Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА
П.В. САМОЛЫСОВ
Основным контрольным инструментом в сфере государственного оборонного заказа (далее также - ГОЗ) являются проверки государственных заказчиков, головных исполнителей, исполнителей, федеральных органов исполнительной власти, других органов или организаций, а также их должностных лиц на предмет соответствия их деятельности требованиям законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа (далее - проверка в сфере ГОЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о проверках) <1>: "проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами".
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
Пункт 4.2 ст. 1 Закона о проверках определяет, что особенности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере ГОЗ устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Так как понятие "проверка в сфере ГОЗ" в рамках Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" <2> (далее - Закон о ГОЗ) не определено, приведем авторское понимание данной дефиниции: проверка в сфере ГОЗ - это совокупность мероприятий контролирующего органа, направленных на осуществление государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7600.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. N 613 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств" <3>, Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по оборонному заказу" <4> функции по контролю в сфере ГОЗ (за исключением лицензирования) с 1 января 2015 года перешли к Федеральной антимонопольной службе.
--------------------------------
<3> Указ Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. N 613 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 37. Ст. 4935.
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по оборонному заказу" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 1 (часть II). Ст. 279.
Законодательно полномочия контролирующего (антимонопольного) органа на проведение проверок в сфере ГОЗ закреплены в главе 5.1 "Государственный контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа" Закона о ГОЗ, состоящей из 10 статей: статья 15.1 "Функции контролирующего органа", статья 15.2 "Полномочия контролирующего органа", статья 15.3 "Предоставление информации в контролирующий орган", статья 15.4 "Проведение проверок контролирующим органом", статья 15.5 "Права работников контролирующего органа. Доступ должностных лиц, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица", статья 15.6 "Осмотр", статья 15.7 "Истребование информации и документов при проведении проверки", статья 15.8 "Общие требования, предъявляемые к протоколу, оставленному при проведении действий по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа", статья 15.9 "Оформление результатов проверки", статья 15.10 "Обязанность контролирующего органа по соблюдению охраняемой законом тайны и обеспечению конфиденциальности персональных данных".
Указанные глава 5.1 и статьи 15.1 - 15.10 вошли в состав Закона о ГОЗ 1 июля 2015 года <5> и являются обобщением опыта антимонопольных органов в организации, проведении и оформлении результатов проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 27. Ст. 3950.
Правовые нормы проведения проверок в сфере ГОЗ более подробно изложены в Порядке проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа (далее - Порядок проведения проверок в сфере ГОЗ), утвержденном Приказом ФАС России от 15 марта 2016 г. N 240/16 (зарегистрирован в Минюсте РФ за N 42508 от 10 июня 2016 г.), который является основным ведомственным документом, регламентирующим процедуру проверок в сфере ГОЗ.
Порядок проведения проверок в сфере ГОЗ определяет:
- права и обязанности должностных лиц контролирующего органа и проверяемого лица;
- порядок предоставления и размещения информации по вопросам организации и проведения проверок;
- состав, сроки и последовательность проведения действий контролирующего органа по проведению проверок;
- алгоритм принятия мер реагирования по результатам проверок;
- порядок взаимодействия контролирующего органа с юридическими лицами, иными органами государственной власти, учреждениями и организациями.
Приведем общие положения, определенные в Порядке проведения проверок в сфере ГОЗ:
- проверки бывают плановые и внеплановые;
- плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок;
- ФАС России и его территориальные органы могут проводить совместные проверки;
- проверка проводится на основании приказа руководителя антимонопольного органа и только во время исполнения служебных обязанностей;
- проверка проводится инспекцией ФАС России численностью не менее трех человек, инспекцией территориального органа ФАС России - не менее двух человек;
- выездная проверка проводится только при предъявлении служебных удостоверений и копии приказа руководителя антимонопольного органа;
- срок проведения проверки составляет не более чем тридцать календарных дней с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки (указанный срок может быть продлен руководителем антимонопольного органа не более чем на шестьдесят календарных дней);
- проверяемое лицо уведомляется о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до дня начала ее проведения, о внеплановой проверке - за двадцать четыре часа до начала ее проведения;
- проверки осуществляются с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне <6>;
--------------------------------
<6> Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235; Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 49. Ст. 4775.
- по результатам проверки составляется акт.
Плановая проверка проводится в отношении проверяемого лица, включенного в сводный план проверок, по истечении трех лет со дня:
- государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- окончания проведения контролирующим органом последней плановой проверки проверяемого лица.
Предметом плановой проверки является соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере ГОЗ проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.
Основаниями проведения внеплановой проверки являются:
- материалы, поступившие от правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, государственных заказчиков, головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа, указывающие на признаки нарушения законодательства в сфере ГОЗ;
- сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения законодательства в сфере ГОЗ;
- сведения о возможном неисполнении предписания по истечении установленного срока исполнения предписания, выданного по результатам проведения проверки или рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере ГОЗ;
- поручения (указания) Президента Российской Федерации и поручения Правительства Российской Федерации;
- обнаружение контролирующим органом признаков нарушения законодательства в сфере ГОЗ.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере ГОЗ проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности, а в случае проведения внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания предметом такой проверки является исполнение проверяемым лицом ранее выданного предписания.
Проверки в сфере ГОЗ подразделены на 4 этапа:
- I этап - подготовка проверки;
- II этап - проведение проверки;
- III этап - оформление результатов проверки;
- IV этап - принятие мер реагирования по результатам проверки.
Подготовка проверки в сфере ГОЗ состоит из следующих основных мероприятий:
- определение цели проверки;
- определение круга проверяемых хозяйствующих субъектов, установление их реквизитов, фактического местонахождения, состава руководства;
- получение санкции от руководителя антимонопольного органа;
- формирование персонального состава инспекции, привлечение к проверке специалистов, экспертов;
- издание распорядительных документов о проведении проверки;
- вводный инструктаж инспекции;
- внесение информации о проверке в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок <7>;
--------------------------------
<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О правилах формирования и ведения единого реестра проверок" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 19. Ст. 2825.
- уведомление проверяемого лица о проведении в отношении его проверки.
Основным документом, на основании которого проводится проверка в сфере ГОЗ, является приказ руководителя антимонопольного органа, который должен содержать следующие сведения:
1) наименование антимонопольного органа;
2) фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц антимонопольного органа, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов и представителей экспертных организаций;
3) наименование и адрес (место нахождения) проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество и место жительства проверяемого индивидуального предпринимателя;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) основания проведения проверки;
6) перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проверки, и сроки их проведения;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
8) даты начала и окончания проведения проверки.
Этап проведения проверки в сфере ГОЗ является основным.
Особенностью организации и проведения проверок в сфере ГОЗ является то, что все процедуры осуществляются с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В ходе документарной проверки в сфере ГОЗ проводится по месту нахождения антимонопольного органа в случаях, когда отсутствует целесообразность в проведении мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проверки на выезде.
В процессе ее проведения членами инспекции в первую очередь рассматриваются документы проверяемого лица, имеющиеся в распоряжении антимонопольного органа, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения в отношении проверяемого лица дел о нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере ГОЗ и об административных правонарушениях, иные документы о результатах осуществленных в отношении проверяемого лица действий по государственному контролю (надзору). При проведении документарной проверки руководитель инспекции направляет проверяемому лицу мотивированное требование о предоставлении документов (информации) по почте с уведомлением о вручении либо вручает ему или его законному представителю под роспись.
В ходе проверок в сфере ГОЗ, которые проводятся в выездной форме, необходимо учитывать следующее.
1. Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого лица и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.
2. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке антимонопольному органу не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении антимонопольного органа документах проверяемого лица;
- оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям законодательства в сфере ГОЗ без проведения соответствующего мероприятия по контролю;
3. Для выяснения обстоятельств, имеющих значение для проверки, члены инспекции имеют право производить осмотр территорий, помещений (за исключением жилых помещений), документов и предметов проверяемого лица (далее - осмотр). Процедура осмотра регламентирована статьей 15.6 "Осмотр" Закона о ГОЗ.
4. Для проведения осмотра обязательно наличие двух понятых, которыми могут быть любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Если для прохода и нахождения на осматриваемой территории требуется допуск к государственной тайне, то понятые участвуют в осмотре с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
5. Если для проведения осмотра требуются специальные познания, к его проведению по инициативе антимонопольного органа могут привлекаться специалисты и (или) эксперты.
6. В необходимых случаях при проведении осмотра осуществляются фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов, а также делаются копии записей, содержащихся на электронных носителях информации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
7. При осуществлении осмотра информация на электронных носителях копируется на электронные носители в двух экземплярах, которые помещаются в упаковку, обеспечивающую невозможность подмены или вскрытия упаковки посторонними лицами, после чего упакованный носитель приобщается к протоколу осмотра.
8. В случае если в процессе выездной проверки происходят нештатные ситуации в виде воспрепятствования доступу членов инспекции, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица, члены инспекции в рамках имеющихся у антимонопольных органов полномочий:
- документируют данные действия, в том числе посредством фото- и киносъемки, видеозаписи, с целью последующего приобщения этих документов к заявлению о преступлении по статье 318 УК РФ "Применение насилия в отношении представителя власти" <8>;
--------------------------------
<8> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.
- составляют соответствующие акты о воспрепятствовании доступу должностного лица на территорию (в помещение) проверяемого лица и протоколы по делам об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 19.4.2 "Воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов" КоАП РФ <9>);
--------------------------------
<9> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
- производят изъятие вещей и документов в соответствии со статьей 27.10 КоАП РФ;
- обращаются в правоохранительные органы на основании совместного Приказа МВД России и ФАС России о взаимодействии от 30.12.2004 N 878/215;
- вручают требования о предоставлении документов (информации).
В ходе этапа оформления результатов проверки в сфере ГОЗ антимонопольный орган анализирует полученные в ходе проверки в сфере ГОЗ и по требованиям документы (информацию) и составляет акт проверки, в котором указывает:
1) дату, время и место составления акта проверки;
2) наименование антимонопольного органа;
3) дату и номер приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки;
4) фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого лица (полное и краткое - если имеется), фамилию, имя, отчество и должность руководителя проверяемого лица или его представителя, присутствовавших при проведении проверки;
6) даты начала и окончания проверки, ее продолжительность и место проведения проверки;
7) краткое описание проанализированных документов и информации;
8) выявленные нарушения законодательства в сфере ГОЗ и доказательства, подтверждающие выявленные доказательства;
9) указания на конкретные правовые нормы, которые были нарушены проверяемым лицом;
10) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя проверяемого лица или его представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у проверяемого лица указанного журнала;
11) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
В случае выявления в ходе проверки признаков нарушения ч. 3 ст. 8 Закона о ГОЗ в акте проверки также указываются:
- краткое описание проанализированных документов и информации, указывающих на наличие признаков нарушения законодательства в сфере ГОЗ;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных признаках нарушений законодательства, перечисленных в ч. 3 ст. 8 Закона о ГОЗ.
Также в акте проверки могут быть отражены сведения о наличии в действиях проверяемого лица признаков нарушения законодательства Российской Федерации, рассмотрение которых не входит в компетенцию антимонопольного органа.
К акту проверки прилагаются с составлением описи протоколы проведения действий по осуществлению государственного контроля (надзора), объяснения должностных лиц проверяемого лица, другие материалы.
Акт проверки регистрируется в журнале регистрации актов проверок, а один экземпляр акта проверки с копиями приложений (за исключением документов, полученных от проверяемого лица) вручается руководителю проверяемого лица.
Заключительный этап - принятие мер реагирования по результатам проверки в сфере ГОЗ.
В случае выявления в ходе проверки признаков нарушения ч. 3 ст. 8 Закона о ГОЗ предписание может быть выдано только по результатам коллегиального рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере ГОЗ в соответствии с требованиями, определенными в главе 5.2 Закона о ГОЗ.
В случае выявления при проведении проверки иных нарушений законодательства в сфере ГОЗ проверяемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере ГОЗ.
Итоги проверки в сфере ГОЗ со всеми материалами докладываются заместителю руководителя антимонопольного органа, который по результатам их рассмотрения принимает следующее решение (решения):
- о составлении инспекцией докладной записки для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения ч. 3 ст. 8 Закона о ГОЗ;
- о подготовке инспекцией мотивированного заключения на возражения проверяемого лица и мотивированного ответа проверяемому лицу, в том числе ответа, которым вносятся изменения в предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере ГОЗ;
- о приобщении акта и материалов проверки к материалам рассматриваемого антимонопольным органом дела о нарушении законодательства в сфере ГОЗ в случае, если проверка проводилась в рамках рассмотрения такого дела;
- о передаче материалов проверки в соответствующий орган государственной власти по подведомственности в случае, если в ходе проверки были выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации, контроль (надзор) исполнения которого не входит в компетенцию антимонопольного органа;
- о передаче материалов проверки на хранение в структурное подразделение (отдел территориального органа), проводившее проверку, в случае отсутствия оснований для принятия мер реагирования или для приобщения к материалам дела, если проверка проводилась в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере ГОЗ.
В заключение заметим, что проведение проверок в сфере ГОЗ все чаще используется антимонопольными органами как эффективный способ наведения порядка в сфере государственного оборонного заказа. При этом антимонопольные органы стремятся к тому, чтобы подобная форма работа использовалась только при наличии достаточных оснований для проведения проверок в сфере ГОЗ и в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.
Список литературы
1. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235.
2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7600.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.