Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
Р.А. КЛЫЧЕВ
Развитие общества и общественной жизни исторически сопровождаются преобразованиями в системе социальной регуляции. Этому процессу сопутствует появление и отмирание социальных норм, изменение соотношения, формы взаимодействия, значимости и их роли в системе социальных регуляторов (религиозных, моральных, эстетических, правовых, политических и других).
На нынешнем этапе развития общества доминирование правовых норм в регулировании общественных отношений все более уступает место необходимости нахождения компромисса в определении соотношения взаимодействия между правом и иными социальными регуляторами в целях эффективного развития общества. При этом изменение или пересмотр ценностей, стереотипов, в целом видов общественных отношений в современном мире приводит к усложнению механизмов социального регулирования.
В разрешении этой проблемы ведущую роль должны сыграть рассмотрение и анализ механизмов социальных регуляторов как совокупности различных видов социальных норм, а также взаимодействия между регуляторами и их влиянием на поведение личности.
В связи с этим возникают вопросы о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы, в том числе на уровне конституций государств, с целью приведения ее в соответствие с изменяющимися условиями жизни.
Среди отечественных и зарубежных ученых свои труды данной проблеме посвящали С.С. Алексеев, М.И. Бобнева, М. Вебер, А.Б. Венгеров, Д.А. Керимов, Р.М. Лившиц, Е.А. Лукашева, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.С. Нерсесянц, Т. Парсонс, Т.Н. Радько, Ю.А. Тихомиров, Г.Ф. Шершеневич и другие.
В последние несколько десятилетий проблема взаимодействия и соотношения разнообразных видов социальных регуляторов получила наибольшее развитие.
Социальные регуляторы представляют собой те основные средства и формы, посредством которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Упорядочение поведения и общественных отношений между людьми реализуется при помощи разнообразных норм, в том числе социальных.
М.И. Бобнева определяет социальные нормы как "регуляторы социальных взаимодействий групп и их членов" <1>. Социальные нормы, отмечает Д.А. Керимов, выступают в качестве мощного фактора целенаправленного и осмысленного воздействия социальной общности на образ, формы и способы жизнедеятельности людей <2>. Нельзя не согласиться с Д. Марковичем, который определяет социальные нормы как правила поведения человека в обществе, согласно которым он должен повести себя таким образом, чтобы обеспечить согласованность индивидуального поведения, необходимого для осуществления основных социальных функций <3>.
--------------------------------
<1> Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. С. 7.
<2> Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2001. С. 101.
<3> Маркович Д. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1993. С. 237.
Вместе с тем представление социальных норм только как регуляторов поведения человека является не совсем верным. Социальные нормы в определенном смысле являются показателем функционирования организованных систем.
Социальные нормы, так же как и социальные регуляторы, распространяются исключительно на наиболее характерные массовые отношения, общественные институты. Случайные поступки могут не отразиться в норме.
В совокупности формы обобщения социальных интересов образуют систему регулирующего воздействия на общественные отношения. Социальные регуляторы являются и средством дальнейшего упорядочивающего воздействия на социальную систему.
Первостепенное место в данной системе занимает подсистема социальных регуляторов, выступающих в виде специфических правил поведения (право, обычаи, мораль, религия, нормы общественных организаций).
Среди многообразия социальных регуляторов особое место занимают правовые нормы, которые играют специфическую роль. Право выражает объективную потребность каждого общества в упорядочении взаимоотношений и действий его членов. Таким образом, обеспечивается целенаправленное и сознательное воздействие социальной общности как на жизнедеятельность отдельных индивидов, так и на общество в целом, что во многом обусловливается господствующим в политике этого государства типом правопонимания <4>.
--------------------------------
<4> Шальмин М.С. Мораль и закон // Юридические науки. М., 2004. N 6. С. 11.
Право, в отличие от прочих социальных регуляторов, характеризуется общеобязательностью установленных правил, использованием единого масштаба и меры ситуации к отношениям, применяемости на определенной территории, охраняемыми силой государства.
При всей своей самостоятельности, как и другие виды социальных норм, право реализует свои регулятивные функции не изолированно, а в тесном взаимодействии с иными социальными регуляторами. Особенно это относится к конституционному праву и конституционно-правовому регулированию общественных отношений.
В.С. Нерсесянц указывает, что юридический подход к проблеме соотношения и взаимодействия права с другими видами социальных норм с учетом правовых притязаний и адекватного (соответствующего специфике права и смыслу принципа правового равенства) правового типа, способа и формы удовлетворения данных притязаний (в меру их правомерности) обеспечивает определенную системную взаимную согласованность и единство различных социальных регуляторов по правовому критерию с точки зрения принципа свободного действия всех этих регуляторов (и видов социальных норм) по единому, всеобщему и общезначимому правовому основанию <5>.
--------------------------------
<5> Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2000. С. 76.
Правовое регулирование имеет свои пределы. Необходимо отметить, что сегодня законодатель стремится минимизировать свое вторжение в нравственно-этическую сферу общества, которая традиционно регламентируется иными социальными регуляторами общественных отношений, в том числе моралью. Однако можно наблюдать и отражение морально-этических категорий в правовом в целом и в конституционно-правовом регулировании - в частности. В том числе нормами конституционного права закрепляются требования определенного морального "модуля" образа жизни и поведения, например для судей конституционных, уставных судов, в целом для государственных служащих, особенно правоохранительной сферы.
Мораль регулирует взаимоотношения людей в каждой сфере общественной жизни. Право и мораль - это понятия, взаимодополняющие друг друга, которые никоим образом не должны противопоставляться. От эффективного взаимовлияния данных регуляторов существенно зависят состояние законности и правопорядка в государстве, уровень правовой культуры и правосознания общества и его граждан. В целом состояние морали прямо отражается на формировании и действии права, его качестве и эффективности.
Таким образом, взаимодействие морали и права выражается во взаимном влиянии друг на друга, которое должно способствовать прогрессу нравственных и правовых отношений, увеличивать регулятивный потенциал правовых норм.
Нормы морали не могли не быть отраженными законодателем в нормативно-правовых актах, так как обладают высоким регулятивным потенциалом. Так, Федеральным законом "О прокуратуре" <6> установлено, что прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, которые обладают необходимыми профессиональными и моральными качествами.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
Другим примером отражения моральных норм в нормах законодательства выступает уголовный закон. Деяния, которые удовлетворяют моральным стандартам, принятым в обществе, даже при условии, что они внешне схожи с преступлениями, могут фиксироваться как правомерные (причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, - статья 38 Уголовного кодекса Российской Федерации) <7>.
--------------------------------
<7> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
Таким образом, взаимоотношение данных социальных регуляторов общественных отношений довольно противоречиво и тесно связано с ненормативным ценностным воздействием. Необходимо отметить, что в новой российской действительности роль и механизмы взаимодействия права и морали значительно изменились. Между моралью и правом все время существовали противоречия, поскольку сочетание этического и юридического было сложнейшей проблемой всегда. При этом нарастание несоответствия между моральными и правовыми нормами в любой исторический период говорит о неблагополучии в общественной жизни, поэтому важна деятельность, направленная на преодоление возникающих коллизий.
Не менее значимым социальным регулятором выступает обычай. Обычай можно считать сложившимся социальным регулятором лишь в том случае, когда по длительности следования конкретному образцу поведения это становится привычкой личности или общества. Эффективность права зависит от трансформации обычая в нормы права.
Право, существовавшее в виде обычая, обладало свойством со временем преобразовываться в закон, и, напротив, норма закона могла постепенно приобретать форму обычая.
Так же как и мораль, обычай оказал и оказывает значительное влияние на право. В некоторых странах санкционированный обычай становился формой (источником) права. Обычай (адаты) это источник права в мусульманских странах наряду с шариатом. В Российской Федерации - это нормы гражданского права, где признаются обычаи делового оборота. Также сохранилась фиксация правовых обычаев в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
При противоречивом действии отдельных регуляторов в различных отраслях общественного производства, отмечает профессор А.Б. Венгеров, при образующемся в других областях "регулятивном вакууме" возникают деловые обычаи, соблюдение которых обеспечивается силой общественного мнения, пониманием эффективности их последствий и так далее <8>.
--------------------------------
<8> Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000. С. 310.
Применительно к Российской Федерации как к многонациональному государству отметим, что законодатель должен применять механизмы, которые будут интегрировать обычаи в систему права. Многочисленные правовые реформы отечественного законодательства в части упразднения норм обычного права авторитарным способом ни разу не принесли положительного результата. Необходимо достижение равного соотношения соответствующих социальных норм с правовыми регуляторами межнациональных отношений, а по возможности их взаимодействия и взаимопроникновения.
В частности, имеет место широкое использование обычаев, деловых обыкновений в сфере местного самоуправления, где они зачастую выступают как средства реализации норм конституционного и муниципального права, обращенных к муниципально-правовым отношениям <9>.
--------------------------------
<9> См. об этом, в частности: Усманова Р.М. Муниципальное право в системе публичного регулирования общественных отношений. Проблемы теории и практики. М.: Проспект, 2015; Фадеев В.И. Местное самоуправление в России: исторический опыт и современная практика правового регулирования // Lex russica. 2014. N 4; Шайхуллин М.С. О традициях местного самоуправления в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 12; Он же. Традиции местного самоуправления для муниципальной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 12.
В настоящее время значительно расширилась сфера действия религиозных норм, претендующих на роль ведущего социального регулятора, интегрирующего в себе элементы не только лишь религиозных, но и моральных, а нередко и правовых норм. По мнению М.С. Шальмина, с учетом того что различия правовых и религиозных норм не настолько велики, а единство их глубже и всестороннее, взаимосвязь рассматриваемых регуляторов более предпочтительна для прогресса общественных отношений в виде взаимной поддержки, а не в виде конфликта <10>.
--------------------------------
<10> Шальмин М.С. Теоретические аспекты взаимодействия правовых и религиозных норм // Региональный вестник молодых ученых. М., 2005. N 1. С. 63.
Обращает на себя внимание то, что во многих религиозных книгах содержатся положения о нравственных принципах поведения, о судебных разбирательствах и гражданских сделках, о преступных деяниях и наказаниях за их совершение, не говоря уже о подробной регламентации и обрядовой стороне. Обусловлено это тем, что оба явления выступают в виде социально-нормативных детерминант поведения личности.
Религиозные нормы предстают в виде социально-нормативных детерминантов поведения личности, словесно четко оформленных и тщательно регламентированных. По мере социального, научно-технического и культурного развития общества религия отделяется от процесса жизнедеятельности людей и становится самостоятельной доктриной. Подобные религиозные нормативные предписания зачастую являются прообразом правовой институализации.
Сложность во взаимодействии правовых и религиозных норм выражается в том, как в отечественном законодательстве закреплено положение религиозных институтов в системе общественных отношений. В Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация является светским государством и ни одна религия не может устанавливаться обязательной или государственной. Важную роль играет специальный источник конституционного права - Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" <11> (в ред. от 28 ноября 2015 г.).
--------------------------------
<11> Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
Таким образом, институциональное согласование вышеназванных, наиболее значимых, социальных регуляторов с требованиями общества и интересами отдельной личности создает основу для законности и правопорядка.
Применение конституционного регулирования к общественным отношениям является объективным показателем значимости определенных групп и видов таких отношений в конкретно-исторических условиях развития государства.
По своей сути конституционализация может быть определена как перманентный процесс надлежащего качественного объективирования и оформления национальной правовой материи во всех конституционно признанных и допустимых для нее первичных (спекулятивно-умозрительных) и вторичных (материально-письменных) формах <12>. Иными словами, возведение нормы в статус конституционного положения.
--------------------------------
<12> Крусс В.И. Перспективы и проблемы конституционализации российского законодательства // Юридический вестник ДГУ. 2013. N 4. С. 70.
Если говорить о Конституции РФ в ее нынешнем виде, то декларирование приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности созвучно с идеями христианства о гуманизме и включает требование о том, что человеколюбие и справедливость должны охватывать каждую отрасль права. Таким образом, по Конституции РФ все ценности должны определяться в первую очередь интересами личности и все, что делается вопреки личности, должно быть признано нелегитимным.
Мораль и право, в том числе конституционное, развиваются с разной степенью динамики. Право - более консервативная система, поэтому зачастую изменения в моральной системе предшествуют изменениям в правовых нормах. Они могут быть источником модернизации права.
В России, где никогда не было оптимального баланса коллективизма и индивидуализма, привнесение в политико-правовое, да и в моральное поле ценностей, конституционно зафиксированных прав и свобод, скорее всего, пока работает на укрепление позиций одностороннего индивидуализма, взрывающего социальную консолидацию.
В связи с этим эффективное правовое регулирование общественных отношений возможно для представления как в определенной мере установленное устройство конституционного характера, а процесс юридизации общественных отношений в рамках подобного устройства - как постепенная конституционализация в целом правового порядка.
Нельзя не затронуть вопрос о воздействии международного права на конституционное в области конституционализации прав и свобод человека, стремящегося создать юридическую базу для прогрессивного развития правосознания и правоприменительной практики. Здесь возможности международного права всецело связаны с отходом значительного числа государств от доктрины абсолютного суверенитета и идеи полной независимости конституционного развития от международного права. Для Российской Федерации это открыло возможность для продолжающегося и поныне процесса имплементации широкого перечня норм международного законодательства в отраслевое (трудовое, уголовное, уголовно-исполнительное и т.д.).
В теории и практике современного российского конституционализма, основанного на признании общедемократических ценностей правового государства и рыночной экономики, лишь формируется новая концепция защиты прав и свобод человека и гражданина, в особенности социальных и экономических, в том числе реализуемых посредством их судебной защиты.
Перспективы текущей конституционализации российского законодательства находятся в решающей зависимости от уровня конституционно-правовой культуры законодателя, его приближения к конституционному пониманию права.
Литература
1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000.
3. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2001.
4. Крусс В.И. Перспективы и проблемы конституционализации российского законодательства // Юридический вестник ДГУ. 2013. N 4. С. 70.
5. Маркович Д. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1993.
6. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2000.
7. Шальмин М.С. Мораль и закон // Юридические науки. 2004. N 6.
8. Шальмин М.С. Теоретические аспекты взаимодействия правовых и религиозных норм // Региональный вестник молодых ученых. 2005. N 1.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.