Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Е.И. БЫЧКОВА
Сегодня в науке, в средствах массовой информации и среди населения достаточно много говорится об отсутствии взаимодействия и взаимопонимания между населением и властью. Не секрет, что одним из приоритетных направлений развития современного демократического правового государства и гражданского общества в России является именно сближение власти и населения при решении вопросов во всех сферах жизни. В частности, важным представляется, чтобы данное развитие было достигнуто в сфере правотворчества на наиболее приближенном к населению уровне власти - муниципальном.
Как справедливо отметил Президент Российской Федерации, "главное сейчас - дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах - это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны как экономически, так и политически, тем выше потенциал России" <1>.
--------------------------------
<1> Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. // Российская газета. 05.12.2014. N 278.
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления тесно связаны с одним из ключевых понятий современного российского конституционного и муниципального права - категорией народовластия.
Одной из таких форм участия населения в осуществлении власти на местах является правотворческая инициатива граждан.
Правотворческая инициатива граждан - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, которая заключается во внесении инициативной группой граждан, обладающих активным избирательным правом, проекта муниципального правового акта по вопросам местного значения в орган местного самоуправления или должностному лицу органа местного самоуправления, рассмотрение которого для них является обязательным и по результатам рассмотрения которого должно быть принято официальное мотивированное решение в письменной форме и доведено до сведения всех членов инициативной группы граждан <2>.
--------------------------------
<2> Соловьев С.Г., Бычкова Е.И. Концепция совершенствования модели правотворческой инициативы граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 3. С. 62.
Правотворческая инициатива граждан дает возможность жителям муниципального образования непосредственно влиять на принятие муниципальных правовых актов, и тот факт, касающийся того, насколько активно граждане пользуются данной формой народовластия, может являться показателем уровня развития демократии как в стране в целом, так и в каждом конкретном муниципальном образовании. К тому же активность участия граждан в разработке проектов муниципальных правовых актов является показателем их уровня правового воспитания и образованности.
Отметим, что сегодня населением редко осуществляется правотворческая инициатива, как представляется, в силу многочисленных причин: отсутствия четко определенного механизма реализации правотворческой инициативы, недоверия населения к органам власти, правового нигилизма граждан, невладения приемами юридической техники (знание которой необходимо при составлении проекта муниципального правового акта) и других причин.
Эффективность системы местного самоуправления в значительной мере зависит от успешности взаимодействия местного сообщества и власти, конструктивного содержательного диалога, ориентации на совместное разрешение проблем местной жизни. Такое взаимодействие должно базироваться на обоюдной информированности, заинтересованности и готовности обеих сторон к совместному участию в данном процессе. При этом население должно являться не объектом управления, в ряде случаев только "просителем", ожидающим помощи со стороны органов власти, а равноправным активным субъектом взаимодействия <3>.
--------------------------------
<3> Сборник лучших практик взаимодействия населения и власти в решении местных проблем / Под ред. К.В. Малова. Новосибирск, 2009.
В науке муниципального права проводится немного исследований об активности граждан в участии управлением делами муниципального образования.
Так, интересную статистику о причинах, не позволяющих принимать участие в жизни муниципального образования, представила Е.Е. Горяченко:
1) занятость на работе и дома (46,8%);
2) отсутствие организации (13,2%);
3) возраст (10,8%);
4) плохое здоровье, болезни (9,4%);
5) представители органов власти не прислушиваются к мнению жителей (6,6%);
6) неуверенность в результативности (3,2%);
7) не позволяют личные качества (2,8%);
8) нет средств (1,6%);
9) отсутствие поддержки со стороны других жителей (1,0%) <4>.
--------------------------------
<4> Горяченко Е.Е. Население и местная власть: проблемы взаимодействия // Сборник лучших практик взаимодействия населения и власти в решении местных проблем / Под ред. К.В. Малова. Новосибирск, 2009.
Из приведенных выше данных следует, что наиболее распространенными причинами, по которым граждане не участвуют в управлении своим муниципальным образованием, являются не только занятость на работе и дома, но и отсутствие организации качественного процесса привлечения граждан к осуществлению местного самоуправления. Это свидетельствует о незаинтересованности как органов местного самоуправления в активности граждан, так и самих граждан, которые на муниципальном уровне власти должны самостоятельно проявлять инициативу проведения тех или иных мероприятий на территории муниципального образования.
Следует обратить внимание и на проблему правовой регламентации правотворческой инициативы граждан, что также препятствует ее реализации гражданами. Так, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131) предусмотрено более 12 форм осуществления населением местного самоуправления (и участия в его осуществлении), проведение которых в большинстве своем инициируется непосредственно населением. В статье 26 ФЗ N 131 указано, что с правотворческой инициативой может выступить группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с федеральным законом.
Подобная формулировка, на наш взгляд, значительно ограничивает право граждан на реализацию правотворческой инициативы, поскольку в федеральном законе не может быть подробно прописан алгоритм реализации правотворческой инициативы граждан, учтены национальные, местные, территориальные и иные особенности каждого муниципального образования.
Кроме того, в целях обеспечения равного доступа к правотворческой инициативе граждан как форме участия населения в осуществлении местного самоуправления следует несколько пересмотреть содержание ст. 26 ФЗ N 131.
Учитывая, что указанный Федеральный закон все равно не содержит самой процедуры реализации правотворческой инициативы граждан, представляем необходимым удалить абзац 3 ч. 1 ст. 26 ФЗ N 131: "В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом".
Подобная формулировка делает правотворческую инициативу граждан лишь формально закрепленным институтом демократии без каких-либо гарантий на право его применения, создает неравные условия для участия граждан в ее реализации. Представляется, что следует обязать муниципальные образования принимать нормативные правовые акты, регулирующие процедуру реализации правотворческой инициативы, в идеале содержащие и методические рекомендации по подготовке проектов правовых актов.
Правовая пассивность граждан также объясняется и утратой веры в свои силы и возможности что-то изменить, которая возникает в случае, когда участие в жизни общества не оправдывает надежд человека, а также отсутствием времени, интереса, которые обычно связаны с увлеченностью своим делом (работой, творчеством, хобби и т.д.) или удовлетворенностью существующим положением дел в муниципальном образовании, на территории которого он проживает.
К тому же в стране не проводится серьезная работа по информированию граждан об их правах, поэтому граждане не воспринимают себя потенциальными участниками правотворческого процесса <5>.
--------------------------------
<5> Руденко В.Н. Конституционно-правовые проблемы прямой демократии в современном обществе: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003.
Разрешение целого ряда проблем, связанных с привлечением населения к участию в осуществлении местного самоуправления, зависит от органов местного самоуправления, которые призваны разработать формы наиболее эффективного сотрудничества с населением муниципального образования.
На наш взгляд, органы местного самоуправления должны обеспечить условия, при которых каждый человек будет иметь реальную возможность влиять на процесс выработки и принятия решений органами и должностными лицами местного самоуправления.
Для реализации названной задачи, например, могут быть созданы органы местного самоуправления, ответственные за связь с населением муниципального образования, как это было сделано в г. Калининграде, либо назначены ответственные за это должностные лица.
Следует согласиться с Е.А. Незнамовой, что большим шагом в развитии правотворческой инициативы граждан стала бы организация общественных приемных при органах местного самоуправления для оказания квалифицированной юридической помощи местному населению и консультаций по вопросам местного значения, разъяснения законодательных положений о местном самоуправлении, уставов муниципальных образований и других нормативных правовых актов, затрагивающих права граждан <6>.
--------------------------------
<6> Незнамова Е.А. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением муниципального образования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2008. N 4.
Таким образом, для обеспечения более широкого и результативного участия граждан в процессе прямого правотворчества предлагается:
- интенсивно развивать связи между самими субъектами непосредственного народовластия;
- организовывать предварительное обсуждение проектов правовых актов на собраниях общественности, по месту жительства;
- публиковать в средствах массовой информации проекты правовых актов и комментариев к ним, а также обращений к населению о заинтересованном участии в обсуждении проектов актов и внесении в них необходимых предложений;
- более внимательно относиться к предложениям и замечаниям граждан, своевременно их рассматривать, обобщать и учитывать при разработке правовых актов;
- стимулировать рост образованности, общей и правовой культуры населения, что, в свою очередь, будет содействовать компетентному участию его в правотворчестве;
- расширять юридические гарантии и правовые возможности непосредственного участия граждан, трудовых коллективов, ученых и др. в разработке и принятии правовых актов;
- обеспечить законодательно равные условия для граждан при реализации правотворческой инициативы граждан.
Литература
1. Горяченко Е.Е. Население и местная власть: проблемы взаимодействия // Сборник лучших практик взаимодействия населения и власти в решении местных проблем / Под ред. К.В. Малова. Новосибирск, 2009.
2. Незнамова Е.А. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением муниципального образования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2008. N 4.
3. Руденко В.Н. Конституционно-правовые проблемы прямой демократии в современном обществе: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003.
4. Сборник лучших практик взаимодействия населения и власти в решении местных проблем / Под ред. К.В. Малова. Новосибирск, 2009.
5. Соловьев С.Г., Бычкова Е.И. Концепция совершенствования модели правотворческой инициативы граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 3.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.