Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЛОГОВОГО ПРАВА: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Е.Г. БЕЛИКОВ
Переход к рыночным механизмам хозяйствования, построение соответствующих им правовой и налоговой систем, принятие Налогового кодекса РФ привели к стремительному развитию в России налогового права как крупнейшей подотрасли финансового права. Среди важнейших отраслевых принципов последнего следует выделить принцип социальной направленности финансово-правового регулирования <1>, который вытекает из содержания ст. 7 Конституции РФ и в полной мере применим к налоговому праву. Его суть заключается в необходимости учета при осуществлении правотворческой деятельности в области публичных финансов социально значимых факторов: принципов права, принципов социального государства, правовой политики, социально ориентированных правовых институтов и т.п.
--------------------------------
<1> См.: Беликов Е.Г. Принцип социальной направленности финансового правового регулирования // Ленинградский юридический журнал. 2013. N 3 (33). С. 29 - 33; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 45 - 46.
В условиях развития России как социального государства важной задачей органов государственной власти, местного самоуправления, юридической науки становится усиление социальной направленности всей системы отечественного права, включая такую ее часть, как налоговое право. Социальная направленность налогового права обусловливается рядом факторов. К их числу, как представляется, относятся:
- социально ориентированная налогово-правовая политика;
- принципы социального государства (социальная справедливость; построение социально ориентированной экономики; социально-экономическое равноправие индивидов и социальных, национальных и иных общностей; социальная ответственность; социальная безопасность и др.);
- принципы права, закрепленные в Конституции РФ и законодательстве РФ о налогах и сборах (справедливость; гуманизм; юридическое равенство граждан перед законом и судом; законность; демократизм; федерализм; сочетание стимулирования и ограничения в праве; гласность; социальная направленность финансово-правового регулирования; и др.);
- нацеленность институтов и отдельных норм налогового права на достижение баланса частных и публичных интересов.
Налогово-правовая политика является одним из основных видов финансово-правовой политики Российского государства, поскольку существенная роль в процессе легитимации и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и органов власти в сфере публичных финансов вполне очевидно принадлежит нормам налогового права. Налогово-правовую политику можно определить как деятельность государства, осуществляемую во взаимодействии с институтами гражданского общества, по формированию и реализации с помощью юридических средств концептуальных идей, программ, направленных на обеспечение эффективного правового регулирования в области налогообложения.
В юридической литературе справедливо высказывается точка зрения о том, что формирование концепций финансово-правовой политики должно основываться на четко сформулированных приоритетах, вытекающих из конституционных принципов, и прежде всего принципа социального государства <2>. Представляется, что данное суждение вполне применимо и к налогово-правовой политике государства.
--------------------------------
<2> См.: Покачалова Е.В. Социальная составляющая долговой правовой политики России как основа ее эффективности в условиях бюджетного реформирования // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. N 4. С. 24.
Исходя из ст. 7 Конституции РФ, высшие органы власти, их должностные лица обязаны проводить в стране такую политику, в том числе налогово-правовую, которая способствует созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Иными словами, она должна носить четко выраженную социальную или, точнее, общественную направленность, реализовываться в интересах всего общества или, по крайней мере, его большинства, а не отдельных социальных групп.
В последние годы, в том числе в периоды экономических кризисов, Российское государство продолжает ранее намеченный курс на модернизацию и технологическое обновление отечественной экономики, повышение уровня жизни населения. В области налогово-правовой политики оно нацелено на стабилизацию в ближайшие несколько лет условий налогообложения, снижение налогового бремени для малого и среднего предпринимательства, создание условий для развития промышленного производства. В этой связи В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию в 2014 году особо подчеркнул, что "отношения бизнеса и государства должны строиться на философии общего дела, на партнерстве и равноправном диалоге". При этом, по его мнению, государству необходимо ориентироваться на ответственных, соблюдающих закон и обязательства предпринимателей, которые дорожат своей деловой и социальной репутацией и хотят приносить пользу России, создавать им условия для результативного труда <3>. Фактически речь идет о необходимости реализации принципа социальной ответственности и поддержке государством социально ответственного поведения предпринимателей, от которого зависит уровень благосостояния как страны, так и их самих.
--------------------------------
<3> См.: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 года. URL: http://www.rg.ru/2014/12/04/poslanie-site.html (дата обращения: 15.12.2014).
В частности, некоторые ученые-экономисты, основываясь на исследовании крупнейших американских компаний, проводят прямую взаимосвязь между социально ответственным поведением предпринимателей и уровнем успешности их бизнеса. В то же время в России такая зависимость большинством предпринимателей еще не осознана и не мотивирована <4>. Видимо, поэтому и для возрастания доверия бизнеса к государству, особенно в нынешних геополитических реалиях, Президентом РФ неслучайно заявлено о продолжении снижения административного давления на добросовестных субъектов предпринимательства, об объявлении, а в дальнейшем и продолжении до 1 июля 2016 года однократной полной амнистии капитала, возвращающегося в страну <5>.
--------------------------------
<4> См.: Порезанова Е.В. Трудности внедрения социокультурной модели поведения экономических агентов в России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. N 4-1. С. 103.
<5> См.: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 года; Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 года. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/50864 (дата обращения: 09.01.2016).
Важнейшим юридическим средством реализации экономической и налогово-правовой политики является налоговое стимулирование, способствующее в свою очередь реализации общеправового принципа сочетания стимулирования и ограничения в праве. В условиях формирования в России социального государства налогово-правовые стимулы (льготы, изъятия, поощрения и т.п.) становятся также важным способом повышения благосостояния населения, поскольку их использование уменьшает налоговую базу по налогам и способствует перераспределению доходов налогоплательщиков для их личных и иных целей. Поэтому в широком смысле можно говорить о социальной (общественной) направленности большинства налогово-правовых стимулов независимо от цели их установления.
Кроме того, законодательством РФ о налогах и сборах в последние годы для отдельных категорий граждан и организаций социальной сферы устанавливаются различного рода налогово-правовые стимулы (в узком смысле), носящие ярко выраженный социальный характер, например, по налогу на доходы физических лиц, земельному налогу. Анализ вышеуказанных стимулов свидетельствует об одобрении и поддержке государством с помощью налогово-правового механизма определенных видов социально значимых видов деятельности, действий, социально уязвимых слоев населения.
В то же время законодательство РФ о налогах и сборах нуждается в совершенствовании, в том числе с точки зрения его социальной ориентированности. В частности, это касается комплексного реформирования самого института налоговых стимулов в целом и налоговых льгот в частности. Во-первых, требует уточнения само законодательное определение налоговых льгот (ст. 56 НК РФ), которые являются лишь разновидностью понятия "налоговые стимулы", нуждающегося, в свою очередь, в нормативном закреплении. Во-вторых, необходим единый подход к определению места налоговых стимулов в структуре элементов налогообложения. В-третьих, представляется целесообразным выделить налоговые поощрения в отдельную группу налоговых стимулов с одновременным увеличением их размеров, что позволит более четко, наглядно реализовать на практике регулирующие возможности налогов.
Проведение государством социально ориентированной налогово-правовой политики существенным образом влияет, как уже отмечалось, на реализацию принципов социального государства и принципов права, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, как, например, категории "государство" и "право". В свою очередь данные принципы могут оказывать и оказывают определенное воздействие на формирование и осуществление вышеуказанной политики.
Принципы права, в том числе налогового, представляют собой основополагающие, объективно обусловленные, нормативно закрепленные требования, которые определяют направленность его формирования, функционирования и развития; в них наиболее емко отражаются его сущность и социальное назначение. В научной литературе вполне обоснованно высказывается мнение о том, что главенствующей идеей, которая определяет содержание и развитие налогового права, его принципы, выступает справедливость. При этом справедливость налогообложения рассматривается как принцип принципов, от которого производны все иные принципы налогового права, в том числе социальная справедливость, через которые, в свою очередь, раскрывается его содержание <6>. Учитывая, что социальная справедливость является одним из основных принципов социального государства и производным от общеправового принципа справедливости, идея справедливого налогообложения может выступать как важнейший ориентир социально направленного развития налогового права в целом и его принципов в частности.
--------------------------------
<6> См.: Демин А.В. К вопросу об общих принципах налогообложения // Журнал российского права. 2002. N 4. С. 56; Смирнов Д.А. Принципы российского налогового права: понятие, формирование, реализация: Монография / Под ред. д.ю.н., проф. Н.И. Химичевой. М.: Юрлитинформ, 2011. С 45 - 46.
Несмотря на то что термин "справедливость" прямо не упоминается в законодательстве о налогах и сборах, рассматриваемый принцип, в том числе социальная справедливость, находит свое проявление в отдельных нормах налогового права и имеет большое значение для регулируемых им отношений. Так, в ст. 3 НК РФ элементы социальной справедливости находят воплощение в нескольких принципах законодательства РФ о налогах и сборах: всеобщности, юридического равенства, фактической способности налогоплательщика к уплате налога, недискриминационности и экономической обоснованности налогообложения.
Таким образом, социальная справедливость в налоговом праве проявляется в основном в том, кто должен выступать налогоплательщиком и что должно выступать объектом налогообложения. Кроме того, в законодательстве некоторых зарубежных стран (например, Испании, Италии) к характерным чертам справедливого налогообложения, помимо всеобщности и юридического равноправия, относят и прогрессивность. Поэтому способ (характер) налогообложения, применяемый к обложению доходов и имущества налогоплательщика - прогрессивный или пропорциональный - выступает важной составляющей проявления социальной справедливости в налоговом праве <7>. Наибольшие дискуссии в обществе разворачиваются в основном относительно последней из указанных черт. Многие финансисты и экономисты еще в XIX и XX веках <8> отмечали справедливым именно прогрессивное налогообложение, в отличие от пропорционального, да и зарубежная практика прогрессивного налогообложения доходов также свидетельствует об этом.
--------------------------------
<7> См.: Смирнов Д.А. Принципы современного российского налогового права: Монография / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 264 - 265.
<8> См., например: Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. М.: Прогресс, 1991. С. 203; Ходский Л.В. О налогах, пошлинах и сборах // Реформы и право. 2008. N 1. С. 96.
С целью преодоления прогрессирующего социального расслоения в России в средствах массовой информации и литературе нередко предлагают введение прогрессивной шкалы ставок по налогу на доходы физических лиц <9>, полное освобождение от налогообложения доходов малоимущих граждан <10>. Другие, в первую очередь представители Министерства финансов РФ <11>, напротив, возражают против этого. Они полагают, что это подорвет доверие формирующегося среднего класса к государству и приведет к новой волне уклонения от налогообложения, снижению общей инвестиционной привлекательности страны. При этом предлагается принятие поэтапных шагов по повышению уровня жизни всего населения. В то же время, учитывая нынешний экономический кризис, министр финансов России А. Силуанов не исключает возвращение к обсуждению вопроса о введении прогрессивного налогообложения доходов физических лиц после 2018 года <12>.
--------------------------------
<9> См.: Греков И.Е. О несостоятельности доводов сторонников плоской шкалы налога на доходы физических лиц // Общество и экономика. 2011. N 10. С. 8 - 11.
<10> См.: Госдума отклонила три законопроекта о введении прогрессивной шкалы НДФЛ. URL: http://www.audit-it.ru/news/accounV531959.html
<11> См.: Письмо Министерства финансов РФ от 29 января 2014 г. N 03-04-05/3291 "О действующих налоговых ставках по НДФЛ" // Документ не опубликован. СПС "КонсультантПлюс".
<12> URL: http://kprf.ru/dep/gosduma/activities/148474.html.
Как известно, в основе налоговых правоотношений изначально лежат различные законные интересы их участников. Так, государство, его территориальные образования и их органы выступают выразителями публичных налоговых интересов, которые заключаются в максимально возможном поступлении налогов, сборов и пошлин в государственную казну для финансового обеспечения публичных задач и функций. Налогоплательщики и иные обязанные субъекты являются представителями частных интересов, суть которых выражается в стремлении минимизировать свое налоговое бремя с помощью легальных способов, включая налоговое планирование и налоговую оптимизацию. В налоговых правоотношениях публичные интересы преобладают над частными <13>, несмотря на снижение числа налогов, увеличение видов налоговых стимулов, при сохранении существенного налогового бремени на бизнес. Поэтому одна из важнейших задач любого социального государства и его налогово-правовой политики состоит в обеспечении баланса законных интересов различных субъектов налоговых правоотношений, что далеко не всегда достигается на практике.
--------------------------------
<13> Например, Р.А. Гаврилюк, основываясь на анализе доктрины естественного права и социальной философии, высказывает достаточно интересную точку зрения об уплате налогов как о праве, а не обязанности налогоплательщика. См.: Гаврилюк Р.А. Антропосоциокультурный код налогового права: Монография. Кн. 1: Истоки налогового права. Черновцы: Черновицкий нац. ун-т, 2014. С. 37.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
Реализация действующих в финансовом праве принципов требует усиления социальной направленности всех структурных подразделений ее системы, в том числе налогового права как крупнейшей ее подотрасли. Социальная направленность налогового права может быть достигнута, как представляется, путем проведения социально ориентированной налогово-правовой политики, реализации принципов права и принципов социального государства, закрепленных в Конституции РФ и законодательстве РФ о налогах и сборах, обеспечения баланса частных и публичных интересов при осуществлении налогово-правового регулирования.
Социальная ориентированность налогово-правовой политики должна заключаться, думается, во-первых, в справедливом распределении государством налогового бремени на население и бизнес; во-вторых, в стимулировании их к ответственному, а значит и социально значимому поведению; в-третьих, в повышении их заинтересованности в активной созидательной деятельности, приводящей к социальной стабильности и росту благосостояния всего общества; в-четвертых, в широком использовании налогово-правовых стимулов социальной направленности, которые нуждаются в совершенствовании развития; в-пятых, в дальнейшем учете законодательством о налогах и сборах социальных факторов (материальное положение, состав семьи налогоплательщика и др.). При этом вопросы разработки и реализации социально ориентированной налогово-правовой политики в современных условиях требуют дальнейшей глубокой научной и практической проработки, в том числе в аспекте взаимодействия с принципами социального государства и принципами, действующими в налоговом праве.
Литература
1. Беликов Е.Г. Принцип социальной направленности финансового правового регулирования // Ленинградский юридический журнал. 2013. N 3 (33). С. 29 - 33.
2. Гаврилюк Р.А. Антропосоциокультурный код налогового права: Монография. Кн. 1: Истоки налогового права. Черновцы: Черновицкий нац. ун-т, 2014. 452 с.
3. Греков И.Е. О несостоятельности доводов сторонников плоской шкалы налога на доходы физических лиц // Общество и экономика. 2011. N 10. С. 8 - 11.
4. Демин А.В. К вопросу об общих принципах налогообложения // Журнал российского права. 2002. N 4. С. 54 - 62.
5. Покачалова Е.В. Социальная составляющая долговой правовой политики России как основа ее эффективности в условиях бюджетного реформирования // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. N 4. С. 22 - 30.
6. Порезанова Е.В. Трудности внедрения социокультурной модели поведения экономических агентов в России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. N 4-1. С. 102 - 106.
7. Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. М.: Прогресс, 1991. С. 430.
8. Смирнов Д.А. Принципы российского налогового права: понятие, формирование, реализация: Монография; под ред. д.ю.н., проф. Н.И. Химичевой. М.: Юрлитинформ, 2011. 248 с.
9. Смирнов Д.А. Принципы современного российского налогового права: Монография; под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юрлитинформ, 2009. 312 с.
10. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. 752 с.
11. Ходский Л.В. О налогах, пошлинах и сборах // Реформы и право. 2008. N 1. С. 90 - 101.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.