Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ ЛЕГАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Р.В. АМЕЛИН
С принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" из российского информационного законодательства исчезло легальное определение информационных ресурсов (ИР) и ряд важных норм, регулирующих их правовой режим. Между тем этот термин по-прежнему используется в более чем тысяче нормативных актов [1, с. 103], значительная часть которых принята уже после реформы информационного законодательства 2006 года. Достаточно упомянуть Постановление Правительства РФ от 14.09.2012 N 928 "О базовых государственных информационных ресурсах".
Н.Н. Ковалева считает, что возврат понятия "информационный ресурс" в Федеральный закон обеспечит возможность свободного использования многочисленных нормативных актов, в которых упоминается данная категория [1, с. 124]. Мы не полностью разделяем оптимизм автора, поскольку проблема как раз и состоит в том, что эти многочисленные нормативные акты имеют серьезные расхождения по поводу того, что именно понимать под информационным ресурсом. Однако чем больше времени пройдет до неизбежной реабилитации данного понятия, тем больший объем работы по приведению в соответствие нормативной базы предстоит впоследствии.
Ранее действовавшее законодательство определяло информационные ресурсы как "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)" [2].
Большинство современных авторов придерживаются данного определения с различными уточнениями. Как правило, используется термин "совокупность" (сведений, документов, баз данных и т.д.). Например, И.Л. Бачило под информационными ресурсами предлагает понимать "выделяемую совокупность знаний, сведений и иных форм представления информации, создаваемую, приобретаемую или получаемую и используемую правомочным субъектом в своих, публичных и частных интересах других субъектов в соответствии с законодательством, обычаями, традициями определенного государства и правилами международного сообщества" [3, с. 166 - 171].
В то же время отсутствие легальной дефиниции не могло не привести к размыванию границ понятия. В ряде случаев информационный ресурс отождествляют с информацией. Например, согласно Модельному информационному кодексу для государств - участников Содружества Независимых Государств информационные ресурсы - любая совокупность информации, включая документы, независимо от содержания, времени и места создания [4]. Случается, что к информационным ресурсам относят информационные системы. Например, в ГОСТ Р 27.601-2011 указано, что "информационные ресурсы включают как руководства, так и прочую документацию по обеспечению ТО, а также компьютеризированные информационные системы" (п. 7.4.1) [5]. В статье 11.2 Налогового кодекса РФ информационным ресурсом назван "Личный кабинет налогоплательщика", на самом деле представляющий собой информационную систему (подсистему), неотъемлемой частью которой являются технические и программные средства [6]. Следует отметить, что сайты достаточно часто относят в литературе к информационным ресурсам [7, 8, 9], хотя, на наш взгляд, важно аккуратно разделять сайт как информационную систему с веб-интерфейсом и сайт как набор документов (в том числе веб-страниц), размещенных в такой системе.
Но даже если остановиться на относительно устоявшемся в представлении законодателя и юридической науке понимании информационных ресурсов как совокупности (массива) документированной информации [10, с. 71; 11, с. 9 - 10; 12], определение все же будет неточным, поскольку остается вопрос о границах этой совокупности. Можно ли рассматривать как объект правоотношений произвольный набор документов (например, хранящихся в сейфе, выложенных на сайте, опубликованных в СМИ и т.д.)? Правомерно ли обозначать всю совокупность документированной информации государственных органов термином "государственный информационный ресурс" [13]? В каком случае совокупность документов образует особый предмет правового регулирования, и возникает ли он вообще? Может быть, "информационный ресурс" - всего лишь удобный обобщающий термин, а реальные правоотношения складываются исключительно по поводу отдельной документированной информации?
Ответы на эти вопросы можно получить, обратившись к понятию правового режима информационного ресурса.
Категория "правовой режим" неоднократно становилась предметом исследований как в трудах по общей теории права, так и по информационному праву [14, 15, 16]. Дискуссия о содержании этой категории далека от завершения, и мы, не вступая в полемику, позаимствуем определение, подходящее для наших целей. В данной работе под правовым режимом будет пониматься система юридических средств, сочетающихся в единую конструкцию, направленных на установление правомочия неопределенного круга субъектов по отношению к конкретно определенному объекту [17, с. 5].
Отметим, что, несмотря на отсутствие в законодательстве понятия информационных ресурсов, их правовой режим является темой многих современных исследований. При этом ряд авторов в данном контексте классифицируют информационные ресурсы по доступности, выделяя правовые режимы государственной тайны, коммерческой тайны, персональных данных и т.д. [18, с. 61]. Этот критерий классификации действительно находил отражение в ранее действовавшем законодательстве, но, на наш взгляд, здесь уместнее говорить о правовом режиме информации, нашедшем глубокое и системное обоснование в докторской диссертации Л.К. Терещенко [19]. Конечно, правовой режим информации, входящей в состав информационного ресурса, оказывает существенное влияние на правовой режим последнего, но далеко не исчерпывающее. Кроме того, представляется, что в состав информационного ресурса могут входить разные категории сведений (как секретные, так и несекретные).
Применительно к информации Л.К. Терещенко выделяет следующие элементы правового режима: целевое назначение; объект правового регулирования; правовое положение субъектов правового режима; комплекс способов правового регулирования и средств юридического воздействия [19].
В ранее действовавшем Законе содержание правового режима информационных ресурсов было закреплено в ч. 2 ст. 4. Он должен был устанавливаться совокупностью норм, определяющих: а) порядок документирования информации; б) право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах; в) категорию информации по уровню доступа к ней; г) порядок правовой защиты информации. Третья глава Закона регулировала различные аспекты пользования информационными ресурсами [2].
Многие из современных исследований правового режима информационных ресурсов заимствуют вышеперечисленные элементы, утратившие нормативность, но не теоретическое признание [18, 20]. В целом можно констатировать, что в юридической литературе присутствует относительно устоявшееся представление о правовом режиме информационного ресурса с различными подходами к его детализации. Прекрасную детализацию предлагает, на наш взгляд, Т.З. Шалаева (из законодательства Республики Беларусь понятие информационного ресурса не было исключено, что, видимо, позитивно сказывается на развитии научной мысли в этой области): "фактически алгоритм формирования правового режима ИР можно представить в виде композиционной последовательности юридических средств: целевая установка формирования ИР; порядок создания и формирования определенного состава ИР; документирование информационных единиц ИР по установленным правилам и стандартам; установление категории ИР по доступу; правила и условия учета, регистрации и управления ИР; определение права собственности и/или исключительных прав на ИР; условия финансирования и коммерциализации ИР; требования к информационной безопасности ИР; порядок и условия потребления/реализации (предоставления, распространения, использования) ИР; правовая защита и охрана ИР" [17, с. 9].
Наша принципиальная позиция по вопросу границ совокупности документированной информации заключается в том, что состав информационного ресурса не может быть определен произвольно. Как предмет правового регулирования и как системное образование информационный ресурс должен обладать свойством целостности, и это свойство может быть обеспечено только путем установления его правового режима. Более того, в отсутствие правового режима, подразумевающего нормативное закрепление перечисленных выше элементов, говорить об информационном ресурсе как особом объекте правоотношений неправомерно. Нет никакой надобности создавать новые терминологические сущности, если за ними стоит обычная информация (документированная информация).
Может показаться, что мы неоправданно сужаем границы понятия, которое используется во множестве совершенно различных контекстов. Например, говорят об информационном ресурсе конкретного пользователя (обладателя) [21, с. 19], информационных ресурсах организации, национальных информационных ресурсах и т.д. Но в этих случаях термин используется скорее в бытовом значении и не несет правовой нагрузки, которая не охватывалась бы содержанием терминов "информация" или "документированная информация". В то же время совокупность информации, которая формируется, обрабатывается и используется в соответствии с некоторым формально утвержденным порядком, объективно нуждается в рассмотрении в качестве особого объекта правоотношений, и термин "информационный ресурс" для ее обозначения представляется вполне естественным и соответствующим традициям российского законодательства.
Наша позиция находит отражение в следующих выводах.
1. Под информационным ресурсом следует понимать совокупность документированной информации, в отношении которой законом или иными нормативными актами установлен режим, включающий основания и порядок включения информации в состав информационного ресурса, а также порядок и условия ее использования (предоставления, распространения).
2. Свойство целостности является конститутивным для информационного ресурса и означает недопустимость произвольного расширения или сужения границ информационного ресурса. Имеется в виду не включение (исключение) документированной информации в состав ИР, а изменение критериев, в соответствии с которыми информация может (должна) включаться в его состав.
3. Особое значение целостность приобретает для государственных информационных ресурсов. Исходя из приведенного выше определения, следует констатировать значительное число таких ИР, несмотря на отсутствие легальной дефиниции. В первую очередь речь идет о государственных реестрах и информации, входящей в состав государственных информационных систем. В состав государственного информационного ресурса должна включаться только та информация, которая обусловлена целью его создания, и только в установленном законом порядке. Любое расширение состава сведений или оснований их включения в ИР должно осуществляться на основании закона. Среди причин, по которым целостность особо важна для государственных ИР, можно назвать следующие:
1) бюджетные затраты на формирование государственных информационных ресурсов;
2) для обеспечения достоверности ИР нужен продуманный подход к включаемым сведениям и их источникам;
3) "лишняя информация" вредна для решения задач государственного управления, как убедительно показал, в частности, Г.В. Атаманчук [22, с. 340];
4) сведения, включенные в состав информационного ресурса в установленном порядке, могут приобретать особое юридическое значение в зависимости от назначения информационного ресурса [23];
5) могут быть затронуты права граждан и юридических лиц, информация о которых включается в состав информационного ресурса.
Отметим, что целостность как конститутивный признак актуальна и для такого объекта правоотношений, как база данных (БД). На это совершенно справедливо указывает О.А. Корчемкина: "База данных - это единая целостная совокупность информационных элементов, образованная посредством логических и смысловых связей между ними. Рассматриваемый признак является одним из принципиальных при характеристике базы данных, поскольку позволяет отличать базу данных от простой компиляции - совокупности несистематизированных материалов" [24]. Однако критерии и средства обеспечения целостности БД и ИР будут отличаться. Логические и смысловые связи необходимы в первую очередь для поиска и обработки информационных элементов базы данных с использованием специальных программно-технологических средств. Таким образом, целостность базы данных - признак, находящийся в техническом измерении, в то время как целостность информационного ресурса полностью находится в измерении правовом.
Исходя из вышесказанного, нам представляются назревшими и актуальными следующие реформы российского информационного законодательства.
1. Возвращение понятия информационного ресурса как совокупности документированной информации, в отношении которой законом или иными нормативными актами установлен их режим.
2. Установление законодательных требований к правовому режиму информационного ресурса (перечень вопросов, подлежащих обязательному регулированию).
3. Установление специальных законодательных требований к правовому режиму государственных информационных ресурсов.
Сконструированное в данной работе легальное определение информационного ресурса может быть использовано при исследовании правового режима государственных информационных систем и правовой природы государственного реестра.
Литература
1. Ковалева Н.Н. Административно-правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении: Дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2013.
2. Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (утратил силу) // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
3. Бачило И.Л. Информационное право: Учебник (третье издание). М.: Юрайт, 2013.
4. Модельный информационный кодекс для государств - участников СНГ: принят в г. Санкт-Петербурге 23.11.2012 Постановлением 38-6 на 38-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2013. N 57 (часть 1). С. 44 - 73.
5. ГОСТ Р 27.601-2011. Национальный стандарт Российской Федерации "Надежность в технике. Управление надежностью. Техническое обслуживание и его обеспечение": утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.09.2011 N 415-ст.
6. Тишин А.П. Личный кабинет на сайте ФНС // Налоговая проверка. 2015. N 3. С. 22 - 32.
7. Кучеренко А.В. О правовом статусе блогера // Информационное право. 2015. N 1. С. 27 - 31.
8. Лазарев С.В. Направления развития информационно-коммуникационных технологий в России // Арбитражный и гражданский процесс. 2014. N 8. С. 41 - 45.
9. Телешина Н.Н. Реализация электронного правосудия в России (на примере Арбитражного суда Владимирской области) // Арбитражный и гражданский процесс. 2014. N 6. С. 44 - 50.
10. Акопов Г.Л. Информационное право: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
11. Солдаткина О.Л. Информационные ресурсы российской правовой политики: общетеоретический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010.
12. Старченко А.Ю. Информационные ресурсы органов исполнительной власти: проблемы определения понятия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: В 2 ч. Тамбов: Грамота, 2013. N 9 (35). Ч. II. С. 183 - 186.
13. Ковалева Н.Н. Органы публичной власти как субъекты управления в информационной сфере // Информационное право. 2013. N 2. С. 8 - 9.
14. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве / Под ред. Л.А. Плеханова. М.: Юридическая литература, 1989.
15. Исаков В.Б. Механизм правового регулирования // Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. М.: Юридическая литература, 1987.
16. Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. N 9. С. 19 - 25.
17. Шалаева Т.З. Правовой режим информационных ресурсов: проблемы правопонимания // Информационное право. 2014. N 4. С. 4 - 9.
18. Куликова С.А. Информационное право России: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям (направлениям) "Юриспруденция" и "Прикладная информатика в юриспруденции". Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2010.
19. Терещенко Л.К. Правовой режим информации: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2013.
20. Солдаткина О.Л. Информационные ресурсы российской правовой политики / Под ред. А.В. Малько. М.: Юрлитинформ, 2013.
21. Актуальные проблемы информационного права / Под ред. И.Л. Бачило, М.А. Лапиной. М.: Юстиция, 2016.
22. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2004.
23. Амелин Р.В. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений: предмет преступления // Уголовное право. 2015. N 1. С. 4 - 8.
24. Корчемкина О.А. Понятие и признаки базы данных как объекта права // Российский юридический журнал. 2012. N 1. С. 120 - 124.
Refrences
1. Kovaleva N.N. Administrativno-pravovoe regulirovanie ispolzovaniya informatsionnyih tehnologiy v gosudarstvennom upravlenii [Administrative-legal regulation of the use of information technology in public administration]. Doctoral Dissertation in Law. Saratov, 2013.
3. Bachilo I.L. Informatsionnoe pravo: Uchebnik [Information law. Textbook]. Moscow: Yurayt, 2013.
6. Tishin A.P. Lichnyiy kabinet na sayte FNS [My account Online Tax Service] // Nalogovaya proverka - Tax audit. 2015. N 3. P. 22 - 32.
7. Kucherenko A.V. O pravovom statuse blogera [On the legal status of the blogger] // Informatsionnoe pravo - Information law. 2015. N 1. P. 27 - 31.
8. Lazarev S.V. Napravleniya razvitiya informatsionno-kommunikatsionnyih tehnologiy v Rossii [Areas of development of information and communication technologies in Russia] // Arbitrazhnyiy i grazhdanskiy protsess - Arbitration and civil procedure. 2014. N 8. P. 41 - 45.
9. Teleshina N.N. Realizatsiya elektronnogo pravosudiya v Rossii (na primere Arbitrazhnogo suda Vladimirskoy oblasti) [Implementation of e-justice in Russia (for example, the Arbitration Court of Vladimir Region)] // Arbitrazhnyiy i grazhdanskiy protsess - Arbitration and civil procedure. 2014. N 6. P. 44 - 50.
10. Akopov G.L. Informatsionnoe pravo: Uchebnoe posobie [Information Law: tutorial]. Rostov-on-Don, Phoenix, 2008.
11. Soldatkina O.L. Informatsionnyie resursyi rossiyskoy pravovoy politiki: obscheteoreticheskiy aspekt [Information Resources of the Russian legal policy: general-theoretical aspect]. PhD Thesis. Saratov, 2010.
12. Starchenko A.Yu. Informatsionnyie resursyi organov ispolnitelnoy vlasti: problemyi opredeleniya ponyatiya [Information resources of the executive power: the problem definition]. Tambov, Gramota, 2013. N 35. Path II. P. 183 - 186.
13. Kovaleva N.N. Organyi publichnoy vlasti kak sub'ektyi upravleniya v informatsionnoy sfere [Public authorities as agents of governance in the field of information] // Informatsionnoe pravo - Information law. 2013. N 2. P. 8 - 9.
14. Alekseev S.S. Obschie dozvoleniya i obschie zapretyi v sovetskom prave [General permission and the general prohibitions in Soviet law]. Moscow: Yuridicheskaya literatura, 1989.
15. Isakov V.B. Mehanizm pravovogo regulirovaniya i pravovyie rezhimyi [The mechanism of legal regulation and legal regimes]. Problemyi teorii gosudarstva i prava - Problems of the theory of state and law. Moscow: Yuridicheskaya literatura, 1987.
16. Malko A.V., Rodionov O.S. Pravovyie rezhimyi v rossiyskom zakonodatelstve [The legal regimes in the Russian legislation] // Zhurnal rossijskogo prava - Journal of Russian law. 2001. N 9. P. 19 - 25.
17. Shalaeva T.Z. Pravovoy rezhim informatsionnyih resursov: problemyi pravoponimaniya [The legal regime of information resources: problems of law] // Informatsionnoe pravo - Information law. 2014. N 4. P. 4 - 9.
18. Kulikova S.A. Informatsionnoe pravo Rossii [Russian Information Law]. Saratov: SGU, 2010.
19. Tereschenko L.K. Pravovoy rezhim informatsii [The legal regime of information]. Doctoral Dissertation in Law. Moscow, 2013.
20. Soldatkina O.L. Informatsionnyie resursyi rossiyskoy pravovoy politiki [Information Resources of the Russian legal policy]. Moscow: Yurlitinform, 2013.
21. Aktual'nye problemy informacionnogo prava [Actual problems of information law]. Moscow: JUSTICE, 2016.
22. Atamanchuk G.V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya [Theory of Public Administration]. Moscow: Omega-L, 2004.
23. Amelin R.V. Vnesenie v edinyie gosudarstvennyie reestryi zavedomo nedostovernyih svedeniy: predmet prestupleniya [Adding to the Unified State Register of deliberately false information: the subject of crime] // Ugolovnoe pravo - Crime law. 2015. N 1. P. 4 - 8.
24. Korchemkina O.A. Ponyatie i priznaki bazy dannyh kak obekta prava [The concept and features of the database as an object of rights] // Rossijskij yuridicheskij zhurnal - Russian Law Journal. 2012. N 1. P. 120 - 124.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.