Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ
С.В. КРУЧИНИН
В настоящее время вектор государственной политики в области местного самоуправления нацелен на создание локальных кластеров, направленных на оптимизацию процесса взаимодействия элементов местного сообщества. Одним из таких кластеров является территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС), представляющее собой форму локальной организации людей, объединенных на основе определенных признаков: территории, интересов, экономических факторов и т.д.
Формулировка понятия "ТОС" трактуется в Федеральном законе о местном самоуправлении как форма самоорганизации людей по месту их проживания, на части территории поселения для автономного и под свою ответственность реализации своих инициатив по вопросам местного значения [1]. Другими словами, ТОС с учетом современных правовых толкований можно рассматривать как институт гражданского общества, самостоятельную, добровольную, некоммерческую организацию, как устойчивую конфигурацию взаимодействия индивидов, сформированную по инициативе населения конкретной территории, сплотившегося на основе взаимных интересов для самостоятельного решения вопросов локального значения.
Одной из целей проистекающей реформы муниципального управления является частичная передача управленческих решений, делегирование их гражданскому сообществу. Отсюда следует, что методологическая и практическая сфера изучения ТОС является проблемой реформирования управления на местах. Законодательное право РФ, регулирующее работу механизмов ТОС, базирует в себе только общие взгляды его реализации и не способно учитывать все аспекты развития местных сообществ. Частично этот факт объясняется недостаточностью социологических исследований о ТОС, малоразвитостью социологического аспекта в управлении муниципальным образованием, политической социологии, основывающихся на изучении локальных сообществ.
Основная задача ТОС ориентирована на повышение как индивидуального, так и общественного социального капитала локальных сообществ, систематизируется как форма вырождения гражданских позиций на муниципальном уровне.
Развитие местных сообществ является следствием взаимодействия множества факторов, зависящих как от объема ресурсов (административных, финансовых, информационных и т.д.), так и от готовности к единству и организованности. Основной целью населения ТОСов является возможность решения локальных корпоративных интересов, связанных с территорией проживания. При этом муниципальная власть, помогая в реализации локальных задач населению территорий, непосредственно решающему задачи своей жизнедеятельности, значительно уменьшают объем своей работы в результате делегирования полномочий на уровень ТОС, сводя ее до контрольной функции за выполнением поставленных задач жителями данных территорий.
Объединение людей для решения установленных задач в области обслуживания общих потребностей, удовлетворения их культурно-бытовых и других требований, охраны их прав и интересов является главным принципом работы территориальных общественных самоуправлений. Значимость ТОС обусловливается и тем, что основная часть решаемых им задач адресного характера не может быть решена местными властями, так как это негативно отразится на эффективности и оперативности управления. Несмотря на небольшой масштаб разрешаемых ТОС задач, оно способно благоприятно влиять на социально-экономическую область и существенно повысить уровень жизни граждан.
ТОС имеет многоуровневый социальный механизм, сформированный из различных элементов и связей между ними. Сама по себе социальная система, оперирующая на просторах ТОС, является особой формой взаимодействия, элементным составом которых являются люди, а также взаимодействия между ними. Основополагающей характеристикой социальных взаимодействий является их сложность.
На сегодняшний день в России практически в 60 субъектах РФ созданы и активно действуют ТОС [2]. Это фактор доверия к данной системе непосредственного выражения демократии и подтверждение того, что есть стремление к саморазвитию.
Но вместе с этим следует отметить, что, несмотря на то, что практически в 70% субъектов России действует ТОС, данная форма муниципальной демократии реализуется только лишь в 20% муниципальных образований РФ [3].
Анализ научных трудов по проблемам самоорганизации населения показывает, что в настоящее время факторов, препятствующих полноценному функционированию территориального общественного самоуправления, пока еще достаточно много. Наиболее существенными из них являются: низкий уровень гражданской активности населения, недостаточная информированность граждан о функциях территориальных сообществ, недостаточная согласованность деятельности органов территориального общественного самоуправления и муниципальной власти при решении вопросов совместной компетенции.
Помимо этого, среди научных кругов бытует мнение, что особенностью русского менталитета является его неспособность к организации, а также то, что этот аспект меркнет по мере отдаленности от центральной части нашей страны. Такие ученые, как И.Ю. Юргенс, Л. Якобсон, А.Н. Яковлев, утверждают, что в России плохо систематизированы локальные сообщества, на основе которых будет построено муниципальное самоуправление. Фактами данной точки зрения являются неразвитое владение современной социологической практикой и методологией, односторонний институционализм современного неолиберализма и, как итог, непонимание характера российского регионального менталитета и сложности современного российского общества.
На сегодняшний день особенно остро стоит проблема эффективной деятельности органов власти муниципалитетов. Вероятно, что структуризация работы местного самоуправления является зависимой от систематизированного взаимодействия местной власти и активного участия представителей местных сообществ в управлении муниципальным образованием. Это обстоятельство обусловливает потребность в организации взаимодействия ТОС и муниципальных органов.
Теоретический анализ научных публикаций по проблемам организации системы территориального общественного самоуправления указывает на то, что в настоящее время существует достаточное количество барьеров, препятствующих функционированию системы. Их можно объединить в три основные группы: социальные, правовые и экономические. К первой группе можно отнести выраженную гражданскую пассивность, недостаточную информированность населения о работе ТОС. Ко второй - пробелы в федеральном законодательстве, где формирование системы организации и функционирования ТОС рассмотрены рамочно; в основной массе случаев ТОС не имеют статуса юридических лиц; в процессе принятия устава довольно важные аспекты организации и функционирования ТОС часто не урегулированы либо урегулированы противоречиво. К третьей группе - нехватка финансовых и материальных ресурсов.
Однако все указанные проблемы требуют социологической верификации. Необходимо обратить внимание прежде всего на социальную группу проблем (по нашему мнению, она являются наиболее острой) организации ТОС. Попробуем рассмотреть существующие методики развития и проблемные моменты в сегменте ТОС, опираясь на опыт разных регионов России.
В 2009 году Национальным институтом развития современной идеологии (НИРСИ) был проведен анализ дескриптивного развития ТОСов в России на современном этапе [2]. Согласно итога проведенных работ было установлено, что практическая работа ТОСов чаще всего формируется на базе микрорайонов и кварталов, дворов, а в многоподъездных домах избираются лица, представляющие ТОС, другими словами, управдомы. Например, в Новосибирске в 2007 году работало 106 советов микрорайонов, 562 уличных комитета, 189 домовых комитетов, 5527 старших по домам и 10499 старших по подъездам. Аналогичные механизмы органов и выборных лиц ТОС сформировались в Краснодаре, Твери, Барнауле, Омске, Кемерово, Сургуте, Ноябрьске и других городах.
Начало их деятельности прослеживаются еще с конца 1980-х годов. Например, в Барнауле советы микрорайонов начали функционировать в этот период времени в экспериментальном порядке. Первым правовым актом было положение "Об общественном самоуправлении микрорайонов города Барнаула", утвержденное 19 июня 1990 года президиумом Барнаульского городского Совета народных депутатов.
На данном этапе развития в этом городе с численностью 603,5 тыс. чел. работает 34 совета микрорайонов, каждый из которых наделен правами юридического лица.
В Омске с численностью населения 1134 тыс. чел. на сегодняшний день создано 73 комитета ТОС в границах микрорайонов.
В Кемерово с численностью населения почти 475 тыс. человек функционируют 32 комитета ТОС, 832 уличных комитета, 1003 домовых комитета, 1015 старших по домам, 3423 старших по подъездам, 79 советов общежитий, 371 старший по этажу общежития. В целом по стране это общественное движение вовлекает огромное число людей в сферу гражданской активности [2].
Рассмотрим вопросы в данном кластере на примере "Городского округа "Город Белгород". В этой связи научный интерес представляет социологическое исследование "Развитие системы территориального общественного самоуправления в городе Белгороде", проведенное муниципальным автономным учреждением "Институт муниципального развития и социальных технологий" г. Белгорода в 2012 году.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую ранее проблему о недостаточной информированности населения о работе ТОС. Так, немногим более половины респондентов слышали о территориальном общественном самоуправлении. В свою очередь, 39,6% - ничего о нем не знают. Кроме того, анализ социодемографических параметров обнаружил два обстоятельства. Первое заключается в том, что информированность о ТОС прямо пропорциональна возрасту респондентов: чем старше респонденты, тем выше степень информированности; второе - в большей степени о ТОС знают женщины (60,11%), нежели мужчины (51,84%) [4].
Исследовательский интерес представляют данные, позволяющие оценить тот социальный эффект, который несет реализация муниципальной политики в области становления территориального общественного самоуправления. Основные результаты от функционирования ТОС респонденты видят прежде всего в благоустройстве детских и оздоровительных площадок (51,06%), благоустройстве скверов и мест отдыха (41,9%), контроле за содержанием дворов, тротуаров, дорог (31,34%) [4].
Необходимо отметить, что число респондентов, ответивших "нет никаких положительных результатов от деятельности ТОС", относительно невелико (14,08%) [4]. Мы полагаем, эту группу граждан составляют те, которые столкнулись с понятием "территориальное общественное самоуправление" впервые. Такое неприятие может быть обусловлено тем, что российское общество традиционно относится ко всем новшествам достаточно критически. Но, как показывает практика, такое недовольство со временем снижается и трансформируется в новую форму восприятия референтного окружения, представляющую собой эффективную социальную систему с включенными в нее инновационными элементами.
Хотелось бы также отметить, что анализ источников социологических исследований четко показывает, что интерес к ТОС более выражен у взрослых людей. По нашему мнению, такое положение дел обусловлено в силу двух основных обстоятельств:
- во-первых, формы гражданского общежития привиты возрастным гражданам еще во времена господствования коммунистической идеологии;
- во-вторых, современная система ТОС заточена преимущественно на пенсионеров и домохозяек, где не предусмотрены формы участия в ТОСах, удобные для занятых людей либо интересные молодежи.
В целом социодемографический анализ информированности о территориальном общественном самоуправлении позволяет предположить, что о данной форме организации граждан известно в большей степени тем категориям респондентов, которые находятся в так называемом "ближнем окружении" системы ТОС.
Предположим, что существующее информационное обеспечение деятельности современных ТОС носит преимущественно односторонний характер. С некоторой долей условности возможно сформулировать принцип, характеризующий такое информационное обеспечение, как принцип "наименьшего сопротивления". Возможно, разрешению данного противоречия будет способствовать разработка руководством муниципального образования медиаплана по информированию о деятельности территориального общественного самоуправления.
О низкой информированности населения о работе ТОС также свидетельствует и тот факт, что половина опрошенных респондентов отождествляли понятия "территориальное общественное самоуправление" (ТОС) и "товарищество собственников жилья" (ТСЖ). Данное обстоятельство можно объяснить схожестью аббревиатур. Предположим, что идеальным решением диагностированной проблемы мог бы являться ребрендинг одной из структур, в противном случае окончательно избежать путаницы в массовом сознании не представляется возможным. В данном случае ребрендинг следует понимать не в классическом значении, а в большей степени как видоизменение, поскольку ни у ТОС, ни у ТСЖ бренд как таковой до сих пор не сформирован.
Все же результаты многих исследований позволяют говорить о наличии благоприятных социокультурных предпосылок для развития системы территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании, поскольку более половины опрошенных жителей города полагают, что эффективная организация данной системы способна решить проблемы их жилых территорий.
На данном этапе развития территориальное общественное самоуправление как форма решения вопросов местного значения потенциально близка и понятна среднестатистическому жителю города. Однако при реализации данной идеи возникает ряд проблем, не позволяющих субъектам формирования ТОС донести замысел до целевой аудитории, тем самым внедрив его основные положения в ценностную систему местного сообщества. Эти проблемы, по нашему мнению, лежат в трех плоскостях:
1) отсутствие технологии социальной рекламы территориального общественного самоуправления;
2) архаичные методы информационного обеспечения деятельности;
3) неучет принципа адресности при трансляции идеи общественного самоуправления в общество.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что в настоящее время в сознании населения нет неприятия создания системы территориального общественного самоуправления. Подавляющее большинство респондентов отмечают положительные результаты деятельности ТОС.
Таким образом, социологический анализ социальных проблем организации территориального общественного самоуправления как формы социальной активности позволяет сформулировать следующие выводы.
1. В настоящее время отсутствует эффективная система информационного обеспечения деятельности ТОС. Это проявляется в ограниченности источников информирования, преимущественно информационными стендами у подъездов; отсутствии единой для всех ТОС методики предоставления информации, в результате чего наблюдается территориальный дисбаланс заинтересованности населения идеей территориального общественного самоуправления; отсутствии учета информационных потребностей различных социальных групп населения.
2. Диагностика указывает на узкое представительство интересов социальных групп в системе территориального общественного самоуправления. Из участия в ТОС фактически выпадают экономически независимые граждане (предприниматели, работники финансово-кредитных учреждений), во-первых, по причине высокой занятости, во-вторых, вследствие нежелания проявлять активность по решению вопросов территории. Существующие формы участия в территориальном общественном самоуправлении не способны заинтересовать молодежь не только в силу поведенческих особенностей данной социальной группы, но и по причине использования в настоящее время архаичных техник соседского взаимодействия. ТОС не выполняет функцию снятия социального напряжения протестных категорий граждан: так, категория безработных граждан (наиболее социально неудовлетворенная группа), несмотря на наличие свободного времени, не желает участвовать в общественном самоуправлении.
Таким образом, анализ результатов социологического исследования подтверждает существование выдвинутых ранее социальных проблем, не способствующих эффективному функционированию территориального общественного самоуправления как формы эффективного взаимодействия людей в локальных сообществах. Формирование системы развития территориального общественного самоуправления должно быть направлено в первую очередь на решение указанных проблем.
Литература
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 21 ноября 2011 г.).
2. Национальный институт развития современной идеологии. URL: http://www.nirsi.ru/43.
3. Антонова Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 4.
4. Багрова Е.В. Феномен межчеловеческого взаимопонимания: Автореф. дис. ... канд. философ. наук / Тюменский государственный университет. Тюмень, 2007.
5. Развитие системы территориального общественного самоуправления в городе Белгороде: информационно-аналитический отчет по итогам социологического исследования / Под ред. В.А. Воронова. Белгород: МАУ "Институт муниципального развития и социальных технологий", 2012.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.