Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛИЗИОННОГО ПРАВА КАК КОМПЛЕКСНОЙ ОТРАСЛИ
И.А. СТАРОДУБЦЕВА
Конституция как основной закон государства играет главную роль в правовой системе, в том числе и в части согласованного функционирования ее элементов. Конституция Российской Федерации воздействует на правовую систему по многим аспектам, одним из которых является построение отраслей права и законодательства, создающее стабильность регулирования наиболее важных общественных отношений. Она позволяет развивать существующие отрасли и прогнозировать возникновение новых исходя из конституционных норм и презумпций. Указанные в Конституции Российской Федерации отрасли права в зависимости от стадии развития подразделяются на сформированные и отрасли развивающиеся, формирование которых возможно предположить. К последним относится коллизионное право.
Правовая система государства успешно функционирует только при согласованном регулировании общественных отношений, но юридические коллизии как противоречия в правовой системе возникают всегда, являясь объективным явлением, и на государство возлагается функция их разрешения. Для этого создаются специально уполномоченные органы, такой компетенцией наделяются органы власти и должностные лица, для которых это не является приоритетным направлением деятельности, а также негосударственные субъекты разрешения споров (медиаторы). Для системного регулирования данной сферы общественных отношений, предотвращения и разрешения юридических коллизий предлагается формирование коллизионного права на базе Конституции Российской Федерации.
Ученые отмечают, что вопрос о том, каким образом возникают и формируются новые отрасли, подотрасли и институты, остается недостаточно исследованным в теоретическом плане. Не менее значимым представляется вопрос, когда и почему есть основания считать, что сформулирована новая отрасль или возник новый институт <1>. В настоящее время в юридической науке обосновывается формирование новых отраслей права: коллизионное право <2>, экономическое право <3>. В основе предлагаемых моделей новых отраслей права лежат конституционные нормы.
--------------------------------
<1> Институты конституционного права / Отв. ред. д.ю.н., проф. Л.В. Андриченко, д.ю.н., проф. А.Е. Постников. М.: Юриспруденция, 2011. С. 27.
<2> См.: Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учебное и научно-практическое пособие. М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 2000. 394 с.; Тихомиров Ю.А. Коллизионное право и отклонения в правовой сфере // Право и политика. 2013. N 3. С. 363 - 370; Стародубцева И.А. Конституционные принципы федерального коллизионного права // Журнал российского права. 2012. N 6. С. 59 - 66; Стародубцева И.А., Карташов В.Г. Коллизии в конституционном законодательстве и муниципальных правовых актах: теория и практика выявления и разрешения: Монография. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2012. 228 с.; Стародубцева И.А. Конституционные основы предотвращения и разрешения коллизий в России и зарубежных странах: сравнительно-правовое исследование // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. N 6. С. 23 - 29.
<3> Ашмарина Е.М., Ручкина Г.Ф. Экономическое право Российской Федерации (предмет и метод, система и структура, источники правового регулирования) // Государство и право. 2012. N 8. С. 57 - 65.
В качестве обоснования формирования коллизионного права как новой комплексной отрасли права предлагаются следующие факторы.
Первый фактор - существование объективных явлений в правовой системе России, оказывающих негативное влияние на нее, и необходимость их устранения путем комплексного правового регулирования:
1) большое количество юридических коллизий (прежде всего конституционно-правовых), затрудняющих функционирование правовой системы; в Конституционный Суд Российской Федерации ежегодно поступает от 18 до 20 тыс. обращений, в 204 постановлениях оспариваемые нормативные положения признаны полностью или частично неконституционными <4>; федеральные суды общей юрисдикции ежегодно рассматривают от 4 до 5 тысяч дел о признании противоречащими федеральному законодательству нормативных правовых актов <5>;
--------------------------------
<4> См.: официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации. URL: http://www.ksrf.ru.
<5> См.: Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2011 г. // Российская юстиция. 2012. N 9. С. 62 - 70.
2) недостаточная эффективность действующих механизмов устранения коллизий: неисполнение большого количества решений Конституционного Суда Российской Федерации (не исполнены 56 решений, требующих принятия нормативных правовых актов, вынесенных за период 1996 - 2012 гг. <6>); исполнение не всех решений Европейского суда по правам человека <7>; отсутствие законодательного регулирования согласительных процедур в случае возникновения споров между органами публичной власти;
--------------------------------
<6> См.: Доклад Министерства юстиции Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2011 г. Приложения 1 и 2. URL: http://minjust.ru.
<7> По данным Министерства юстиции Российской Федерации, не исполнены 7 решений, требующих внесения изменений в законодательство, за период 2003 - 2012 гг. См.: Доклад Министерства юстиции Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2011 г. Приложение 3. URL: http://minjust.ru.
3) противоречия и пробелы в регулировании компетенции органов государственной власти, осуществляющих выявление и разрешение юридических коллизий: "совпадающая" компетенция Президента Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации по проверке актов Правительства Российской Федерации; неразграниченность компетенции федеральных судов общей юрисдикции и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в сфере абстрактного нормоконтроля;
4) пробельность и недостаточная урегулированность в законодательстве механизмов предотвращения конституционно-правовых коллизий: предварительный конституционный контроль предусмотрен в Конституции Российской Федерации только в отношении не вступивших в силу международных договоров, и он не является обязательным <8>; независимая правовая экспертиза федеральных законов как наиболее важных источников права законодательно не предусмотрена (она могла бы выявлять противоречия федеральных законов Конституции Российской Федерации, а также иным федеральным законам); конституционно-правовое прогнозирование как способ предотвращения коллизий является недостаточно разработанным в науке и на практике;
--------------------------------
<8> Конституционный Суд Российской Федерации проверил только один международный договор - Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации. См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации - Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 29. Ст. 4169.
5) отсутствие системности правового регулирования выявления коллизий в нормативных правовых актах (нет специального федерального закона); данную сферу общественных отношений на федеральном уровне регулируют различные нормативные правовые акты, которые преимущественно подзаконные;
6) недостаточная урегулированность в законодательстве обязанностей органов публичной власти принимать меры по результатам выявленных недостатков правового регулирования и их ответственности за нарушение соответствующих обязанностей.
Второй фактор, обосновывающий формирование коллизионного права как комплексной отрасли, - наличие правового регулирования общественных отношений, являющихся предметом новой моделируемой отрасли права, но оно является недостаточным: бессистемным, пробельным, противоречивым, что предлагается исправить в рамках комплекса источников новой отрасли права.
Предметом коллизионного права являются общественные отношения, связанные с юридическими коллизиями в правовой системе, складывающиеся в процессе ее функционирования. Они обладают важными чертами, отличающими их от предмета иных отраслей права и позволяющими выделить в отдельную группу:
а) один объект воздействия правовых норм - юридические коллизии как противоречия между правовыми явлениями, возникающими в правовой системе России (нормативными актами, правоприменением, правосознанием, публично-правовые споры и др.);
б) специфика содержания данной группы общественных отношений обусловлена цикличностью воздействия на юридические коллизии, охватывающей весь период развития коллизионной ситуации, включающей последовательные стадии как относительно однородные группы общественных отношений, требующих специфического правового регулирования: предотвращение коллизий с целью их предвидеть и не допустить; выявление коллизий, если не удалось предотвратить; разрешение выявленных коллизий (преодоление и устранение в процессе внесудебных и судебных процедур); привлечение к ответственности участников коллизионных отношений;
в) указанная группа общественных отношений полностью не охватывается предметом ни одной из отраслей права (частично конституционным, административным, муниципальным правом, гражданским, арбитражным процессами, или правовое регулирование отсутствует), что обусловливает комплексность формируемой отрасли.
Для системного регулирования вышеуказанных общественных отношений и предлагается формирование коллизионного права как системосохраняющей отрасли, направленной на достижение согласованного функционирования правовой системы, на предотвращение и устранение внутрисистемных противоречий.
Третий фактор, обосновывающий формирование коллизионного права, - опережающая роль юридической науки, позволяющая разрабатывать модель новой отрасли права путем формулирования ее предмета, метода, структуры, источников. Активизация научной деятельности возникает в проблемных сферах, при неэффективности, противоречивости, частичном отсутствии правового регулирования. Научно обоснованная разработка модели коллизионного права как новой отрасли позволит дополнить комплекс источников для устранения негативных явлений в правовом регулировании и правоприменении.
Конституционное право содержит нормы, являющиеся основополагающими во всех сферах жизни и служащие основой формирования других общественных отношений. Эти нормы являются базовыми для других отраслей права <9>. Это мнение ученых-конституционалистов справедливо и для формирования коллизионного права, базой для которого является Конституция Российской Федерации.
--------------------------------
<9> Институты конституционного права / Отв. ред. д.ю.н., проф. Л.В. Андриченко, д.ю.н., проф. А.Е. Постников. М.: Юриспруденция, 2011. С. 29.
К конституционным основам как базовым инструментам, влияющим на формирование коллизионного права, относится комплекс правовых регуляторов:
1) конституционные нормы, прямо предусматривающие:
- федеральное коллизионное право как предмет ведения Российской Федерации;
- конкретные способы разрешения коллизий (согласительные процедуры, приостановление и отмена нормативных правовых актов Президентом Российской Федерации, разрешение коллизий Конституционным Судом Российской Федерации, коллизионные нормы);
2) конституционные принципы коллизионного права как основные начала и юридические приоритеты, лежащие в основе предупреждения и разрешения коллизий;
3) конституционные презумпции как вытекающие из конституционных норм предположения.
Рассмотрим подробнее вышеуказанные конституционные регуляторы.
Конституция Российской Федерации относит к предметам ведения Российской Федерации "федеральное коллизионное право" (п. "п" ст. 71). Ю.А. Тихомиров справедливо отмечает, что конституционная формула "федеральное коллизионное право" является юридическим ориентиром и стимулом для формирования такой отрасли <10>.
--------------------------------
<10> Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учебное и научно-практические пособие. М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 2000. С. 35.
В конституционном механизме разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами существует еще одна норма, касающаяся предотвращения и разрешения коллизий, - это обеспечение соответствия региональных конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам (п. "а" ст. 72). К выявлению смысла конституционной формулы "федеральное коллизионное право" необходимо подходить с учетом их взаимосвязи. Отнесение к предметам совместного ведения обеспечения соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам означает, что правовые механизмы достижения непротиворечивости федеральных и региональных актов (предотвращение, выявление и разрешение коллизий) регулируются федеральными законами и в соответствии с ними - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Следовательно, правовое регулирование общественных отношений, связанных с коллизиями в нормативных правовых актах, осуществляется и на федеральном, и на региональном уровнях.
Но юридические коллизии возникают не только между нормативными правовыми актами, но и между иными правовыми явлениями (нормами права и правоприменением, споры о компетенции между органами публичной власти и т.д.). Процедуры их разрешения должны быть урегулированы нормами права в пределах указанных в Конституции Российской Федерации предметов ведения. Соответственно, федеральным коллизионным правом регулируются общественные отношения, связанные с юридическими коллизиями в правовой системе, возникающими по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения. А нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - общественные отношения, связанные с юридическими коллизиями, возникающими при регулировании сфер общественных отношений вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения и реализации этих норм, а также в соответствии с федеральными законами процедуры обеспечения соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В рамках коллизионного права как комплексной отрасли федеральное коллизионное право предлагается понимать как правовое регулирование федеральными нормативными правовыми актами общественных отношений, связанных с предотвращением, выявлением и разрешением юридических коллизий в правовой системе, возникающих в рамках предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения.
Исследование Конституции Российской Федерации позволило выявить следующие конституционные принципы коллизионного права <11>, сформулированные на основе общих конституционных принципов, но с учетом специфики предмета коллизионного права:
--------------------------------
<11> См. подробнее: Стародубцева И.А. Конституционные принципы федерального коллизионного права // Журнал российского права. 2012. N 6. С. 59 - 66.
а) принцип приоритета прав и свобод человека;
б) принцип приоритета федерального законодательства при соблюдении прав субъектов Российской Федерации (на основе признания за субъектами Российской Федерации всей полноты государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73), коллизионных норм (ст. 76);
в) принцип независимости арбитров, разрешающих споры (на основе норм о независимости судей (ст. 120), порядке формирования Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в котором участвуют несколько субъектов: глава государства и Совет Федерации (ст. ст. 83, 102, 128));
г) принцип конституционности и законности (выделен исходя из многих конституционных норм, которые могут быть обобщены на основе их видов и предмета правового регулирования следующим образом: общие требования о соблюдении Конституции Российской Федерации и законов (ст. 15); соотношение юридической силы нормативных правовых актов или отдельных норм (ст. ст. 15, 16, 76, 90); порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов).
Конституционные принципы коллизионного права частично совпадают с принципами конституционного права, но отличаются своей спецификой: особой целью - направлены на обеспечение согласованности правового регулирования на основе Конституции Российской Федерации и конституционности правоприменительной деятельности; имеют преимущественно процессуальный характер, что обусловлено предметом коллизионного права; особенностями содержания являются коллизионные принципы и нормы как правила, определяющие приоритеты при разрешении противоречий нормативных правовых актов.
Конституционные презумпции как вытекающие из конституционных норм предположения также являются одним из конституционных инструментов, влияющих на формирование коллизионного права. По вопросу понятия, признаков, классификации правовых презумпций в науке существуют различные мнения, исследованию и обобщению которых посвящены многие работы <12>. По мнению В.А. Никонова, определение правовой презумпции представляет собой одну из наиболее дискуссионных проблем, практически каждый пишущий о презумпциях предлагает свою собственную дефиницию. Неоднозначно и само употребление термина "презумпция". Разные авторы используют для его обозначения различные слова и их сочетания: предположение, доказательственное предположение, законное предположение, правовое предположение, юридическое предположение, презумпция <13>.
--------------------------------
<12> См.: Булаевский Б.А. К вопросу о понятии презумпций в праве // Журнал российского права. 2010. N 3. С. 63 - 71; Булаевский Б.А. Классификация правовых презумпций // Журнал российского права. 2010. N 11. С. 74 - 83; Мосин С.А. Презумпции и принципы в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2009. 112 с.; Никонов В.А. Презумпции соответствия нормативных актов Конституции и знания закона // Законность. 2011. N 2. С. 17 - 20.
<13> Никонов В.А. Презумпции соответствия нормативных актов Конституции и знания закона // Законность. 2011. N 2. С. 17.
По нашему мнению, можно выделить конституционную презумпцию правового регулирования механизмов предотвращения и устранения нарушений Конституции Российской Федерации как косвенно закрепленное в конституционных нормах предположение о том, что для обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов требуется системное правовое регулирование сферы воздействия на юридические коллизии путем формирования коллизионного права. Данную презумпцию можно охарактеризовать как правовую (вытекает из положений Конституции Российской Федерации), косвенно закрепленную в Конституции Российской Федерации, являющуюся базовой для формирования коллизионного права как комплексной отрасли права.
Указанная конституционная презумпция вытекает из следующих конституционных норм: а) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов; б) соотношение юридической силы нормативных правовых актов; в) обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам как предмет совместного ведения. Указанные нормы во взаимосвязи позволяют предположить необходимость системного правового регулирования механизмов предотвращения и устранения нарушений Конституции Российской Федерации в виде коллизий, пробелов, недостаточно эффективного правоприменения, для чего предлагается формирование коллизионного права.
Пробелом Конституции Российской Федерации является отсутствие нормативной базы для предотвращения и выявления коллизий, а также неурегулированность многих вопросов, касающихся разрешения коллизий. В случае разработки новой конституции в нее возможно включение отдельной главы, посвященной предотвращению, выявлению и разрешению юридических коллизий. В ней предлагается урегулировать следующие основные вопросы.
1. Способы обеспечения соответствия нормативных правовых актов Конституции и законам. Для этого рекомендуется использовать сочетание обязательного предварительного конституционного контроля (наиболее важных актов) и последующего контроля. Предварительный контроль позволит предотвращать коллизии, а последующий - их устранять. В Конституции необходимо установить соответствующую компетенцию органов государственной власти.
2. Механизмы обеспечения соответствия Конституции международных договоров, а законов - международным договорам. Предлагается закрепить обязательный предварительный конституционный контроль международных договоров, подлежащих ратификации в форме федерального закона, обязанности органов государственной власти по разработке соответствующих проектов и внесению их в парламент, если требуется изменение Конституции.
3. Процедуры разрешения споров между органами публичной власти. Возможно создание специального органа, разрешающего споры в сфере федеративных отношений. Детальное регулирование согласительных процедур.
Такое комплексное регулирование вопросов, связанных с юридическими коллизиями, повысит роль Конституции в регулировании общественных отношений и будет являться основательной базой для формирования коллизионного права.
Формирование коллизионного права как процесс образования новой комплексной отрасли российского права возможно путем прохождения следующих стадий:
а) обоснование необходимости создания коллизионного права как новой отрасли права исходя из объективного развития общественных отношений на базе конституционных норм;
б) определение предмета, метода и источников коллизионного права;
в) моделирование структуры коллизионного права как системы основных институтов;
г) принятие нормативных правовых актов, являющихся источниками коллизионного права.
Коллизионное право позволит обеспечить согласованное функционирование правовой системы за счет предотвращения и минимизации негативных последствий юридических коллизий, так как нормы моделируемой отрасли направлены на предотвращение и устранение внутрисистемных противоречий.
Литература
1. Ашмарина Е.М., Ручкина Г.Ф. Экономическое право Российской Федерации (предмет и метод, система и структура, источники правового регулирования) // Государство и право. 2012. N 8.
2. Булаевский Б.А. К вопросу о понятии презумпций в праве // Журнал российского права. 2010. N 3.
3. Булаевский Б.А. Классификация правовых презумпций // Журнал российского права. 2010. N 11.
4. Институты конституционного права / Отв. ред. д.ю.н., проф. Л.В. Андриченко, д.ю.н., проф. А.Е. Постников. М.: Юриспруденция, 2011.
5. Мосин С.А. Презумпции и принципы в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2009.
6. Никонов В.А. Презумпции соответствия нормативных актов Конституции и знания закона // Законность. 2011. N 2.
7. Стародубцева И.А. Конституционные основы предотвращения и разрешения коллизий в России и зарубежных странах: сравнительно-правовое исследование // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. N 6. С. 23 - 29.
8. Стародубцева И.А. Конституционные принципы федерального коллизионного права // Журнал российского права. 2012. N 6.
9. Стародубцева И.А., Карташов В.Г. Коллизии в конституционном законодательстве и муниципальных правовых актах: теория и практика выявления и разрешения: Монография. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2012.
10. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право и отклонения в правовой сфере // Право и политика. 2013. N 3.
11. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учебное и научно-практические пособие. М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 2000.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.