября 2014 г. N 259-V.
В целях защиты национальных интересов государство осуществляет контроль за состоянием и использованием объектов экономики Казахстана, находящихся в управлении или собственности иностранных субъектов или в собственности организаций с иностранным участием. Это характерно в первую очередь для сектора недропользования.
Для обеспечения экологической безопасности необходимы:
сохранение, рациональное использование и восстановление природных ресурсов;
уменьшение уровня антропогенного воздействия на окружающую среду и население страны;
устранение негативных последствий хозяйственной или иной деятельности для окружающей среды и населения Казахстана, проживающего в зонах экологического бедствия (например, в регионе бывшего атомного полигона СССР в Восточно-Казахстанской области, регионе Аральского моря и др.);
снижение риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и смягчение их последствий (например, в южных и восточных регионах Казахстана, находящихся в опасной сейсмической зоне и зоне селевых потоков).
Ряд положений, касающихся вопросов обеспечения национальной безопасности, в том числе экономической и экологической, предусмотрен в законодательстве о недрах и недропользовании, а также экологическом законодательстве. Остановимся на некоторых из них.
В соответствии с Конституцией РК недра и содержащиеся в них полезные ископаемые находятся в государственной собственности (п. 3 ст. 6 Конституции РК). В развитие этой конституционной нормы в Закон РК от 24 июня 2010 г. N 219-IV "О недрах и недропользовании" было включено положение о том, что "государственная собственность на недра является одной из составляющих основ государственного суверенитета Республики Казахстан". При этом государство обеспечивает доступ к недрам на основании, условиях и в пределах, предусмотренных названным Законом (ст. 10). Кроме того, в ст. 12 Закона сказано, что "для сохранения и укрепления ресурсно-энергетической основы экономики страны во вновь заключаемых, а также ранее заключенных контрактах на недропользование на участках недр, месторождений, имеющих стратегическое значение, государство имеет приоритетное право перед другой стороной контракта или участниками юридического лица, обладающего правом недропользования, и другими лицами на приобретение права недропользования (его части) и (или) объектов, связанных с правом недропользования".
В Законе РК "О недрах и недропользовании" также закреплено, что пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено по решению Правительства РК в целях обеспечения национальной безопасности, безопасности населения и охраны окружающей среды (ст. 14).
В Казахстане право на недропользование за редким исключением <1> предоставляется на основе контракта, заключенного между компетентным органом государства и недропользователем, т.е. стороны вступают в гражданско-правовые отношения. А значит, в силу общих принципов гражданского законодательства расторжение такого контракта возможно по соглашению сторон либо в судебном порядке по требованию одной из сторон.
--------------------------------
<1> Исключения, в частности, составляют предоставление права на добычу подземных вод хозяйственно-питьевого и производственно-технического назначения с лимитами изъятия от 50 до 2 тыс. кубических метров в сутки; предоставление права на разведку или добычу производственно-технических подземных вод в объемах 2 тыс. и более кубических метров в сутки для их закачки в пласт в соответствии с технологической схемой добычи полезных ископаемых либо добычу подземных вод для целей водопонижения при эксплуатации горных выработок; предоставление права на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд, осуществляемую на основе разрешения, выданного уполномоченным государственным органом (п. п. 5, 6, 9 и 10 ст. 35 Закона РК "О недрах и недропользовании").
Между тем Закон РК "О недрах и недропользовании" содержит ряд небесспорных положений. Так, одно из них гласит: "По решению Правительства РК компетентный орган вправе в одностороннем порядке прекратить действие контракта, в том числе ранее заключенного контракта, в случае, если действия недропользователя при проведении операций по недропользованию в отношении участков недр, месторождений, имеющих стратегическое значение, приводят к изменению экономических интересов Республики Казахстан, создающему угрозу национальной безопасности" (п. 5 ст. 72). Однако для реализации этого положения нет закрепленных в законе механизмов. Неясно, кто должен определять, что действия недропользователя привели "к существенному изменению экономических интересов" страны. И даже если будет установлено, что такое изменение имеет место, для прекращения действия контракта на недропользование необходимо еще доказать, что оно создало "угрозу для национальной безопасности страны", т.е. наступили серьезные вредные последствия. Последнее понятие является оценочным, поэтому нельзя исключить субъективистский подход к решению данного вопроса, что идет вразрез с целями обеспечения баланса интересов недропользователя и государства.
В отсутствие законодательной интерпретации толкование приведенного положения Закона остается на усмотрение государственных чиновников, что может привести к расправе с неугодными им недропользователями. Ведь именно от чиновников во многом зависит согласование и утверждение необходимых документов для реализации права недропользования. Не исключено, что этот Закон, которому специально придана обратная сила, призван решить возникшие в настоящее время частные конфликты с конкретными недропользователями либо создать правовую базу для воздействия на иностранных инвесторов Казахстана.
Согласно п. 5 ст. 72 Закона РК "О недрах и недропользовании" компетентный орган (в настоящее время это Министерство энергетики РК) вправе в одностороннем порядке досрочно прекратить действие контракта, в частности "при неустранении недропользователем в указанный в уведомлении компетентного органа срок более двух нарушений обязательств, установленных контрактом на недропользование". Однако в Законе также не предусмотрен механизм приведения в действие этой нормы, в связи с чем возникают вопросы: какие нарушения могут повлечь одностороннее прекращение контракта (любые или только существенные); как быть с содержащимся практически в каждом контракте на недропользование положением о том, что споры по вопросам заключения, исполнения и прекращения контрактных обязательств должны разрешаться в арбитраже или суде?
В связи с этим необходимо обратить внимание на подп. 1 п. 7 ст. 22 Закона "О национальной безопасности Республики Казахстан", который устанавливает ответственность государственных органов и должностных лиц за принятие решений и действий, препятствующих "притоку инвестиций в экономику Казахстана".
Следовательно, введение института одностороннего прекращения контракта на недропользование компетентным государственным органом, а также придание закону обратной силы - это не самая лучшая практика в законотворчестве и правоприменении. Вопросы обеспечения национальной безопасности в сфере недропользования должны решаться только посредством установления справедливого баланса интересов государства, недропользователей и инвесторов.
Обеспечение экологической безопасности как части национальной безопасности входит в ведение следующие правовых институтов, закрепленных в Экологическом кодексе РК от 9 января 2007 г. N 212-III:
1) институт, устанавливающий экологические основы для устойчивого развития <1> Казахстана;
2) институт, устанавливающий основания возникновения и условия осуществления специального природопользования;
3) институт лицензирования деятельности в области охраны окружающей среды, государственного управления и администрирования в сфере природопользования;
4) институт, предусматривающий ответственность за нарушение экологических требований и причинение вреда окружающей среде.
--------------------------------
<1> Устойчивое развитие - такое развитие общества, при котором удовлетворение потребностей настоящего поколения осуществляется без ущерба для будущих поколений людей, это управляемое сбалансированное развитие общества, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс человеческой цивилизации. Термин "устойчивое развитие" был введен Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН в 1987 г.
Таким образом, в современных условиях относительной политической и экономической стабильности в стране вполне закономерно, что государство ищет новые подходы к обеспечению национальной безопасности, в том числе в сфере недропользования и инвестиционной деятельности, но недопустимо, чтобы эти подходы посягали на стабильность отношений, вытекающих из ранее заключенных контрактов и инвестиционных договоров. Республика Казахстан должна быть заинтересована в развитии экономики, укреплении политической системы страны на основе обеспечения баланса интересов всех субъектов правоотношений. Это основное правило взаимодействия государства и бизнеса.
О "ресурсном национализме" и "ресурсном проклятии"
Исследуя вопросы обеспечения национальной безопасности в странах с богатыми природными ресурсами, каковой можно назвать и Казахстан, невозможно оставить без внимания такие новые явления в системе государственного управления и общественного развития, как "ресурсный национализм" и "ресурсное проклятие". Очевидно, что они могут влиять и влияют на состояние национальной безопасности страны, причем в большой степени негативно, дискредитируя власть и общество.
Во все времена качество жизни человека определялось экономическими обстоятельствами. Поэтому обладание богатыми природными ресурсами, в том числе нефтью и газом, вызывает чувство гордости и радости у граждан, а также уверенность власти в управлении государством. Ресурсное изобилие воспринимается как неиссякаемый источник богатства, вследствие чего возникает "ресурсный национализм", или "ресурсный патриотизм".
Ресурсное изобилие как основа "ресурсного национализма" - это прежде всего вызов для государства, проверка на прочность его экономической и политической системы. И там, где политические институты обеспечивают верховенство закона, защиту прав граждан, свободное развитие экономики, а также систему "сдержек и противовесов" в государственном управлении, ресурсное изобилие превращается в дар. В то же время в странах с неразвитыми политическими институтами ресурсное изобилие влечет появление такого негативного феномена, как "ресурсное проклятие". Некоторые исследователи полагают, что "ресурсное проклятие" - высшая степень "ресурсного национализма" <1>. Приведем пример. Сегодня Нигерия и Норвегия, одинаково богатые природными ресурсами государства, представляют собой два разных пути развития. Нигерия - образец того, как ресурсное богатство влияет на государство со слабыми политическими институтами: в ней не прекращается гражданская война, коррупция достигает одного из самых высоких уровней в мире, население живет крайне бедно. Норвегия же, напротив, является одной из наиболее развитых стран мира и на протяжении десятилетий возглавляет рейтинг государств по уровню жизни (Нигерия в этом рейтинге - лишь на 159-м месте) <2>.
--------------------------------
<1> Рогов К. Ресурсный национализм - от ЮКОСа до Крыма // URL: http://centraasia.ru/newsA.php.
<2> Добрынин Н.А., Илянин В.В., Маслов А.А. Зигзаги предсказуемого развития: Нигерия, Ангола, "нефтяные эмираты" Гвинейского залива. 2006 // URL: http://hdr.undp.org/hdr2006/statistics.
Если проецировать изложенное на Россию и Казахстан как на страны, обладающие богатыми природными ресурсами, то, на мой взгляд, по степени обеспечения национальной безопасности они занимают золотую середину, поскольку испытывают на себе как негативные, так и позитивные последствия ресурсного изобилия.
Перечислим важные положительные аспекты "ресурсного национализма", характерные для обеих стран:
1) приемлемый инвестиционный климат, о котором свидетельствует, в частности, присутствие международных энергетических корпораций в сфере недропользования;
2) предоставление права на недропользование не только национальным хозяйствующим субъектам, но и иностранным на основе различных контрактов и государственных разрешительных документов;
3) участие российских и казахстанских компаний в международных проектах по освоению недр, что говорит о наличии международного опыта ведения бизнеса в сфере недропользования;
4) надежные транспортно-логистические системы выхода на мировые рынки со своим минеральным сырьем;
5) наличие валютных запасов, созданных из доходов, получаемых от экспорта полезных ископаемых. Эти запасы помогают решать многие социальные вопросы и обеспечивать некоторую политическую и экономическую стабильность;
6) обеспечение экономической безопасности и способность успешно выходить из кризисных ситуаций.
Назовем также отрицательные аспекты "ресурсного национализма", присущие как Казахстану, так и России:
1) конфликты в обществе, в ходе которых различные олигархические группы борются за возможность распоряжения богатыми природными ресурсами;
2) борьба между ведомствами за доступ к бюджетным средствам, полученным от экспорта сырьевых ресурсов, при том что эти ведомства не заинтересованы в развитии своих отраслей экономики, что приводит к снижению эффективности государственного управления экономикой;
3) отсутствие у части общества, в основном олигархов, чиновников, руководителей квазигосударственных структур, получающих законные и незаконные доходы от распоряжения природными ресурсами, заинтересованности в формировании эффективных государственных институтов и институтов гражданского общества, поскольку они видят в них угрозу своему благосостоянию;
4) так называемая голландская болезнь, представляющая собой экономическое явление, при котором большие доходы от экспорта природных ресурсов оказывают негативное влияние на развитие других секторов экономики;
5) усиление давления на национальное правительство со стороны транснациональных энергетических корпораций и стран, где они зарегистрированы, что подрывает основы суверенитета государства.
Можно привести много других факторов, но именно перечисленные наиболее известны и существенно снижают уровень национальной безопасности. И если руководство, в частности, Казахстана не оценит должным образом влияние этих явлений на государственное управление экономикой, то страна может прийти к стагнации экономики и политической системы, что в свою очередь приведет к социальным конфликтам.
В заключение хочется выразить надежду на то, что Правительство Республики Казахстан сделает определенные выводы, основанные на результатах в целом успешного 20-летнего развития государства в условиях рыночной экономики и международной интеграции, а богатые природные ресурсы будут приносить только благо стране, обществу и каждому гражданину. Для этого необходимо развивать политические институты, способствовать формированию институтов гражданского общества, оберегать основы рыночной экономики, совершенствовать управление недрами во благо нынешнего и будущих поколений казахстанцев. Все это обеспечит высокий уровень национальной безопасности Республики Казахстан.
Список литературы
Добрынин Н.А., Илянин В.В., Маслов А.А. Зигзаги предсказуемого развития: Нигерия, Ангола, "нефтяные эмираты" Гвинейского залива. 2006 // URL: http://hdr.undp.org/hdr2006/statistics.
О республиканском бюджете на 2015 - 2017 годы: Закон Республики Казахстан от 28 ноября 2014 г. N 259-V // URL: http://online.zakon.kz/document/?doc_id=31635546.
Рогов К. Ресурсный национализм - от ЮКОСа до Крыма // URL: http://centraasia.ru/newsA.php.
Шерьязданова К.Г. Проблемы обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан на современном этапе // URL: http://www.credonew.ru.
References
Dobrynin N.A., Ilyanin V.V., Maslov A.A. Zigzagi predskazuemogo razvitiya: Nigeriya, Angola, "neftyanye ehmiraty" Gvinejskogo zaliva. 2006 // URL: http://hdr.undp.org/hdr2006/statistics.
O respublikanskom byudzhete na 2015 - 2017 gody: Zakon Respubliki Kazaxstan ot 28 noyabrya 2014 g. N 259-V // URL: http://online.zakon.kz/document/?doc_id=31635546.
Rogov K. Resursnyj nacionalizm - ot YuKOSa do Kryma // URL: http://centraasia.ru/newsA.php.
Sher'yazdanova K.G. Problemy obespecheniya nacional'noj bezopasnosti Respubliki Kazaxstan na sovremennom ehtape // URL: http://www.credonew.ru.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.