Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТОМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Д.В. СОЛОМАХА
Вопрос установления "истинного" субъекта управления муниципальной собственностью и местными бюджетами в настоящее время является предметом споров ученых. Причиной данного неоднозначного ответа на этот вопрос является различное законодательное закрепление субъекта управления. Так, ст. 130 Конституции РФ <1> установлено, что решение вопросов местного значения, в том числе вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, относится к компетенции населения муниципального образования. Однако данная конституционная норма находится в некоем противоречии с ч. 1 ст. 132 Основного Закона Российской Федерации, в которой функция управления муниципальной собственностью и местным бюджетом относится к компетенции органов местного самоуправления.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2014. 4 авг. N 31. Ст. 4398.
Рассматривая данное конституционное противоречие, Н.С. Бондарь исследует положения ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ в системном единстве, определяет, что исходными (базовыми) субъектами - носителями прав муниципальной собственности в городском или сельском поселении - является само население (местное сообщество) в лице представительного органа и администрации <2>.
--------------------------------
<2> Бондарь С.Н. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституализация муниципальной демократии в России. М.: Норма, 2008. С. 592.
А.М. Цирин, исследуя нормы ст. 130 Конституции РФ, приходит к выводу о разделении субъектов управления права муниципальной собственности на несколько уровней, так, по его мнению, именно жители поселения в целом выступают в роли собственника первого уровня муниципальной собственности, а выборные органы и должностные лица являются субъектами права муниципальной собственности второго уровня <3>.
--------------------------------
<3> Цирин А.М. Субъекты права муниципальной собственности в Российской Федерации // Современное право. 2006. N 7. С. 82.
Исходя из дефиниции ст. 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в государстве является его многонациональный народ. Федеральный закон N 131-ФЗ, регламентирующий создание и деятельность местного самоуправления, закрепляет, что "местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти". Статья 3 данного Федерального закона определяет, что граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Дальнейшее раскрытие полномочий населения по вопросам управления муниципальным имуществом и муниципальным бюджетом осуществляется в соответствии с уставами данных муниципальных образований. Так в Уставе городского округа город Воронеж установлено, что население принимает непосредственное участие в решении вопросов местного значения, а также установлены способы данного участия населения. В дополнение норм федерального законодательства нормативными правовыми актами местного самоуправления установлен расширенный список, так, Уставом <4> городского округа город Воронеж установлены следующие формы участия населения в местном самоуправлении:
--------------------------------
<4> Постановление Воронежской городской Думы от 27 октября 2004 г. N 150-I "Об Уставе городского округа город Воронеж" // Воронежский курьер. 2004. 16 нояб. N 130.
- местный референдум;
- муниципальные выборы;
- голосование по отзыву депутата городской Думы, главы городского округа город Воронеж;
- голосование по вопросам изменения границ, преобразования городского округа город Воронеж;
- правотворческая инициатива граждан;
- территориальное общественное самоуправление;
- публичные слушания;
- собрание граждан, конференция граждан;
- опрос граждан;
- обращения граждан в органы местного самоуправления и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.
Как следует из приведенного перечня, существует достаточно большой перечень форм реализации населением права на местное самоуправление. Однако формы непосредственного участия населения могут быть разделены на несколько целевых групп, к которым относятся функции, связанные с реализацией избирательных прав граждан, и функции по управлению жизнедеятельностью муниципального образования.
Одним из основных способов реализации населением муниципального образования права на самостоятельное решение вопросов местного значения является местный референдум. Так, в соответствии со ст. 17 Устава городского округа город Воронеж, местный референдум назначается и проводится для решения наиболее важных вопросов местного значения. Однако существует ряд законодательных ограничений, связанных с определенным кругом вопросов, вынесение которых на референдум недопустимо в силу закона. Так, согласно ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не допускается вынесение на местный референдум ряда вопросов, в числе которых и вопрос о принятии или об изменении соответствующего (муниципального) бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования <5>. Таким образом, в силу ограничений, введенных федеральным законодательством, вынесение вопросов, связанных с формированием и использованием бюджета муниципальных образований в прямом его понимании, для рассмотрения на референдуме не допускается. Однако общественные отношения, связанные с использованием муниципального имущества, могут быть вынесены на муниципальный референдум, так как законодательство Российской Федерации не содержит на это запретов.
--------------------------------
<5> 8. На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. 17 июня. N 24. Ст. 2253.
Подобная позиция о вопросах, решение которых возможно после проведения референдума, отражена в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, в ч. 3 ст. 8 Устава Воронежской области <6> устанавливается, что на местный (муниципальный) референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, находящиеся в ведении данного муниципального образования, а также определяется круг вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум. К таким вопросам относятся прекращение или продление полномочий органов местного самоуправления, вопросы о прекращении или приостановлении ими своих полномочий, о принятии или изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
--------------------------------
<6> Устав Воронежской области (принят Воронежской областной Думой 25 мая 2006 г.) // Коммуна. 2006. 10 июня. N 87 - 88.
Наиболее приемлемой и реализуемой формой участия населения в управлении муниципальными финансами и муниципальным имуществом являются публичные слушания. Основу данной формы реализации населением муниципальных образований представляет ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", которая устанавливает обязательность проведения публичных слушаний по ряду вопросов местного значения <7>.
--------------------------------
<7> 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. 6 окт. N 40. Ст. 3822.
Дальнейшее раскрытие данной формы управления населением муниципальным имуществом и муниципальными финансами раскрывается в уставах муниципальных образований. Так, в ст. 24 Устава городского округа город Воронеж закреплено, что на публичные слушания наряду с вопросами развития территорий муниципального образования, проектов генеральных планов и схем выносятся проект бюджета и отчет о его исполнении. Закрепленные данной нормой правовые гарантии для населения и обязанности для органов публичной власти местного самоуправления приобретают дальнейшую детализацию и раскрытие в решении Воронежской городской Думы от 26 октября 2005 г. N 170-II "О Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город Воронеж" <8>, которое устанавливает порядок организации, проведения публичных слушаний, а также определяет круг вопросов, выносимых на данные слушания.
--------------------------------
<8> Решение Воронежской городской Думы от 26 октября 2005 г. N 170-II "О Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город Воронеж" // Воронежский курьер. 2005. 26 нояб. N 135.
Также одним из способов оказания влияния населения муниципального образования на процессы, связанные с управлением муниципальным бюджетом и имуществом, находящимся в муниципальной собственности, является обращение граждан в органы публичной власти местного самоуправления. Однако рассматривать данную форму следует в большей части через призму информирования населением соответствующих органов либо их должностных лиц о предложениях либо просьбах и пожеланиях населения. Хотя правильным, на мой взгляд, является позиция, при которой органами местного самоуправления проводится учет и систематизация данных обращений, в большей части в отношении хозяйственных функций, при которой в основу разрабатываемых муниципальных целевых программ закладывается именно потребность населения, отраженная в данных обращениях.
Таким образом, можно сделать вывод, что, являясь по своей сути высшим источником муниципальной власти, наделенным значительным набором инструментария, предназначенного для осуществления функций местного самоуправления, население имеет возможность как непосредственно влиять на процессы формирования и использования муниципального имущества и местного бюджета, так и оказывать влияние на данные процессы посредством взаимодействия с органами публичной власти муниципального образования.
Литература
1. Бондарь С.Н. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституализация муниципальной демократии в России. М.: НОРМА, 2008. С. 592.
2. Цирин А.М. Субъекты права муниципальной собственности в Российской Федерации // Современное право. 2006. N 7. С. 82.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.