Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА: КЛАССИЧЕСКИЕ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ И ДОПУСТИМЫЕ
И.В. ТЕПЛЯШИН
Основной путь в институциональном и содержательном становлении институтов гражданского общества Россия прошла. Сформирована многопартийность, функционируют общественные объединения, действует институт местного самоуправления, законодательно закреплены институты публичных мероприятий и обращений граждан, проводятся выборы и референдумы. Тем не менее развитие гражданского общества в современной России, формирование эффективной политической системы общества обусловлены характером и тенденциями развития демократических отношений, новой управленческой правовой культуры общества.
В свою очередь, общественность представляет собой относительно новую для российской юридической науки и политической практики категорию, которая в той или иной мере исследуется современными учеными, в первую очередь в контексте участия в государственном и муниципальном управлении. Так, под общественностью понимают общество, передовую ее часть, выражающую его мнение <1>. Эта часть концентрированно выражает политическую, общественную позицию, показывает настрой, культурно-духовное, национально-конфессиональное состояние общества. При этом общественность необходимо рассматривать прежде всего в разрезе современного, действующего состояния общества, ее текущего политико-правового развития и институционального содержания. Здесь следует исходить из того, что общественность, в особенности как часть общества, выступает показателем настроений и стремлений обществ, что, в свою очередь, позволяет определить политическую, национальную зрелость многонационального народа. Кроме того, представители общественности напрямую не связаны с государственной властью, непосредственно не участвуют в осуществлении правоприменительной и управленческой деятельности, а также не наделены императивно-властными средствами и не являются основными звеньями государственного аппарата.
--------------------------------
<1> Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. М.: Оникс: Мир и Образование, 2007. С. 976.
Это обусловливает необходимость дополнительного изучения и сущностного понимания содержания институтов гражданского общества, которые обладают необходимыми ресурсами в решении социально значимых проблем и задач. Но здесь важно преодолеть общественный партикуляризм и сформировать прогрессивную систему взаимодействия общества и государства.
В этом плане представляется перспективным формирование обновленной формулы участия граждан в развитии российской политической системы, где такие категории, как гражданский долг, гарантии гражданской оппозиции, эффективность общественного контроля, системность общественного мониторинга, станут рассматриваться как комбинированные правовые средства реализации законной инициативы и стремлений граждан в сфере государственного управления.
Представляется целесообразным определить следующие формы участия граждан в управлении делами государства. При этом, основываясь на политической и конституционно-правовой практике, можем обозначить три группы таких форм: классические, перспективные и допустимые.
1. Классические формы. Это выборы, референдум, обращения граждан, публичные мероприятия (собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирования), формирование и деятельность общественных объединений (политических партий, общественных движений и др.). Местное самоуправление, которое включает собственные общие (выборы, референдум и т.д.) и специальные (органы местного самоуправления, конференция граждан, отзыв выборных должностных лиц и др.) формы его осуществления.
Эти формы можно уравнять с институтами демократии. Но важно понять, что осуществление действующей демократической системы основывается на определенных принципах, которые необходимо не только нормировать, но и развивать. Среди них: научный прогресс и сосредоточение усилий на возобновлении научного ресурса; систематическое отслеживание уровня эффективности действия нормативных правовых актов в сфере гарантирования общественных институтов, определение динамики данного законодательства; полноценное функционирование института общественного присутствия в законотворческой деятельности. Так, современная юридическая наука проводит конструктивное осмысление таких сторон гражданского общества, как: принципы взаимоотношений личности, общества и государства; общественный контроль в отношении государственного аппарата; независимость, самосохранение и самодостаточность гражданского общества; состояние политико-правовой автономии и активности личности; развитие общественно-политических институтов гражданского общества, взаимосвязь гражданского общества и международных институтов и др. Эти и другие институты находятся в русле развития эффективной российской государственности, механизма гарантирования прав человека и создания условий для реального участия граждан в управлении делами государства.
2. Перспективные формы. В целом они связаны с государственно-частным партнерством. Общие параметры данных форм участия граждан в управлении делами государства законодателем нормированы, но практика их реализации сегодня только складывается.
Ярким примером может служить правовой статус Общественной палаты Российской Федерации. Надо сказать, что этот орган получает преимущественно положительные отзывы, выступая при этом площадкой для формирования и деятельности новых общественных структур. Это также деятельность советов, комиссий, иных общественных групп, создаваемых при органах государственной власти. Важно не забывать место и роль подобных общественных объединений на региональном уровне.
Это выступления экспертов при обсуждении законопроектов на заседаниях комитетов федерального и регионального парламентов, а также участие данных специалистов в работе судебных органов, в частности Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Кроме того, к указанной группе можно отнести непосредственное участие граждан в управленческом механизме. Речь может идти о присяжных заседателях при осуществлении судопроизводства; независимых экспертах и специалистах, участвующих в работе конкурсных комиссий при поступлении на государственную службу или урегулировании конфликта интересов. Это также члены избирательных комиссий, представляющих интересы общественных объединений и иных структур гражданского общества. Возможно, такую роль можно адресовать депутатам представительных органов местного самоуправления, законодательных органов субъектов Российской Федерации, которые осуществляют свою работу на непостоянной основе.
Институт проведения независимых правовых экспертиз. Здесь можно говорить об альтернативных государственным экспертных объединениях, агентствах, отдельных специалистах, предметом исследования которых являются законопроекты и уже вступившие в силу законы, устанавливающие порядок и результаты деятельности государственных органов и органов местного самоуправления через призму реализации ими общественных потребностей, гарантирования прав и законных интересов граждан. Вместе с тем особое место занимают антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, проводимые институтами гражданского общества и гражданами <2>.
--------------------------------
<2> ФЗ от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов и проектов нормативных правовых актов" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 29. Ст. 3609.
Сегодня активно реализуются гражданские инициативы. Это деятельность негосударственных групп, прежде всего общественных объединений, иных институционально оформленных и имеющих легальный конституционно-правовой статус организаций, которые обоснованно выступают с критикой тех или иных действий властей, выявляют недостатки в их деятельности, формируют на этой основе предложения по совершенствованию российского законодательства. Правотворцу можно предусмотреть привлечение институтов гражданского общества к осуществлению федеральными органами исполнительной власти мониторинга правовой деятельности должностных лиц и государственных служащих. Это деятельность политически ориентированных инициативных групп и объединений по реализации гражданских инициатив, например работа Общероссийского народного фронта, негосударственных СМИ и фондов, участие граждан в форумах, диспутах, конференциях и других публичных мероприятиях, позволяющих обсуждать содержательные компоненты деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Озвученная, систематизированная, критически обсуждаемая информация, подпадающая под общественную оценку, будет способствовать формированию наиболее эффективной организационно-управленческой модели деятельности компетентных органов и должностных лиц. Такой уровень гражданской активности сможет "подхватить" общественно значимые интересы и стремления граждан и, распределяя их, передать компетентным органам. Такая информация, озвученная на публичном уровне, позволит претворить в жизнь социально-зрелую и прогрессивную культуру российского общества.
Участие граждан в охране общественного порядка. Здесь граждане вправе информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку; участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка; участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органах, по их приглашению. При этом появляются новые институты (общественные объединения правоохранительной направленности, народная дружина) <3>, а также механизмы включенности в данную деятельность молодежи, казачества и других групп населения. Данная практика уже складывается в отдельных субъектах России, что в целом требует научного исследования и дальнейшего законодательного регулирования.
--------------------------------
<3> ФЗ от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" // Собрание законодательства РФ. 2014. 7 апреля. N 14.
Особого внимания заслуживает институт общественного контроля, под которым можно понимать организационно-управленческую деятельность представителей общественности, направленную на выявление нарушений закона со стороны органов государственной власти и должностных лиц, проведение независимых правовых экспертиз и принятие соответствующих мер правового воздействия <4>. Общественный контроль может выступить достаточно новой и перспективной формой участия граждан в управлении делами государства. Основными видами общественного контроля являются: общественный земельный контроль (ст. 72.1 ЗК РФ), деятельность общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания <5>, общественный контроль в бюджетной, налоговой сферах и др.
--------------------------------
<4> ФЗ от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" // Российская газета. 2014. 23 июля. N 163.
<5> ФЗ от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 24. Ст. 2789.
Можно говорить о том, что этот институт в некотором смысле является собирательным. Поэтому важно: а) институционально определить его место в системе других институтов гражданского общества и демократии, а также определить механизм взаимодействия с ними; б) установить функции этого института, которыми, помимо контрольной, могут выступить: интегративно-коммуникационная, координационная, информационная функции; в) законодательно закрепить правовые инструменты и регламент проведения общественного контроля; г) определить параметры, критерии эффективности, действенности такого института.
3. Допустимые формы. Здесь сразу следует пояснить, что данные формы участия граждан в управлении делами государства на сегодняшний день практически не нормированы. Но в историческом аспекте либо локально, выборочно законодатель и правоприменитель касались этих институтов. Эти формы с определенными национально-политическими традициями и социально-правовой культурой сегодня реализуются в зарубежной практике. Российской юридической науке также следует обратить внимание на них.
Отзыв избирателями высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Необходимо отметить, что в 1999 году законодатель уже обращался к данной форме, закрепив его в законодательстве РФ. Но в последующем нормы закона, предусматривающего данную форму демократии, были признаны неконституционными, поскольку по решению Конституционного Суда РФ они не предусматривают необходимость четких правовых оснований отзыва высшего должностного лица субъекта РФ, не устанавливают процедурных гарантий, в частности не требуют положительного голосования большинства всех зарегистрированных избирателей субъекта РФ, что создает возможность произвольного применения данного института, особенно в случаях, когда отзыв связывается с утратой доверия по политическим мотивам <6>. Тем не менее данную форму можно реанимировать, предложив дополнительные правовые средства в указанном демократическом механизме. Этими средствами могут выступить: общественный опрос, публичное обсуждение деятельности главы региона, результат экспертного анализа итогов его работы и места в рейтинге эффективности и др.
--------------------------------
<6> Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 25. N 2728.
Наказы избирателей и их исполнение. Справедливо отмечается перспективность развития института наказов избирателей. Кроме того, в стороне остается правовая технология рассмотрения таких обращений, хотя фрагментарное закрепление этой формы гражданских инициатив в нормативных положениях отдельных субъектов РФ присутствует <7>. Большое значение имеют механизм реакции компетентных органов на обращения и полученный результат, принимаемые ими соответствующие меры. Заметим, что в советский период наказы избирателей были реализованы достаточно масштабно и этот институт играл заметную роль в развитии социалистической модели взаимодействия граждан и депутатского корпуса. Осуществлялся целый комплекс корпоративных мер, способствующих проведению внутренних проверок и обсуждению возникающих вопросов. Поэтому при исследовании указанной формы важно обратиться к историческому опыту, а также определить наиболее оптимальный уровень ее применения в современных условиях.
--------------------------------
<7> Гриб В.В. Правовые формы воздействия институтов гражданского общества на органы государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 11. С. 15.
Институт народной законотворческой инициативы граждан, который может включать в себя разработку законопроекта, создание инициативной группы и организацию ею сбора подписей в поддержку принятия данного закона российским парламентом. При соблюдении прочих процессуально важных и технических действий со стороны общественности для Государственной Думы РФ данный вариант правотворческой инициативы будет означать такую же обязанность действий, как и при реализации права законодательной инициативы иными субъектами, обозначенными в ст. 104 Конституции РФ. То есть Государственная Дума должна отреагировать на законопроект <8>. Думается, этой форме уже предшествовали мероприятия, связанные с обсуждением общественностью через систему Интернет отдельных законопроектов (например, о полиции, об образовании).
--------------------------------
<8> Авакьян С.А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 3. С. 9 - 10.
В деятельности молодежных объединений также имеется социальный потенциал, перспективность их работы сегодня находится на достаточно высоком уровне. В этой связи совместно с читателем попробуем ответить на несколько вопросов. В России, как отмечалось выше, уже 10 лет функционирует Общественная палата РФ. Но насколько полно данный институт за время своего существования включал и включает в своем составе представителей российской молодежи? В подавляющем большинстве субъектов РФ созданы антинаркотические и антикоррупционные комиссии. Предлагаем нашему читателю определить в своем регионе число представителей молодежного сообщества, участвующих в подобных специализированных комиссиях. Какова роль региональных молодежных парламентов - дублеров (в некоторых субъектах РФ и избирательных комиссий - дублеров) в разрешении назревших общественных проблем? Какое представительство в подобных форматах управленческой деятельности осуществляет сельская молодежь <9>? Важно не упускать из виду талантливых и активных молодых людей. Можно поднять вопрос о возможном возобновлении деятельности российского комсомола, пионерии, гайдаровских дружин. Но, конечно, следует учитывать современную специфику молодежной политики, развивать патриотические настроения среди молодежи, разрешать проблемы осуществления правовых возможностей и устранять управленческие барьеры на пути правового новаторства в молодежной среде.
--------------------------------
<9> Тепляшин И.В. Участие российской молодежи в управлении делами государства: современное состояние и вопросы развития // Российская юстиция. 2013. N 11. С. 68.
Можно говорить и об иных допустимых формах участия граждан в управленческом механизме. Например, о развитии оперативного (негласного) сотрудничества граждан с органами власти, прежде всего с правоохранительными органами. Стоит не забывать о советском опыте товарищеских судов, их роли в урегулировании трудовых, административных и иных споров и ситуаций, требующих определенной реакции со стороны общества, например трудовых коллективов, вузовских и учебных учреждений. Стоит приглядеться к институту общественных лекторов, наставников, передовиков, старост. Безусловно, деятельность таких лиц и общественных структур допустима только с участием правоприменителя и только как вспомогательная, гарантирующая дальнейшее индивидуальное правовое регулирование и эффективную воспитательную работу со стороны компетентных структур. Здесь важным также представляется вопрос о нормативном закреплении и правоприменительном сопровождении процедурных компонентов данных институтов. Не должен оставаться в стороне и вопрос о правовом статусе таких лиц - представителей общественности, где особое внимание должно быть адресовано не только их правам и обязанностям, но и правовым льготам, законным интересам, гарантиям такой общественной профессиональной деятельности.
В итоге актуальным направлением остается восстановление доверия граждан к государственным структурам. В свою очередь, здесь необходима не только правовая и политическая пропаганда, но и специальная правовая технология формирования социального портрета лиц, участвующих в управлении делами государства. Особенно важны качества этих лиц: особый образовательный уровень, профессиональные навыки, опыт и умения, репутация, общественная позиция. Здесь можно использовать как исторический, так и зарубежный опыт.
В российском обществе можно создать гармоничную и соответствующую социальным интересам общества нормативно-правовую конструкцию системного взаимодействия граждан и государства, направленную на эффективное совместное решение социальных, политических, управленческих вопросов. При этом человек, его интересы и социальные потребности, учет законной позиции граждан должны выступить узловыми элементами эффективной правовой политики участия общественности в управлении делами государства.
Литература
1. Авакьян С.А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 3.
2. Гриб В.В. Правовые формы воздействия институтов гражданского общества на органы государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 11.
3. Зайцев М.С. Конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2015.
4. Липчанская М.А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: проблемы конституционно-правового регулирования и реализации / Под ред. Г.Н. Комковой. М.: ДМК-Пресс, 2011.
5. Нудненко Л.А. Проблемы правовой регламентации правотворческой инициативы граждан в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 2.
6. Тепляшин И.В. Участие российской молодежи в управлении делами государства: современное состояние и вопросы развития // Российская юстиция. 2013. N 11.
7. Широбоков С.А. Конституционно-правовые аспекты участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации. Пермь, 2011.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.