Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ НАГРУЗКИ СУДЕЙ И РАБОТНИКОВ РАЙОННЫХ (ГОРОДСКИХ) СУДОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Н.А. БЕЗМЕНОВА, А.Я. КИТАЕВ, А.Б. ХРАМЦОВ
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. N 1735-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 гг." первоочередной задачей данной Программы является "осуществление мер по повышению качества правосудия, совершенствованию судопроизводства и его постоянной адаптации к потребностям государства и общества" [3]. Такая постановка задачи предопределяет нацеленность современной судебной системы России на создание "мобильного правосудия", электронного механизма взаимодействия с заявителями при подаче обращений, внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществление сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронного архива судебных дел, позволяющего обеспечить доступ граждан к правосудию [3]. В полной мере перечисленные условия могут быть реализованы в рамках создания необходимых организационных условий для качественного и эффективного осуществления правосудия, особенно в основном звене судов общей юрисдикции - районных (городских) судах.
Положение районных (городских) судов как основного и одновременно начального звена судебной системы РФ, а также непосредственно вышестоящей судебной инстанции по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, является общепризнанным. Компетенция районного суда как органа судебной власти является достаточно широкой, соответственно, фактически выполняемый районным судом объем работы становится громоздким. Поэтому от того, как будет организована деятельность районных (городских) судов, зависит качество защиты конституционного строя России, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, организаций и учреждений.
На сегодняшний день состояние организации деятельности районных (городских) судов в Тюменской области характеризуется наличием признаков неэффективности, что объясняется наличием целого ряда проблем. По нашему мнению, к ним следует отнести следующие проблемы:
- неэффективность планирования деятельности районных (городских) судов;
- чрезмерная нагрузка на аппараты районных (городских) судов;
- несовершенство структуры организации деятельности районных (городских) судов;
- неполная укомплектованность кадрового состава и "текучесть" кадров в районных (городских) судах;
- недостаточный уровень материально-технического и информационного обеспечения деятельности районных (городских) судов.
В указанных проблемах особое место занимает проблема чрезмерной нагрузки судей. Как справедливо отмечает председатель Совета судей РФ Ю.И. Сидоренко, "ежегодно количество рассматриваемых судами дел растет, и ресурсам, имеющимся у судебной системы, все сложнее с ними справляться" [16]. Например, согласно отчетам Управления Судебного департамента в Тюменской области, за 2010 г. районными (городскими) судами области было рассмотрено 53 759 дел, а к 2014 г. количество рассматриваемых дел увеличилось на 54,3% и составило 82 976 дел, при этом штатное количество судей всех районных (городских) судов Тюменской области за период с 2010 по 2014 г. оставалось неизменным - 187 судей. Вместе с тем в 2010 г. фактически осуществляли деятельность 170 судей, а к 2014 г. их количество увеличилось на 14 единиц и составило 184 судьи [6]. Заметим, что из числа районных (городских) судов Тюменской области основную нагрузку на протяжении уже многих лет несут Ленинский, Центральный, Калининский, Тюменский районные суды и Тобольский, Ишимский городские суды [12]. Объем рассматриваемых дел судьями этих судов увеличивается с каждым годом (см. табл. 1). В связи с этим происходит увеличение нагрузки не только на судей, но и на аппараты районных (городских) судов Тюменской области в целом.
Таблица 1
Фактическая среднестатистическая нагрузка на судей в районных (городских) судах г. Тюмени
N п/п |
Наименование суда |
Фактическая среднестатистическая нагрузка на судей |
|||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Соотношение 2010 г. к 2014 г. |
||
фактически дел в месяц |
фактически дел в месяц |
фактически дел в месяц |
фактически дел в месяц |
фактически дел в месяц |
фактически дел в месяц |
||
1. |
Калининский районный суд |
47,8 |
63,0 |
71,0 |
65,2 |
66,2 |
+ 18,4% |
2. |
Ленинский районный суд |
51,9 |
55,1 |
69,3 |
68,8 |
77,2 |
+ 25,3% |
3. |
Центральный районный суд |
56,2 |
68,8 |
66,6 |
70,6 |
83,9 |
+ 27,7% |
4. |
Всего по районным (городским) судам Тюменской области |
30,5 |
37,0 |
38,9 |
39,4 |
42,4 |
+ 11,9% |
На VII Всероссийском съезде судей председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев заметил, что загруженность суда и судей неразрывно связана с проблемой соблюдения сроков рассмотрения дел, которые служат важным показателем эффективности правосудия, необходимым условием реальной защиты прав и законных интересов участвующих в деле лиц [2]. По словам председателя Калининского районного суда г. Тюмени, нагрузка на судей из года в год лишь увеличивается. Так, за последние четыре года объем работы, выполняемой судьями, вырос вдвое. Штатное количество судей не увеличилось, продолжительность рабочего дня осталась прежней, но количество дел и материалов возросло. Например, Калининский районный суд г. Тюмени за год рассматривает около пятнадцати с половиной тысяч дел и материалов. В штате Калининского районного суда 24 судьи: 12 занимаются гражданскими делами, 12 - уголовными. На каждого приходится порядка 650 дел и материалов. С учетом отпуска остается 10 рабочих месяцев. Следовательно, в месяц судья рассматривает порядка 65 дел и материалов, а это по два - три в день. Есть, конечно, материалы, которые можно рассмотреть оперативно - несколько дел за один день, но встречаются и объемные дела в 200 - 300 томов [9]. При такой нагрузке судьи и служащие аппаратов районных (городских) судов просто не в состоянии оперативно осуществлять правосудие, а это чревато последствиями, ведь с утратой оперативности возрастает риск рассмотрения дел в районных (городских) судах в неразумные сроки, снижается эффективность осуществления правосудия в целом.
Во многом чрезмерность нагрузки в районных (городских) судах обусловлена несовершенством установленных законодательством РФ норм нагрузки. С 1996 г. и до настоящего времени не меняются "Нормы нагрузки судей и работников аппарата судов субъектов Российской Федерации" [1]. Однако за двадцать без малого лет в России существенным образом изменилось гражданское, административное и уголовное законодательство, динамично развивались общественные отношения, а соответственно, и условия деятельности органов судебной системы. Таким образом, насущной стала потребность в пересмотре норм нагрузки судей и работников аппаратов федеральных судов. Следует привести нагрузку в соответствие современным реалиям.
Заметим, что возможное изменение норм нагрузки является предметом обсуждения представителями судейского корпуса, экспертами на протяжении последних лет. Известно, что в 2008 г. "Научно-исследовательским институтом труда и социального страхования" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (ФГУП "НИИ ТСС" Росздрава) были разработаны нормы нагрузки судей и нормативы численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции. Законопроект "О нормах нагрузки судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов и работников аппаратов судов", подготовленный Судебным департаментом в рамках выполнения поручений VII Всероссийского съезда судей [2], а также Постановлений Совета судей РФ от 03.12.2009 N 250 и от 20.05.2010 N 259, неоднократно обсуждался на Совете судей РФ. Однако утверждать уже разработанные новые нормы нагрузки организации деятельности судебных органов законодатели не торопятся.
"Разговоры о необходимости нормирования работы судьи ведутся не один десяток лет, но перейти на нормы - значит столкнуться с необходимостью кратно увеличить количество судей в стране, а затем потребуются еще и ставки помощников, секретарей судебного заседания, дополнительные площади", - считает председатель Центрального районного суда г. Тюмени С. Огорельцев [10]. В ходе обсуждений проблемы нормирования работы судов обнаружились определенные предложения в решении данной проблемы. Так, экс-глава Высшего Арбитражного Суда РФ А. Иванов считает, что "судьи сами должны разработать и утвердить нормы нагрузки на судей". Помимо этого, он подчеркнул, что "если сейчас на одного судью приходится 59 дел в месяц, а научно обоснованные нормы нагрузки - 15 дел, то получается, что надо увеличить число судей как минимум в три, а то и в четыре раза, но вряд ли Министерство финансов пойдет на это" [14].
Несмотря на высказанные аргументы, законодательное урегулирование норм нагрузки судей актуально и необходимо, оно позволило бы производить расчеты нагрузки, определять нормативную численность судей и работников аппарата судов, финансировать судебную систему в соответствии с новыми нормами.
Кроме этого, возрастанию нагрузки в районных (городских) судах Тюменской области способствует неполная укомплектованность кадрового состава и текучесть кадров аппаратов в районных (городских) судах. Согласно отчету Управления Судебного департамента (УСД) в Тюменской области за 2014 г. недокомплект гражданских служащих в аппаратах судов на 1 января 2015 г. составил 23 единицы, из них в УСД - 5 единиц (включая администраторов районных судов - 2 единицы, администратора Тюменского областного суда - 1 единица). Причина нехватки кадров объясняется низкой заработной платой при постоянно увеличивающемся объеме работы [6].
Фактически в 2014 г. в Тюменской области работали 184 судьи. На 9 кандидатов были отправлены документы в Верховный Суд РФ для решения вопроса о назначении [6]. Согласно данным годовых отчетов Управления Судебного департамента в Тюменской области (с 2012 по 2014 г.) штатное количество районных (городских) судей было одинаковым - 187 судей, на 1 января 2015 г. было фактически укомплектовано 178 единиц (95,2%). Следует отметить, что на 1 января 2014 и 2015 гг. недокомплект судей районных (городских) судов составлял 9 единиц, а на 1 января 2013 г. недокомплект судей районных (городских) судов составлял 11 единиц [5]. Таким образом, в регионе наблюдается стабильная нехватка судей районных (городских) судов.
Одна из причин нехватки судей связана с их отставкой. В 2014 г. квалификационной коллегией судей Тюменской области была принята отставка 9 судей судов общей юрисдикции и у 5 председателей и заместителей председателей судов. Полномочия судей были прекращены на основании письменного заявления об отставке в связи с неспособностью осуществлять полномочия судьи [11].
Еще одним фактором, способствующим увеличению нагрузки в районных (городских) судах области, является временное отсутствие судьи в силу разных причин (выезда, болезни и др.). В отдельных случаях судья находился в декретном отпуске (до и после рождения ребенка) [7].
Закон предусматривает возможность временного замещения должности судьи, но практические пути решения этой острой для правосудия проблемы являются разными, в зависимости от того, какого судью надо временно заменить - федерального или мирового [7]. Так, в 2014 г. по представлению председателя Тюменского областного суда в соответствии со ст. 7.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" квалификационной коллегией судей Тюменской области 6 судей, находящихся в почетной отставке, были рекомендованы с их согласия к исполнению обязанностей судьи на срок до 1 года в суды общей юрисдикции [11].
Помимо этого, в районных (городских) судах области наблюдается текучесть работников, обеспечивающих работу районных (городских) судов Тюменской области, которая объясняется, на наш взгляд, двумя ключевыми причинами: во-первых, это огромная нагрузка и ответственность, возложенные на помощников судей, секретарей и других работников судебных органов; во-вторых, это несоразмерная условиям работы оплата труда государственных гражданских служащих, занятых организацией деятельности районных (городских) судов. Председатель Центрального районного суда г. Тюмени считает, что "небольшие деньги за огромный объем работы - причина текучести кадров" [10].
Проблемы, возникающие вследствие увеличения нагрузки на аппараты районных (городских) судов в Тюменской области, находят свое отражение в ежегодных отчетах Управления Судебного департамента в Тюменской области по рассмотрению обращений, жалоб, предложений, заявлений и запросов граждан непроцессуального характера. Так, за 2014 г. в районные (городские) суды области поступило 3046 обращений и заявлений, что на 0,4% больше, чем в 2013 г. (3034), а в 2013 г. в районные (городские) суды области поступило 3034 обращения и заявления, что на 30,3% больше, чем в 2012 г. (2115) [5].
Значительное количество обращений граждан в суды содержало претензии к действию (бездействию) решений судей - 315 обращений, или 10,3%, мировых судей - 151 (5,0%). Имели место жалобы на нарушение процессуальных прав участников судопроизводства - 258 (8,5%), на невыдачу копий судебных решений - 146 (4,8%), вопросы консультативного характера - 382, или 12,5%, предоставление гражданину для ознакомления материалов, касающихся рассмотрения обращения 487 (16%), а также получение иной информации о деятельности судов, не входящей в предложенный перечень - 1057 (34,7%) [6]. Следует признать, что характер обращений косвенно, но все же связан с нагрузкой на судей и аппарат судов.
В контексте решения проблемы пересмотра действующих нормативов нагрузки в работе районных (городских) судов представляется органичным решение вопроса повышения заработной платы работников судебных органов. Этот вопрос рассматривался судебной общественностью неоднократно. Так, в декабре 2012 г. на пресс-конференции "Краткие итоги Восьмого Всероссийского съезда судей" вопрос повышения заработной платы обозначался как "острый" [15]. Уже тогда по итогам съезда были сформированы обращение в Высший Арбитражный Суд РФ и поручение Судебному департаменту при Верховном Совете РФ подготовить предложения по изменению законодательства, регулирующего систему оплаты труда помощников судей и секретарей судебного заседания, в части установления их должностных окладов в процентном отношении от оклада судьи соответствующего уровня [15]. К сожалению, данное обращение осталось без внимания.
В 2014 г. вопрос о заработной плате был поднят вновь. Так, 10 ноября 2014 г. Судебный департамент при Верховном Суде РФ представил законопроект "О судебной службе РФ", который должен перевести работников аппаратов с федеральной государственной гражданской службы на особый, новый вид федеральной государственной службы. Согласно пояснительной записке к законопроекту причину большой текучести кадров в аппаратах судов разработчики документа видят в возрастающей нагрузке и низком уровне зарплаты госслужащих, особенно у занимающих младшие государственные должности. Разработчики проекта считают, что "заработная плата таких же специалистов, работающих в других госорганах, а также в коммерческих структурах, значительно выше. Это приводит к тому, что выпускники юридических вузов предпочитают идти на работу в иные сферы, а суды теряют хороших специалистов" [8].
По мнению бывшего руководителя Управления частного права Высшего Арбитражного Суда РФ Р. Бевзенко, предлагаемый законопроект скопирован с закона о госслужбе процентов на 90 и вряд ли нужен. "Это удвоение регулирования. Возможно, более тонким решением было бы включение в закон о госслужбе отдельной главы о судебной службе с установлением особенностей службы в аппаратах судов", - полагает он [8]. Старший юрист адвокатского бюро "Линия права" А. Костоваров замечает, что увеличение заработной платы до 30-40 тыс. руб. не решит в полной мере заявленную в пояснительной записке проблему текучести кадров, особенно в Москве, но позволит тем людям, которые решили посвятить себя судейскому делу, "достойно жить" [8].
Следует сказать, что на данный момент ни статус, ни судьба данного законопроекта не ясны, ибо из информации о нем известна лишь формулировка "подготовлен" [13]. Однако доступна информация о том, что в Государственной Думе Российской Федерации в первом чтении утвержден законопроект N 669297-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (о совершенствовании системы оплаты труда судей)" [13].
Наряду с этим на практике почти не реализуется право судей на получение бесплатного жилья. Отметим, что проблема обеспечения судей жильем уже поднималась в 2010 г. на 19 конференции судей Тюменской области и к началу 2015 г. проблема обеспеченностью жильем так и не разрешилась. За 2014 г. в области было приобретено жилье только одному судье и двум государственным служащим [6]. Заметим, что средства на покупку жилья в 2012 г. не выделялись [4].
На наш взгляд, существующая ныне штатная численность судей, работников аппаратов районных (городских) судов не соответствует количественным и качественным характеристикам решаемых ими задач. Объем рассматриваемых гражданских, уголовных и административных дел в некоторых судах Тюменской области превосходит в 2,5 - 3 раза установленные нормы нагрузки судей и работников аппаратов федеральных судов, утвержденные в 1996 г. совместными постановлениями Минтруда и Минюста России. Между тем осуществляемое сегодня коренное обновление законодательства, активизация нормотворческой деятельности, повышение роли и значения судебной защиты граждан требуют квалифицированного юридического обеспечения. В связи с этим вопрос изменения норм нагрузки в районных (городских) судах остро стоит в повестке дня и требует неотложного решения.
Литература
1. Постановление Минтруда РФ N 41б, Минюста РФ N 06-74-125 от 27.06.1996 "Об утверждении Норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов": сайт. URL: http://uristu.com/library/mintrud/mintrud_260/.
2. Постановление VII Всероссийского съезда судей РФ от 04.12.2008 "О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования": сайт. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=93599.
3. Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы": утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1406 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 1. Ст. 13.
4. Отчет о деятельности Управления Судебного департамента в Тюменской области за 2012 г. // Текущий архив Управления Судебного департамента в Тюменской области.
5. Отчет о деятельности Управления Судебного департамента в Тюменской области за 2013 г. // Текущий архив Управления Судебного департамента в Тюменской области.
6. Отчет о деятельности Управления Судебного департамента в Тюменской области за 2014 г. // Текущий архив Управления Судебного департамента в Тюменской области.
7. Багаутдинов Ф.Н., Шарифуллин Р.А. Актуальные вопросы временного замещения должности судьи // Российская юстиция. 2015. N 1. С. 46 - 48.
8. Береснева Т. Обещания сотрудникам судов воплотились в законопроект [Электронный ресурс] // Официальный портал новостей Право.ru, 10.11.2014. URL: http://pravo.ru/review/view/112098/.
9. Величко А., председатель Калининского районного суда г. Тюмени: "До сих пор, зачитав приговор с длительным сроком, выхожу из зала и чувствую опустошение" [Электронный ресурс] // Официальный портал новостной газеты 72.ru. URL: http://72.ru/text/person/876001.html.
10. Огорельцев С.Ю. Пресс-релиз: "Решаема ли проблема растущей год от года нагрузки на судей?" [Электронный ресурс] // Официальный портал Центрального районного суда г. Тюмени, 30.07.2012. URL: http://centralny.tum.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=214.
11. Садовникова Г.А. Доклад "О работе квалификационной коллегии судей Тюменской области за 2014 г." [Электронный ресурс] // Официальный портал Тюменского областного суда. URL: http://oblsud.tum.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=3&did=33.
12. Сушинских А.М. Доклад об итогах работы судов Тюменской области за 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный портал Тюменского областного суда. URL: http://oblsud.tum.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=3&did=26.
13. Официальный сайт Государственной думы РФ. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=507477-6&02.
14. Председатель ВАС предложил судьям самостоятельно утвердить нормы нагрузки. РСН, 24.05.2011 // Официальный портал новостей rusnovosti.ru. URL: http://rusnovosti.ru/posts/147580.
15. Доклад с пресс-конференции на тему "Краткие итоги Восьмого Всероссийского съезда судей", 25.12.2012 // Официальный портал Тюменского областного суда. URL: http://oblsud.tum.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=234.
16. Председатель Совета судей РФ Ю. Сидоренко встретился с Советом судей Ростовской области, 12.04.2011 [Электронный ресурс] // Официальный портал Ростовского областного суда. URL: http://oblsud.ros.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=246.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.