Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКТИРОВКИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
А.С. ЛОГИНОВА, Л.А. ТРАВИНА
В настоящее время актуальным и неразработанным вопросом является внесение изменений в Порядок контроля таможенной стоимости и корректировки таможенной стоимости от 1 июля 2014 г. <1> Вопросы правильности определения и исчисления таможенной стоимости всегда являлись особенно актуальными как для большинства лиц, занимающихся перемещением товаров через таможенную границу, так и для таможенных органов, которые выполняют контролирующую и корректирующую функции <2>.
--------------------------------
<1> Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635223847194497342.pdf - официальный сайт Евразийской экономической комиссии (дата обращения: 16.03.2015).
<2> Попова Е.В. Проблемные вопросы определения таможенной стоимости товаров // Таможенное дело. 2012. N 1. С. 8 - 10.
В рамках текущей необходимости <3> совершенствования норм таможенного законодательства и разработки нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который будет отвечать требованиям мировых стандартов качества таможенного контроля, особенно остро стоит вопрос о модернизации таможенных правоотношений с учетом современного уровня развития информационных технологий.
--------------------------------
<3> Козырин А.Н. Таможенное законодательство таможенного союза ЕврАзЭС // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 4. С. 3 - 7.
Данные официальной статистики Федеральной таможенной службы России за 2015 г. свидетельствуют о том, что основными категориями решений, которые были отменены или изменены в порядке ведомственного контроля, являлись решения, касающиеся контроля и корректировки таможенной стоимости, а именно 56% от общего числа отмененных или измененных решений таможенных органов <4>.
--------------------------------
<4> Таможенная служба Российской Федерации в 2010 году: Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2011. С. 71.
Позиция судов в большинстве случаев базируется на несостоятельности выводов таможенного органа вследствие неправильного толкования Соглашения от 25 января 2008 г. между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" <5>. Также суды указывают на проблему достоверности и достаточности представленных в суде документальных доказательств, на отсутствие у таможенных органов законных источников информации о ценовых показателях (данные из выписок ДТ, полученных из информационно-аналитических систем нередко содержат различия) и наличие идентичных судебных решений.
--------------------------------
<5> См.: Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2012 по делу N А40-26756/12-92-247 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 N 15АП-8282/2012 по делу N А32-34203/2011 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 N 05АП-7027/2012 по делу N А51-11247/2012 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 N 15АП-10607/2011 по делу N А32-10207/2011 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2012 N 06АП-784/2012 по делу N А73-14599/2011 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
В свою очередь Т.В. Ратушная и С.А. Черенцов связывают проблему сложности достоверного определения таможенной стоимости с тем, что в условиях функционирования рыночной экономики таможенные органы и участники ВЭД имеют диаметрально противоположные задачи своей деятельности.
Так, таможенные органы стоят на защите экономических интересов государства, а именно занимаются вопросами установления достоверности таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и др.
Для участников ВЭД таможенные платежи, рассчитываемые на основе таможенной стоимости, наоборот, являются дополнительными расходами, включаемыми в цену товара при последующей реализации и, таким образом, снижающими его ценовую конкурентоспособность. При этом каждая сторона сталкивается с индивидуальными проблемами в процессе определения, подтверждения, контроля таможенной стоимости <6>.
--------------------------------
<6> Ратушная Т.В., Черенцов С.А. Проблемные вопросы при определении, контроле и подтверждении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию России // Таможенное дело. 2010. N 2. С. 31.
В данной связи стоит отметить, что осуществление неэффективного контроля таможенной стоимости является предпосылкой для искажения ценовой информации недобросовестными участниками ВЭД. А это в свою очередь приводит к неточному исчислению таможенных платежей, подлежащих уплате.
Значение контроля таможенной стоимости и ее корректировки иллюстрирует следующий пример. Нередко в целях выявления нарушений используется метод зеркальной статистики импорта и экспорта. Две таможенные службы от лица государств обмениваются информацией, касающейся объема импорта и экспорта по взаимной торговле за определенный период. Например, по данным подобной статистики, проведенной таможенными службами Китая и России, было обнаружено отличие суммы экспорта из Китая в Россию (на основе данных китайской таможенной службы) от суммы импорта из Китая в Россию (на основе данных российской таможенной службы). Иными словами, объем вывезенной из Китая продукции превышает объем ввезенной в Россию в 2 - 3 раза <7>. Это доказывает факт занижения таможенной стоимости товара.
--------------------------------
<7> Даньшин А.А., Полежаева Н.В. Актуальные экономические аспекты применения таможенными органами процедуры корректировки таможенной стоимости // Логистические системы в глобальной экономике. 2013. N 3-1. С. 82.
В частности, участники ВЭД применяют следующие методы сокращения платежей <8>. Наиболее распространенным является неверное отображение экономических показателей сделок с целью уменьшения размера налоговой базы, а также непосредственная фальсификация документов. Нередко имеют место манипуляции с установлением изъятий, скидок, вычетов или оказанием каких-либо услуг при их реальном отсутствии. Используются фирмы-однодневки, совершаются фиктивные экспортные сделки, завышается таможенная стоимость вывозимых товаров, что может стать основанием для получения льгот участниками ВЭД и привести к неоправданному возмещению НДС.
--------------------------------
<8> Хапилин С.А. Методические аспекты реформирования системы контроля таможенной стоимости // Финансовые исследования. N 3 (44). 2014. С. 120; Цыкунов И.В. Таможенный союз и либерализация контроля таможенной стоимости // Белорусский экономический журнал. N 4. 2011. С. 99 - 101.
К тому же, на основе данных Федеральной таможенной службы России, процедура корректировки таможенной стоимости позволяет ежегодно увеличить объем поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в среднем на 16 млрд рублей <9>.
--------------------------------
<9> Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://customs.ru/images/stories/Yury/sbornik%202013.doc - официальный сайт Федеральной таможенной службы России (дата обращения: 19.11.2015).
Проанализировав проблемы, возникающие при правильности определения таможенной стоимости, можно выделить следующие причины:
- несовершенство таможенного законодательства;
- сжатые сроки проверки декларации на товары и значительный объем документов и сведений не позволяют осуществлять полноценный контроль таможенной стоимости;
- технические и информационные проблемы, возникающие у таможенных органов при контроле таможенной стоимости, к примеру, отсутствуют методические материалы, на которые необходимо ориентироваться при проведении таможенной оценки;
- необходимость совершенствования российских стоимостных показателей профилей рисков в рамках применения системы управления рисками при осуществлении контроля таможенной стоимости <10>;
- отличающаяся практика внесения изменений в ДТ. Например, ранее до принятия единого документа в России использовалась КДТ, а в Беларуси применялся бланк декларации на товары.
--------------------------------
<10> Орлова Ю.Ю. Актуальные проблемы организации контроля таможенной стоимости // Вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск N 4 (октябрь - декабрь). 2014. С. 64.
Можно предположить, что принятое и вступившее в силу решение является весьма своевременным, а также необходимым для унификации таможенных правоотношений в области контроля и корректировки таможенной стоимости. Предлагаем рассмотреть основные изменения, касающиеся процесса контроля и корректировки таможенной стоимости.
Е.К. Шкуренко отмечает, что инновационными в решении являются положения, утверждающие внесение изменений и дополнений о таможенной стоимости с использованием корректировки декларации на товары (далее - КТД), тем самым ликвидируя такой документ, как корректировка таможенной стоимости (далее - КТС).
Соответственно, решение о корректировке таможенной стоимости товаров рассматривается в качестве решения о внесении изменений и дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары. Таким образом, количество документов сокращается на один документ (КТС).
Пункт 9 решения впервые разрешает вносить изменения и дополнения от руки по некоторым группам товаров <11>. Подобным образом становится возможным зачеркивание ошибочных сведений и надписывание над ними верных сведений печатными символами. Однако данное действие должно сопровождаться подачей электронной копии декларации на товары (далее - ДТ) с внесенными в нее изменениями и дополнениями.
--------------------------------
<11> Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2013 года "О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 51. Ст. 6864.
До 1 июля 2014 года в форме решения о корректировке таможенной стоимости товаров указывалось обоснование принятого решения, номер товара, метод определения таможенной стоимости <12>, размер таможенной стоимости, а с 1 июля 2014 г. добавился и раздел о внесении изменений и дополнений в декларацию на товары с указанием номера товара и номера графы ранее указанных и скорректированных сведений.
--------------------------------
<12> Соглашение от 25 января 2008 года между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 32. Ст. 4471; Бюллетень международных договоров. 2013. N 4.
Как было упомянуто выше, в соответствии с пунктом 1 Порядка теперь единым документом, с использованием которого осуществляется внесение изменений или дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в том числе и о таможенной стоимости товаров, является КДТ, в то время как раньше требовалось оформление документа КТС. Соответственно, утратил силу раздел IV Порядка корректировки таможенной стоимости и приложение N 1 к нему <13>.
--------------------------------
<13> Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 (ред. от 10 декабря 2013 г.) "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости" // Таможенный вестник. N 20. Октябрь. 2010 (начало); Таможенный вестник. N 21. Ноябрь. 2010 (продолжение); Таможенный вестник. N 22. Ноябрь. 2010 (продолжение); Таможенный вестник. N 23. Декабрь. 2010 (продолжение); Таможенный вестник. N 24. Декабрь. 2010 (окончание).
В соответствии с новым порядком заполнения КДТ в Российской Федерации в обязательном порядке заполняются следующие ее графы (ранее же подобные по содержанию графы заполнялись в КТС): N 1 (декларация), N 3 (формы), N 5 (всего товаров), N 7 (справочный номер), N 14 (декларант), N 45а (код изменений), N 54 (место и дата) (за исключением случая заполнения КДТ должностным лицом таможенного органа), "A" и "D". Также заполняются графы КДТ, соответствующие графам ДТ, в которые вносятся изменения или дополнения <14>.
--------------------------------
<14> Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" // Таможенный вестник. N 12. Июнь. 2010 (начало); Таможенный вестник. N 13. Июль. 2010 (Инструкция - продолжение); Таможенный вестник. N 15. Август. 2010 (Инструкция - продолжение); Таможенный вестник. N 17. Сентябрь. 2010 (Инструкция - окончание).
Отдельного внимания заслуживают особенности заполнения графы 45а "Код изменений", введенные с 1 июля 2014 г. Ранее аналогичные по содержанию сведения применительно к корректировке таможенной стоимости товаров указывались в графе 1 "Тип корректировки" формы КТС.
В графе 45а "Код изменений" указывается восьмизначный цифровой код по схеме, указанной в решении. Все элементы указываются через знак разделителя "/", пробелы между элементами не допускаются. Каждый из восьми элементов несет смысловую нагрузку и соответствует определенной характеристике вносимых изменений.
Думается, что данное положение способствует оптимизации процесса корректировки таможенной стоимости, так как кодирование позволяет снизить визуальную нагрузку на документы. Кодирование информации также важно для информационной безопасности как участников внешнеэкономической деятельности, так и всего экономического пространства Таможенного союза.
Следующим, заслуживающим внимания нововведением является выпуск товаров с обеспечением уплаты таможенных платежей. Ранее для целей внесения обеспечения уплаты таможенных платежей декларантом представлялась форма КТС, сейчас от декларанта составления формы КТС не требуется. Сведения же о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей вносятся должностным лицом таможенного органа в декларацию на товары, что существенно упрощает механизм внесения декларантом обеспечения уплаты таможенных платежей.
При этом процедура доначисления таможенных платежей <15> по результатам дополнительной проверки правильности определения таможенной стоимости товаров сохраняет свое действие.
--------------------------------
<15> Ялбулганов А.А. Антидемпинговые меры: международно-правовое, наднациональное и национальное регулирование // Реформы и право. 2014. N 1. С. 33.
Что касается корректировки таможенной стоимости товаров до их выпуска, то принципиальных изменений не произошло, в отличие от корректировки после выпуска товаров.
Так, раздел V Порядка регламентирует внесение изменений или дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта. Ранее соответствующие положения содержались в пунктах 10 - 12 Порядка корректировки таможенной стоимости товаров. Декларант должен был представить в таможенный орган ДТС и КТС в электронном виде, а также документы, подтверждающие заявленную стоимость.
Подобное упрощение положительно скажется на процессе внесения изменений в представленные сведения декларантами и представлении, в случае необходимости, дополнительных документов. В результате у таможенных органов не будет необходимости продлевать сроки контроля таможенной стоимости в связи с непредставлением декларантом необходимых документов и сведений или их неполным представлением. Отдельный порядок установлен и для внесения изменений или дополнений по инициативе таможенного органа.
Необходимо обратить внимание на изменение сроков осуществления корректировки таможенной стоимости товаров.
Таблица 1
Изменение сроков осуществления дальнейших действий после принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров
Дальнейшие действия после принятия решения о корректировке ТС |
Решение Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 N 289 |
Решение КТС от 20.09.2010 N 376 (в предыдущей редакции) |
Срок вручения решения о корректировке таможенной стоимости декларанту под роспись либо направление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении |
Не более 3 рабочих дней со дня его принятия |
Срок не был установлен |
Срок представления декларантом в таможенный орган КДТ, ДТС, их электронных копий |
Не более 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения о корректировке таможенной стоимости товаров |
Не более 5 рабочих дней с даты получения решения (при направлении по почте заказным письмом оно считалось полученным по истечении 10 календарных дней с даты направления заказного письма) |
Срок принятия таможенным органом решения по скорректированной таможенной стоимости при правильности заполнения декларантом КДТ (ранее - КТС), ДТС |
Не более 5 рабочих дней со дня, следующего за днем представления в таможенный орган КДТ |
Не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем представления декларантом ДТС, КТС |
Срок направления декларанту заполненных таможенным органом КДТ, ДТС в случае, если в таможенный орган не были представлены КДТ, ДТС либо представленные КДТ и ДТС заполнены ненадлежащим образом |
Не более 15 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении адресату решения либо истечения сроков представления декларантом КДТ, ДТС |
Не более 5 рабочих дней для составления ДТС, КТС и 1 рабочий день для направления их декларанту |
--------------------------------
<*> Источник: составлено авторами.
Анализируя сроки, представленные в таблице 1, можно сказать о том, что:
- срок вручения решения о корректировке таможенной стоимости декларанту под роспись либо направление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении - не более 3 рабочих дней со дня его принятия, в то время как ранее срок не был установлен;
- срок представления декларантом в таможенный орган КДТ, ДТС, их электронных копий увеличился с 5 до 10 рабочих дней;
- срок принятия таможенным органом решения по скорректированной таможенной стоимости при правильности заполнения декларантом КТД и ДТС увеличился с 1 до 5 рабочих дней;
- срок направления декларанту заполненных таможенным органом КДТ, ДТС в случае, если в таможенный орган не были представлены КДТ, ДТС либо представленные КДТ и ДТС заполнены ненадлежащим образом, также увеличился с 5 до 15 рабочих дней.
Полагаем, что увеличение сроков обусловлено целесообразностью установления сроков на каждое действие в соответствии с практикой в отношении разных вопросов и имеющейся базой данных <16>. Ведь процесс таможенного контроля должен быть четко определен и структурирован.
--------------------------------
<16> Ялбулганов А.А. Пошлины в инструментарии внешнеторгового регулирования // Публично-правовые исследования. 2014. N 2. С. 1.
Таким образом, следует обозначить направления деятельности, над которыми предстоит серьезная работа в целях оптимизации и унификации процесса контроля и корректировки таможенной стоимости:
1. Устранение технических трудностей в процессе получения данных, необходимых для анализа и контроля достоверности определения таможенной стоимости, из-за несвоевременной синхронизации нововведения и программных средств.
2. Модернизация процесса принятия электронной КДТ. Это обусловлено тем, что не все участники ВЭД сразу стали работать в соответствии с изменениями, а именно с ДТ нового образца. Это в большей степени касается ДТ, зарегистрированных до 1 июля 2014 года. Данный недостаток требует комплексного подхода в решении, а именно более пристального внимания участников ВЭД за нововведениями. Также плодотворным было бы более частое проведение семинаров и собеседований с таможенными органами. Возможно также проведение ознакомительной рассылки информационных писем с помощью интернет-ресурсов.
3. Важность разработки определенных форм и архитектуры обновленного таможенного документа и доведения до оптимальности программных продуктов, используемых обеими сторонами (декларантами и таможенными органами). Данная ситуация вызвана тем, что нововведение носит отложенный срок начала применения, и это на практике усугубляется низкой осведомленностью участников ВЭД о характере грядущих изменений.
Тем не менее следует сказать и о положительных эффектах решения, связанных с внутренними процессами работы таможенных органов и с прямым влиянием на сферу внешнеэкономической деятельности:
1. Создание обобщенного, унифицированного, более полного и совершенного документа, включающего в себя данные привычной декларации на товары, а также графы, отражающие информацию о проведенной корректировке таможенной стоимости, будет способствовать оптимизации процесса таможенного контроля.
2. Сокращение количества необходимых документов для представления в таможенный орган (что соответствует требованиям международных стандартов ВТО).
3. Унификация стандартов отчетности таможенных органов в отношении таможенной стоимости к более общим формам. Данный факт ускорит сбор информации для отчетности отделом контроля таможенной стоимости регионального таможенного управления с нижестоящих таможенных органов.
4. Устранение излишних бюрократических и административных барьеров для осуществления внешнеторговой деятельности.
5. Новый порядок внесения изменений в ДТ позволит таможенным органам контролировать поступающее таможенное обеспечение, в том числе иметь структурированный анализ того, какой способ был выбран для его предоставления. Это вызвано тем, что теперь при проведении дополнительной проверки, а также в других случаях в графе "D" КДТ внесение сведений об изменениях является обязательным.
Таким образом, основные изменения в законодательстве о порядке контроля и корректировки таможенной стоимости товаров направлены на упрощение порядка контроля, корректировки таможенной стоимости и сокращение документооборота. Думается, что подобные нововведения положительно отразятся на процедуре таможенного оформления, что необходимо в условиях вхождения России в мировое экономическое сообщество и выхода на международный рынок товаров и услуг <17>.
--------------------------------
<17> Козырин А.Н. Пределы наднационального регулирования в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС// Реформы и право. 2013. N 3. С. 4.
Перспективным является теоретическая возможность введения в эксплуатацию специального оборудования по считыванию закодированной информации с ДТС, что в свою очередь может привести к росту скорости таможенного оформления.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии <18> от 18 декабря 2014 года был одобрен проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). Предполагаемой датой вступления в силу ТК ЕАЭС изначально было 1 января 2016 года. Однако данное событие затягивают многочисленные принципиальные разногласия государств - членов Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) в подходах к принципам таможенного регулирования. Россия и Белоруссия по большей части направили замечания технического характера, которые могут быть урегулированы в ближайшее время. Казахстан подошел к вопросу радикально и настаивает на значительном увеличении роли национального сегмента в таможенном регулировании. Согласно предложениям Казахстана, Кодекс должен быть рамочным базовым документом, а единой в рамках ЕАЭС предлагается сохранить только систему таможенного транзита <19>.
--------------------------------
<18> Козырин А.Н. Кодификация налогового законодательства в государствах Евразийского экономического союза // Реформы и право. 2015. N 4. С. 34 - 41.
<19> http://www.rg.ru/2015/12/15/kodeks.html.
Также включена норма о том, что таможенная стоимость товаров должна определяться в общеустановленном порядке в случае незаконного перемещения товаров через союзную таможенную границу, при неприбытии товаров в место назначения, при утрате их с СВХ, а также при наступлении некоторых иных обстоятельств. Определены также унифицированные подходы к определению таможенной стоимости товаров на территории Союза, например для таких случаев, когда нужно назначить таможенные пошлины и налоги в отношении отходов либо продуктов переработки иностранных товаров.
Таким образом, ТК ЕАЭС вносит принципиальные новшества касательно таможенной стоимости товаров, которых ранее не было в ТК ТС. Полагаем, что реализация нововведений окажет положительное влияние на ускорение и упрощение таможенных процедур и, как следствие, окажет положительное влияние на внешнеторговую деятельность в целом.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.