Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В.А. ЛУКЬЯНОВ
Одной из категорий споров, подведомственных арбитражным судам, являются споры в сфере таможенного регулирования. Нормальное функционирование правоотношений в этой сфере - важнейшая предпосылка динамичного развития экономики России в условиях все возрастающей глобализации мировой экономики. В последние годы Правительством Российской Федерации принимаются серьезные меры для упрощения деятельности предпринимателей в данной области, снятия излишних барьеров для движения товаров через границы и т.д. Значительным шагом в этом направлении стало принятие Таможенного кодекса Таможенного союза. И результат не замедлил сказаться: за последние несколько лет на территории Уральского арбитражного округа существенно сократилось количество споров, возникающих в рассматриваемой сфере. Это свидетельствует о том, что предпринимателям, осуществляющим торговые операции в рамках Таможенного союза, стало проще работать.
Сказанное выше не исключает, однако, наличия спорных моментов в деятельности таможенных органов и других участников внешнеэкономической деятельности. Нереально все возможные юридические коллизии предусмотреть в законах и иных нормативных правовых актах. Правовые пробелы остаются, и в заполнении этих пробелов главную роль начинают играть арбитражные суды, поскольку на них ложится ответственность за то, насколько правильно будет разрешен тот или иной правовой спор, как то или иное решение скажется не только на деятельности конкретных субъектов экономической деятельности, но и на формировании благоприятной среды для экономики в целом.
Безусловно, невозможно в рамках одной статьи охватить все спорные вопросы, возникающие при рассмотрении данной категории дел, поэтому мы ограничились несколькими примерами, которые наиболее характерны для практики Арбитражного суда Уральского округа.
Как отмечено выше, невозможно отрегулировать все сферы экономической деятельности. Однако проблемы могут возникать также в связи с применением основополагающих терминов.
Так, в одном из дел, рассмотренных Арбитражным судом Уральского округа, суть спора сводилась к толкованию термина "ввоз товара" и определению момента завершения ввоза товара.
Заявитель под ввозом товара понимал фактическое пересечение товаром границы Таможенного союза и помещение товара под процедуру таможенного транзита, в то время как таможенный орган утверждал, что понятие "ввоз товара" помимо пересечения границы включает в себя весь комплекс последующих действий с товарами до момента их выпуска и заканчивается выпуском товаров. В ходе рассмотрения данного дела суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. Под действием понимается комплекс мер, связанных с предъявлением на границе товара и товаросопроводительных документов, обеспечение уплаты причитающихся таможенных платежей при ввозе, соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров.
Аналогичное значение термина "ввоз товаров" определено в пункте 1 части 1 ст. 5 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <1>, согласно которому под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) данным Федеральным законом.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
В силу пункта 1 ст. 150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (п. 2 ст. 150 ТК ТС). Все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза (п. 3 ст. 150 ТК ТС).
Пунктом 1 ст. 153 ТК ТС установлено, что пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза.
Согласно пункту 2 ст. 153 ТК ТС, пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с данным Кодексом помещению под таможенные процедуры.
При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза таможенному органу представляется транзитная декларация (п. 1 ст. 182 ТК ТС).
Пунктом 2 ст. 182 ТК ТС установлено, что в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие сведения, указанные в пункте 3 данной статьи.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации" <2> определен порядок заполнения транзитной декларации и проставления соответствующих отметок таможенных органов. При представлении транспортных (перевозочных), коммерческих документов таможенными органами пункта пропуска проставляются соответствующие отметки, свидетельствующие о прохождении таможенного оформления и контроля.
--------------------------------
<2> Таможенный вестник. 2010. N 15.
Таким образом, фактический ввоз товара на таможенную территорию Таможенного союза сопряжен с прохождением таможенного оформления и контроля, о чем свидетельствуют отметки таможенных органов в пункте ввоза (вывоза) и оформленные на товар таможенные документы.
В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются виды таможенных процедур, к которым, в частности, относится процедура выпуска товаров для внутреннего потребления (ст. 202 ТК ТС).
Согласно ст. 209 ТК ТС, выпуск для внутреннего потребления представляет собой таможенную процедуру, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.
В соответствии с пунктом 1 ст. 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:
1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
2) соблюдения запретов и ограничений;
3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров Таможенного союза (п. 2 ст. 210 ТК ТС).
В силу положений ст. 203 ТК ТС выбор и изменение таможенной процедуры осуществляется лицами, перемещающими товары через таможенную границу, в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Кодексом и законодательством государств - членов Таможенного союза. Эти же лица вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с данным Кодексом.
На основании положений ст. 203 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с гл. 27 ТК ТС и положениями гл. 24 данного Федерального закона при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.
Таким образом, свободный оборот товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации, без ограничения прав пользования и распоряжения перемещенным имуществом, возможен только после их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при соблюдении условий, установленных пунктом 1 ст. 210 ТК ТС.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 мая 1999 г. N 8-П <3>, принятом по делу о проверке конституционности положений части первой ст. 131 и части первой ст. 380 Таможенного кодекса Российской Федерации <4>, указал, что из положений ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года <5> во взаимосвязи с его ст. 23, 25, 26, 28 и 31 вытекает, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляются перемещающим их лицом в соответствии с тем или иным таможенным режимом, который оно вправе в любое время выбрать или изменить на другой. Свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюдение мер экономической политики и других ограничений нетарифного характера (лицензирование, квотирование, сертификация и т.д.).
--------------------------------
<3> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Сибирское агентство "Экспресс" и гражданина С.И. Тененева, а также жалобой фирмы "Y. & g. Reliable Services, Inc." // Российская газета. 1 июня 1999 г.
<4> Документ утратил силу с 29 декабря 2010 г., за исключением пункта 1 ст. 357.10, в связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ. (Примеч. редакции.)
<5> Данный документ фактически утратил силу в связи с изданием Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ и Соглашения о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 г. (Примеч. редакции.)
Осуществление прав пользования и распоряжения перемещаемым имуществом вопреки требованиям части первой ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, т.е. без выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и выбором таможенного режима, фактически означало бы их выпуск в свободное обращение без таможенного оформления и контроля, что противоречит таможенному регулированию.
Установленные ограничения прав пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, которые ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, находятся под таможенным контролем и в отношении которых еще не осуществлено таможенное оформление, направлены не на лишение лица перемещаемого имущества, а на соблюдение специального, разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Эта административная мера принудительного характера направлена на защиту конституционных ценностей, таких, как суверенитет и экономическая безопасность Российской Федерации, права и законные интересы граждан, законные интересы отечественных производителей и потребителей, жизнь и здоровье человека, окружающая природная среда и др.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда применима также к рассматриваемой ситуации, поскольку Таможенный кодекс Таможенного союза регулирует те же отношения, что и Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 года.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что право пользования и распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, поставлено законодателем в зависимость от выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с таким перемещением, выбором таможенного режима, определяющего в свою очередь совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Законодатель разграничивает понятия "пересечение товаром границы" и "ввоз товара". При этом ввоз товара, помимо пересечения им границы и доставки на таможню, включает в себя комплекс действий по оформлению товара, который завершается его выпуском. Следовательно, именно с даты выпуска товар следует считать ввезенным на территорию Российской Федерации и находящимся в свободном обращении товаром Таможенного союза <6>.
--------------------------------
<6> См.: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 марта 2015 г. N Ф09-509/15 по делу N А07-18456/2014 // Документ опубликован не был. Источник - СПС "КонсультантПлюс".
Приведем пример, связанный с терминологией и касающийся спора, возникшего между обществом и таможней по поводу уплаты налога на добавленную стоимость (НДС).
Обществом была представлена таможенная декларация для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара, в том числе "прибора портативного с принадлежностями для измерения уровня гематокрита и гемоглобина в крови".
При таможенном декларировании указанного товара обществом предоставлены регистрационное удостоверение на медицинское изделие Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и декларация о соответствии, согласно которым указанный прибор классифицирован по коду ОКП (код по Общероссийскому классификатору продукции) 94 4300 <7>.
--------------------------------
<7> Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93. Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301 (М.: ИПК "Издательство стандартов", 1994).
Таможней обществу направлено требование на корректировку сведений, заявленных в таможенной декларации, с указанием на неправомерность заявления в отношении данного прибора льготы по уплате налога на добавленную стоимость. Обществу рекомендовано внести изменения в таможенную декларацию и обеспечить уплату причитающегося НДС.
В связи с неуплатой обществом соответствующей суммы НДС таможней принято решение об отказе в выпуске товара.
Полагая, что действия таможни являются незаконными и нарушают его права, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, решая спор по существу, руководствовались следующим.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (подп. 4 п. 3 ст. 80 ТК ТС).
Согласно подпункту 1 пункта 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (в редакции, действующей в период спорных правоотношений), установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в частности важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г. N 19 <8> утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
--------------------------------
<8> Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость". Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 данное Постановление признано утратившим силу (СЗ РФ. 2002. N 3. Ст. 226; 2015. N 41 (ч. 2). Ст. 5655).
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2, пунктом 5 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в том числе изделий медицинского назначения.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <9> вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин - "медицинские изделия".
--------------------------------
<9> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.
В силу части 1 ст. 38 данного Федерального закона медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Согласно части 4 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416 <10> утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий. Этими Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на медицинское изделие.
--------------------------------
<10> Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" // СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 14.
В результате возникло несоответствие терминологии, определенной в Налоговом кодексе Российской Федерации, и той, которая применяется в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и используется при выдаче регистрационного удостоверения (термин "медицинские изделия") <11>.
--------------------------------
<11> Эти несоответствия были устранены Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 48. Ст. 6165.
Поскольку все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ), суды отклонили доводы таможни о том, что регистрационные удостоверения, выданные в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, не позволяют таможенному органу для определения налоговой ставки разделить зарегистрированные медицинские изделия на группу товаров, которые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в целях применения освобождения от уплаты НДС отнесены к медицинской технике, и группу товаров, которые в целях налогообложения по ставке НДС 10% отнесены к изделиям медицинского назначения. Какое-либо несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии с законодательством, при ввозе их на таможенную территорию Российской Федерации.
При этом суды обратили внимание на то, что само по себе отсутствие в выданном регистрационном удостоверении указания на то, что ввезенный товар относится к медицинской технике, не является основанием для отказа в применении льготы по НДС.
При предоставлении льготы по освобождению от налогообложения, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 ст. 149 и подпунктом 2 ст. 150 НК РФ, следует руководствоваться Перечнем, который ориентирован на коды по Общероссийскому классификатору продукции.
Как установлено в подпункте "и" п. 56 Правил государственной регистрации медицинских изделий, в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
С учетом изложенного суды сделали вывод о том, что единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ввезенного товара по Общероссийскому классификатору продукции, является его регистрационное удостоверение, сведения из которого впоследствии переносятся в соответствующий раздел сертификата соответствия (декларации о соответствии).
Согласно Перечню, не подлежат обложению НДС приборы и аппараты для медицинских лабораторных исследований.
При рассмотрении дела суды установили, что ввезенный обществом прибор должен быть классифицирован по коду ОКП (код по Общероссийскому классификатору продукции) 94 4300 - группа "Приборы и аппараты для медицинских лабораторных исследований" (класс 94 0000 "Медицинская техника", подкласс 94 4000 "Приборы и аппараты медицинские").
Суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу о незаконности действий таможни ввиду отсутствия оснований для отказа в выпуске товара, нарушения прав и законных интересов общества <12>.
--------------------------------
<12> Постановление ФАС Уральского округа от 18 апреля 2014 г. N Ф09-1953/14 по делу N А60-32451/2013 // Документ опубликован не был. Источник - СПС "КонсультантПлюс".
Как показывает практика, нередко споры возникают и по вине самих административных органов, когда с их стороны предъявляются требования, не предусмотренные законодательством.
Обществом были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза стоматологические установки и медицинские стулья к стоматологическим установкам.
При декларировании названных товаров обществом уплачен НДС, товар выпущен под заявленную таможенную процедуру.
Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога.
В качестве документов, подтверждающих основание для возврата, представлены копии регистрационных удостоверений на медицинские изделия.
Таможенный орган со ссылкой на часть 4 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возвратил без рассмотрения заявления общества, касающиеся возврата НДС, по причине непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин.
Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Суды, рассматривающие данное дело, удовлетворили заявленные требования, мотивируя свое решение следующим.
В соответствии со ст. 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 ст. 211 ТК ТС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (подп. 4 п. 3 ст. 80 ТК ТС).
В соответствии с подпунктом 2 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 ст. 149 данного Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В подпункте 1 пункта 2 ст. 149 НК РФ указаны медицинские товары отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в частности важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г. N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
В частности, в данный Перечень включено оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек, имеющее код классификации ОК 005-93 (код по Общероссийскому классификатору продукции) 94 5200 (п. 18).
Освобождение от налогообложения товаров, согласно данному Перечню, осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
В соответствии с частью 6 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Суд установил, что ввезенный обществом товар, классифицированный по коду ОКП 94 5220 "Оборудование стоматологическое, зубопротезное, оториноларингологическое", относится к группе ОКП 94 5200 "Оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек", не подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость согласно Перечню. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 ст. 149, подпунктом 2 ст. 150 НК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г. N 19 данный товар освобождается от обложения НДС.
Довод таможенного органа о том, что заявителем не был представлен документ, подтверждающий факт излишней уплаты, суд отклонил, руководствуясь следующим.
В пункте 2 ч. 2 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не конкретизировано, какой именно документ может подтвердить факт излишней уплаты. Анализ представленных вместе с заявлением документов позволял таможенному органу сделать вывод об излишней уплате НДС.
Перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, содержится в части 12 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Наличие этих условий установлено не было <13>.
--------------------------------
<13> Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 августа 2015 г. N Ф09-5424/15 по делу N А60-46395/2014 // Документ опубликован не был. Источник - СПС "КонсультантПлюс".
Нередко споры возникают в результате недостаточно конкретных формулировок соответствующих подзаконных актов. Примером может служить следующее дело.
Общество являлось арендатором лесного участка и использовало лес для заготовки древесины.
На основании внешнеэкономических контрактов общество осуществляло экспорт в Узбекистан лесопродукции - лесоматериалы круглые хвойных пород.
При таможенном декларировании товаров, классифицируемых по кодам 4403 20 310 1 и 4403 20 390 1 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ТС) <1>, обществом заявлена вывозная таможенная пошлина в размере 15-процентной таможенной стоимости товаров.
--------------------------------
<1> Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.tsouz.ru.
Таможней была проведена камеральная проверка общества по поводу соблюдения таможенного законодательства в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру "экспорт".
В ходе проверки таможенным органом установлено: при вывозе товара общество представило в таможенный орган лицензии, выданные управлением Минпромторга России, в которых для общества как арендатора лесного участка определена тарифная квота на вывоз ели и сосны обыкновенной; с использованием указанных лицензий, выданных управлением Минпромторга России, и применением ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% по 94 декларациям (ДТ) обществом экспортированы лесоматериалы, не заготовленные на арендованном лесном участке, а приобретенные на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных с департаментом лесного хозяйства области по результатам аукциона.
По результатам проверки вынесено решение, в котором таможня указала, что в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" <2> обществом не соблюдены условия применения лицензий, следовательно, в отношении товаров с кодами 4403 20 390 1 и 4403 20 310 1 ТН ВЭД ТС при экспорте необоснованно применена ставка таможенной пошлины в размере 15%, тогда как следовало применять ставку таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м.
--------------------------------
<2> Российская газета. 2012. 8 августа.
По поводу количества лесоматериала, заготовленного на арендованном лесном участке и вывезенного по трем декларациям с использованием представленных разовых лицензий, таможенный орган признал обоснованным применение обществом ставки пошлины в размере 15% таможенной стоимости.
В отношении количества лесоматериала, вывезенного с использованием разовых лицензий по 94 декларациям, поименованным в оспариваемом решении, таможенный орган признал необоснованным применение ставки пошлины в размере 15% от таможенной стоимости, поскольку лесоматериалы приобретены обществом по договорам купли-продажи лесных насаждений.
Указанным решением таможней доначислены таможенные платежи и пени (за несвоевременную уплату обществом таможенных платежей).
Не согласившись с решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными данного решения и требований об уплате таможенных платежей.
При рассмотрении дела арбитражные суды пришли к выводу о доказанности таможней несоблюдения обществом запретов и ограничений, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" <3>, неправомерном применении пониженной ставки таможенной пошлины в отношении экспортированной лесопродукции по спорным 94 декларациям.
--------------------------------
<3> Документ опубликован на официальном сайте Евразийской экономической комиссии: http://www.tsouz.ru.
Суды исходили из того, что право на применение пониженной ставки таможенной пошлины, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 г. N 756 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <4> (действовало до 1 января 2015 г. <5>), предоставлено, как следует из толкования судами Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. N 779, в том числе арендаторам, осуществляющим экспорт лесопродукции в объеме, заготовленном именно на арендуемом лесном участке.
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4550.
<5> Утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 754 (СЗ РФ. 2013. N 36. Ст. 4582).
При этом суды руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 ст. 152 ТК ТС, перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено данным Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Статьей 1 Соглашения правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 г. "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" <6> (действующего в период спорных правоотношений; утратило силу с 1 января 2015 г.) установлено, что экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, осуществляются путем выдачи лицензий и соответствующих разрешений. Данным Соглашением (п. 3 ст. 3) определены условия и порядок выдачи лицензий.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2010. N 33. Ст. 4399.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.
Согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 сентября 2012 г. N 169 <7>, Единый перечень товаров дополнен пунктом 2.28 ("Товары, в отношении которых государствами - членами Таможенного союза применяются ограничения в соответствии с ограничениями, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации"), в нем предусмотрен в том числе товар "сосна обыкновенного вида "PINUS SYLVESTRIS L" с кодом 4403 20 310 1, 4403 20 390 1 ТН ВЭД ТС. Следовательно, экспорт данного товара подлежит лицензированию.
--------------------------------
<7> Документ опубликован на официальном сайте Евразийской экономической комиссии: http://www.tsouz.ru.
Таможенным кодексом Таможенного союза установлено, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов (п. 3 ст. 3 ТК ТС); таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (п. 1 ст. 64 ТК ТС).
Исходя из приведенных положений Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Соглашения от 25 января 2008 г. "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран" <8> законодательными актами Российской Федерации как члена Таможенного союза, которыми определены меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в отношении товаров, вывозимых в третьи страны, являются Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" <9> (далее - Закон о таможенном тарифе) и принимаемые в соответствии с ним акты Правительства Российской Федерации.
--------------------------------
<8> Заключено между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан. Ратифицировано Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 254-ФЗ "О ратификации Соглашения о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран" (документ опубликован на официальном сайте Евразийской экономической комиссии: http://www.tsouz.ru).
<9> Российская газета. 1993. 5 июня.
Закон о таможенном тарифе определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот (ст. 1); ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 3); в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации; к товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 36); метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределения тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 36).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 г. N 756 утверждены Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в том числе товары, продекларированные и экспортированные обществом. В отношении товаров с кодами 4403 20 390 1 и 4403 20 310 1 ТН ВЭД ТС при экспорте установлена ставка таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены тарифные квоты в отношении сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД ТС 4403 20 310 и 4403 20 390), вывозимой за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила).
В соответствии с Правилами использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (п. 8); лицензия выдается участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами (заявителями) (п. 10).
Таким образом, как правильно указали суды, предметом лицензии является товар предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 г. N 779 кода ТН ВЭД ТС, произведенный не имеющим задолженности по арендным платежам заявителем-арендатором, заготовившим лес на арендованном участке, или приобретенный заявителем у надлежащего арендатора. Именно такой товар в контексте определения разовой лицензии с учетом пункта 4 Правил будет являться лицензируемым товаром и, соответственно, товаром, экспортируемым с использованием предоставленной лицензией тарифной квоты.
При вывозе товара обществом применена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 15% таможенной стоимости ко всему объему. При этом по таможенным декларациям обществом экспортирован товар (лесоматериал), как заготовленный на арендованном по договору лесном участке, так и приобретенный по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным с департаментом лесного хозяйства Свердловской области.
На основании всех этих обстоятельств суды сделали вывод о доказанности таможней неправомерности применения обществом льготной таможенной пошлины к объему лесоматериала, заготовленного не на арендуемом лесном участке, поскольку им не соблюдены запреты и ограничения, установленные решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования", что выразилось в неправомерном применении пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% при экспорте и послужило законным основанием для вынесения таможенным органом решения о применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м и, как следствие, выставления требований об уплате таможенных платежей.
Суды указали также, что представленные при таможенном декларировании лицензии, выданные обществу как арендатору лесного участка управлением Минпромторга России по Уральскому району, неприменимы к спорному товару, поскольку данный товар не являлся предметом лицензии (не был заготовлен на арендуемом лесном участке либо закуплен у другого надлежащего арендатора). Следовательно, данные лицензии не подтверждают право на экспорт товара с использованием предоставленной лицензией тарифной квоты. Формальное соответствие заявителя требованиям для получения разовой лицензии (наличие арендуемого лесного участка) не свидетельствует о возникновении права на применение пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в случае экспорта лесоматериала, заготовленного не на арендуемом земельном участке.
По мнению судов, установлением льготы по вывозной таможенной пошлине законодатель поощряет не самого арендатора как такового, а ту деятельность, которую он осуществляет на арендованном лесном участке, включающую в себя не только заготовку леса, но и, в силу части 5 ст. 12, части 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, иных мероприятий комплексного освоения лесов. Целью такого поощрения, в том числе путем выделения тарифной квоты на объем, не совпадающий с возможностями по заготовке древесины (превышающий эти возможности) на лесном участке, уже находящемся в аренде у участника внешнеэкономической деятельности, является побуждение к расширению бизнеса, связанного с арендой лесных участков у государства для проведения их комплексного освоения либо закупа леса у другого надлежащего арендатора, который самостоятельно внешнеэкономической деятельностью не занимается.
Обратное толкование может привести к утрате смысла, заложенного законодателем при установлении указанной льготы, и к возможности ее необоснованного использования при вывозе леса с участков, на содержание которых ни экспортером, ни иным законным арендатором соответствующих средств и усилий не затрачено <10>.
--------------------------------
<10> Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2015 г. N Ф09-1685/15 по делу N А60-39335/2014 // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.
Ну и конечно, самыми распространенными в сфере таможенного регулирования являются споры, связанные с определением таможенной стоимости товаров. Большинство подобных споров в первую очередь касается вопросов факта и отнесения того или иного товара к конкретной позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Но также могут возникать вопросы, касающиеся правильного толкования нормы права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности. Проиллюстрируем это примером из судебной практики.
Таможенным представителем на таможенный пост был предъявлен к таможенному декларированию товар. В подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости товаров к декларации обществом были представлены счета за товар, выставленные продавцом покупателю, договор коммерческой концессии, внешнеторговый контракт, счет, выставленный правообладателем торговой марки пользователю, акт приема-передачи оказанных услуг, документы, подтверждающие оплату вознаграждения пользователем правообладателю.
По результатам проверки правильности заявления сведений о таможенной стоимости товаров таможенным постом было установлено, что в заявленную величину таможенной стоимости декларантом частично не включено вознаграждение за использование объектов интеллектуальной собственности, а именно за коммерческое обозначение, ноу-хау, программное обеспечение, в размере 3,5% от стоимости ввезенных товаров, уплата которого предусмотрена договором коммерческой концессии.
Таможенным постом таможенная стоимость товаров была скорректирована.
Не согласившись с принятым таможней решением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что совокупность обстоятельств, являющихся в силу подпункта 7 пункта 1 ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" <11> основанием для корректировки таможенной стоимости, заявленной обществом, таможенным органом не доказана.
--------------------------------
<11> Ратифицировано Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 254-ФЗ "О ратификации Соглашения о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран" (документ опубликован на официальном сайте Евразийской экономической комиссии: http://www.tsouz.ru).
При этом суды руководствовались следующим.
В соответствии со ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным Кодексом (п. 1); таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (п. 2); таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (п. 3).
В соответствии с пунктом 1 ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Согласно пункту 2 ст. 181 ТК ТС в декларации на товары указываются, в частности, сведения о товарах, в том числе наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость.
В силу подпункта 5 пункта 1 ст. 183 ТК ТС, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Подпунктом 7 пункта 1 ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" установлено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
Осуществляя корректировку таможенных платежей, таможенный орган посчитал необходимым включить плату в размере 3,5% за использование коммерческого обозначения, ноу-хау, программного обеспечения в таможенную стоимость ввезенного товара, поскольку, по мнению таможни, базой для исчисления данной платы является закупочная стоимость ввезенного товара, что подтверждено представленными к таможенному оформлению документами о соблюдении обществом установленного договором порядка исчисления и уплаты лицензионных платежей в зависимости от стоимости декларируемых товаров, документами на уплату лицензионных платежей, а также порядком их исчисления от закупочной стоимости товара, определяемой согласно п. 1 договора коммерческой концессии как валовая стоимость товара, приобретенного пользователем (обществом) для перепродажи.
Однако после исследования и оценки представленных доказательств суды установили, что, согласно договору коммерческой концессии, заключенному между обществом (пользователь) и компанией "N" (правообладатель), под коммерческим обозначением понимается используемое правообладателем для индивидуализации принадлежащих ему торговых, промышленных и прочих предприятий обозначение; под ноу-хау понимается конфиденциальная информация, относящаяся к коммерческой концепции сети магазинов, работающих под общим брендом, содержащаяся в документах, предоставляемых правообладателем пользователю на основании договора, подробное описание которых содержится в акте приема-передачи документов, составленном в соответствии с приложением к договору.
Данным приложением к договору к числу таких документов отнесено руководство по осуществлению деятельности компаний, в том числе по вопросам размещения заказов, транспортировки, предпродажной подготовки товаров, продажи, координации внутреннего товарооборота, контроля за товарами, а также по вопросам, касающимся планирования работы, требований к торговому оборудованию, подбору и обучению персонала и т.п.
В силу договора и приложения к нему под программным обеспечением понимается программа коммуникаций, используемая для загрузки данных магазинов с определенного сервера на внутренний сервер, расположенный в офисе, предназначенная для учета товаров, контроля за их движением, контроля за сотрудниками, фиксирования данных о присутствии их на рабочем месте и т.д.
Проанализировав содержание указанных документов, суды пришли к выводу о том, что предоставляемые обществу права на использование коммерческого обозначения, ноу-хау, программного обеспечения не имеют прямой и непосредственной связи с товаром, поскольку не используются в его производстве, не являются его частью, эти права служат лишь для индивидуализации предприятия и используются в организации его административно-хозяйственной деятельности.
Также суды отметили, что использование указанных интеллектуальных прав в непосредственной связи с товаром не подтверждено, более того, согласно имеющимся в материалах дела актам передачи прав на коммерческое обозначение, документам, содержащим ноу-хау, акту передачи права использования программного обеспечения, ни сами перечисленные интеллектуальные права, ни платежи за их использование не относятся к импортируемым пользователем товарам; пользователь ни прямо, ни косвенно не должен уплачивать такие платежи в качестве условия продажи импортируемых товаров.
При таких обстоятельствах суды удовлетворили заявленные обществом требования <12>.
--------------------------------
<12> Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2014 г. N Ф09-4849/14 по делу N А60-35672/2013 // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.
Подводя итог всему изложенному выше, можно прийти к следующему заключению.
Как показывает практика, чаще всего причиной возникновения споров в таможенной сфере является определенное несовершенство нормативной правовой базы в этой области. А любой спор в экономической сфере отвлекает участников экономической деятельности от решения задач, связанных с развитием бизнеса, и опосредованно препятствует развитию экономики. Вместе с тем политическая линия последнего времени, направленная на снятие лишних барьеров на пути товаров и услуг в пределах границ стран Евразийского экономического союза, должна привести к дальнейшему развитию экономических связей между государствами-участниками, что, в свою очередь, должно стать стимулом для участников экономической деятельности и повлиять на увеличение производства товаров и услуг. Однако достижение такого результата невозможно без соответствующей работы над законодательством и унификации нормативной базы в сфере таможенного регулирования.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.