Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
БОРЬБА С ЗАПРЕЩЕННЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
М. ОГУРЦОВА
Одним из основных средств исправления осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), что подразумевает в том числе запрет осужденным иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать определенные вещи и предметы, продукты питания, перечень которых установлен правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Но этот запрет очень часто нарушается. Как с этим бороться?
Что передают заключенным?
В последние годы отмечается тенденция уменьшения количества административных правонарушений, связанных с передачей или попыткой передачи в учреждения уголовно-исполнительной системы и изоляторы временного содержания запрещенных предметов (ст. 19.12 КоАП РФ): в 2013 году их число составило 6692, в 2014 году - 6298 (-5,89%), в 2015 году - 5587 (-11,29%) <1>. За 2015 год изъято денежных средств 9724,955 тыс. руб. (-9,14%, по сравнению с 2014 годом), алкогольных напитков промышленного производства - 7965,55 л (-25,76%), спиртных напитков кустарного производства 42797,25 л (-18,13%), наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов - 84355,175 г (-15,48%) <2>.
--------------------------------
<1> Форма ФСИН-1. Раздел 16 "Сведения о привлечении к административной ответственности".
<2> Форма ФСИН-1. Раздел 4 "Сведения о состоянии режима и надзора и изъятии запрещенных предметов".
В настоящее время наиболее остро стоит проблема нелегальной доставки осужденным средств мобильной связи. Если в 2012 году было изъято 59297 таких средств, то в 2015 году - 72393, то есть на четверть больше <3>. Средства связи могут быть использованы подозреваемыми и обвиняемыми в целях воспрепятствования ходу расследования уголовного дела, в том числе для сокрытия предметов и вещей, добытых преступным путем, угроз участникам уголовного процесса и т.д. Кроме того, средства мобильной связи позволяют лицам, находящимся в местах лишения свободы, поддерживать связь с членами преступного сообщества, а также совершать новые преступления. Только в 2015 году с помощью мобильной связи осужденные совершили более 1200 преступлений <4>.
--------------------------------
<3> Там же.
<4> Материалы круглого стола "Законодательные меры противодействия преступлениям, совершаемым с использованием мобильных средств связи лицами, находящимися в местах лишения свободы", проведенного в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 21.03.2016. URL: http://www.duma.gov.ru/news/273/1581344/?sphrase_id=2184336#photo1.
Преимущественно это мошенничества, жертвами которых становятся пожилые люди либо иные социально незащищенные граждане. Осужденные, используя мобильную связь, также участвуют в организации преступлений, подстрекательстве и пособничестве в совершении преступлений за пределами учреждений уголовно-исполнительной системы. При этом системное пресечение попыток передачи мобильных устройств и изъятие средств сотовой связи из мест лишения свободы существенно не влияют на ситуацию. Спрос на мобильные средства связи у осужденных все равно остается, возрастает только цена за доставку этих предметов.
Следует отметить, что ножи, опасные бритвы, лезвия для безопасных бритв, колюще-режущие предметы, конструктивно схожие с холодным оружием, топоры, молотки и другой инструмент (также нелегально доставляемые в учреждения уголовно-исполнительной системы и изоляторы временного содержания) могут быть использованы осужденными в качестве оружия. В связи с этим, по нашему мнению, передача или попытка передачи таких предметов причиняет больший вред интересам общества и государства.
Административная ответственность
Общественная опасность передачи в учреждения уголовно-исполнительной системы и изоляторы временного содержания запрещенных предметов состоит не только в нарушении нормальной деятельности названных учреждений, но и в снижении эффективности применения к осужденным мер исправительного воздействия, а также в создании условий, способствующих совершению ими нарушений режима отбывания наказания и пребывания в местах содержания под стражей, а в отдельных случаях и совершению ими новых преступлений <5>.
--------------------------------
<5> Пенин О.В. Совершенствование уголовно-правовых мер противодействия проникновению запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. N 2.
За передачу либо попытку передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от трех тыс. до пяти тыс. руб. с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.
Представляется, что в сложившейся ситуации необходимо ужесточение административной ответственности за передачу и попытку передачи средств связи, а также предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия.
Уголовная ответственность
Следует установить уголовную ответственность за передачу запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и изоляторах временного содержания, совершенную лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичные действия.
Имеют место факты привлечения к административной ответственности по ст. 19.12 КоАП РФ должностных лиц, в том числе учреждений уголовно-исполнительной системы или изоляторов временного содержания и иных мест содержания под стражей: в 2013 году их число составило 27 человек, в 2014 году - 37 (+37,04%), в 2015 году - 17 (-54,05%) <6>. Вместе с тем передача должностным лицом указанных учреждений запрещенных предметов осужденным влечет наступление уголовной ответственности по ст. 286, ч. 3 ст. 228.1 УК РФ и др. Превышение должностных полномочий в данном случае выражается в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать <7>.
--------------------------------
<6> Форма ФСИН-1. Раздел 16 "Сведения о привлечении к административной ответственности".
<7> Пункт 19 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19.
Анализ судебной практики подтверждает изложенное. Из приговора Серовского районного суда Свердловской области от 05.05.2014 следует, что действия оперуполномоченного оперативного отдела исправительной колонии М., передавшего осужденному за денежное вознаграждение не менее 20 мобильных радиотелефонов различных моделей, а также планшетный компьютер "Билайн", квалифицированы также по ч. 3 ст. 290, ч. 1 ст. 286 УК РФ <8>.
--------------------------------
<8> Размещено в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие". URL: https://bsr.sudrf.ru.
Полагаем, что указанные недостатки правоприменения требуют усиления контроля со стороны руководства правоохранительных органов, при этом необходимость изменения законодательства отсутствует.
Вместе с тем передача запрещенных предметов гражданским персоналом учреждений уголовно-исполнительной системы (например, прорабами, поварами, санитарами и т.д.) не образует состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, поскольку лица гражданского персонала не являются должностными лицами. Невысокая заработная плата указанных лиц может спровоцировать их на совершение противоправных действий, особенно если за это предполагается получение вознаграждения.
Передача рабочими и служащими исправительных учреждений запрещенных предметов характеризуется повышенной степенью общественной опасности, поскольку в результате их противоправных действий нарушаются охраняемые законом интересы общества и государства, осуществляется подрыв авторитета органов уголовно-исполнительной системы. Кроме того, у таких лиц имеется больше возможностей для совершения преступления, так как они более осведомлены о методах противодействия проникновению запрещенных предметов.
С учетом изложенного предлагаем также установить уголовную ответственность за передачу запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания, работниками уголовно-исполнительной системы и изоляторов временного содержания.
Также следует обратить внимание, что передача оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания, влечет наступление уголовной ответственности по ст. ст. 222, 222.1 и 228.1 УК РФ соответственно. В целях приведения к единообразию норм УК РФ предлагаем дополнить ч. 2 ст. 222, ч. 2 ст. 222.1 квалифицирующим признаком "в следственном изоляторе, исправительном учреждении, административном здании, сооружении административного назначения, образовательной организации, на объектах спорта, железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена, в общественном транспорте либо помещениях, используемых для развлечений или досуга" по аналогии с п. "а" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ.
Кроме того, полагаем целесообразным внести следующие изменения в ч. 2 ст. 228.1 УК РФ: после слов "сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов" внести дополнение "растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества".
Представляется, что внесение указанных изменений в УК РФ позволит обеспечить соблюдение режимных требований в учреждениях уголовно-исполнительной системы, изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.