Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВАНИЯХ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ШТРАФОВ ЗА БЕЗБИЛЕТНЫЙ ПРОЕЗД АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ
Д.А. МАЛИНСКИЙ, Д.А. ПЕТРОВ
Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном сообщении, возникают между органами власти и перевозчиками.
Подпунктом 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1> к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов в том числе по организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> (далее - Закон о перевозках), Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" <3> (далее - УАТ), другими федеральными законами, регулирующими отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
--------------------------------
<2> Собрание законодательства РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4346.
<3> Собрание законодательства РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.
Неисполнение пассажирами обязательств по договору перевозки в части оплаты проезда и провоза багажа ведет к недополучению доходов перевозчиками и повышает риски прекращения последними перевозочной деятельности вследствие ее недофинансирования или ухудшения качества предоставляемых услуг.
В административном порядке сократить число лиц, уклоняющихся от оплаты проезда и провоза багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, можно несколькими способами:
- во-первых, установлением на федеральном уровне административной ответственности за безбилетный проезд и провоз багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом путем внесения изменений в ст. 11.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <4> в части установления административной ответственности за безбилетный проезд и провоз багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с определением лиц, уполномоченных рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и составлять протоколы о таких административных правонарушениях;
--------------------------------
<4> Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
- во-вторых, альтернативным вариантом будет возможность наделения субъектов РФ правом установления административной ответственности за безбилетный проезд пассажиров и провоз багажа.
Принимая во внимание ограничения, положения ст. 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации, а также ст. 1.3.1 КоАП РФ, определяющих предметы ведения субъектов Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации (абз. 3 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Вместе с тем, как указано в Определении Верховного Суда РФ от 24.11.2004 N 12-Г04-7, анализ п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ в совокупности с положениями ст. 11.18 КоАП и содержанием п. 2 ст. 3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" свидетельствует о том, что вопросы установления административной ответственности за безбилетный проезд пассажиров в автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения и в электротранспорте федеральный законодатель не отнес к вопросам, имеющим федеральное значение.
И хотя формальные препятствия для установления административной ответственности нормативными правовыми актами субъектов РФ за безбилетный проезд пассажиров и провоз багажа отсутствуют, учитывая отрицательную практику, складывающуюся в регионах, и в целях придания определенности процессам установления предметов ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях необходимо наделить субъекты РФ правом установления такой ответственности.
Кроме того, поскольку к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения, считаем целесообразным отнести к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению регионального государственного контроля в сфере организации транспортного обслуживания населения.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 41 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" <5> проезд в наземном пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге без проездного билета или провоз багажа без его оплаты влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
--------------------------------
<5> Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2010. N 21.
Такой подход приведет к увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и стимулированию граждан к регулярному приобретению билетов на проезд, что, в свою очередь, увеличит доходы перевозчиков, необходимые для развития регулярных перевозок.
Вместе с тем меры административно-правового характера не могут характеризоваться в качестве единственно возможных, поскольку их применение будет всегда иметь выборочный характер, обусловливаемый невозможностью обеспечения тотального контроля со стороны контролирующих органов за процессом внесения пассажирами провозной платы.
Следовательно, установление мер административной ответственности за безбилетный проезд не является высокоэффективным способом обеспечения исполнения пассажирами обязанности по оплате проезда и провоза багажа.
Проблема внесения провозной платы пассажирами может быть решена за счет установления гражданско-правовых штрафов за безбилетный проезд.
Взаимоотношения между перевозчиком и пассажиром строятся на основании договора перевозки, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, форма которого устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. п. 1, 2 ст. 786 ГК РФ).
В силу п. п. 1, 2 ст. 20 УАТ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, обязательные реквизиты которого устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Утвержденные во исполнение п. 1 ст. 3 УАТ Правительством РФ "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112) (далее - Правила перевозок) устанавливают возможность осуществления проезда пассажиров по маршрутам регулярных перевозок только по билетам (п. 42), а также формы и обязательные реквизиты билетов (п. 43).
Для применения мер гражданско-правовой ответственности к пассажирам, не оплатившим проезд и провоз багажа, необходимо соблюдение ряда условий:
- заключение договора перевозки пассажира и багажа общественным транспортом;
- осуществление перевозки легализованным в установленном порядке перевозчиком.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования (п. п. 1, 2 ст. 19 УАТ, п. 2 ст. 789 ГК РФ). Цена услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Отказ перевозчика от заключения публичного договора при наличии возможности осуществить перевозку пассажира и его багажа не допускается (п. п. 2, 3 ст. 426 ГК РФ).
В отличие от большинства транспортных договоров на перевозку пассажиров, где билеты приобретаются ими до момента начала перевозки, что и служит моментом заключения договора перевозки пассажира и обусловливает консенсуальный характер последнего, заключение договора перевозки пассажира общественным транспортом имеет свои особенности.
Как отмечал в свое время Е.Д. Шешенин, "...специфика этих договоров состоит в том, что самая деятельность городского транспорта является офертой, обращенной ко всем гражданам. Акцепт пассажира выражается в его действиях (пассажир вошел в трамвай, троллейбус и т.д.)" <6>.
--------------------------------
<6> Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. О.А. Красавчикова. Т. 2. С. 254.
Из п. 3 ст. 426 ГК РФ с учетом специфики организации перевозок общественным транспортом следует, что пассажир совершает действия, направленные на заключение договора путем совершения действий, свидетельствующих о принятии оферты в целом (п. 3 ст. 438 ГК РФ). В этом случае из поведения пассажира явствует его воля совершить сделку (п. 2 ст. 158 ГК РФ).
Таким образом, заключение договора перевозки общественным транспортом определяется моментом входа пассажира в салон транспортного средства, после наступления которого стороны обязаны приступить к его исполнению - перевозчик перевезти пассажира по установленному маршруту регулярных перевозок с высадкой в установленном месте, а пассажир - оплатить поездку.
В связи с этим трудно согласиться с уточнением Д.В. Мурзина <7>, связывающего возникновение по оплате проезда в городском автомобильном и наземном электрическом транспорте с момента, когда за пассажиром закрылись двери трамвая или троллейбуса, а само транспортное средство начало движение к следующей остановке.
--------------------------------
<7> Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т. / И.В. Бандурина, А.В. Демкина, Л.Г. Ефимова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2011. Т. 2.
Важным условием для применения ответственности к пассажиру является осуществление перевозки легализованным в установленном порядке перевозчиком.
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке (абз. 2 п. 1 ст. 789 ГК РФ).
Части 2, 3 ст. 26 Закона о перевозках обязывают размещать для ознакомления без взимания платы сведения, включенные в реестры маршрутов регулярных перевозок, на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченных органов местного самоуправления, к полномочиям которых в соответствии со ст. 25 указанного Закона относится ведение данных реестров.
Состав таких сведений определяется ч. 1 ст. 26 Закона о перевозках в включает в себя, в частности: характеристику маршрута регулярных перевозок (порядковый номер, трассу с указанием остановочных пунктов, протяженность, порядок посадки и высадки пассажиров, вид регулярных перевозок) и транспортных средств, сведения о перевозчике.
Именно перевозчик, указанный в реестре, что свидетельствует о его соответствии установленным законом критериям, имеет право осуществлять перевозки транспортом общего пользования. Таким способом пассажир заранее информируется о том, кто из перевозчиков обязан осуществлять перевозку по определенному маршруту по обращению гражданина и на равных условиях, соответственно, с взиманием платы за проезд по установленным тарифам <8> и соблюдением иных условий перевозки, включая ответственность пассажира за ненадлежащее исполнение договора.
--------------------------------
<8> Определение Верховного Суда РФ от 13.05.2002 N 4-Г02-8 // СПС "КонсультантПлюс".
Соответственно, при перевозке пассажира и багажа перевозчиком, не имеющим права осуществлять перевозки по маршруту регулярных перевозок, меры административно-правовой или гражданско-правовой ответственности за безбилетный проезд применяться не должны.
Вместе с тем отсутствие у перевозчика правового основания (договора) на осуществление перевозок по регулярным маршрутам, обусловленное нарушениями со стороны самого публично-правового образования, не может служить основанием к квалификации деятельности перевозчика в качестве нелегальной <9> и приводить к невозможности привлечения безбилетного пассажира к ответственности.
--------------------------------
<9> В частности, не является основанием к отказу в компенсации перевозчику не возмещенных ему затрат (расходов) на осуществление перевозок, которые являются социально значимыми и необходимыми для населения услугами, подлежащими оказанию по утвержденным регулярным маршрутам и установленным тарифам в отношении всех, кто пожелает воспользоваться правом на проезд (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 1838/13). Допущенные самой администрацией нарушения не позволяют ей извлекать преимущества из своего незаконного поведения (Постановления Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 11680/10, от 06.09.2011 N 4905/11, от 14.02.2012 N 12035/11).
Таким образом, при осуществлении перевозок имеет значение не тип транспортного средства (автобус определенной вместимости), а характер оказываемой услуги <10> - перевозка пассажиров и багажа транспортом общего пользования.
--------------------------------
<10> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2003 N А42-1842/03-17.
Основной обязанностью пассажира является оплата проезда. Продажа билетов для проезда производится как в транспортных средствах (кондукторами или водителями), так и в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств (п. 49 Правил перевозок).
Соответственно, пассажир обязан либо оплатить проезд в транспортном средстве, либо предъявить ранее приобретенный билет.
В ст. 793 ГК РФ и ст. ст. 3, 35 УАТ отсутствует специальное регулирование в части установления оснований ответственности пассажира за безбилетный проезд.
Согласно п. п. 84, 87 Правил перевозок лицо, являющееся безбилетным, оплачивает проезд от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком. Если указанное лицо заявляет о желании покинуть транспортное средство, оплате подлежит проезд до пункта, в котором такое лицо покинет транспортное средство. Если невозможно определить пункт посадки, стоимость проезда исчисляется от начального пункта отправления транспортного средства (аналогичное регулирование имеет место за перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза).
В отличие от административной ответственности за безбилетный проезд, гражданско-правовая ответственность выражается в том, что уплата административного штрафа не освобождает пассажира от обязанности внести перевозчику проездную плату, которая в данном случае трактуется как возмещение перевозчику его убытков <11>.
--------------------------------
<11> Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т. / И.В. Бандурина, А.В. Демкина, Л.Г. Ефимова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2011. Т. 2; Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. О.А. Красавчикова. Т. 2. С. 255.
Оплата стоимости проезда (перевозки багажа, ручной клади) не освобождает от уплаты штрафов за безбилетный проезд, перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза, установленных КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации (п. 88 Правил перевозок).
Статья 394 ГК РФ, устанавливающая соотношение убытков и неустойки, допускает установлением законом случая, когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки.
Таким образом, гражданское законодательство не исключает возможности установления законом штрафа (как вида неустойки - ст. 330 ГК РФ) за проезд без оплаты, перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза.
Показательными в этой части являются изменения и дополнения, внесенные <12> в ст. 82 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" <13> в части установления гражданско-правовой ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте и отказ от административной ответственности. За отказ физического лица от приобретения билета составляется акт и с безбилетного физического лица взыскивается штраф в размере, установленном ст. 110.1 указанного Устава.
--------------------------------
<12> См.: Федеральный закон от 06.04.2015 N 81-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте и о признании утратившими силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 11.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Собрание законодательства РФ. 2015. N 14. Ст. 2021.
<13> Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 170.
С учетом сказанного выше считаем возможным установить гражданско-правовую ответственность в виде штрафа за безбилетный проезд (провоз багажа и ручной клади) автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Для этого в УАТ необходимо внести изменения, дополнив ст. 20 УАТ п. 7 следующего содержания: "за проезд без оплаты, перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза в ходе осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в случае отказа физического лица от приобретения билета (оплаты провоза багажа, ручной клади) безбилетным физическим лицом уплачивается перевозчику штраф в транспортном средстве в пятидесятикратном размере установленного тарифа на перевозку пассажира, применяемого на маршруте регулярных перевозок в транспортном средстве, в котором обнаружено безбилетное физическое лицо. Уплата штрафа осуществляется на основании предоставленного безбилетным физическим лицом документа, удостоверяющего его личность, и составленного уполномоченным перевозчиком лицом акта в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров".
Список использованной литературы
1. Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. О.А. Красавчикова. Т. 2. С. 254.
2. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т. / Под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2011. Т. 2.
3. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т. / И.В. Бандурина, А.В. Демкина, Л.Г. Ефимова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2011. Т. 2.
4. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т. / Под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2011. Т. 2.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.