Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Б.С. ГАДОЕВ
Ценным достижением новой таджикской государственности явилось признание и закрепление в Конституции РТ 1994 г. неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина. Важнейшей особенностью этого Основного закона, безусловно, является также и то, что в его содержании предусмотрены специальные органы государства, наделенные необходимыми полномочиями, которые позволяют надежно гарантировать реализацию основных прав, свобод и обязанностей; имеется нормативно-правовая база для деятельного участия институтов гражданского общества в процессе правовой защиты индивида; сами носители конституционных прав и свобод получили юридические средства для правовой самозащиты.
За время, прошедшее после принятия Конституции РТ, ее идеи получили мощное развитие в нормах текущих законов и доказали свою жизненность. В результате сформировался достаточно полный и отчетливо структурированный механизм реализации конституционных прав, свобод и обязанностей.
Суверенное право народа в Республике Таджикистан - это право на власть, прописанное в основах конституционного строя. Оно предполагает прямое участие граждан в управлении делами на местном уровне через органы местного самоуправления. Как известно, в Республике Таджикистан местное самоуправление гарантируется государством.
При общении с избирателями и представителями власти, в научных статьях часто можно обнаружить непонимание сути местного самоуправления. Неверное понимание института местного самоуправления нивелирует его, не дает ему быть реальным инструментом в организации жизни людей. При обсуждении местных вопросов зачастую говорят о вертикали власти, смешивают права, обязанности местных органов и государства. В результате люди не могут пользоваться принадлежащим им суверенным правом на власть в полной мере.
Есть устойчивое представление того, что местное самоуправление - это часть государства либо институт, функционально на него похожий. Зачастую через сложные логические построения пытаются "уместить" местное самоуправление в основы государственного устройства. Но схожесть государственной власти и власти органов местного самоуправления наблюдается только в источниках их образования - воле народа и налогах. В остальных аспектах это различные институты, с неодинаковыми задачами и мало пересекающимися сферами общественной жизни. Образно говоря, это похоже на рожь и подсолнечник - произрастают на одной земле, под одним солнцем, но с неодинаковым применением.
В чем различие местного самоуправления и государства, где проходит разграничительная черта между ними, почему они разделены? Это лишь некоторые вопросы, которые невольно возникают при более глубоком изучении этого института. Суть местного самоуправления в праве граждан, образующих местное сообщество, самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Это право должно признаваться государством и быть закрепленным в законодательстве. Дискуссионным является вопрос об отношении местного самоуправления к понятию "власть" и его соотношении с системой государственной власти.
Так, в книге А.И. Черкасова "Сравнительное местное управление: теория и практика" (1998) приводятся взгляды, согласно которым термин "самоуправление" утратил былое значение, а самоуправление осуществляется преимущественно в форме государственного управления. Проводя переоценку лозунга "самоуправление", некоторые авторы считают, что местные органы административно-территориальных единиц теперь действуют в качестве агентов государства, а местное управление в целом является интегральной частью общегосударственного политического механизма управления страной <1>.
--------------------------------
<1> Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М., 1998. С. 16 - 18.
Известный российский конституционалист С.А. Авакьян прямо поставил вопрос: "Если органы местного самоуправления не есть органы государственной власти, то что это - общественная власть или некая смешанная власть или вообще не власть?" Он выразил мнение о том, что "самоуправление сочетает в себе два начала: с одной стороны - государственный тип самоуправления, с другой общественное самоуправление" <2>. Таково и мнение Г.В. Атаманчука, который считает, что "местное самоуправление представляет собой пограничное явление между государством и обществом, соединяющее их между собой: в нем имеет место сочленение общественных форм и властных полномочий" <3>.
--------------------------------
<2> Авакьян С.А. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. 1993. N 6. С. 144 - 145.
<3> Атаманчук Г.В. Современные концепции и национальный опыт местного самоуправления // Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ: концепции, конституционно-правовые основы, практика: Материалы научно-практической конференции (29 марта 1995 г.). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. С. 54 - 60.
Российский ученый Г.В. Барабашев охарактеризовал концепцию негосударственной природы местного самоуправления как миф, который создан на основе взятия устаревшей западной концепции местного самоуправления. По его мнению, местное самоуправление - это государственная власть особого рода <4>. По мнению Р.Г. Абдулатипова, "местное самоуправление не является государственным только в том смысле, что основой его установления является не государство, а местное сообщество. Вместе с тем, поскольку эти органы санкционированы государством и функционируют на базе его законов, они включены в систему государственного управления" <5>.
--------------------------------
<4> Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996. С. 75.
<5> Абдулатипов Р.Г. Местное самоуправление в Российской Федерации // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 1994. С. 101.
Содержание института местного самоуправления можно определить с помощью закрепления двойной компетенции. При этом формирование системы местного самоуправления и его органов выступает как право граждан, осуществляемое ими в порядке добровольного волеизъявления, свободно и независимо. Нормативным актом, принятым центральной властью, за соответствующим звеном территориального самоуправления закрепляется необходимый минимум полномочий, который обязателен для исполнения его органами или гражданами непосредственно. В виде таких полномочий могут быть сформулированы государственные потребности и интересы на данной территории. Государство, в свою очередь, осуществляет контроль за надлежащим выполнением этих (делегированных) полномочий. При этом вторая часть компетенции местного самоуправления должна быть построена по принципу "разрешено все, что не запрещено законом".
В практическом плане такое различие выглядит так. Государство, собирая налоги, обязано потратить деньги на социальные цели и на содержание институтов, защищающих права. Признание местного самоуправления в качестве одного из элементов конституционного строя предполагает организационную обособленность местного самоуправления, его органов в обществе и государстве. Согласно законодательству Республики Таджикистан органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно Конституции РТ 1994 г. наша страна является демократическим правовым государством с республиканской формой правления, в которой народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Важнейшей формой проявления власти народа, выражения его воли является участие в осуществлении местного самоуправления.
Признавая права граждан на осуществление местного самоуправления, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для реализации данного права. Поэтому непосредственно на органы государственной власти на конституционном уровне должна быть возложена обязанность создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие гражданам в осуществлении их права на местное самоуправление.
В Конституции РТ говорится о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Следует отметить, что согласно ст. 6 Конституции РТ народ Таджикистана осуществляет свою власть: непосредственно, т.е. путем референдума, выборов; через органы государственной власти; через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, участие в управлении делами государства является конституционным правом граждан. При этом Конституция Республики Таджикистан исходит из того, что гражданин принимает участие в управлении государством в тех формах, которые установлены ею.
Анализ норм Конституции и действующего законодательства Республики Таджикистан показывает, что формы реализации данного права граждан не имеют ограничений и граждане в этом отношении не подвергаются какой бы то ни было дискриминации. Так, согласно статье 27 Конституции Республики Таджикистан, "гражданин имеет право участвовать в политической жизни и управлении государством непосредственно или через своих представителей".
Граждане Республики Таджикистан с 18 лет могут быть депутатами джамаата (органа местного самоуправления). В Законе Республики Таджикистан "Об органах самоуправления поселков и сел" подчеркивается, что самоуправление поселков и сел - деятельность населения поселков и сел, осуществляемая непосредственно или через органы самоуправления поселков и сел под свою ответственность в целях решения социальных, экономических и культурных вопросов, имеющих местное значение, с учетом общесоциальных интересов, национальных традиций и местной специфики <6>. Здесь утверждается прежде всего безусловная возможность реализации прав гражданина на участие в местном самоуправлении. Анализ действующего законодательства и опыта работы джамаатов показал, что местное самоуправление в Республике Таджикистан в его современных формах - это исторически сложившийся институт в структуре публичной власти страны, сущность которого состоит в обеспечении реализации прав граждан на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения.
--------------------------------
<6> Закон Республики Таджикистан от 5 марта 2007 г. "Об органах самоуправления поселков и сел" // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. N 7 - 8. Ст. 503.
Учитывая определения, которые содержит законодательство Республики Таджикистан, следует сказать, что местное самоуправление по своей природе сочетает в себе в тесной взаимосвязи самостоятельное общественное самоуправление с осуществлением делегированных государством полномочий. Органы местного самоуправления, не входя в систему органов государственной власти, являются, как и государственные органы, органами власти народа, решения которых в пределах их полномочий обязательны для исполнения на подведомственной территории.
И тем не менее для совершенствования местного самоуправления необходимо дальнейшее упрочение его правовой базы, а также широкое применение соответствующих предписаний. Речь идет прежде всего о конституционных гарантиях реализации прав граждан на самоуправление. Конституция Республики Таджикистан содержит нормы, касающиеся статуса и демократической организации местного самоуправления как одной из составляющих конституционного строя Республики Таджикистан. Гражданам гарантировано их право на участие в политической жизни государства и управлении им непосредственно или через своих представителей (ст. 27 Конституции Республики Таджикистан).
Однако в нормах Конституции право граждан на местное самоуправление, понятие самоуправления граждан, а также приоритетная роль прямого волеизъявления граждан в осуществлении местного самоуправления четко не обозначены. Но отсутствие единой общепринятой терминологии в области прав граждан на самоуправление или единого толкования прав граждан на самоуправление в различных его формах и вариантах не означает отсутствия либо ограничения фактических возможностей граждан на реализацию права на самоуправление. Важно учесть, что право граждан на самоуправление не исходит от государства, а является составляющей народовластия. Это возможность человека участвовать в решении различных социально-политических вопросов, возведенная в закон. Право на самоуправление пронизывает политическую, экономическую и духовную жизнь общества, оказывая огромное влияние на психологию людей, особенно при переходе к либерализму, одной из черт которого является ответственность каждого за свой выбор, свои решения и действия.
Важнейшая цель непосредственной демократии и местного самоуправления - развитие народовластия, широкое распространение навыков гражданской инициативы, включение местного сообщества в процесс управления местными делами. Реализация этой цели во многом зависит от системы местного самоуправления, на практике обеспечивающей постоянное участие граждан в выработке решений и их исполнении. Любая система предполагает наличие нескольких элементов и существование отношений между ними. Система местного самоуправления представляет совокупность организационно-правовых форм осуществления гражданами местного самоуправления в рамках соответствующих административно-территориальных образований. Каждой системе свойствен критерий, объединяющий составляющие ее элементы в единое целое и позволяющий отличить ее от других систем. Таким критерием или системным качеством, обеспечивающим единство системы местного самоуправления, является разграничение предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления.
Под формами непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления понимаются способы и средства реализации жителями территориальных образований вопросов местного значения без использования в качестве промежуточных звеньев каких-либо органов местной власти или должностных лиц. Эти формы предназначены для личного, прямого, непосредственного участия граждан РТ в осуществлении местного самоуправления.
Таким образом, говоря о возможности граждан на самоуправление, можем констатировать различные формулировки данного права, которые по своей содержательной сути одинаковы. Однако необходимо осознавать, что эффективность реализации конституционных прав зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность джамаатов, но и во многом от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от способности этими правами грамотно воспользоваться.
Следует сказать, что провозглашение демократической сущности Республики Таджикистан определяет главное направление народовластия, которое находит свое выражение прежде всего в самоуправлении народа. Являясь более важной формой и высоким уровнем демократии, система самоуправления оказывает непосредственное влияние на развитие социально-экономической активности населения, реализацию прав и свобод личности, повышение эффективности всей системы демократии, образование и укрепление гражданского общества. Проблема становления местного самоуправления в РТ неразрывно связана с курсом демократизации и формированием гражданского общества <7>.
--------------------------------
<7> Имомов А.И. Местное самоуправление: становление и конституционно-правовой статус // Актуальные проблемы развития законодательства РТ: история и современность. Душанбе, 2003. Вып. 3. С. 80.
Важно отметить, что характерной особенностью системы института местного самоуправления в Таджикистане является то, что она не распространяется на города. Население городов ни по Конституции, ни по закону не наделено правом на самоуправление, поэтому структуры городской власти отнесены к системе местных органов государственной власти, а самоуправление в городах оставлено на уровне таких самодеятельных организаций, как махаллинские советы и общественные организации (расположенные на территории махалля), т.е. городских территориальных общин. Статус каждой общины закреплен в различных актах, которые не всегда согласованы между собой. Между тем в последнее время коммунальное хозяйство во всех городах республики находится в таком состоянии, что для его восстановления рассчитывать на реальную поддержку органов власти не приходится. Здесь все зависит от инициативы и активности самих граждан и их организаций. Однако в силу ограниченности их ресурсов вряд ли можно надеяться на то, что они справятся с этой задачей. Видимо, пришло время распространить статус органа самоуправления на городские структуры власти и, соответственно, наделить их действенными правами по разрешению проблем жизни города.
В системе местного самоуправления значительное место занимают местный референдум, традиционные институты демократии и неправительственные организации, действующие на территории соответствующего местного самоуправления. Конституционный закон РТ о референдуме (1995 г.) не регламентирует местный референдум. Поэтому законом об органах самоуправления можно было бы регламентировать вопросы организации и проведения местного референдума.
Литература
1. Конституция Республики Таджикистан (1994 г.).
2. Закон Республики Таджикистан от 5 марта 2007 г. "Об органах самоуправления поселков и сел" // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. N 7 - 8. Ст. 503.
3. Абдулатипов Р.Г. Местное самоуправление в Российской Федерации // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 1994.
4. Авакьян С.А. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. 1993. N 6.
5. Аминджанов Б.С. Становление и развитие органов местного самоуправления в Республике Таджикистан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
6. Атаманчук Г.В. Современные концепции и национальный опыт местного самоуправления // Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ: концепции, конституционно-правовые основы, практика: Материалы научно-практической конференции (29 марта 1995 г.). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.
7. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996.
8. Имомов А.И. Местное самоуправление: становление и конституционно-правовой статус // Актуальные проблемы развития законодательства РТ: история и современность. Вып. 3. Душанбе, 2003.
9. Мухторов К.Т. Конституционно-правовые основы организации местного самоуправления в Республике Таджикистан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., Душанбе, 2012.
10. Черкасов А.И. Региональные и муниципальные советы в механизме местного управления зарубежных стран // Представительные органы в системе публичной власти: труды Ин-та государства и права РАН / Отв. ред. Ю.Л. Шульженко, Т.А. Васильева. М., 2012.
11. Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М., 1998.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.