Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
П.У. КУЗНЕЦОВ
Одним из главных разделов знаний учебного курса "информационное право" являются знания информационного законодательства.
Напомним, что образовательный процесс в юридических вузах должен быть организован в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. N 464. В этом документе сформулированы требования, обязательные при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" [1].
Одним из таких требований является обучение студентов знаниям и умениям по решению профессиональных задач, связанных с применением нормативных правовых актов в информационной сфере. Названные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности сводятся не только к знанию нормативного правового массива и умению хорошо ориентироваться в нем, но и к навыкам его использования для правильной квалификации действий субъектов информационных правоотношений.
Например, в правоприменительной деятельности юристы должны уметь обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей правовые решения, а также совершать действия, связанные с реализацией правовых норм.
В правоохранительной деятельности на основе знаний законодательства - уметь обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства, а также предупреждать, пресекать, выявлять, раскрывать и расследовать правонарушения.
В экспертно-консультационной деятельности - уметь консультировать по вопросам права и осуществлять правовую экспертизу документов.
Невозможно без названных знаний и умений правильно ориентироваться в текстах законов и подзаконных актов, а вместе с тем и приобретать такие профессиональные компетенции, которые в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" определены как профессиональные способности.
Например, в соответствии с п. 5.2 названного документа выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- в нормотворческой деятельности - способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
- в правоприменительной деятельности - способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права и принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, а также применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности и юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства жизни;
- в правоохранительной деятельности - готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8), а также способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;
- в экспертно-консультационной деятельности - готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, способность толковать различные правовые акты и давать квалифицированные юридические консультации в конкретных видах юридической деятельности и др.
Глубокое изучение информационного законодательства в учебном процессе позволяет выпускникам юридических вузов овладеть названными профессиональными компетенциями.
Информационное законодательство как главный элемент информационного права занимает ведущее место в структуре информационного права, поскольку нормативный правовой массив обеспечения информационной сферы по своей природе является стабилизирующим звеном правового обеспечения информационного общества.
Информационное законодательство как самостоятельное направление системы правовой информации (российского законодательства) было зарегистрировано Указом Президента Российской Федерации "О классификаторе правовых актов" под шифром 120.000.000 (информация и информатизация) [2], поэтому можно считать, что это обстоятельство стало отправной точкой официального оформления информационного права в качестве самостоятельной отрасли права в нормативной его части.
Известно, что информационное законодательство является одной из форм (или источников) информационного права. Однако знание о форме (образе) предполагает и знание о сущности права как меры свободы [3, с. 136 - 137] и содержании - границах правил поведения субъектов правоотношений [4, с. 320 - 324], об общих нормативных дозволениях и запретах в информационной сфере [5, с. 45 - 65]. Вопрос о форме и содержании информационного права, их многообразии заслуживает отдельного внимания и описания со стороны исследователей в области науки. Например, актуальным является проблема официального электронного опубликования нормативных правовых актов [6, с. 12 - 19].
Развернутые знания об информационном законодательстве студенту нужны не только для формального приобретения навыков и умений квалифицированного применения норм информационного права, содержащихся в нормативных правовых актах. Изучение особенностей информационного законодательства необходимо еще с целью познания его структурных свойств и закономерностей развития [7, с. 324 - 337], а также его влияния на порядок правового регулирования информационных правоотношений и даже на формирование института правового мониторинга [8, с. 372 - 374].
Известно, какое значение в связи с этим обстоятельством имеют базовые законы разных отраслей права, которые не только закрепляют главные (основные) положения правового регулирования тех или иных отраслевых правоотношений, но и определяют режимные особенности такого регулирования. К ним относятся Конституция РФ для конституционного права, Гражданский кодекс РФ для отрасли гражданского права, Уголовный кодекс РФ для уголовного права, Кодекс об административных правонарушений РФ для административного права и т.д.
Для информационного права к таким базовым законам [9, с. 117] относится прежде всего Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [10] (далее - Закон "Об информации"), который занимает ведущее место в регулировании правоотношений информационной сферы.
Названный Закон закрепляет основные (базовые) понятия информационной сферы и их определения, общие принципы правового регулирования, общий правовой статус основных субъектов информационных правоотношений, а также общие дозволения, запреты и ограничения в информационной сфере.
Например, в ст. 2 закрепляет и определяет такие основные понятия информационного права, как "информация", "информационная система", "информационно-телекоммуникационная сеть", "доступ к информации", "обладатель информации", "оператор информационной системы", "владелец сайта в сети Интернет", "провайдер хостинга", "электронное сообщение", "информационные технологии" и др. Данные понятия и их определения носят легальный характер, они направлены на единое понимание зафиксированных в них терминов и должны учитываться законодателем при формировании норм федеральных законов и других нормативных правовых актов в информационной сфере общественных отношений.
Такое же значение для отраслевых норм информационного законодательства имеют зафиксированные в ст. 3 Закона "Об информации" принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. К ним относятся принцип свободы информации, принцип установления ограничений доступа к информации только федеральными законами, принцип открытости официальной информации, принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления, принцип обеспечения безопасности информационных систем и др.
В ст. 5 Закона "Об информации" приводится основная классификация информации по разным основаниям: в частности, по категориям доступа (общедоступная и ограниченного доступа), в зависимости от порядка ее предоставления или распространения (свободно распространяемая, по соглашению, обязательного предоставления или распространения, ограниченного распространения или запрещаемая для распространения). Причем оговаривается, что законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.
Важное значение для информационного законодательства имеют нормы Закона "Об информации", закрепляющие общий правовой статус основных субъектов информационных правоотношений - обладателя информации (ст. 6) и оператора информационных систем (ст. 16).
Кроме того, Закон "Об информации" определяет общий правовой режим и его условия:
- доступа к информации (ст. 8) и его ограничения на законных основаниях - защита конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 9);
- распространения (ст. 10) и документирования информации (ст. 11);
- формирования и использования информационных систем (ст. 13), информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 15);
- защиты информации (ст. 16), информационных систем (ст. 13) и использования информационных технологий.
К базовым законам информационного права относится и Закон "О персональных данных" [11], который определяет основные понятия в области защиты персональных данных, принципы и общие условия обработки последних (ст. ст. 5 - 10), правовой статус субъекта персональных данных (ст. ст. 14 - 17) и оператора их обработки (ст. ст. 18 - 22), а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных - органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи (в настоящее время это Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).
Основные положения Закона "О персональных данных" определяют условия общего правового режима персональных данных, а порядок регулирования отраслевых правоотношений в области обработки персональных данных регулируется Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" [12], Положением о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела [13], Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" [14] и др.
Изучение Федерального закона "Об электронной подписи" [15] (далее - Закон "Об электронной подписи") позволяет студентам получить элементарные знания в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий. Названный Закон закрепляет базовые понятия и их определения, имеющие значение в области использования электронных подписей (ст. 2), принципы использования электронной подписи (ст. 4), правовой статус субъектов информационных правоотношений в области использования электронных подписей (ст. ст. 8, 10, 13, 15 - 16), правовой режим различных видов электронных подписей (ст. ст. 6 - 7, 9, 11).
В зависимости от характера и вида деятельности субъекты информационного взаимодействия по своему усмотрению определяют выбор любого вида электронной подписи, если требование о применении конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами. Такой выбор может быть ограничен соглашением между участниками электронного взаимодействия в тех случаях, когда они предварительно уже определили конкретный вид электронной подписи. Свобода выбора является специфичным принципом (ст. 4) Закона "Об электронной подписи" и особенностью правового режима электронной подписи как объекта права.
Таким образом, базовые законы информационного права занимают особое место в системе информационного законодательства. Их специфика заключается в двух свойствах, они призваны:
а) определять с помощью общих (основных) положений нормативный правовой климат правового обеспечения для всей информационной сферы человеческой деятельности в целом, т.е. вне зависимости от отраслевого на нее воздействия;
б) непосредственно регулировать информационные правоотношения, возникающие по поводу информации и в связи с использованием главных объектов права информационного содержания (информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, массовой информации и информации ограниченного доступа, электронной подписи, информационных технологий, защиты информации и информационной безопасности).
К общим положениям базовых федеральных законов правового регулирования информационной сферы общественных отношений относятся:
- основные (базовые) понятия информационной сферы и их определения;
- принципы правового регулирования;
- правовой статус основных субъектов информационных правоотношений;
- общие правила поведения субъектов информационных правоотношений;
- общие дозволения, запреты и ограничения в информационной сфере.
Иначе говоря, нормы базовых законов информационного законодательства определяют основные положения общего правового режима информации и связанных с нею информационных систем. При этом правовые нормы базовых законов рассматриваются как общие нормы по отношению к отраслевым нормам, в них содержатся правовые дозволения, запреты и ограничения общего характера, которые являются основой правовых режимов объектов информационной природы. Такие объекты формируются в связи с возникновением конкретных правоотношений в области гражданского права, трудового права, предпринимательского права, финансового права, уголовного права, экологического и земельного права, процессуальных отраслей права.
В то же время названные общие положения являются нормативной основой правового обеспечения всей информационной сферы человеческой деятельности. Поэтому общие положения являются основой для всех (в т.ч. отраслевых) норм права, призванных регулировать правоотношения, возникающие по поводу отраслевых объектов, имеющих информационный характер. В состав такой основы входят общие понятия и их определения, принципы, общие права и обязанности субъектов информационной сферы и другие общие правовые положения, которыми должны руководствоваться все субъекты нормотворческой и правоприменительной деятельности.
Следовательно, нормы базовых законов, оставаясь нормативной основой информационной сферы, двуедино воздействуют на информационные правоотношения, поскольку они:
- устанавливают общие правила поведения субъектов в области информации, а также общие правила обеспечения правовой защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере;
- определяют общий правовой режим информации для отраслевых подгрупп правоотношений - гражданских, трудовых, административных, уголовно-правовых и др.
В юридической науке правовой режим как юридическая категория исследован достаточно основательно как на уровне общей теории права, так и на отраслевом уровне. Особое место занимают работы С.С. Алексеева, который юридический режим рассматривает как "целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм" [16, с. 250 - 251]. Причем, рассматривая природу отраслевых режимов, он делает вывод о том, что их своеобразие проявляется именно в правовых средствах, которые их образуют [17, с. 251]. Исследуя природу комплексных отраслей права, С.С. Алексеев выделяет особое свойство отраслевых правовых режимов, которое наделяет комплексные отрасли права юридической критериальной особенностью, равнозначной специфическим методам и механизмам регулирования [18, с. 180 - 183]. Такое качество правового режима вытекает из специальных свойств отраслевых принципов, основных понятий, особенностей правового статуса субъектов информационных правоотношений и других общих положений.
Поэтому изучение общих положений базовых законов информационного права необходимо еще и для того, чтобы понять его природу как комплексной отрасли права.
Литература
1. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26.
2. СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1260.
3. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. М., 2012.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., 2000. С. 320 - 324.
5. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в праве. М., 1989. С. 45 - 65.
6. Официальное электронное опубликование: История, подходы, перспективы / Под ред. проф. В.Б. Исакова. М., 2012.
7. Бачило И.Л. Информационное право: Основы практической информатики: Учебное пособие. М., 2001.
8. Бачило И.Л. Информационное право: Учебник для вузов. М., 2009.
9. Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект): Монография. М.: Юриспруденция, 2015. С. 117.
10. СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.
11. СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3451.
12. СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
13. Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609 // СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2242.
14. СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.
15. СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2036.
16. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 250 - 251.
17. Алексеев С.С. Указ. соч. С. 251.
18. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 180 - 183.
References
3. Perevalov V.D. Theory of State and Law: Textbook for bachelors. M., 2012.
4. Vengerov A.B. Theory of State and Law: Textbook for law schools. M., 2000. P. 320 - 324.
5. Alekseev S.S. General permission and the general prohibitions in the law. M., 1989. P. 45 - 65.
6. The official electronic publication: origins, approaches, perspectives / Ed. prof. V.B. Isakov. M., 2012.
7. Bachilo I.L. Information Law: The Basics of practical science. Proc. allowance. M., 2001.
8. Bachilo I.L. Information Law: a textbook for high schools. M., 2009.
9. Talapina E.V. State management in the information society (legal aspect): Monograph. M.: Law, 2015. P. 117.
16. Alekseev S.S. Right: ABC - theory - Philosophy: The experience of complex study. M., 1999. P. 250 - 251.
17. Alekseev S.S. P. 251.
18. Alekseev S.S. General Theory of Law: Textbook. 2nd ed., Revised. and ext. M., 2009. P. 180 - 183.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.