Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОХРАНЕНИЕ КЛИМАТА - АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ПРАВА
Ю.А. ТИХОМИРОВ
Громадные процессы экономического, политического, технологического характера обостряют такую планетарную проблему, как сохранение климата. К обычным природным явлениям добавляются такие изменения в окружающей среде, которые угрожают благополучию и существованию человечества. Климат служит своего рода конкретизированным измерителем ее состояния и динамики и требует серьезных усилий со стороны всех наук. Юридическая наука и практика призваны внести свой вклад в решение климатических проблем.
Современные государства уделяют большое внимание регулированию тех явлений жизнедеятельности, которые влияют на изменение климата. С одной стороны, расширяется международное сотрудничество в данной области и формируется система международно-правовых регуляторов. С другой стороны, государства совершенствуют свое экологическое законодательство в целом, выделяя в особую группу правовые акты и нормы о климате.
Появление нового правового института
Для людей всех континентов связь с природой является основой жизненного развития. Невозможно назвать все источники их существования без органической связи с окружающей средой. Причем в далекие столетия эта связь была чисто потребительской, когда дары природы и животного мира человек получал, приложив немало усилий. Но в последние десятилетия бурный научно-технический и торгово-экономический прогресс приводят к нанесению вреда окружающей среде и ее ресурсам. Загрязнение водоемов, пожары и уменьшение площади лесов, истощение почвы, природные и техногенные катастрофы стали своеобразным ответом.
Все более заметно меняется климат на планете и неожиданные перемены погоды, температурные скачки побуждают искать средства поддержания климата в устойчивых параметрах. В странах разных континентов применяются научные, технологические, правовые и организационные меры, и мировое сообщество теперь считает климатическую задачу важнейшей.
Какую роль играет право в решении климатических проблем? Это - признание устойчивости характеристик климата своего рода универсального императива, это - регулирование производственных и иных процессов с учетом "природных требований", это - обеспечение права человека на благоприятную окружающую среду, это - возложение на граждан и юридических лиц, на организации и государства обязанности беречь и сохранять природу и животный мир, это - введение ограничений и запретов, мер ответственности за нарушение экологических правил, это - организация сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды и сохранения устойчивых характеристик климата.
Действительно, наступила новая "экологическая эра" человечества, когда климат служит ее интегративным измерителем и показателем. Думается, настало время выделять экологическую функцию государства и международных институтов, определяющую задачи и содержание деятельности публичных институтов <1>. Пока же такая ориентация практически не наблюдается и немало решений и действий совершаются вопреки указанным целям.
--------------------------------
<1> См.: Тихомиров Ю.А. Государство. М.: Инфра-М, 2013.
Пришло время менять отношение системы права к проблемам экологии и климата. Вполне объяснима поэтому такая состоявшаяся несколько лет назад конференция Института законодательства и сравнительного правоведения "Проблемы экологизации права". При всей важности экологического и природоресурсного законодательства с подотраслями земельного, лесного и водного законодательства требуется воздействие и других регуляторов. Теория государства и теория права в широком контексте могут исследовать эти проблемы. Для конституционного права важны основные институты и права человека в данной сфере, для административного права - компетенция исполнительных органов и режимы регулирования, для гражданского права - договорные отношения и порядок возмещения вреда, для трудового права - стимулирование работников в экологической сфере, для уголовного права - меры ответственности за преступления, для международного публичного права - механизмы сотрудничества государств и деятельность международных организаций в сфере экологии и климата. Морское, воздушное, космическое право - в повестке дня.
В повестке дня - расширение объема преподавания тематики экологии и климата в школах, университетах и системе повышения квалификации. Знание в данной сфере следует считать важным показателем гражданской и профессиональной компетентности. С учетом такой гуманитарной составляющей человечество сможет успешно развиваться, поскольку конфликты будут уступать место согласию.
Показателем растущего внимания научной общественности к проблемам климата было совместное заседание секции права и секции экологии ЦДУ РАН 7 апреля 2016 г. на тему: "Климат планеты в фокусе права". Рассмотрение правовых, экономико-экологических и других аспектов темы убеждает в необходимости ее комплексного решения на основе сочетания норм национального и международного права.
Сказанное позволяет признать формирующуюся систему правового регулирования в области климата новым правовым институтом. Это - комплексный институт на основе конституционных положений и норм других отраслей законодательства, базой которого служит климатическая доктрина и упомянутый Федеральный закон об окружающей среде. Такой подход отражает тенденцию правового регулирования важнейших сфер жизни страны и мирового сообщества.
Международно-правовое регулирование климатических процессов
Столетиями каждая страна реагировала на природные явления, используя как собственные средства, так и совместно выработанные меры. Соглашения о взаимодействии постепенно расширялись и универсальность таких явлений побуждала искать новые формы международного сотрудничества в XIX и XX веках. Последние полстолетия характеризуются особенно интенсивным развитием международных регуляторов.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол, Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой, служат формированию прочной правовой базы. Шагом вперед стала подписанная в декабре 2015 г. главами 195 государств Климатическое соглашение ООН, которое закрепило основные принципы и систему глобальных действий на период с 2020 г.
Регулирование объемов выбросов парниковых газов, согласованная финансовая помощь уязвимым странам, введение информации в данной сфере - эти и другие меры являются очень актуальными. Россия приняла обязательства создать план адаптации к изменениям климата и ввести отчетность о его выполнении с 2020 г., к 2030 году - уменьшить выбросы парниковых газов до 70% от уровня 1990 года. Предстоит разработать правила выполнения соглашения.
С этой целью в Бонне 16 - 26 мая 2016 г. состоялась Конференция по изменению климата. И вот ее решения:
1) реализация Парижского соглашения предполагает работу по следующим направлениям:
а) обеспечение вступления в силу Парижского соглашения;
б) поддержка определенных на национальном уровне вкладов в глобальное реагирование на изменение климата;
в) мобилизация финансовых ресурсов, технологий и наращивание потенциала, до и после 2020 года;
г) расширение государственного и частного участия в осуществлении определяемых на национальном уровне вкладов;
д) создание возможностей для координации между инструментами и соответствующими институциональными механизмами;
е) обмен информацией, эффективной практикой, опытом и извлеченными уроками, в том числе в соответствующих случаях в отношении науки, планирования, политики и осуществления в связи с действиями по адаптации;
и) укрепление институциональных механизмов, в том числе обслуживающих Парижское соглашение;
к) углубление научных знаний о климате, включая исследования, систематическое наблюдение климатической системы и системы раннего предупреждения, таким образом, чтобы создать информационную основу для климатических услуг и оказывать поддержку процессу принятия решений;
л) оценка воздействий изменения климата и уязвимости в целях формулирования определяемых на национальном уровне приоритетных действий, принимая во внимание потребности наиболее уязвимых людей, мест и экосистем;
м) мониторинг и оценка планов, политики, программ и действий в области адаптации и обучение на их основе;
н) разработка детального механизма реализации Парижского соглашения;
о) разработка механизма для содействия осуществлению и поощрению соблюдения положений Парижского соглашения.
Соглашения подписаны, и согласованы программы действий. Теперь на международном уровне предстоит решить вопросы гармонизации норм и институтов и усилить внимание к формированию планетарно-гуманного мировоззрения людей и их адекватных действий. На национально-государственном уровне возникает сложный комплекс проблем, которые надо решить. Состояние и динамика климата как универсального индикатора природной среды зависят от многих составляющих как проявлений жизнедеятельности людей, организаций и государств. Почти все они находятся в сферах правового регулирования. Вопрос в том, чтобы повышать качество и эффективно консолидировать разные правовые регуляторы и добиться их действия.
Решения климатических проблем на национально-государственном уровне
Климат как суммарное выражение экологических процессов имеет и не имеет государственных границ, и поэтому международно-правовые нормы способствуют согласованной деятельности государств. Выполнение этих норм связано с комплексом действий экономического <2>, правового, научно-технического, организационного характера. Именно комплексность действий государств на всех уровнях - от национальных структур до региональных, местных организаций и предприятий позволяет последовательно решать задачи в данной сфере. Односторонние и опаздывающие действия резко снижают общий климатический эффект в масштабах страны и мирового сообщества <3>.
--------------------------------
<2> См.: Мезоэкономика развития. Москва: Наука, 2011.
<3> Правовое обеспечений единой государственной экологической политики Российской Федерации. М., 2011.
Выделяя правовой аспект, отметим прежде всего Распоряжение Президента РФ от 17 декабря 2009 г. "О Климатической доктрине Российского государства". Это - концепция и стратегия долгосрочной деятельности. Речь идет о формировании новой системы взглядов применительно к климату, об определении целей и принципов, это - политика в области климата и ее содержании, это - научные исследования и регулярная корректировка планов и действий, это - развитие нормативно-правовой базы, это - субъекты реализации политики в области климата.
Создается как общая, так и смешанная система правового регулирования в данной области. Конституционные положения составляют ее основу, а Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г.) позволяют вводить и использовать систему соответствующих правовых, экономических, технических и организационных мер.
Правительство Российской Федерации приняло распоряжение от 25 апреля 2011 г. N 730-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 30.07.2012 N 1384-р) во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. Утвержден комплексный план реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года. Федеральным органам исполнительной власти поручено обеспечить выполнение плана, утвержденного настоящим Распоряжением, в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников указанных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на выполнение полномочий в установленной сфере деятельности. Рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться планом, утвержденным настоящим Распоряжением, при формировании региональных программ социально-экономического развития.
Определены меры по укреплению и развитию информационной, научной, социально-экономической и кадровой политики в области климата.
Намечена реализация комплексного плана научных исследований погоды и климата, осуществляемых в Российской Федерации и обеспечивающих оценку и прогнозирование связанных с изменением климата угроз национальной безопасности, оценку рисков и выгод для экономики страны и ее территории, а также способности адаптации к изменению климата.
Актуально внесение изменений в программы социально-экономического развития Российской Федерации с учетом климатических рисков, смягчения антропогенных воздействий на климат и адаптации к климатическим изменениям.
Намечена разработка модели долгосрочного прогноза выбросов парниковых газов в Российской Федерации.
Предусмотрено распространение знаний об энергосбережении, повышении энергоэффективности и использовании возобновляемых источников энергии как методах решения проблем антропогенного влияния на климат.
Предстоит обеспечить доступ общественности к информации по вопросам изменения климата и его влияния на жизнь человека и общества. Тут и разработка учебных программ и программ подготовки и повышения квалификации кадров в области изменения климата.
Намечена минимизация последствий увеличения числа наводнений в связи с изменением количества осадков и повышением уровня Мирового океана, в том числе: разработка методики расчета рисков и оценки ущерба от увеличения количества осадков, повышения уровня Мирового океана и наводнений.
Отрадно внимание российского парламента к климатической проблеме. Важным в этом плане является обсуждение 15 июня 2016 г. на совместном заседании Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и секции Высшего экологического совета темы "Правовое регулирование выбросов парниковых газов в Российской Федерации". Планы, расчеты, правовые нормы - это очень хорошо. Теперь главное заключается в их практической реализации в каждой организации и в каждой отрасли. Поэтому столь важно Распоряжение Правительства РФ от 22 апреля 2015 г. "О Концепции формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации".
Шаг к решению задачи - ускоренная модернизация промышленности, внедрение новейших технологий, поиск новых научных решений <4>. Сумма усилий всех ячеек общества позволит стабилизировать климатические перемены.
--------------------------------
<4> См.: Тихомиров. Ю.А. Промышленное законодательство и новый нэп // Законы России. 2016. N 5.
Подчеркнем: опыт России и других стран в области климата - новая сфера сравнительного правоведения, предстоит расширить исследования лучших национальных практик в данной области.
Список литературы
1. Тихомиров Ю.А. Государство. М.: Инфра-М, 2013.
2. Тихомиров Ю.А. Промышленное право и новый нэп // Законы России. 2016. N 5.
3. Мезоэкономика развития. Москва: Наука, 2011.
4. Правовое обеспечение единой государственной экологической политики Российской Федерации. Москва, 2011.
5. Влияние международного права на национальное законодательство. М: Юриспруденция, 2007.
6. Сиваков Д.О. Водное право России и зарубежных государств. М.: Юстицинформ, 2010.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.