Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ: СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
А.В. МАКАРОВ, М.В. ЧУМАЧЕНКО
Терроризм и экстремизм являются одними из глобальных проблем человечества. В России наиболее остро проблема терроризма и экстремизма встала в 90-х годах XX в. Ежегодно огромное количество людей погибают от терроризма, это также является огромной угрозой национальной безопасности страны.
Среди наиболее известных терактов: 23 октября 2002 г. захват заложников в Театральном центре на Дубровке во время представления мюзикла "Норд-Ост", в результате которого погибли 129 человек, 6 февраля 2004 г. теракт в московском метро, погибли 40, ранены 134 человека, 1 сентября 2004 г. Беслан, Северная Осетия, захват заложников в средней школе, погибли более 330, ранены несколько сотен человек.
В конце XX - начале XXI в. мир столкнулся с ростом экстремизма и терроризма, оказавшись совершенно не подготовленным ни с точки зрения практической борьбы с данными явлениями, ни с позиции их теоретического понимания.
На сегодняшний день существует множество определений данных понятий. Например, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова определяет экстремизм как "приверженность крайним взглядам и методам" <1>. В похожем ключе трактует террор и Словарь иностранных слов, понимая его как "политику устрашения, подавления политических противников насильственными мерами" <2>.
--------------------------------
<1> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1987. С. 787.
<2> Словарь иностранных слов. 10-е изд. М., 1983. С. 492.
Правовая характеристика экстремизма и форм его проявления дана в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 2006 - 2007 гг.
С точки зрения Закона "экстремистская деятельность (экстремизм) - это:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг" <3>.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=70162.
Таким образом, в Законе дается в основном правовая и политическая характеристики экстремизма в совокупности определенных взглядов, действий, поступков.
Схожие трактовки существуют и в определении терроризма, что нашло отражение в Федеральном законе "О борьбе с терроризмом", принятом в 1998 г., в котором терроризм определяется как "насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов..." <4>.
--------------------------------
<4> Статья 3 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" // Собрание законодательства РФ. М., 1998.
Необходимо также рассмотреть, как определяют понятия "экстремизм" и "терроризм" другие страны.
Международно-правовое определение экстремизма дает Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. (п. 3 ч. 1 ст. 1) <5>:
--------------------------------
<5> URL: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2001/06/140161/140317.shtml.
"Экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон".
Подобные преступления в некоторых штатах США квалифицируются как "преступления на почве ненависти". Это специальная юридическая квалификация особого рода преступлений против личности, совершаемых под влиянием ненависти к лицам иной расы или национальности, вероисповедания, этнического происхождения, политических убеждений, пола и сексуальной ориентации, инвалидам. Такая дополнительная квалификация, отягчающая вину и ужесточающая наказание, существует в некоторых штатах США, в ряде стран Западной и Центральной Европы, но отсутствует в других штатах и государствах.
Терроризм - политика, основанная на систематическом применении террора. Несмотря на юридическую силу термина "терроризм", его определение вплоть до настоящего времени остается неоднозначным. Проблема в том, как ограничить определение терроризма, чтобы под него не подпадали деяния легитимных борцов за свободу. Синонимами слова "террор" (лат. terror - страх, ужас) являются слова "насилие", "запугивание", "устрашение".
В праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с силовым воздействием, устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий. В праве США - как предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами федерального уровня или подпольно действующими агентами организациями, обычно с целью повлиять на настроение общества.
На сегодняшний день существует одна из актуальных и важных проблем. Единого определения понятий "экстремизм" и "терроризм" в международном сообществе не существует. Это приводит к разночтению общего понимания самой сути этих понятий и, как следствие, отсутствию четко обозначенных единых методов борьбы. В ряде некоторых стран допускается, что нет однозначного понимания "плохого" террориста, а есть те террористы, которые более виновны и в большей мере угрожают обществу и государству, и есть те, чьи действия не однозначно плохи и могут быть оправданы. В других же странах определение терроризма и террориста достаточно четко и определенно, а значит, и достаточно четки и определенны методы борьбы. Отсюда и разногласия мирового сообщества в вопросе борьбы с терроризмом, так как подходы к самому пониманию сути терроризма неодинаковы. Поэтому необходимо в первую очередь прийти к согласию, ввести единое для всех стран понятие, определяющее сущность экстремизма и терроризма, и разработать единую систему мер для профилактики и борьбы с этими явлениями.
Терроризм представляет собой наиболее опасный способ политической дестабилизации общества. Такие способы дестабилизации, как военная интервенция, восстание, развязывание гражданской войны, массовые беспорядки, всеобщая забастовка и другие, требуют значительных ресурсов и предполагают широкую массовую поддержку тех сил, которые заинтересованы в дестабилизации. Для разворачивания кампании террористических актов достаточно поддержки дела террористов сравнительно узким слоем общества, небольшой группой согласных на все крайних радикалов и скромных организационно-технических ресурсов. Терроризм подрывает власть и разрушает политическую систему государства. Юристы относят террористические действия к категории "преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства".
Согласно общему мнению правоведов терроризм в любых своих формах является наиболее общественно опасным из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством (в санкциях статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступление террористического характера, должно быть самое суровое наказание из всех видов наказаний, предусмотренных уголовным законом).
Терроризм по своим масштабам, последствиям, интенсивности, разрушающей силе, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых страшных проблем всего человечества.
Наиболее громкими терактами 2015 г., унесшими множество жизней, можно назвать следующие: 17 августа 2015 г. взрыв в Таиланде, в результате теракта погибли 20 человек, число раненых составило 123 человека; 10 октября 2015 г. в Турции произошел самый крупный теракт за всю историю страны, погибли 95 человек, 246 получили ранения; 13 ноября вечером в Париже произошла серия терактов. Погибли не менее 150 человек, около 100 человек погибли при захвате заложников в парижском театре "Батаклан", еще 40 стали жертвами терактов в других районах столицы <6>.
--------------------------------
<6> URL: http://ria.ru/spravka/20151114/1320242489.html.
Невозможно не вспомнить трагедию, которая случилась 31 октября 2015 г. Самолет А321 авиакомпании "Когалымавиа", летевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, рухнул на севере Синайского полуострова. В результате происшествия погибли 224 человека - все, кто был на борту. Эта катастрофа стала крупнейшей в истории российской и советской авиации. По результатам исследования обломков самолета было установлено, что причиной крушения самолета стало детонирование иностранного взрывного устройства, что позволяет сделать однозначный вывод о том, что это был террористический акт.
Осложнение международной обстановки, возрастание террористических и экстремистских угроз требуют принятия дополнительных шагов по сохранению стабильности в обществе, противодействию проявлениям терроризма и экстремизма.
Рассмотрим последние изменения российского законодательства в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом. 5 мая 2014 г. Президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов, направленных на борьбу с терроризмом. Поправками в различные законодательные акты было расширено понятие террористического акта. За совершение преступлений террористической направленности, а также за финансирование терроризма наказание было увеличено до 15 - 20 лет лишения свободы. Для предотвращения финансирования терроризма была введена обязательная идентификация для платежей, превышающих 15 тыс. руб. Тогда же был утвержден так называемый Закон о блогерах, который регламентировал обязательное хранение в течение шести месяцев информации о пользователях и их активности в сети, а также разрешал органам правопорядка получать их для оперативной деятельности без разрешения суда.
25 ноября 2014 г. Президентом РФ был подписан закон, направленный на усиление мер противодействия незаконному обороту взрывчатых средств и взрывных устройств. В частности, за их изготовление было установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет и штрафа до 500 тыс. руб. <7>.
--------------------------------
<7> URL: http://tass.ru/info/866180.
31 декабря 2014 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в действующее законодательство, регулирующее вопросы противодействия терроризму и экстремизму.
С учетом этого законодателем введена ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", согласно которой лицо, ранее входившее в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением террористической либо экстремистской деятельности, не может быть учредителем таких объединений в течение последующих десяти лет.
Кроме того, в соответствии с внесенными изменениями в ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" на федеральные органы в области обеспечения безопасности возложена обязанность вести единый федеральный список организаций, включая иностранные, признанных судом террористическими. Этот список подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, которые могут быть доступны любому гражданину.
Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2015 г. N 202 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта.
В целях обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности и формы паспортов безопасности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на другом объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
С 13 мая 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 116-ФЗ в ст. ст. 13.15 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие административную ответственность за распространение экстремистских материалов.
Можно отметить, что ведется активная борьба законодателя с проблемой терроризма. Государственные органы должны активизировать свои усилия в превентивной деятельности, направленной на локализацию и нейтрализацию террористических тенденций, устранить потенциальные предпосылки их формирования. Необходимы меры по усилению границ, повышению контроля над деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально снизить возможность импорта экстремизма из третьих стран. Активная молодежная политика, меры, направленные на сокращение безработицы и решение назревших социально-экономических проблем, способны снизить социальную напряженность в обществе, нейтрализовать главный источник потенциальных социальных эксцессов.
Для эффективного противодействия международному терроризму необходимы разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.
Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должны стать разработка единого определения понятий "экстремизм" и "терроризм" и совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.
Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Всяческие проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются все духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Поэтому необходимо принимать всю совокупность мер по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Литература
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=70162.
2. Статья 3 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" // Собрание законодательства РФ. М., 1998.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1987.
4. Петрищев В. Заметки о терроризме. М., 2001.
5. Словарь иностранных слов. 10-е изд. М., 1983.
6. URL: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2001/06/140161/140317.shtml.
7. URL: http://ria.ru/spravka/20151114/1320242489.html.
8. URL: http://tass.ru/info/866180.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.