Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НУЖНЫ ПРОФЕССИОНАЛЫ
И. ЕФРЕМОВ
Федеральным законом от 20.04.2014 N 75-ФЗ утверждены правила, согласно которым для обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса (далее - объекты ТЭК) организация - собственник Единой системы газоснабжения, стратегическое акционерное общество, осуществляющее управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, и стратегическое акционерное общество, ведущее деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья (далее - субъекты ТЭК), имеют право на создание ведомственной охраны. Ею должна обеспечиваться охрана имущества, имеющего отношение к выполнению государственного контракта. Однако ни законом, ни подзаконными актами не решены должным образом вопросы подбора и подготовки работников для вооруженной охраны объектов ТЭК.
Кто достоин?
Согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - Закон о ведомственной охране), работниками ведомственной охраны могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану (ст. 6).
Названным и иными законами не устанавливаются требования к виду и уровню профессиональной подготовки при приеме гражданина на работу в ведомственную охрану, в том числе субъекта ТЭК. Хотя для такой работы, как будет видно из нижеизложенного, нужна серьезная подготовка, которая может быть успешной только на базе определенного профессионального образования, например юридического, военного и т.п. Поэтому при приеме на рассматриваемую работу по данному критерию все-таки целесообразно проводить отбор.
Согласно ст. 6 Закона о ведомственной охране профессиональная подготовка работников ведомственной охраны субъектов ТЭК проводится в порядке, определенном названными организациями (субъектами ТЭК).
На сегодняшний день такая профессиональная подготовка заключается в прохождении обучения в объеме нескольких десятков часов по программе обучения и в подавляющем большинстве случаев не в учебном заведении, а по месту работы в рамках служебной подготовки.
Если исходить из допущений Закона о ведомственной охране о возможности принятия на работу в ведомственную охрану восемнадцатилетнего гражданина РФ вообще без какой-либо специальной подготовки, то этот гражданин должен быть не иначе как супервундеркинд. За несколько десятков часов указанной подготовки он, как говорится, с ноля должен получить и освоить знания нормативных правовых актов РФ, регулирующих охранную деятельность, оборот оружия и (или) специальных средств, а также устанавливающих особенности, запреты и ограничения их применения; практические навыки применения огнестрельного оружия и (или) специальных средств по стрельбе из разрешенных к использованию вида и типа огнестрельного оружия. Это тот минимум знаний и навыков, который необходим работнику ведомственной охраны для приобретения права на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств, после чего он может считаться полноценным работником ведомственной охраны (охранником) в соответствии с требованиями Приказа МВД России от 29.06.2012 N 647.
И это не считая тоже, по сути, обязательного для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей освоения знаний и навыков по иным аспектам охранной деятельности (тактико-специальной, специальной физической и психологической подготовке, основам оказания доврачебной помощи, организации и осуществлению внутриобъектового и пропускного режимов, по использованию инженерно-технических средств охраны, по контролю и надзору за охранной деятельностью и др.).
Как отбирают кандидатов?
Выискивание супервундеркиндов среди всех граждан РФ - дело малоперспективное. Поэтому на практике для работы в ведомственную охрану объектов ТЭК принимаются лица, имеющие какую-либо специальную подготовку, связанную с работой с оружием и со специальными средствами. Например, принимаются на работу как до, так и после принятия Федерального закона от 20.04.2014 N 75-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" граждане, прошедшие обучение по программе подготовки частных охранников, с присвоенным квалификационным уровнем (разрядом) не ниже 5 - 6. При этом Приказом МВД России от 25.08.2014 N 727 для подготовки частных охранников указанных разрядов предусмотрен срок обучения соответственно 174 и 266 часов.
Как отмечалось выше, Закон о ведомственной охране не содержит требований о представлении при приеме на работу документов о специальной подготовке. Более того, ч. 3 ст. 66 ТК РФ запрещает "требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации".
Практика приспособилась и к тому, что даже принятые с определенной специальной подготовкой лица должны получить дополнительную подготовку, лучше в специализированном учебном заведении по специально разработанным программам (см. изданные с моим участием пособия: Лекции - конспекты по курсу дополнительной подготовки лиц, имеющих профессиональную подготовку частных охранников и принимаемых в ОАО "Газпром" на должности, связанные с хранением и ношением оружия и спецсредств при исполнении служебных обязанностей. М.: НОУ "Учебно-тренировочный центр" ОАО "Газпром", 2010, 2012).
Охранник охраннику рознь
Следует отметить, что даже наличие специальной подготовки и опыта работы охранником в других сферах, не связанных с объектами ТЭК, не будет являться гарантией высокого профессионализма работника ведомственной охраны субъектов ТЭК.
Более того, многолетний опыт автора этих строк по обучению частных охранников, работников ведомственной охраны, других лиц-охранников правовым основам соответствующих видов охранной деятельности, в том числе правовым основам применения огнестрельного оружия и специальных средств, позволяет утверждать, что серьезная подготовка, точнее переподготовка, требуется не только для охранников, занимавшихся другими видами охраны, но и для лиц, которые приходят в ведомственную охрану объектов ТЭК после службы в военизированных государственных структурах.
Показателен в этом плане один из случаев, произошедших на моих занятиях. При рассмотрении темы по правилам применения огнестрельного оружия частным охранником один из слушателей, бывший военный в звании подполковника, на мои рекомендации делать записи для себя заявил, что об этом им все давно известно, так как они отслужили более чем по 20 лет и ходили "через день на ремень" (несли караульную службу).
Тогда этому и другим слушателям было предложено решить небольшую практическую задачу: как должен поступить вооруженный охранник на проходной, когда туда врывается возбужденный мужчина с кирпичом в руке и кричит: "Где тут она, сейчас я ее замочу?!"? Подполковник, не дождавшись более полного описания ситуации, ответил: "Нападение на пост, стрелять на поражение!"
Незначительная часть слушателей, тоже бывшие военные, высказали сомнения по поводу правильности таких действий охранника, предполагая, что права и обязанности частного охранника на посту, в том числе в части применения огнестрельного оружия, не могут быть точно такими же, как у часового. В чем они были, бесспорно, правы.
В подобных случаях (а они случаются нередко даже в аудиториях, где обучаются в рамках переподготовки лица, уже работавшие в качестве охранников) приходится рассматривать не только специальные законы и иные нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие тот вид охранной деятельности, по которой идет обучение.
Так, приходится останавливаться на других видах охранной деятельности и делать краткий сравнительный анализ для того, чтобы обучающиеся глубже поняли особенности своего правового статуса.
В этих же целях целесообразно и необходимо изучение отдельных положений отраслевого законодательства и иных законов и нормативных правовых актов, составляющих правовую основу деятельности той организации, защита объектов которой осуществляется вооруженной охраной. Это те нормы, которые не регулируют вопросы, связанные с охранной деятельностью, но должны обязательно учитываться при организации охраны.
Практика обучения лиц, занимающихся такой охраной в одном из субъектов ТЭК, которые были вначале в статусе частных охранников, потом в качестве лиц, которым было предоставлено право работать и применять для охраны поставок для федеральных государственных нужд служебное огнестрельное оружие и специальные средства, а сейчас - работников ведомственной охраны, подтвердила такую целесообразность и необходимость.
Специальные знания
Работники ведомственной охраны субъекта ТЭК должны знать отдельные положения правовой основы деятельности субъекта ТЭК, где они работают. В противном случае игнорирование положений названных законов или неправильное их понимание и толкование может привести к принятию ошибочных решений и другим отрицательным последствиям. Так, многие объекты ТЭК относятся к категории опасных производственных объектов, и отношения, возникающие по этому поводу, регулирует законодательство о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Названное законодательство никоим образом не регулирует и не может регулировать вопросы применения огнестрельного оружия. Тем не менее на ряде объектов ТЭК в локальных актах для охранников записывается запрет на применение огнестрельного оружия в сторону этих объектов.
В таких случаях приходится разъяснять обучаемым, даже тем, кто знает статьи по применению огнестрельного оружия наизусть, что федеральные законы, в которых находятся эти статьи, закрепляют исчерпывающий перечень названных запретов, среди которых нет такого, который устанавливается в их локальных актах. Приходится обращать внимание на то, что при применении оружия должны соблюдаться все правила его применения (предупреждение о намерении применить оружие, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, и т.д.), в том числе правило, согласно которому нужно стремиться к тому, чтобы вред был минимальным. Если оружие применяется в состоянии крайней необходимости, то причиненный вред от его применения должен быть меньше предотвращенного. Если же при необходимой обороне для защиты жизни и спасена хотя бы одна человеческая жизнь, любой материальный вред должен будет признаваться минимальным.
В итоге разъяснения по данному вопросу можно свести к одному правилу о том, что возле опасных производственных объектов не запрещается применять оружие в их сторону, а запрещается применять оружие непрофессионально. И лица, заинтересованные во включении в локальные нормативные акты подобных запретов, могут включить предлагаемое правило под N 1, расширив и уточнив его: охраннику запрещается непрофессионально применять огнестрельное оружие, специальные средства, физическую силу, а также реализовывать иные свои профессиональные права и исполнять свои должностные обязанности возле любых охраняемых объектов и на них.
Рассмотренные выше некоторые особенности в области профессиональной подготовки охранников для объектов ТЭК, а также знания и навыки, которыми они должны обладать, позволяют говорить о необходимости совершенствования и узаконивания опыта системы подбора и подготовки названных работников.
За основу может быть взята упомянутая выше система подготовки частных охранников 6 разряда по 266-й часовой программе (использование служебного, гражданского оружия и специальных средств) в специализированных учебных заведениях. Количество часов должно быть никак не меньше указанного. Иначе получается нонсенс: частные охранники даже для работы со служебным огнестрельным оружием и специальными средствами должны обучаться указанное количество часов, а 18-летний охранник (без специальной подготовки и, как правило, без какого-либо опыта обращения с оружием) объекта ТЭК, которому может быть предоставлено право работы с ручным боевым стрелковым оружием, должен стать профессионалом за два-три десятка часов.
Такое обучение охранников объектов ТЭК целесообразно осуществлять в специализированных учебных заведениях, созданных субъектом ТЭК, где имеется ведомственная охрана для охраны названных объектов. Примером таких учреждений является частное учреждение дополнительного профессионального образования (ЧУ ДПО) "Газпром Учебно-тренировочный центр" (лицензия Департамента образования города Москвы от 12.02.2016 N 037117).
Представляется целесообразным предлагаемые совершенствования, связанные с подбором и профессиональной подготовкой работников ведомственной охраны субъектов ТЭК, закрепить в законах и/или в иных нормативных правовых актах и в локальных нормативных актах субъектов ТЭК.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.