Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданский процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИИ
Н. БОДИРОГА
1. Конституционные принципы судопроизводства
Основополагающие принципы судопроизводства были заложены в Конституции Республики Сербии 2006 года <1>. Правовой порядок в Республике Сербии основывается на разделении между тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной (§ 2 ст. 4 Конституции). Отношения между тремя ветвями государственной власти основываются на системе сдержек и противовесов (§ 3 ст. 4 Конституции). Судебная система в Республике Сербии является независимой (§ 4 ст. 4 Конституции).
--------------------------------
<1> Конституция Республики Сербии // Официальная газета Республики Сербии. 2006. N 98.
Судебная власть является неделимой на всей территории Республики Сербии (§ 1 ст. 142 Конституции). Суды являются автономными и независимыми. Они разрешают дела в соответствии с Конституцией, законами и другими общими актами, общепризнанными принципами международного права и ратифицированными международными договорами (§ 2 ст. 142 Конституции). Судебное разбирательство является открытым, а исключения возможны не иначе как в соответствии с конституционными положениями (§ 3 ст. 142 Конституции). Помимо профессиональных судей, в состав судебной коллегии также входят заседатели (§ 4 ст. 142 Конституции). Суд заседает коллегиально либо единолично (§ 6 ст. 142 Конституции).
В Республике Сербии действуют суды общей и суды специальной юрисдикции (§ 1 ст. 143 Конституции). Учреждение, организация и структура судов должна определяться законом (§ 2 ст. 143 Конституции). Создание чрезвычайных судов не допускается (§ 3 ст. 143 Конституции). Верховный кассационный суд, заседающий в Белграде, представляет собой суд высшей инстанции в Республике Сербии (§ 4 ст. 143 Конституции). Роль Верховного кассационного суда в судебной системе не определена в Конституции.
Решения суда выносятся от имени народа (§ 1 ст. 145 Конституции). Решения суда основываются на Конституции, законах, международных договорах и подзаконных актах (§ 2 ст. 145 Конституции). Решения суда имеют обязательную юридическую силу и не могут быть пересмотрены во внесудебном порядке (§ 3 ст. 145 Конституции). Решение суда может быть пересмотрено только компетентным судом в установленном законом порядке (§ 4 ст. 145 Конституции).
Судьи занимают должность на постоянной основе (§ 1 ст. 146 Конституции). Полномочия судьи, избранного впервые, предоставляются на 3 года (§ 2 ст. 146 Конституции) <1>. Такие судьи избираются Парламентом Сербии на основании представления Высшего Совета судей (§ 1 ст. 147 Конституции) <2>. Все остальные судьи избираются на неопределенный срок Высшим Советом судей (§ 3 ст. 147 Конституции). Высший Совет судей также компетентен избирать судей в вышестоящий суд или другой суд (§ 4 ст. 147 Конституции).
--------------------------------
<1> Венецианская комиссия за демократию через право вынесла мнение по Конституции Республики Сербии на своем пленарном заседании, проходившем 17 - 18 марта 2007 года. Особый интерес был вызван в отношении срока полномочий в 3 года для судей, избранных впервые. URL: http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2007)004-srb (дата обращения: 28.11.2016).
<2> Роль Парламента Сербии как в избрании судей, так и в назначении членов Высшего Совета судей также была предметом внимательного рассмотрения Венецианской комиссии за демократию через право.
Судья может быть освобожден от должности по собственному желанию по основаниям, определенным в законе, либо в случае неизбрания на неопределенный срок (§ 1 ст. 148 Конституции). Решение о прекращении полномочий выносит Высший Совет судей. В случае несогласия с решением судья вправе подать апелляцию в Конституционный суд. Подача такой специальной апелляции исключает право на конституционное обжалование (§ 2 ст. 148 Конституции). Процедура, основания и причины освобождения от должности должны определяться законом (§ 3 ст. 148 Конституции). При осуществлении судебных полномочий судьи подчиняются Конституции и законам (§ 1 ст. 149 Конституции). Любое воздействие на судей при осуществлении ими полномочий запрещается (§ 2 ст. 149 Конституции).
Судья, избранный для осуществления судебных полномочий, вправе осуществлять полномочия в том суде, куда он был избран, и не может быть переведен или направлен в другой суд без согласия самого судьи (§ 1 ст. 150 Конституции). В случае, если суд перестал существовать или утратил большую часть своих полномочий, судья может быть переведен на постоянной основе в другой суд в соответствии с законом (§ 2 ст. 150 Конституции).
Судья не может быть привлечен к ответственности за выражение мнения или голосование в ходе судебного разбирательства, за исключением совершения судьей уголовного преступления при осуществлении данных действий (§ 1 ст. 151 Конституции). За совершение преступлений при осуществлении полномочий судья может быть взят под стражу только с одобрения Высшего Совета судей (§ 2 ст. 151 Конституции). Судьи не могут участвовать в политической деятельности (§ 1 ст. 152 Конституции). Законом определяются должности и виды деятельности, несовместимые со статусом судьи (§ 2 ст. 152 Конституции).
Высший Совет судей и его положение в организации судебной системы в некоторой степени регулируется конституционными положениями. Он определяется как автономный и независимый орган, который обеспечивает сохранение независимости судей (§ 1 ст. 153 Конституции). В его состав входят 11 членов (§ 2 ст. 153 Конституции). В состав Высшего Совета судей в силу своих должностных полномочий входят Председатель Верховного кассационного суда, Министр юстиции и Председатель судебного комитета Парламента Сербии (§ 3 ст. 153 Конституции). Шесть судей избираются на неопределенный срок (один из которых избирается на территории автономной провинции) и два выдающихся юриста, имеющих не менее 15 лет стажа (один из которых - практикующий юрист, а другой - профессор юридического факультета), являются выборными членами Высшего Совета судей (§ 4 ст. 153 Конституции). Председатели судов не могут избираться членами Высшего Совета судей (§ 5 ст. 153 Конституции). Полномочия избранных членов Высшего Совета судей предоставляются на 5 лет (§ 6 ст. 153 Конституции).
Высший Совет судей отвечает за избрание и освобождение от должности судей в соответствии с Конституцией и законом. Он также выдвигает кандидатуры судей, которые избираются на должность судьи впервые, кандидатуры Председателя Верховного кассационного суда и кандидатуры председателей других судов. Высший Совет судей принимает участие в освобождении от должности Председателя Верховного кассационного суда и председателей других судов и выполняет другие обязанности в соответствии с законом (ст. 154 Конституции Республики Сербии). Решения Высшего Совета судей могут быть обжалованы в апелляционном порядке в Конституционном суде в соответствии с законом (ст. 155 Конституции Республики Сербия).
2. Подведомственность
Правила подведомственности определяются в Законе об организации судов <1>. В Сербии действуют суды общей и суды специальной юрисдикции. Судами общей юрисдикции являются основные суды, вышестоящий суд, апелляционные суды и Верховный кассационный суд (§ 3 ст. 11 Закона об организации судов). Судами специальной юрисдикции являются коммерческие суды, Коммерческий апелляционный суд, суды по административным правонарушениям, Апелляционный суд по административным правонарушениям и Административный суд (§ 4 ст. 11 Закона об организации судов). Верховный кассационный суд, расположенный в Белграде, является высшим судебным органом в Республике Сербии (ст. 12 Закона об организации судов). Коммерческий апелляционный суд, Апелляционный суд по административным правонарушениям и Административный суд также являются судами республиканского уровня, заседающими в Белграде (§ 1 ст. 13 Закона об организации судов).
--------------------------------
<1> Закон об организации судов // Официальная газета Республики Сербии. 2008. N 116; 2009. N 111; 2010. N 104; 2011. N 31; 2011. N 78; 2013. N 101; 2015. N 40; 2015. N 106; 2016. N 13.
2.1. Суды общей юрисдикции
Основные суды учреждаются на территории города или на территории одного или нескольких муниципальных образований. Основные суды в качестве суда первой инстанции выносят решения по уголовным делам, основное наказание за которые предусматривается в виде штрафа или лишения свободы сроком до 10 лет, если рассмотрение некоторых из данных уголовных дел не отнесено к компетенции другого суда, а также принимают решения по запросам о приостановлении применения мер безопасности или правовых последствий судимости за совершение уголовных преступлений в соответствии со своими полномочиями (§ 1 ст. 22 Закона об организации судов). Основные суды в качестве суда первой инстанции выносят решения по гражданским делам, если рассмотрение дела не находится в компетенции другого суда, осуществляют принудительное исполнение и осуществляют производство по бесспорным делам, которые не отнесены к компетенции другого суда (§ 2 ст. 22 Закона об организации судов). Основные суды выносят решения в качестве суда первой инстанции по жилищным спорам; по спорам о возникновении, существовании и прекращении трудовых отношений; о правах, обязанностях и ответственности в рамках осуществления трудовой деятельности; о возмещении ущерба, причиненного работником в ходе выполнения работы или в связи с осуществлением трудовой деятельности (§ 3 ст. 22 Закона об организации судов). Основные суды оказывают юридическую помощь гражданам, международную правовую помощь, если это не отнесено к компетенции другого суда, а также выполняют другие задачи, определенные законом (§ 4 ст. 22 Закона об организации судов). Законом может быть предусмотрено, что только определенный основной суд, расположенный на территории вышестоящего суда, ведет процесс по определенным правовым делам (§ 5 ст. 22 Закона об организации судов).
Вышестоящий суд учреждается на территории одного или нескольких основных судов. Вышестоящий суд в качестве суда первой инстанции: 1) выносит приговоры по уголовным делам, основное наказание за которые предусматривается в виде лишения свободы сроком свыше 10 лет; 2) выносит приговоры за совершение уголовных преступлений против Армии Сербии; разглашение государственной тайны; подстрекательство к изменению конституционного строя с применением силы; провоцирование национальной, расовой или религиозной ненависти и нетерпимости, нарушение территориального суверенитета, заговор с целью осуществления антиконституционной деятельности; организацию и подстрекательство к геноциду и военным преступлениям; причинение ущерба репутации Республики Сербия; причинение ущерба репутации иностранного государства или международной организации; легализацию доходов, полученных преступным путем; разглашение служебной тайны; нарушение закона судьями, прокурорами или их заместителями; создание угрозы безопасности воздушного движения; убийство в состоянии аффекта; изнасилование; половое сношение с лицом, находящимся в беспомощном состоянии, половое сношение, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; похищение; торговлю несовершеннолетними с целью их усыновления; агрессивное поведение при проведении спортивных мероприятий; получение взятки; злоупотребление полномочиями должностным лицом (§ 3 ст. 234 Уголовного кодекса), другие уголовные преступления, рассмотрение которых отнесено к компетенции вышестоящего суда; злоупотребление при проведении публичных закупок (§ 3 ст. 234a Уголовного кодекса); 3) выносит приговоры в отношении преступлений, совершенных несовершеннолетними; 4) принимает решения по ходатайствам о приостановлении применения мер безопасности или правовых последствий судимости за совершение уголовных преступлений в соответствии с подведомственностью; 5) принимает решения по запросам о реабилитации; 6) принимает решения о запрете рассылки печатных средств массовой информации и распространения информации через средства массовой информации; 7) выносит решения по гражданским спорам, по которым цена иска предусматривает возможность пересмотра; делам об оспаривании и установлении отцовства и материнства; делам об авторском праве и другим смежным правам, охране и использовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, критериев и знаков географического происхождения, если рассмотрение данных дел не отнесено к компетенции другого суда; по спорам в отношении опубликования исправленных версий ранее опубликованной информации и ответов на опубликованную информацию, а также компенсации за причинение ущерба в отношении опубликования информации; выносит решения в судебных процессах о забастовках; споры по коллективным договорам, если спор не был разрешен в арбитраже; обязательное социальное обеспечение, если рассмотрение данных дел не отнесено к компетенции другого суда; записи актов гражданского состояния; назначение и освобождение от полномочий органов юридического лица, если рассмотрение данных дел не отнесено к компетенции другого суда (§ 1 ст. 23 Закона об организации судов).
Вышестоящий суд принимает решение в качестве суда второй инстанции по апелляционным жалобам на решения, принятые основными судами: 1) о наложении мер по обеспечению явки ответчиков; 2) по уголовным делам, наказание за которые предусматривается в виде штрафа или лишения свободы сроком свыше 5 лет; 3) в отношении решений по гражданским спорам; решений по делам, где цена иска является незначительной; по исполнительному производству и бесспорным делам (§ 2 ст. 23 Закона об организации судов).
Вышестоящий суд рассматривает дела об экстрадиции обвиняемых и осужденных лиц, приводит в исполнение приговоры иностранных судов, принимает решение о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов или решений третейских судов, если это не отнесено к компетенции другого суда, принимает решение относительно коллизии между основными судами на его территории и выполняет другие задачи, установленные законом (§ 3 ст. 23 Закона об организации судов). Законом может быть предусмотрено, что только определенный вышестоящий суд ведет процесс по определенным правовым делам (§ 4 ст. 23 Закона об организации судов).
Апелляционный суд учреждается на территории нескольких вышестоящих судов. Апелляционные суды принимают решения по апелляционным жалобам в отношении: 1) решений вышестоящих судов; 2) приговоров основных судов в рамках уголовного судопроизводства, если рассмотрение по апелляционным жалобам не отнесено к компетенции вышестоящего суда; 3) решений основных судов по гражданским спорам, если рассмотрение по апелляционным жалобам не отнесено к компетенции вышестоящего суда (§ 1 ст. 24 Закона об организации судов). Апелляционные суды принимают решение относительно разграничения подсудности между судами нижестоящих инстанций в соответствии с территориальной подсудностью, если разграничение подсудности не отнесено к компетенции вышестоящего суда, о передаче полномочий основных и вышестоящих судов при наличии препятствия или невозможности ведения процесса по правовому спору и выполняют другие задачи, установленные законом (§ 2 ст. 24 Закона об организации судов). Апелляционные суды обязаны проводить совместные заседания и информировать Верховный кассационный суд по правовым вопросам, имеющим значение для единообразного применения законов (§ 3 ст. 24 Закона об организации судов). Действуют 4 апелляционных суда, которые расположены в Белграде, Нови-Саде, Нише, Крагуеваце.
Эти правила означают, что в рамках гражданского судопроизводства дела, которые отнесены к подведомственности общих судов, могут быть рассмотрены в первой инстанции в основном суде или в вышестоящем суде. Большинство дел, рассматриваемых в первой инстанции, отнесены к компетенции основных судов. Основными критериями для установления предметной (родовой) подсудности являются цена иска и вид иска. В основном суде рассматриваются дела, цена иска по которым не превышает 40 000 евро (пересмотр не допускается). Остальные дела рассматриваются вышестоящим судом. Споры, которые подлежат рассмотрению перед вышестоящим судом, перечисляются в ст. 23 Закона об организации судов: по гражданским делам вышестоящий суд может выступать судом первой инстанции (если цена иска превышает 40 000 евро, а также в случаях, перечисленных в § 1 ст. 25 Закона об организации судов), но он также может рассматривать дела в качестве суда второй инстанции по незначительным жалобам, а также по бесспорным делам и принудительному исполнению. Апелляционные суды могут рассматривать дела исключительно как суды второй инстанции. Роль Верховного кассационного суда рассматривается в отдельной главе.
2.2. Суды специальной юрисдикции
Коммерческий суд создается на территории одного или нескольких городов или муниципальных образований. Коммерческие суды выносят решения в качестве суда первой инстанции:
1) по спорам между отечественными и зарубежными компаниями, предприятиями, кооперативами и предпринимателями и их объединениями (коммерческими организациями), по спорам, возникающим между коммерческими организациями и другими юридическими лицами, связанным с хозяйственной деятельностью коммерческих организаций, даже если одной из сторон является физическое лицо, если он/она выступает соистцом или соответчиком;
2) по спорам об авторских и других смежных с ними правах, об охране и использовании изобретений, моделей, образцов, средств индивидуализации и наименования географического происхождения, если такие споры возникают между субъектами, указанными в п. 1 настоящего параграфа; по спорам, касающимся соблюдения и обеспечения решений коммерческих судов, а также по спорам, связанным с решениями отдельных судов, только если они затрагивают вопросы, упомянутые в п. 1 настоящего параграфа;
3) по спорам, возникающим в результате применения Закона о компаниях или применения других нормативных актов по вопросам организации и статуса коммерческих организаций, а также по спорам о применении положений о приватизации и ценных бумагах;
4) по спорам, связанным с иностранными инвестициями; водными и воздушными судами, плаванием на море и в территориальных водах, а также по спорам, касающимся морского и воздушного права, за исключением споров, связанных с пассажирскими перевозками; защитой фирменного наименования; вступлением в судебные реестры; банкротством и ликвидацией, за исключением споров о начале и прекращении трудовых отношений, имевших место до того, как процедура банкротства была открыта (§ 1 ст. 25 Закона об организации судов).
Коммерческие суды разрешают дела в первой инстанции по вступлению в судебные реестры юридических лиц и других субъектов, если эти дела не относятся к компетенции другого органа; рассматривают дела о банкротстве и реорганизации; обеспечивают и осуществляют исполнение действительных документов; выносят решения и обеспечивают исполнение решений коммерческих судов, а также решений отдельных судов; выносят решения и обеспечивают соблюдение прав морских и воздушных судов; разрешают бесспорные дела, вытекающие из применения Закона о компаниях (§ 2 ст. 25 Закона об организации судов).
Коммерческие суды выносят решения в качестве суда первой инстанции по коммерческим преступлениям, а также по связанным с ними вопросам о прекращении мер безопасности или юридических последствиях осуждения (§ 3 ст. 25 Закона об организации судов). Коммерческие суды должны обеспечивать международную правовую помощь в пределах своей компетенции и выполнять другие задачи, предусмотренные в законе (§ 4 ст. 25 Закона об организации судов). Законом может быть предусмотрено, что только определенный коммерческий суд ведет процесс по определенным правовым делам (§ 5 ст. 25 Закона об организации судов).
Коммерческий апелляционный суд выносит решения по апелляционным жалобам на решения коммерческих судов и других органов, указанных в законе (§ 1 ст. 26 Закона об организации судов). Коммерческий апелляционный суд также выносит решения по спорам о компетенции и передаче компетенции коммерческих судов, дает правовые заключения с целью единообразного применения закона в рамках компетенции коммерческих судов, а также выполняет другие задачи, предусмотренные законом (§ 2 ст. 26 Закона об организации судов).
Суды по административным правонарушениям создаются на территории города или одного или нескольких муниципальных образований. Суды по административным правонарушениям должны выносить решения в первой инстанции по административным правонарушениям, если это не входит в компетенцию административного органа, оказывать международную правовую помощь в пределах своей компетенции, а также выполнять другие задачи, предусмотренные законом (ст. 27 Закона об организации судов). Апелляционный суд по административным правонарушениям принимает решения по жалобам на решения судов по административным правонарушениям, а также разрешает споры о разграничении компетенции между судами по административным правонарушениям, а также выполняет другие задачи, предусмотренные законом (ст. 28 Закона об организации судов).
Административный суд выносит решения по административным спорам (§ 1 ст. 29 Закона об организации судов). Он также обеспечивает международную правовую помощь в пределах своей компетенции и выполняет другие задачи, предусмотренные законом (§ 2 ст. 29 Закона об организации судов).
Единственными судами специальной юрисдикции, способными выносить решения по гражданским делам, являются коммерческие суды. Критерии для установления их компетенции следующие: субъекты (коммерческие организации) и характер спора (возникающий из предпринимательской деятельности). Коммерческий апелляционный суд является судом второй инстанции по гражданским делам, рассмотренным коммерческими судами.
3. Верховный кассационный суд
Компетенция Верховного кассационного суда также устанавливается Законом об организации судов. В отличие от других судов Верховный кассационный суд имеет как судебную компетенцию, так и внесудебную компетенцию. Верховный кассационный суд также имеет право принимать решение об исключительных средствах правовой защиты, направленных на оспаривание судебных актов, а также в иных случаях, установленных законом (§ 1 ст. 30 Закона об организации судов). Верховный кассационный суд принимает решения по спорам о компетенции между судами, если такие споры не подпадают под юрисдикцию какого-либо другого суда, а также по спорам о передаче полномочий судам для содействия в судебном разбирательстве и в иных случаях (§ 2 ст. 30 Закона об организации судов).
В рамках внесудебной компетенции Верховный кассационный суд разрабатывает общие правовые ориентиры в целях обеспечения единообразного применения закона; рассматривает вопросы о применении закона и других нормативных актов, а также судебных актов; назначает судей Конституционного суда, дает Председателю Верховного кассационного суда заключения по кандидатам и осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом (ст. 31 Закона об организации судов).
Если иное не предусмотрено законом, Верховный кассационный суд должен выносить решения в составе пяти судей (ст. 32 Закона об организации судов). Все постановления и решения, вынесенные Верховным кассационным судом, должны быть опубликованы в специальном сборнике (§ 1 ст. 33 Закона об организации судов). Решения, вынесенные в соответствии с § 1 ст. 30, должны быть опубликованы на официальном сайте Верховного кассационного суда.
Как мы видим, существуют специальные положения, касающиеся обеспечения единообразного применения закона судами. Противоречивые решения, вынесенные по одному и тому же делу разными судами или разными коллегиями судей одного суда, опасны для правовой определенности. Сегодня это представляет собой одну из самых больших проблем сербской судебной системы. Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ) вынес большое количество решений в отношении Республики Сербии, которые указали на существование проблемы обеспечения единообразного применения закона разными судами или разными коллегиями судей одного суда.
"Суд отмечает, что в то время как некоторые расхождения в толковании могут рассматриваться как свойственные любой судебной системе, которая, так же как и сербская, основана на взаимосвязи судов первой инстанции и апелляционных судов с компетенцией над определенной территорией, в данном случае противоречивое толкование вытекает от одного и того же органа, а именно Окружного суда Белграда в качестве суда последней инстанции (см. с учетом соответствующих изменений, "Тьюдор против Румынии", N 21911/03, § 29, 24 марта 2009 года), и включает в себя противоречащее ему судебное решение по искам других людей по одним и тем же спорам, даже после принятия "мнения" районного суда от 27 сентября 2006 года (см. выше пункт 16). Так как эти конфликты не были разрешены, все это создавало состояние продолжающейся неопределенности, которая, в свою очередь, подрывала доверие общественности к судебной системе, являющейся, очевидно, одним из важнейших компонентов государства. Таким образом, Суд, не считая целесообразным объявить, каким должно быть решение по иску заявителей (см. с учетом соответствующих изменений, "Гарсия Руис против Испании" [GC], N 30544/96, § 28, ЕСПЧ 1999 - I), считает, что затрагиваемая судебная неопределенность сама по себе лишает сторон права на справедливое разбирательство в Окружном суде Белграда. Следовательно, имело место нарушение § 1 ст. 6 Европейской конвенции по правам человека (см. с учетом соответствующих изменений, "Тьюдор против Румынии", упомянутое выше, § 32, 24 марта 2009 года)" <1>.
--------------------------------
<1> Дело "Винсич против Сербии", решение ЕСПЧ (§ 56) от 1 декабря 2009 года.
Противоречивые толкования законов, которые даются разными судами или разными коллегиями судей в пределах одной юрисдикции, должны быть разрешены, и это является одной из наиболее важных задач Верховного кассационного суда. В отношении гражданских дел существует несколько механизмов, изложенных в Гражданском процессуальном кодексе <1> (далее - ГПК), которые позволяют Верховному кассационному суду обеспечивать единообразное толкование закона.
--------------------------------
<1> Гражданский процессуальный кодекс // Официальная газета Сербской Республики. 2011. N 72.
Постановление Конституционного суда // Там же. 2013. N 49; Постановление Конституционного суда // Там же. 2013. N 74; Постановление Конституционного суда. 2014. N 55.
Во-первых, существует специальная процедура разрешения спорных правовых вопросов. Если в ходе рассмотрения дела у суда первой инстанции возникают вопросы относительно толкования закона и это толкование будет иметь решающее значение для правильного разрешения дела, суд по своей инициативе либо по ходатайству одной сторон имеет право направить запрос в Верховный кассационный суд для разрешения спорного вопроса правового характера (§ 1 ст. 180 ГПК Сербии). Суд, направивший запрос, обязан приостановить производство по делу до тех пор, пока не будут завершены процедуры в Верховном кассационном суде (§ 2 ст. 180 ГПК Сербии). Запрос в Верховный кассационный суд должен содержать краткое изложение фактов, установленных по делу, заявления сторон, касающиеся спорного вопроса, и причины, по которым суд первой инстанции запрашивает толкование. Суд первой инстанции может также высказать свое собственное мнение по поводу спорного закона. В этом случае запрос не направляется сторонам (§ 1 ст. 181 ГПК Сербии). Если одна из сторон судебного разбирательства предлагает начать процедуру разрешения спорного правового вопроса, суд первой инстанции направляет это ходатайство другой стороне в течение пятнадцати дней с момента получения ходатайства (§ 2 ст. 181 ГПК Сербии). Суд первой инстанции также должен вместе с запросом представить в Верховный кассационный суд материалы дела (§ 3 ст. 181 ГПК Сербии). Верховный кассационный суд должен отклонить неполный или недопустимый запрос (§ 1 ст. 182 ГПК Сербии). Запрос должен быть признан недопустимым, если Верховный кассационный суд уже вынес решение по этому вопросу (§ 2 ст. 182 ГПК Сербии). Верховный кассационный суд разрешает спорный вопрос правового характера в соответствии с правилами толкования (§ 1 ст. 183 ГПК Сербии). Верховный кассационный суд отказывает в разрешении спорного вопроса правового характера, если он не имеет значения для большинства случаев (§ 2 ст. 183 ГПК Сербии). Верховный кассационный суд принимает решение в течение шестидесяти дней с момента получения запроса (§ 3 ст. 183 ГПК Сербии). Верховный кассационный суд обязан мотивировать свое толкование (§ 1 ст. 184 ГПК Сербии). Решение Верховного кассационного суда должно быть направлено в суд, начавший производство, и оно должно быть опубликовано на официальном сайте Верховного кассационного суда и надлежащим образом доведено до сведения иных лиц (§ 2 ст. 184 ГПК Сербии). Лица, участвующие в деле, которые ходатайствовали о запросе на правовое толкование Верховного кассационного суда, не имеют права повторно ходатайствовать о толковании (ст. 185 ГПК Сербии).
Верховный кассационный суд также имеет право принимать решение об исключительных средствах правовой защиты в гражданском процессе. На решения, вынесенные судом второй инстанции, стороны могут подать жалобу в течение 30 дней со дня получения судебного решения (§ 1 ст. 403 ГПК Сербии). Жалоба будет недопустимой, если цена иска в отношении оспариваемой части решения суда второй инстанции будет менее 40 000 евро (§ 3 ст. 403 ГПК Сербии). Независимо от этого общего правила жалоба всегда будет допустимой: 1) если это предусмотрено специальным законом; 2) если суд второй инстанции отменил решение суда первой инстанции и разрешил дело по существу; 3) если суд второй инстанции удовлетворил апелляционную жалобу, отменил решение суда первой инстанции и разрешил дело по существу (§ 2 ст. 403 ГПК Сербии).
Жалоба может быть подана только по основаниям, связанным с существенным нарушением процессуальных норм и неправильным толкованием норм материального права. Вопросы фактов не указываются в жалобе, если иное не предусмотрено законом. Минимальная цена иска, необходимая для подачи указанной жалобы, была значительно снижена со 100 000 до 40 000 евро, а в ситуациях, описанных выше (§ 2 ст. 403 ГПК Сербии), цена иска вообще не имеет значения.
Это означает, что доступ к Верховному кассационному суду гарантирован при рассмотрении большого количества гражданских дел. Помимо общих правил о допустимости жалобы есть также право на специальную жалобу (т.н. жалоба с одобрения). В исключительных случаях допускается жалоба на постановление суда второй инстанции, которое не может быть обжаловано с помощью подачи обычной жалобы (в соответствии с нормами ГПК). Использование института специальной жалобы возможно, если Верховный кассационный суд посчитает это необходимым для разрешения правовых вопросов, касающихся публичного интереса или равенства граждан в целях обеспечения единообразного применения закона, или если требуется новое толкование закона (§ 1 ст. 404 ГПК Сербии). Вопрос о допустимости жалобы и разрешении дела по существу решается Верховным кассационным судом в составе пяти судей (§ 2 ст. 404 ГПК Сербии). Прокурор может обжаловать окончательное решение, если оно нарушает публичные интересы. Верховный кассационный суд правомочен выносить решения по данному исключительному средству правовой защиты (ст. 421 ГПК Сербии).
В случае если Верховный кассационный суд принимает решение об исключительных средствах правовой защиты, он получает возможность урегулировать правовые вопросы, возникающие из норм как процессуального, так и материального права, и таким образом обеспечивает единообразное применение закона и способствует правовой определенности. Осуществление этих полномочий Верховным кассационным судом необходимо в целях соблюдения гарантий, изложенных в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу в отношении Республики Сербии 3 марта 2004 года, далее - ЕКПЧ), а также гарантий, предусмотренных Конституцией Сербии.
4. Роль Конституционного суда в гражданском процессе
Конституционный суд - это автономный и независимый государственный орган, защищающий конституционность и законность, права и свободы человека и гражданина. Решения, принимаемые Конституционным судом, окончательны и обязательны к применению. Конституционный суд имеет большие полномочия, в частности он рассматривает конституционные жалобы. Согласно ст. 170 Конституции Сербии, конституционная жалоба может быть подана в отношении индивидуальных актов или действий государственных органов или организаций, выполняющих публичные функции, если такие акты или действия нарушают или ограничивают права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией, в случае, если другие средства правовой защиты уже были использованы или точно не определены.
Право на обращение с конституционной жалобой, процессуальные особенности подачи жалобы, последствия принятия решений Конституционным судом и другие вопросы по конституционной жалобе регулируются Законом о Конституционном суде <1>. Конституционная жалоба может быть подана в отношении индивидуального акта или действия государственного органа или организации, выполняющей публичные функции, если такой акт или действие нарушают или ограничивают права и свободы, гарантированные Конституцией, а также отсутствуют другие средства правовой защиты (ст. 82 Закона о Конституционном суде). Любое лицо, которое считает, что права человека были нарушены или ограничены, вправе подать конституционную жалобу (§ 1 ст. 83 Закона о Конституционном суде). Конституционную жалобу вправе подать не только лицо, чьи права и свободы нарушены или ограничены, но и другое физическое лицо или орган, контролирующий осуществление прав и свобод человека, на основании письменного разрешения лица, чьи права нарушены (§ 2 ст. 83 Закона о Конституционном суде). Конституционная жалоба должна быть подана в течение 30 дней с момента получения индивидуального решения или совершения действий, которые нарушают или ограничивают права человека (§ 1 ст. 84 Закона о Конституционном суде). Если лицо пропустило срок для подачи конституционной жалобы, то при наличии обоснованных причин срок может быть восстановлен (§ 2 ст. 84 Закона о Конституционном суде).
--------------------------------
<1> Закон о Конституционном суде // Официальная газета Республики Сербии. 2007; 2011. N 99. Решение Конституционного суда 18/2013 // Там же. 2015. N 103; 2015. N 40.
Конституционная жалоба должна содержать персональный идентификационный номер гражданина, место жительства (наименование и место нахождения юридического лица, если данное лицо подает жалобу), права и свободы, которые были нарушены или ограничены, акты или действия, нарушившие данные права, точное требование, которое нужно разрешить, сумму компенсации материального или морального вреда, если она запрашивается, подпись лица, подающего жалобу, или представителя (§ 1 ст. 85 Закона о Конституционном суде). К конституционной жалобе лицо должно приложить копию оспариваемого индивидуального акта, доказательства того, что иные доступные средства правовой защиты были исчерпаны, данные о размере ущерба, а также другие доказательства, имеющие отношение к делу (§ 2 ст. 85 Закона о Конституционном суде). Заявление о возмещении ущерба может быть подано только одновременно с конституционной жалобой (§ 3 ст. 85 Закона о Конституционном суде). По общему правилу подача конституционной жалобы не приостанавливает действие оспариваемого индивидуального акта (§ 1 ст. 85 Закона о Конституционном суде). По ходатайству лица, подающего жалобу, Конституционный суд может приостановить исполнение отдельного акта или актов, если их реализация может нанести непоправимый ущерб заявителю, при условии, что приостановление этих актов не противоречит публичным интересам или правам третьих лиц (§ 2 ст. 86 Закона о Конституционном суде).
Если акт или действие нарушают или ограничивают гарантированные права и свободы многих лиц, но лишь часть из них подала жалобу в Конституционный суд, то решение Конституционного суда будет распространяться на всех лиц (ст. 87 Закона о Конституционном суде). Конституционный суд прекращает производство, если: 1) конституционная жалоба была отозвана; 2) государственный орган или организация, осуществляющие публичные функции, отменили акт или действие, нарушающее или ограничивающее права и свободы человека; 3) Конституционный суд не может продолжать процесс по процессуальным основаниям (ст. 88 Закона о Конституционном суде).
Конституционный суд может удовлетворить конституционную жалобу или оставить ее без удовлетворения из-за отсутствия обоснованности (§ 1 ст. 89 Закона о Конституционном суде). Если Конституционный суд приходит к выводу, что оспариваемый акт или действие нарушает или ограничивает права и свободы, он должен либо отменить оспариваемый акт, остановить оспариваемое действие, либо предпринять иные действия, необходимые для устранения последствий, вызванных актом или действием (§ 2 ст. 89 Закона о Конституционном суде). В случае удовлетворения конституционной жалобы Конституционный суд обязан одновременно принять решение по вопросу о возмещении материального ущерба и морального вреда, если такое требование было заявлено. Конституционный суд обязывает государственный орган выплачивать компенсацию в течение четырех месяцев со дня получения решения Конституционного суда. По истечении четырех месяцев государственный орган будет обязан в принудительном порядке выплачивать компенсацию, если он не исполнил решение Конституционного суда (§ 3 ст. 89 Закона о Конституционном суде). Законная сила решения Конституционного суда начинает распространяться на участников процесса с момента вручения им решения (§ 4 ст. 89 Закона о Конституционном суде). Конституционная жалоба является эффективным средством защиты в соответствии с 13-м докладом Комиссии по вопросам равенства и прав человека от 7 августа 2008 года <1>. В этот день впервые Конституционный суд вынес решение и опубликовал его в Официальном вестнике Республики Сербии <2>.
--------------------------------
<1> "Rakic и другие против Сербии". Решение ЕСПЧ (§ 39) 5 октября 2010 г.
<2> Официальная газета Республики Сербии. 2008. N 74.
Полномочия Конституционного суда по рассмотрению и вынесению решений по конституционным жалобам отражаются на правах участников гражданского судопроизводства. Конституционный суд истолковал положения Закона о Конституционном суде таким образом, что закон позволяет ему отменять решения, вынесенные судами общей и специальной юрисдикции, включая решения, вынесенные Верховным кассационным судом в качестве суда высшей инстанции в Республике Сербия. Это послужило началом неоднозначных отношений между Верховным кассационным судом и Конституционным судом. Внесенные в 2011 году поправки в Закон о Конституционном суде <1> лишили его полномочий по отмене судебных решений в рамках гражданского судопроизводства. Суд мог лишь установить, что права и свободы были нарушены или ограничены в ходе гражданского процесса, и данное решение могло служить основанием для пересмотра дела <2>. Но подобная ситуация продолжалась недолго. Вскоре после вступления в силу поправок Конституционный суд признал данные изменения неконституционными. Это решение вернуло Конституционному суду право отменять решения по гражданским делам, если суд приходил к выводу, что права и свободы человека были нарушены или ограничены в рамках гражданского судопроизводства.
--------------------------------
<1> Поправки в Закон о Конституционном суде // Официальная газета Республики Сербии. 2011. N 99.
<2> Это основание для пересмотра дела было закреплено в ГПК Сербии благодаря поправкам 2009 года // Официальная газета Республики Сербии. 2009. N 111. В 2011 году в ГПК Сербии (Официальная газета Республики Сербии. 2011. N 72; решение Конституционного суда // Там же. 2013. N 49; 2013. N 74; 2014. N 55) данное основание продолжало существовать, но было сформулировано иначе. Дело может быть пересмотрено в случае, если Конституционный суд установит нарушение или ограничение прав человека и укажет, что данные нарушения могли повлиять на результаты процесса.
Относительно пересмотра гражданского дела на основании нарушения или ограничения прав и свобод человека у нас теперь есть два параллельных набора правил. Один из них основывается на положениях Гражданского процессуального кодекса Сербии, другой - на решениях Конституционного суда.
В соответствии с п. 12 ст. 426 ГПК Сербии дело может быть пересмотрено по ходатайству стороны, если Конституционный суд в своем решении установил, что в ходе гражданского судопроизводства были нарушены или ограничены права и свободы человека. Это положение Гражданского процессуального кодекса служит основанием для пересмотра гражданского дела, только если нарушение или ограничение прав и свобод могло повлиять на исход дела. Если Конституционный суд установил нарушение или ограничение прав и свобод человека в ходе гражданского процесса, сторона может потребовать пересмотра дела, однако лишь компетентный суд принимает окончательное решение о пересмотре. Таким образом, дело будет пересмотрено, если компетентный суд установит, что нарушение или ограничение прав и свобод человека могло повлиять на исход гражданского судопроизводства.
Конституционный суд разработал свою собственную судебную практику, которая существенно отличается от норм ГПК Сербии. Своим решением Конституционный суд отменяет решение компетентного суда и постановляет, что дело подлежит пересмотру. Это означает, что компетентный суд должен действовать в соответствии с решением Конституционного суда и пересмотреть дело в течение срока, указанного в этом акте. Данная судебная практика Конституционного суда нарушает норму п. 12 ст. 426 ГПК Сербии, потому что отсутствует ходатайство стороны и компетентного суда, которые могли бы оценить, могло ли в действительности такое нарушение или ограничение прав и свобод человека повлиять на исход гражданского судопроизводства.
Полагаем, что данный вопрос должен быть решен в пользу Конституционного суда. Если суд приходит к выводу, что права и свободы человека были нарушены или ограничены, он предписывает компетентному суду пересмотреть гражданское дело в течение срока, изложенного в решении Конституционного суда. С другой стороны, лица должны иметь право на подачу конституционной жалобы в Конституционный суд, защищающий их права и свободы эффективным способом, без необходимости подачи заявления в ЕСПЧ.
5. Делегирование судебных полномочий публичным нотариусам и публичным приставам
Недавние изменения в сербском законодательстве направлены на уменьшение количества находящихся в производстве судов бесспорных дел и дел, связанных с принудительным исполнением судебных решений. Некоторые гражданские дела были переданы публичным нотариусам и публичным приставам. Таким образом, суды теперь рассматривают только дела, где наличествует спор о праве, что привело к уменьшению количества дел, находящихся в производстве судов.
В Конституции Сербии отсутствует четкая правовая регламентация делегирования судебных полномочий негосударственным органам и физическим лицам. В интересах более эффективного и правильного исполнения прав и обязанностей граждан и в целях удовлетворения их особо важных потребностей в жизни и труде Закон может предусмотреть делегирование выполнения определенных вопросов, находящихся в компетенции Республики Сербии, автономным областям и субъектам местного самоуправления (§ 1 ст. 137 Конституции Республики Сербии). Некоторые государственные полномочия могут делегироваться предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам (§ 2 ст. 137 Конституции Республики Сербии). Определенные государственные полномочия могут также передаваться особым органам, через которые выполняется регулирующая функция в определенных сферах и вопросах (§ 3 ст. 137 Конституции Республики Сербии). Положения ст. 137 находятся в главе "Государственное управление", что говорит о том, что передача полномочий Республики Сербии негосударственным органам и физическим лицам возможна лишь в отношении делегирования административных полномочий, а не судебных. Конституционный суд частично решил эту проблему, но только в отношении органов государственного принуждения, но не в отношении нотариусов.
Институт публичных нотариусов был введен Законом о публичных нотариусах <1>, который был принят парламентом Сербии в 2011 году. За последние пять лет в данный Закон были внесены многочисленные изменения. Первые 100 нотариусов появились лишь 1 сентября 2014 года. Вскоре после введения подобных новообразований был организован большой протест юристов. Они протестовали против тех полномочий, которые были переданы публичным нотариусам, утверждая, что это является нарушением Конституции. После почти четырех месяцев протестов Министерство юстиции решило сократить полномочия публичных нотариусов, однако следует отметить, что Конституционный суд еще не выносил решения о неконституционности данных положений.
--------------------------------
<1> Закон о государственных нотариусах // Официальная газета Республики Сербия. 2011. N 31; 2012. N 85; 2013. N 19; 2014. N 55; 2014. N 93; 2014. N 121; 2015. N 6; 2015. N 106.
Нотариус является юридическим экспертом <1>, назначаемым Министром юстиции. Он имеет право принимать различные заявления от сторон, подготавливать необходимые документы в отношении этих заявлений, выдавать заверенные копии этих документов в целях официального подтверждения некоторых фактов, а также проводить юридические консультации по некоторым вопросам (§ 4 ст. 2 Закона о государственных нотариусах). Нотариус вправе осуществлять следующие виды деятельности: 1) составление официальных документов по правовым сделкам, заявлениям и проверка фактов, имеющих значение для прав сторон и личных документов; 2) хранение документов, денег, ценных бумаг и других объектов; 3) осуществление иной деятельности, которая может быть ему поручена на основании закона или решения суда; 4) осуществление иных действий, установленных законом (ст. 4 Закона о государственных нотариусах). Нотариус не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью или иной деятельностью, которая несовместима с репутацией и независимостью нотариуса (§ 1 ст. 5 Закона о государственных нотариусах). Документ, выданный нотариусом в соответствии с настоящим Законом, является официальным документом, подлежащим обязательному исполнению в соответствии с законом (ст. 7 Закона о государственных нотариусах). Контроль за деятельностью государственных нотариусов осуществляется Палатой нотариусов, Министерством юстиции и судами, которые делегировали нотариусам часть своих полномочий.
--------------------------------
<1> Для назначения на должность необходимо юридическое образование, сдача квалификационного экзамена и пять лет юридической практики.
После почти ста лет существования системы судебной системы принудительного исполнения в 2011 году Закон об исполнительном производстве и безопасности <1> ввел новую профессию - публичные приставы, которые являются уполномоченными на взыскание задолженности лицами, не являющимися сотрудниками органа по исполнению судебных решений и приговоров. Первые подобные сотрудники начали свою работу в июне 2012 года. Разделение полномочий между судебными и публичными приставами проводили следующим образом: публичные приставы обладали полномочиями по контролю и исполнению требований по оплате коммунальных услуг и других аналогичных услуг <2>, а судебные приставы - по упорядочению и осуществлению исполнения решений по семейным делам и по делам о восстановлении работника. Во всех других случаях суд сам был ответственным за исполнение решений, которые можно было бы принудительно исполнить как в судебном порядке, так и с помощью публичного пристава, в зависимости от того, какой порядок выбрал кредитор. Введение института публичных приставов было подвергнуто резкой критике со стороны некоторых ученых, практикующих юристов и широкой общественности. Передача некоторых полномочий публичным приставам была поставлена под сомнение в Конституционном суде, однако в своем постановлении Конституционный суд четко заявил, что приведение в исполнение решений со стороны публичных приставов не является нарушением Конституции.
--------------------------------
<1> Закон об исполнительном производстве и безопасности // Официальная газета Республики Сербия. 2011. N 31; 2011. N 99; 2013. N 109; решение Конституционного суда // Там же. 2014. N 55; 2014. N 139.
<2> Было около двух миллионов подобных решений. После передачи их агентам нагрузка на суды значительно снизилась.
После четырех лет наличия двойного порядка разрешения данного вопроса (осуществление принудительного исполнения решения судом или в принудительном порядке с помощью публичных приставов, в зависимости от выбора, сделанного кредитором) в декабре 2015 года был принят новый Закон об исполнительном производстве и безопасности, который вступил в силу с 1 июля 2016 года. Лишь государственные приставы (их теперь называют государственными, для того чтобы подчеркнуть те полномочия, которые были делегированы им по закону) правомочны заниматься принудительным исполнением решений по коммунальным услугам. У судебных приставов остались полномочия по исполнению решений по семейным делам и по делам о восстановлении на работе, а также появились полномочия по принуждению к действию, бездействию, согласию для продажи совместного движимого и недвижимого имущества. Новый Закон об исполнительном производстве и безопасности расширил полномочия государственных приставов по сравнению с предыдущим законом, но он ввел более строгие условия для их назначения. Кроме высшего юридического образования и двух лет юридической практики, также требуется прохождение квалификационного экзамена <1>. Контроль за государственными приставами будет осуществлять Палата государственных приставов, Министерство юстиции и суды.
--------------------------------
<1> В соответствии с положениями Закона 2011 года не было необходимости в прохождении квалификационного экзамена. Тем не менее новый Закон предусматривает, что все государственные приставы, назначенные в соответствии с прежним законодательством, должны сдать экзамен до 1 января 2018 года, в противном случае они будут уволены с должности.
6. Заключение
В этом году после переговоров с Европейским союзом в Сербии ожидается появление новых глав 23 и 24 Конституции (судебная система, основные свободы и основы безопасности). В июле 2013 года сербский парламент принял Национальную стратегию судебной реформы на период 2013 - 2018 годов <1>. В процессе реализации были выявлены две серьезные проблемы, которые будут рассмотрены в этом году.
--------------------------------
<1> Национальная стратегия судебной реформы на период 2013 - 2018 годов // Официальная газета Республики Сербии. 2013. N 57.
Первая из них связана с правом на судебное разбирательство в разумный срок <1>. Судебные разбирательства в Сербии длятся очень долго. Из-за этого Сербия платит большие компенсации по решениям ЕСПЧ и Конституционного суда. В целях разрешения данной проблемы сербский парламент принял Закон о защите права на судопроизводство в разумный срок, который вступил в силу с 1 января 2016 г. <2>. Однако сейчас еще рано анализировать последствия введения этого Закона.
--------------------------------
<1> Закон о защите права на судопроизводство в разумный срок // Официальная газета Республики Сербии. 2015. N 40.
<2> Защита права на судопроизводство в разумный срок представляет собой серьезную проблему для сербской правовой системы.
Вторая проблема также связана с применением ст. 6 Европейской конвенции по правам человека. Право на правовую определенность является частью права на справедливое судебное разбирательство. Ни о какой правовой определенности не может быть и речи, когда суды выносят противоречащие друг другу решения. Должно быть обеспечено единообразное применение законов. Эта проблема не может быть решена только благодаря усилиям законодательной власти. Как уже было упомянуто выше, суды должны выносить решения в соответствии с Конституцией, международными договорами, законами и другими актами. Тем не менее следует отметить, что любой судебной системе необходимо иметь хорошо налаженную судебную практику. Если суд отходит от установленной судебной практики, то на это должны быть серьезные причины и основания. Данный вопрос остается на усмотрение Верховного кассационного суда, который может справиться с этой проблемой, используя механизмы, предусмотренные в Законе об организации судов и в Гражданском процессуальном кодексе Республики Сербии.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданский процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.