Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Земельное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДОРОЖНЫЙ "ПЕРЕДЕЛ"
О.Н. САВОСТЬЯНОВА
Дорожная ситуация в России всегда оставляла желать лучшего. Однако в данной статье речь пойдет не о плохих дорогах по всей нашей огромной стране, а о том, как принятый на скорую руку закон, направленный на законодательное регулирование улично-дорожной сети, создал многочисленные нерешенные земельные проблемы для отечественного бизнеса.
Дело в том, что введенный в действие в 2007 году Закон N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" явился основанием для постановки на кадастровый учет 9 313 земельных участков улично-дорожной сети (далее - УДС) <1>. При этом не было ни межевания, ни публичных слушаний по каждому такому образованному участку УДС.
--------------------------------
<1> Закон г. Москвы от 21 марта 2007 г. N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" // Тверская, 13. 2007. N 48. 19 апр.
Следует отметить, что само понятие "кадастровая деятельность" было введено в законодательство только в 2007 году Законом о кадастре. Ранее соответствующие работы проводились землеустроителями в рамках территориального землеустройства и работниками БТИ <2>.
--------------------------------
<2> Липски С.А. Правовое регулирование кадастровых отношений в постсоветской России: тенденции, проблемы, пути их решения // Нотариус. 2013. N 6. С. 23, 24.
Таким образом, не усложняя себе задачу, чиновники формировали улично-дорожную сеть в Москве по границам красных линий, получившим статус по утвержденным разбивочным чертежам - актам установления линий градостроительного регулирования за период с 1972 по 2002 г., которые проводились с большим запасом по территории и без проведения кадастровых работ. В результате очень большое количество земель населенных пунктов, на которых расположены жилые дома, объекты торговли и другие здания, оказалось отрезано - произошло включение их границ в границы улично-дорожной сети.
После постановки на кадастровый учет участок улично-дорожной сети согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации приобретает статус земель общего пользования и не подлежит приватизации <3>. Как правило, в кадастровых паспортах на такие участки улично-дорожной сети указано, что "характерные точки границ участка определены с точностью ниже нормативной и подлежат уточнению при проведении кадастровых работ".
--------------------------------
<3> Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Российская газета. 2001. N 211 - 212. 30 окт.
Теперь сотни российских предпринимателей, здания которых расположены на обрезанных улично-дорожной сетью землях, не только не могут приватизировать, выкупить, арендовать занимаемую землю без обращения в суд, но зачастую даже получить на нее кадастровый паспорт.
Сегодня, судя по количеству дел в судах, это глобальная проблема, затронувшая законные интересы многих российских предпринимателей. В частности, за последние годы в арбитражных судах рассматриваются следующие категории дел:
- дела, связанные с отказами Департамента городского имущества города Москвы (ранее Департамента земельных ресурсов города Москвы) в оформлении документов на земельные участки из-за пересечения их с УДС: о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков в порядке приватизации (купли-продажи) (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2015 г. N Ф05-14475/13 по делу N А40-128406/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 апреля 2014 г. N Ф05-2733/14 по делу N А40-143921/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2015 г. N Ф05-14475/13 по делу N А40-128406/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 ноября 2013 г. N Ф05-14359/13 по делу N А40-139066/2012 и др.); о признании незаконным отказа в оформлении договора аренды земельного участка (см., например: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2015 г. N 09АП-15705/15; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 ноября 2014 г. N Ф05-11720/14 по делу N А40-169844/2013 и др.);
- дела, связанные с отказом ФГБУ ФКП Росреестра выдать кадастровый паспорт (см., например: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 октября 2012 г. N Ф05-11834/12 по делу N А40-10322/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 ноября 2012 г. N Ф05-12778/12 по делу N А40-10321/2012 и др.).
В 2011 году вышло Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. N 118-ПП, которое предусмотрело ряд мер, направленных на устранение пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы <4>. Устранение пересечения происходит за счет уменьшения границы участков улично-дорожной сети. При этом в устранении пересечений может быть отказано, если расстояние между границами земельного участка и границами участка улично-дорожной сети более 2 метров и если уменьшение участка улично-дорожной сети повлечет ухудшение транспортной ситуации.
--------------------------------
<4> Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. N 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 11. Апр.
Таким образом, данный вопрос также решается в судах (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 апреля 2013 г. N Ф05-2997/13 по делу N А40-48963/2012).
Анализ судебной практики показал, что суды встают на сторону собственников зданий, обязывая государственные органы выдать кадастровый паспорт, уточнить границы, передать в аренду или в собственность земли, занимаемые принадлежащей предпринимателям недвижимостью, исходя из того, что пересечение с улично-дорожной сетью не может являться основанием для отказа в оформлении необходимых для этого документов.
В основном суды ссылались на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, которая предусматривала исключительное право собственников зданий, строений, сооружений на аренду или приватизацию занимаемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Сложно сказать, как будет развиваться ситуация после утраты силы с 1 марта 2015 г. статьи 36 <5>, ведь вместо этого законодатель ввел ряд дополнительных требований к оформлению в аренду или в собственность таких земельных участков. Например, ст. 39.16 Земельного кодекса установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов в случае, когда границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению. Как представляется, теперь заявителям, здания которых расположены на обрезанных земельных участках, сначала надо будет через суд уточнять границы испрашиваемого земельного участка, а только потом требовать предоставления их в аренду или в собственность.
--------------------------------
<5> См.: Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2014. N 142. 27 июня.
Возникают и совсем из ряда вон выходящие случаи. Например, желая согнать с земли, попавшей в зону улично-дорожной сети, предпринимателя - собственника продуктового магазина, построенного еще во времена СССР (а затем приватизированного), префектура предъявила к нему иск о сносе самовольной постройки. Иск префектура проиграла. Как указал арбитражный суд, понятие "самовольная постройка", закрепленное ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяется с 1 января 1995 г. и к гражданским правоотношениям, возникшим после ее введения в действие (Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ) (см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 апреля 2014 г. по делу N А40-58877/13).
Но радость предпринимателя, выигравшего суд, оказалась преждевременной. Не принимая в расчет вступивший в силу судебный акт, органы исполнительной и законодательной власти включили продуктовый магазин в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (Приложение 2), утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП <6>. Причем включение продуктового магазина в Перечень произошло в более поздней редакции Постановления Правительства N 819-ПП, а именно в ред. Постановления Правительства Москвы от 29 июля 2014 г. N 425-ПП, т.е. спустя два месяца с момента вступления решения суда в силу.
--------------------------------
<6> Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2013. N 69 (т. 2). 17 дек.
Следует отметить, что Перечень "самовольных построек" является "живым", т.е. его актуализация происходит ежеквартально посредством исключения или включения новых объектов. Поэтому собственник здания, которое необоснованно было включено в Перечень, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, что и было сделано предпринимателем.
Цель правосудия - гарантировать обществу объективное, независимое и беспристрастное, основанное на законе рассмотрение судьей любого конфликта правового характера между субъектами правоотношений при абсолютном обеспечении соблюдения права на защиту <7>. Однако эти принципы не всегда соблюдаются, когда оппонентом по делу выступает Правительство Москвы. В данном случае суд вынес абсурдное и противоречивое решение. Отказывая собственнику продуктового магазина в исключении принадлежащего ему здания из Перечня, суд указал в своем решении: "Включение принадлежащего заявителю объекта в Перечень не нарушает его прав" (см. решение Московского городского суда от 4 июня 2015 г. по делу N А40-3-310/2015).
--------------------------------
<7> Ермошин Г.Т. Полномочия органов судейского сообщества в обеспечении конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей // Российский судья. 2014. N 5. С. 13.
Странной выглядела и позиция Правительства Москвы, мотивировавшего отнесение продуктового магазина к "самовольным постройкам" отсутствием перезаключенного договора аренды земельного участка, на котором он расположен. Никого не смутило то обстоятельство, что до этого заявитель пять раз обращался в Департамент городского имущества города Москвы с требованием о перезаключении договора аренды сроком на 49 лет, но всякий раз Департамент отказывал ему, ссылаясь на пересечение испрашиваемого земельного участка с УДС.
Данное конкретное дело еще раз показывает, как сложно отстоять свои права в схватке с органами исполнительной власти. Вместо того чтобы осуществить законную резервацию земель путем изъятия ее для государственных нужд, чиновники прибегают к различным уловкам. И это происходит в свете пропагандируемой государством политики поддержки малого и среднего бизнеса.
Тем не менее возвращаясь к правовым основаниям постановки на кадастровый учет 9313 земельных участков улично-дорожной сети, хотелось бы отметить следующее.
Постановление Правительства Москвы от 13 июля 2004 г. N 490-ПП установило правила выделения земельных участков УДС <8>. При этом базовым слоем для выделения земельных участков УДС принята существующая и проектная улично-дорожная сеть по плану красных линий (слой плана ЛГР) М 1:2000, получившая статус УДС по утвержденным разбивочным чертежам - актам установления линий градостроительного регулирования за период с 1972 по 2002 год. Однако это противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации и Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. N 18-30 (далее - Инструкция) <9>, положения которой обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке.
--------------------------------
<8> Постановление Правительства Москвы от 13 июля 2004 г. N 490-ПП "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы" // Тверская, 13. 2004. N 123. 12 окт.
<9> Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) (утв. Постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 г. N 18-30).
Так, в соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса одним из этапов градостроительной деятельности является планировка территории, которая не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации. К градостроительной документации относится, в частности, проект красных линий земельного участка, который должен формироваться с учетом существующей застройки территории.
Согласно п. 4.1 Инструкции, проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Согласно подп. 1, 4 п. 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений. Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают: схему размещения проектируемой территории в структуре поселения (М1:10000 - М1:5000); план современного использования территории (опорный план); план красных линий (основной чертеж); разбивочный чертеж красных линий; схему организации транспорта и улично-дорожной сети; схему размещения инженерных сетей и сооружений; схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.
Так, разрешая конкретное дело по заявлению жильцов многоквартирного дома, земельный участок под которым отрезал участок УДС, суд указал, что проект красных линий УДС должен быть утвержден в составе проекта Закона города Москвы N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети" как неотъемлемая часть градостроительной документации с указанием координат поворота углов красных линий, топографической основы, учитывающей существенные объекты недвижимого имущества. В данном случае этого сделано не было, что явилось одним из оснований для исключения судом оспариваемого участка из Перечня УДС <10>. Однако это только единичный случай. При этом следует учитывать, что все-таки речь в вышеуказанном случае шла о жилом доме, земельный участок под которым пересекала некорректно сформированная УДС. Что же касается предпринимателей - собственников зданий, то в одиночку им добиться правды в судах, выступая против Правительства Москвы, сложно.
--------------------------------
<10> См.: Решение Московского городского суда от 22 декабря 2010 г. N 3-323/3-2010; Определение СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2011 г. N 5-Г11-26.
Литература
1. Ермошин Г.Т. Полномочия органов судейского сообщества в обеспечении конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей // Российский судья. 2014. N 5. С. 12 - 17.
2. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) (утв. Постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 г. N 18-30).
3. Липски С.А. Правовое регулирование кадастровых отношений в постсоветской России: тенденции, проблемы, пути их решения // Нотариус. 2013. N 6. С. 20 - 25.
4. Определение СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2011 г. N 5-Г11-26.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Российская газета. 2001. N 211 - 212. 30 окт.
6. Постановление Правительства Москвы от 13 июля 2004 г. N 490-ПП "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы" // Тверская, 13. 2004. N 123. 12 окт.
7. Закон города Москвы от 21 марта 2007 г. N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" // Тверская, 13. 2007. N 48. 19 апр.
8. Решение Московского городского суда от 22 декабря 2010 г. N 3-323/3-2010.
9. Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. N 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 11.
10. Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2013. N 69 (т. 2). 17 дек.
11. Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2014. N 142. 27 июня.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Земельное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.