Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БОРЬБЫ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
К.В. БОРОДИН
Сеть Интернет за последние 20 лет с завидной для других средств массовой информации динамикой проникла во все сферы жизнедеятельности человека. Учеба, работа, развлечения, общение уже немыслимы без использования предлагаемых продуктов в Сети. Показатель охвата населения Интернетом в России с каждым годом растет. Фонд "Общественное мнение" приводит статистику: ежемесячно интернет-аудитория вырастает на 20% [1, с. 5].
Для начала определимся, что такое Интернет. "Интернет - это универсальная система объединенных сетей, позволяющих обеспечить включение любых массивов информации для представления ее пользователям, оказания справочных и других информационных услуг, а также совершения различных гражданско-правовых сделок на основе комбинаций информационно-коммуникационных технологий" [2, с. 6].
Рост общественных отношений, складывающихся в сети Интернет, и необходимость их правовой регламентации повлекли за собой объективную необходимость критического анализа адекватности правового инструментария, которым располагают на сегодняшний день различные отрасли права [3, с. 63].
Технологии в корне меняют информационную среду жизни людей, и это ставит перед всеми формами человеческих ассоциаций (форм их деятельности и существования) вопросы о понимании сути современной жизни. Проблемы гласности, открытости деятельности человека и органов, ответственных за установление порядка поведения и отношений лиц (физических, юридических), органов и организаций, создаваемых на современном этапе исторического развития, требуют особого внимания в условиях информационного и гражданского общества, уяснения их связи с уже существующими институтами экономики, социальной жизни, политических и правовых систем [4, с. 134].
Интернет породил новые виды социальных взаимоотношений, осуществляющихся в киберпространстве. Следовательно, для регулирования "кибервзаимоотношений" возникает необходимость формулировать новые "киберзаконы" [5, с. 6]. В.А. Копылов в свою очередь утверждает, что основной объем норм, подлежащих адаптации, содержится в актах информационного законодательства - основного источника информационного права [6, с. 214].
Развитие информационных технологий - одна из первоочередных задач государства. Отрасль информационных технологий является стратегически важным объектом для Российской Федерации, и в своем плане мероприятий под названием "Развитие отрасли информационных технологий" Министерство связи и массовых коммуникаций РФ среди важнейших задач государства по поддержке отрасли в 2013 - 2018 годах выделяет:
- развитие человеческого капитала за счет повышения уровня образования в области информационных технологий;
- повышение грамотности населения в области информационных технологий [7, с. 18].
Развитие отрасли информационных технологий тесно связано с внедрением сети широкополосного доступа (ШПД). Процент проникновения Интернета зимой 2014 года составлял 63%. Увеличение этого показателя до 80% - цель Минкомсвязи РФ, которую необходимо выполнить к 2018 году.
Для обеспечения доступа к сети Интернет всего населения Российской Федерации государство предпринимает все необходимые действия. Но стоит иметь в виду, что с ростом процента пользователей будет расти количество людей, пострадавших от злоумышленников в сети Интернет. Поэтому вопрос о правовом регулировании неправомерной деятельности в Сети необходимо решать заранее, в частности, речь идет о распространении вредной информации в сети Интернет.
Понятие "вредная информация" в настоящее время законодательно не закреплено, но двадцать лет назад на данный вид информации ученые уже начали обращать внимание. Рассмотрим понятие вредной информации с точки зрения ведущих юристов этой области.
И.Л. Бачило под вредной информацией подразумевает ложную, недобросовестную, искаженную информацию, которая распространяется с целью развязывания конфликтов, обострения противоречий вплоть до ведения информационных войн [8, с. 215].
В.Н. Лопатин отмечает, что вредная информация - это информация, не являющаяся конфиденциальной, но обусловливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет этим субъектам ее распространение (применение) [9, с. 401]. К числу вредной информации В.Н. Лопатин относит порнографию; информацию, разжигающую национальную, расовую и другую рознь; пропаганду и призывы к войне; ложную рекламу; информацию со скрытыми вставками, а также любую другую информацию, распространение которой наносит вред интересам человека, общества и государства [10, с. 145].
Н.Н. Ковалева придерживается определения вредной информации, данного Н.Н. Лопатиным. Вредную информацию Н.Н. Ковалева разделяет на группы: информация, направленная на разжигание ненависти, вражды и насилия; ложная информация (в том числе недоброкачественная, недобросовестная, ложная реклама); информация, содержащая посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию; непристойная информация; информация, оказывающая деструктивное воздействие на здоровье людей (в том числе технические устройства, действующая на психику людей) [11, с. 269].
В.С. Маурин под вредной также имеет в виду информацию, посягающую на важные интересы личности, общества и государства, характер и степень общественной опасности, воздействие которой обусловливает необходимость принятия государством мер, обеспечивающих надлежащую правовую защиту от ущерба, наносимого этим субъектам в результате ее распространения. При этом к вредной информации он относит ненадлежащую рекламу; информацию, посягающую на честь, достоинство и деловую репутацию; непристойную информацию или порнографию; информацию, возбуждающую дискриминацию прав и законных интересов личности; информацию, оказывающую неосознаваемое негативное воздействие на здоровье людей [12, с. 8].
В.А. Копылов считает, что воздействие вредной и опасной информации может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства [13, с. 54].
В методическом пособии для работников системы общего образования к вредной информации для детей относят эротику и порнографию, материалы, содержащие сцены насилия, убийства, агрессию, жестокость, пропаганду нездорового образа жизни, а также материалы, оправдывающие насилие и противоправное поведение. Отмечено, что информация такого рода может повысить у ребенка тревожность, расстроить его, вызвать страх, ужас, панику. Для детей и подростков в силу их неопытности угрозу представляет информация, содержащая ложные советы (например, об употреблении тех или иных лекарственных средств, приемов похудения и др.), пропаганду опасных для жизни и здоровья увлечений и игр, а также неэтичный контент (например, поданная под особым ракурсом информация о некоторых событиях и явлениях, нецензурная лексика и др.) [14, с. 93].
Учитывая все перечисленные определения, можно сделать вывод о том, что обобщающим признаком вредной информации является отрицательное влияние, а также обязательное ограничение пользователя от такой информации, полный запрет к распространению вредной информации либо ограниченный доступ (например, для отдельных видов вредной информации - ограничение по возрасту).
Интернет является одним из самых быстрых и доступных инструментов распространения вредной информации. Поэтому необходимо уделять особое внимание данной проблеме в Сети и вводить запреты на ее распространение на федеральном уровне. Вводимые правовым режимом ограничения должны отвечать тем целям и задачам, ради достижения которых они устанавливаются. Обеспечение баланса конституционно защищаемых ценностей является критерием, который позволяет правильно определить правовой режим информации. Различные ограничения в отношении доступа к информации связаны прежде всего с ее содержанием, необходимостью защиты прав и законных интересов общества, государства, личности. Конституционное регулирование ограничения доступа к информации является неотъемлемым элементом правового государства, а установление режимных требований возможно лишь тогда, когда режим ограничения доступа получил законодательное закрепление [15, с. 58].
Основная неправомерная деятельность в части распространения вредной информации указана в Федеральных законах "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", а именно:
- распространение информации, порочащей честь и достоинство человека;
- распространение информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей - информации (в том числе содержащейся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено [16, ст. 5];
- распространение информации, подрывающей основы конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- отправление электронных сообщений без возможности отказа от такой информации;
- распространение материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
- распространение информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
- распространение информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
- размещение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
- распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.
Самым популярным инструментом по распространению вредной информации в сети Интернет являются сайты. Сайтом в сети Интернет является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет [17, ст. 2].
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны иметь сайты в сети Интернет, на которых размещается необходимая информация. Интернет-контент имеет официальный характер и проходит обязательные модерации [18, ст. 14]. Размещение информации на сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления, распространение которой запрещено, невозможно, и поэтому далее по тексту будут рассматриваться интернет-ресурсы частного, коммерческого, информационного и развлекательного характеров, которыми владеют физические или юридические лица.
Размещенная информация, подпадающая под критерий вредной информации, может быть причиной блокировки всего интернет-ресурса и являться доказательством в суде. В настоящее время законодательно закреплены процедуры по ограничению доступа к сайтам [17, ст. 15.1]. Единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" каждый месяц вносит записи и блокирует интернет-ресурсы. Позитивная практика блокирования сайтов или указателей страниц сайтов говорит о правильно выбранной политике в области регулирования информации, подпадающей под ст. 15.1 ФЗ N 149-ФЗ. Результаты интеллектуального труда (творческих усилий и научных изысканий), создание новых информационных объектов получают правовую защиту в рамках институтов интеллектуальной собственности [19, с. 13].
Закрепленная на законодательном уровне возможность блокировки сайта обладает существенным минусом. Из-за технических недостатков процедуры блокировке могут подвергаться законопослушные сайты, правомерно распространяющие информацию, которая не запрещена на законодательном уровне. Это связано с размещением на одном сетевом адресе нескольких интернет-ресурсов. За все время действия Закона было необоснованно заблокировано более 300000 доменов [20].
Среди других методов, на которых должно строиться взаимодействие правообладателей и владельцев интернет-площадок, предпочтительней делать упор на саморегулирование и досудебное разрешение конфликтов. Но нельзя не согласиться с тем, что саморегулирование действует в той степени, в которой ему позволяет действовать государство [21]. Также успешным инструментом, запрещающим определенное поведение в интернет-сообществах, являются социальные нормы [22, с. 85].
К основным субъектам мониторинга правоприменения законодательства в области обеспечения безопасности от вредной информации в сети Интернет относятся:
- Министерство культуры Российской Федерации: осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, к обороту информационной продукции, относящейся к аудиовизуальной продукции, на любых видах носителей;
- Министерство связи и массовых коммуникаций: разрабатывает и реализует федеральные целевые программы обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции;
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): осуществляет формирование Единого реестра, устанавливает порядок взаимодействия оператора Единого реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в Едином реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети Интернет;
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор): осуществляет контроль и надзор за соблюдением образовательными учреждениями и научными организациями требований к информационной продукции, используемой как в образовательном процессе, так и при предоставлении образовательными учреждениями и научными организациями доступа к сети Интернет;
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор): осуществляет формирование Единого реестра в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства; контроль и надзор за соответствием требований информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов;
- МВД России: раскрывает преступления в сфере высоких технологий и проводит мониторинг сети Интернет; осуществляет формирование Единого реестра в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений.
Блокирование интернет-сайта должно быть только в крайнем случае, если досудебное разрешение конфликта не привело к желаемым результатам. Добросовестный владелец сайта заботится о репутации своего интернет-ресурса и поэтому готов удалить вредную информацию в кратчайшие сроки. Для более эффективной работы механизма по регулированию распространения вредной информации в сети Интернет необходимо отработать бесперебойную онлайн обратную связь с государственными органами. Обратная связь должна отличаться простотой функционирования и подачей минимального количества документов для рассмотрения заявления или апелляции.
Литература
1. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2014 - 2015. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12141.
2. Бачило И.Л. Информационное право: Учебник. М.: Юрайт, 2013. 564 с.
3. Терентьева Л.В. Сетевое пространство и государственные границы: вопросы юрисдикции в сети Интернет // Журнал Высшей школы экономики "Право". 2010. Вып. 1.
4. Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. М.: ЮРКОМПАНИ, 2013. 280 с.
5. Рассолов И.М. Право и Интернет. 2-е издание. М.: Норма, 2009. 210 с.
6. Копылов В.А. Интернет и право // НТИ (Теоретические проблемы информационного права). 2002. 512 с.
7. План мероприятий "Развитие отрасли информационных технологий". URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/30653/-.
8. Бачило И.Л. Информационное право: Основы практической информатики: Учебное пособие. М., 2001. 352 с.
9. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. 789 с.
10. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб.: Фонд "Университет", 2000. 428 с.
11. Ковалева Н.Н. Информационное право России: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007. 360 с.
12. Маурин В.С. Правовой анализ вредной информации в условиях информационного общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 31 с.
13. Копылов В.А. Информационное право. М., 2002. 512 с.
14. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность: Методическое пособие для работников системы общего образования. М.: Google, 2013. 165 с.
15. Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации / Отв. ред. И.Ю. Богдановская. М.: Юстицинформ, 2009. 344 с.
16. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (ред. от 02.07.2013) // Российская газета. 2010. 31 декабря. N 297.
17. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. 2006. 29 июля. N 165.
18. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // Российская газета. 2009. 13 февраля. N 25.
19. Якушев М.В., Войниканис Е.А. Информация. Собственность. Интернет. Традиция и новеллы в современном праве. М.: Волтерс Клувер, 2004. 109 с.
20. Реестр запрещенных сайтов // Официальный сайт проекта "Роскомсвобода". URL: http://reestr.rublacklist.net/visual/.
21. Perritt H. The Internet is Changing the Public International Legal System // KY L. REV. 2000. N 88.
22. Курбалийя Й. Управление Интернетом. Координационный центр национального домена сети Интернет. М., 2010. 208 с.
References
1. Petukhova S., Goncharov A. The Fund "Public Opinion". Internet in Russia. Winter 2012 - 2013 // Internet in Numbers. 2013. N 14. P. 8 - 14 (in Russian).
2. Bachilo I.L. Informatsionnoye pravo [Information Law]. Moscow: Yurayt Publ., 2010. 462 p.
3. Terenteva L.V. Network space and borders: issues of jurisdiction on the Internet // Pravo - Law. N 1. P. 63 - 68 (in Russian).
4. Bachilo I.L. Gosudarstvo i pravo XXI v. Realnoye i virtualnoye [State and law in the XXI. Real and virtual law]. Moscow: Yurkompani Publ., 2013. 280 p.
5. Rassolov I.M. Pravo i Internet [Law and Internet]. Moscow: Norma Publ., 2009. 210 p.
6. Kopulov V.A. Internet i Pravo [Internet and Law]. Moscow: Yurist Publ., 2002. 512 p.
7. Ministerstvo Svyazi i Massovykh Kommunikatsiy Rossiyskoy Federatsii. Plan meropriyatiy "Razvitiye otrasli informatsionnykh tekhnologiy" [Action Plan "Development of the information technology industry"]. Moscow, 2013. 23 p.
8. Bachilo I.L. Informatsionnoye pravo: Osnovy prakticheskoy informatiki [information Law: Fundamentals of practical informatics]. Moscow, 2001. 352 p.
9. Bachilo I.L., Lopatin V.N., Fedotov M.A. Informatsionnoye pravo [Information Law]. St. Petersburg: Press Law Center Publ., 2001. 789 p.
10. Lopatin V.N., Informatsionnaya bezopasnost Rossii: Chelovek. Obshchestvo. Gosudarstvo [Russia Information security: Man. Society. State]. St. Petersburg, 2001. 428 p.
11. Kovaleva N.N. Informatsionnoye pravo Rossii [Russian Information Law]. Moscow: Dashkov i K Publ., 2007. 360 p.:
12. Maurin V.S. Pravovoy analiz vrednoy informatsii v usloviyakh informatsionnogo obshchestva: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Legal analysis of harmful information in the information society: Author's abstract Diss. Kand (Law)]. Moscow, 2005, 31 p.
13. Kopulov V.A. Informatsionnoye pravo [Information Law]. Moscow, 2002. 512 p.
14. Soldatova G., Zotova Ye., Lebesheva M., Shlyapnikov V. Internet: vozmozhnosti, kompetentsii, bezopasnost' [Internet: Opportunities, competence, safety]. Moscow, 2013. 165 p.
15. Bogdanovskaya I.Yu. Pravo na dostup k informatsii. Dostup k otkrytoy informatsii [The right of access to information. Open access to information]. Moscow: Yustitsinform Publ., 2009. 344 p.
19. Yakushev M.V., Voynikanis Ye.A. Sobstvennost. Internet. Traditsiya i novelly v sovremennom prave [Property. The Internet. Tradition and novels in modern law]. Moscow: Volters Kluver Publ., 2004. 109 p.
21. Perritt H. The Internet is Changing the Public International Legal System // Kentucky Law Journal. N 88. P. 885 - 955 (in English).
22. Kurbaliyya Y. Upravleniye Internetom [Internet Governance]. Moscow: Koordinatsionnyy tsentr natsionalnogo domena seti Internet Publ., 2010. 208 p.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.