Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЗОН ЛЬГОТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В КИТАЕ
И.А. ГОНЧАРЕНКО
Стремительный взлет китайской экономики за последние три десятилетия является беспрецедентным. С начала политики открытых дверей и реформ, начавшихся в 1978 г., валовой внутренний продукт Китая показывал динамику роста со средней годовой скоростью более чем 9%, его доля в мировом ВВП выросла с 1% в 1980 г. почти до 6,5% в 2008 г., а средний годовой доход на душу населения увеличился с 193 долл. США до 3263 долл. США за тот же период <1>. Совокупный объем экспорта Китайской Народной Республики (далее - КНР) показывал динамику роста на среднегодовом уровне в 13% (21,5% в период с 1998 по 2007 г.), а доля КНР в мировом экспорте выросла с 1,7% 1980 г. до 9,5% в 2008 г. <2> Интересно, что в 2007 г. размер роста реального ВВП Китая фактически превысил весь ВВП страны в 1979 г. (!). В 2010 г. Китай обогнал Японию и стал второй по размеру экономикой мира. С этого времени Китай бесспорно стал важным локомотивом роста мировой экономики и лидером в сфере международной торговли и инвестиций. Стремительный рост, обозначившийся за последние декады, помог преодолеть бедность более чем 400 млн граждан КНР, находившихся за чертой бедности. Это действительно очень значительные результаты.
--------------------------------
<1> Douglas Zhihua Zeng, How Do Special Economic Zones and Industrial Clusters Drive China's Rapid Development, Policy Research Working Paper, The World Bank. March 2011. http://www.worldbank.org/.
<2> Ibid. P. 4.
Изначально в КНР зоны льготного налогообложения были представлены только Специальными экономическими зонами и Открытыми прибрежными городами. КНР в 1978 г. приняла решение реформировать основу функционирования национальной экономики <3> и встала на курс открытости для внешнего мира, причем этот процесс проходил плановым и поэтапным образом. С 1980 г. в КНР были созданы Специальные экономические зоны в городе Шэньчжэнь, городских округах Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, городе Сямынь в провинции Фуцзянь. Помимо этого, вся провинция Хайнань была преобразована в Специальную экономическую зону.
--------------------------------
<3> По материалам сайта "China in Brief": http://www.china.org.cn/e-china/openingup/sez.htm.
В 1984 г. Китай дополнительно открыл для иностранных инвестиций 14 прибрежных городов: Далянь, городской округ Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циньдао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, городской округ Вэньчжоу, городской округ Фучжоу, Гуанчжоу, городской округ Чжаньцзян и Бэйхай.
Затем с 1985 г. государство приняло решение увеличить открытые прибрежные территории, расширив соответствующие зоны в дельте реки Янцзы, дельте Жемчужной реки, треугольнике Сямынь - Гуанчжоу - Цюаньчжоу на юге провинции Фуцзянь, полуострове Шаньдун, полуострове Ляодун, Хэбэе и Гуанси, превратив их в открытый (для инвестиций) прибрежный пояс.
В 1990 г. Правительство КНР решило открыть для иностранных инвестиций Новую зону Пудун в Шанхае, а также сделать открытыми дополнительные города в долине реки Янцзы. Таким образом, была сформирована цепочка открытых городов вверх по долине реки Янцзы, при этом эту цепочку венчает Новая зона Пудун, выступая в географическом плане в качестве символической "главы дракона".
С 1992 г. Государственный совет КНР открыл для инвестиций ряд приграничных городов, а также дополнительно открыл все столицы внутренних провинций и автономных регионов. Помимо этого, в средних и крупных городах были созданы 15 зон свободной торговли, 32 общегосударственные зоны экономического и технологического развития и 53 новые высокотехнологичные зоны промышленного развития. В результате этого в КНР была сформирована многоуровневая многоканальная разнонаправленная и диверсифицированная модель открытия и интеграции прибрежных, приграничных и внутренних районов. Поскольку эти открытые территории применяют различные подходы к предоставлению инвесторам преференций, они играют двойственную роль:
1) так называемых окон в развитие западно-ориентированных экономик, создающих товарооборот через экспорт готовой продукции и импорт передовых технологий, и
2) так называемых катализаторов, ускоряющих внутреннее экономическое развитие.
Примечательно, что в апреле 2015 г. Правительство КНР создало три новые зоны свободной торговли: в провинции Гуандун, Тяньцзине (один из пяти городов центрального подчинения КНР) и провинции Фуцзянь. Эти зоны свободной торговли были учреждены в рамках усилий Правительства по апробированию реформ, направленных на лучшую интеграцию национальной экономики и международных практик в условиях, когда старая экспортно-ориентированная модель КНР оказалась нежизнеспособной. При этом некоторые из новых механизмов правового регулирования, проходящих тестирование во вновь созданных зонах свободной торговли, включают упрощенный доступ как к иностранным, так и к национальным инвестициям, дальнейшее открытие сектора услуг, а также меры по либерализации финансового сектора. И, по словам Министра торговли КНР <4>, эти новые зоны свободной торговли показывают значительный потенциал по привлечению иностранных инвестиций. Так, на конец мая 2015 г., всего лишь через месяц после своего учреждения, все три зоны в совокупности смогли привлечь 22,6 млрд юаней <5> (порядка 3,7 млрд долл. США) иностранных инвестиций по заключенным договорам <6>.
--------------------------------
<4> По данным официального информационного портала провинции Гуандун: http://www.newsgd.com/news/2015-07/07/content_127897023.htm.
<5> Примерно 207,5 млрд руб.
<6> По данным официального информационного портала провинции Гуандун: http://www.newsgd.com/news/2015-07/07/content_127897023.htm.
Новые зоны свободной торговли в Гуандуне, Тяньцзине и Фуцзяне привлекли соответственно 7,8 млрд юаней <7>, 11,7 млрд юаней <8> и 3,2 млрд юаней <9>, что составляет 45,3%, 69,4% и 53,6% от общего объема привлеченных инвестиций в их соответствующие регионы.
--------------------------------
<7> Примерно 71,6 млрд руб.
<8> Примерно 107,4 млрд руб.
<9> Примерно 29,4 млрд руб.
За последние 10 лет Специальные экономические зоны привели страну к внедрению новых систем, обновлению промышленности и большей открытости для внешнего мира, выступив в качестве национальных экономических моделей. Уже в 1999 г. индустрия высоких технологий в Шэньчжэне стала одной из самых перспективных, а объем производства новой и высокотехнологичной продукции достиг 81,98 млрд юаней <10>, составив 40,5% совокупного промышленного производства в городе и выйдя на лидирующие позиции в целом по стране.
--------------------------------
<10> Примерно 734,54 млрд руб.
С момента своего создания в 1992 г. в Новой зоне Пудун в Шанхае был достигнут значительный прогресс как с точки зрения привлечения иностранного капитала, так и с точки зрения ускорения экономического развития долины реки Янцзы. Для Новой зоны Пудун государство расширило набор специальных преференциальных механизмов, включив в него еще не используемые в Специальных экономических зонах. Например, дополнительно к политике снижения налога на прибыль, что является распространенным среди зон экономического и технологического развития, а также среди некоторых Специальных экономических зон, государство также разрешило иностранным бизнесменам открывать финансовые учреждения и вести бизнес в сфере услуг. Помимо этого, Правительство разрешило Шанхаю учредить свою фондовую биржу, дало ему дополнительные полномочия по рассмотрению и одобрению заявок на инвестиции, а также разрешило иностранным банкам осуществлять операции с юанем. В 1999 г. валовой региональный продукт (далее - ВРП) Новой зоны Пудун достиг 80 млрд юаней <11>, а совокупные объемы промышленного производства составили 145 млрд юаней <12>. На текущий момент времени в Луцзяцзуе <13> в Пудуне открыто 78 китайских и иностранных финансовых учреждений, в числе которых 24 иностранных банка, которые получили разрешение на осуществление операций с юанем. В Новой зоне Пудун работают свыше 5900 иностранных компаний, инвестировавших в зону льготного налогообложения почти 30 млрд долл. США <14>, а также свыше 5000 национальных (местных) предприятий со всего КНР, уставный капитал которых составляет свыше 20 млрд юаней <15>. Указанные компании сформировали шесть "якорных" отраслей промышленного производства: производство автомобилей, запасных частей и комплектующих к ним; микроэлектроника и компьютеры; бытовые электрические приборы; биомедицина (в том числе медико-биологические исследования) и оптические, механические и электрические товары. В общей сложности на территории Новой зоны Пудун проекты реализуют представители бизнес-сообщества из более чем 60 стран.
--------------------------------
<11> Примерно 716,8 млрд руб.
<12> Примерно 1,3 трлн руб.
<13> Административный район Шанхая.
<14> Примерно 1,7 трлн руб.
<15> Примерно 184 млрд руб.
Но, безусловно, лидирующее место среди всех Специальных экономических зон (далее - СЭЗ) занимают зоны, расположенные в провинции Гуандун. Их следует рассмотреть более подробно.
Прежде всего необходимо отметить, что именно СЭЗ провинции Гуандун стали тремя из первых четырех зон льготного налогообложения, созданных в КНР. Первые СЭЗ провинции Гуандун включали в себя:
1) СЭЗ "Кянхай" в городе Шэньчжэнь, созданная в мае 1980 г. Это была первая Специальная экономическая зона в КНР, Дэн Сяопин лично распорядился о ее создании. Вплоть до 2010 г. СЭЗ "Шэньчжэнь" располагалась в шести районах города Шэньчжэнь провинции Гуандун, занимая общую площадь в 493 кв. км. С 2010 г. в территорию СЭЗ вошли еще два района города Шэньчжэнь, что существенно расширило территорию данной СЭЗ <16>;
2) СЭЗ в городском округе Чжухай, созданная 5 августа 1980 г. Первоначально территория данной СЭЗ составляла 6,1 кв. км в Чжухае, однако в 1983 г. она была увеличена до 15,16 кв. км, а в 1989 г. - до 121 кв. км <17>;
3) СЭЗ в городе Шаньтоу, созданная в 1981 г. На первых годах становления территория СЭЗ составляла 52,6 кв. км, но в 1991 г. она была увеличена до 234 кв. км <18>.
--------------------------------
<16> По данным с официального сайта правительственного агентства International Enterprise (IE) Singapore: http://www.iesingapore.gov.sg.
<17> По данным с сайта: http://understand-china.com/province/zhuhai/.
<18> По данным с сайта: http://pages.rediff.com/shantou-special-economic-zone/1276929.
Вышеуказанные СЭЗ были созданы порядка 35 лет назад, когда КНР преодолевала последствия так называемой Культурной революции (1966 - 1976 гг.) и запускала реформы и политику открытости - то, что преобразовало КНР в страну с одной из крупнейших экономик мира. Интересно отметить, что с точки зрения подхода к созданию СЭЗ на своей территории КНР в прямом смысле предварительно детально изучила зарубежный опыт.
Так, в 1978 г. Государственный совет направил группу экспертов в Гонконг и Макао для изучения их экономики <19>. По возвращении в Пекин эксперты предложили преобразовать графства Баоан и Чжухай, прилегающие к Гонконгу и Макао, в города. Помимо этого, было предложено превратить эти два графства в центры экспорта и обрабатывающей промышленности, а также туристические центры для гостей из Гонконга и Макао.
--------------------------------
<19> По данным с официального новостного портала провинции Гуандун: http://www.newsgd.com/specials/30thAnniversaryoftheSEZ/news/content/2010-09/09/content_15715863.htm.
В марте 1979 г. Государственный совет одобрил создание городов Шэньчжэнь и Чжухай. И уже в июле того же года Центральный комитет Коммунистической партии Китая (далее - КПК) и Государственный совет разрешили провинциям Гуандун и Фуцзянь реализовать особую гибкую политику в сфере экономики для привлечения инвесторов из иностранных государств. Также они утвердили создание временных Специальных экспортных зон в Шэньчжэне и Чжухае.
Однако 16 мая 1980 г. Центральный комитет КПК и Государственный совет приняли решение переименовать Специальные экспортные зоны в Специальные экономические зоны. И в том же году в КНР одобряют создание СЭЗ в южных городах Шэньчжэнь, Сямынь, Шаньтоу и Чжухай. Более того, в январе и феврале 1984 г. Дэн Сяопин во время своей инспекционной поездки в Шэньчжэнь, Чжухай и Сямынь поддержал СЭЗ, хваля их экономические достижения и призывая их углубить реформы и идти дальше по пути открытости для иностранных инвесторов.
Что касается СЭЗ в городе Шаньтоу, то здесь необходимо отметить следующее. Сам город Шаньтоу расположен в восточной части провинции Гуандун на юго-востоке КНР. Это место для размещения СЭЗ было выбрано не случайно. Презюмируется, что именно глобализация мировой экономики придала прибрежным городам важную роль в развитии национальной экономики. В Китае как раз прибрежные города выступали локомотивами экономического роста с начала 1980-х гг. Шаньтоу является именно прибрежным городом, площадь которого составляет порядка 2043 кв. км, а население - около 5,2 млн человек <20>. Правительство КНР дало СЭЗ возможность реализовать особую экономическую политику и гибкие механизмы управления, позволяющие СЭЗ создать благоприятные условия для ведения бизнеса, еще не существующего на остальной территории Китая. С 1 мая 2011 г. Государственный совет КНР расширил территорию СЭЗ и включил в нее весь город Шаньтоу. Это дало возможность объединить в одно как развитие и строительство СЭЗ, так и городское развитие самого Шаньтоу.
--------------------------------
<20> Tian Guang (Shantou University), Soft Power and Shantou Economic Special Zone Construction: A New Breakthrough Point for Development, Journal of Applied Business and Economics vol. 12(6) 2011. Режим доступа: www.na-businesspress.com.
Город Шаньтоу обладает уникальными условиями и ресурсами, позволяющими ускорить его развитие. Он пересекает тропик Рака <21> и береговую линию Китая, это узел коммуникаций, центр экспорта/импорта и распределения для востока провинции Гуандун, юга провинции Цзянси и юго-востока провинции Фуцзянь. Шаньтоу находится всего лишь в 195 морских милях от Гонконга, он близок к Тайваньскому проливу в Южно-Китайском море и расположен недалеко от важного международного морского пути в западной части Тихого океана. Благоприятная природная среда сделала Шаньтоу оазисом, одним из наиболее пригодных для проживания мест на Земле.
--------------------------------
<21> Северный тропик, или тропик Рака - одна из пяти основных параллелей, отмечаемых на картах Земли. В настоящее время расположена на 23°26'16" к северу от экватора и определяет наиболее северную широту, на которой солнце в полдень может подняться в зенит. - Прим. авт.
Шаньтоу - очень популярный город среди китайцев, проживающих за рубежом и обладающих очень тесными связями с зарубежными странами. По состоянию на 2011 г. 3,35 млн китайцев, живущих за рубежом, происходят из Шаньтоу, причем они живут в более чем 40 странах и регионах по всему миру <22>. При этом очень важно, что в Шаньтоу вернулись более 2 млн живших за границей китайцев и членов их семей, включая китайцев, проживавших в Гонконге, Макао и на Тайване. Например, известный бизнесмен Ли Ка-Шинг, пожертвовавший огромную сумму на создание Университета Шаньтоу и до сих пор поддерживающий его текущее функционирование.
--------------------------------
<22> Tian Guang (Shantou University), Soft Power and Shantou Economic Special Zone Construction: A New Breakthrough Point for Development, Journal of Applied Business and Economics vol. 12(6) 2011. Режим доступа: www.na-businesspress.com.
С исторической точки зрения Шаньтоу - единственный город в Китае, созданный целиком и полностью исходя из потребностей рыночной экономики. Начиная с 1860 г., когда порт был впервые открыт, Шаньтоу находился под управлением модернизированной научно-ориентированной администрации, это был первый город такого типа в Китае.
Экономика Шаньтоу является средней по стандартам провинции Гуандун. Основную и все возрастающую долю рабочих мест обеспечивает именно производственный сектор. Среди главных продуктов производства следует отметить консервы, печатную продукцию, пластик и игрушки. Ключевой экспортной отраслью города является как раз производство игрушек, ежегодно продукции этой отрасли экспортируется примерно на 400 млн долл. США.
За последние годы темпы экономического роста в СЭЗ "Шаньтоу" значительно ускорились. Так, в 2010 г. ВРП города достиг 120 млрд юаней <23> (порядка 18,9 млрд долл. США), или 23 тыс. юаней <24> на душу населения (около 3600 долл. США на душу населения). Таким образом, рост составил 13,7% относительно 2009 г. На основе таких темпов роста ученые прогнозируют <25>, что в 2016 г. ВРП города Шаньтоу (или СЭЗ "Шаньтоу") превысит 240 млрд юаней <26> (порядка 37,8 млрд долл. США), или 45 тыс. юаней на душу населения <27> (около 7,5 тыс. долл. США на душу населения). Это означает, что через очень небольшой период времени ВРП Шаньтоу в расчете на душу населения превысит средний уровень по развитым странам.
--------------------------------
<23> Примерно 1,095 трлн руб.
<24> Примерно 210 тыс. руб.
<25> Tian Guang (Shantou University), Soft Power and Shantou Economic Special Zone Construction: A New Breakthrough Point for Development, Journal of Applied Business and Economics vol. 12(6) 2011. Режим доступа: www.na-businesspress.com.
<26> Примерно 2,19 трлн руб.
<27> Примерно 410,6 тыс. руб.
Шаньтоу вошел в следующие престижные рейтинги <28>:
1) топ-100 городов электронной торговли в Китае <29> (2014 г.);
2) отличный город для туризма в КНР <30>;
3) национальный эталонный город по защите окружающей среды <31>;
4) лучшие городские экономики Китая <32>;
5) 100 лучших городов Китая по инвестиционной среде <33> и др.
--------------------------------
<28> По информации с официального сайта Правительства Шаньтоу: http://english.shantou.gov.cn/.
<29> "Top 100 E-commerce Cities in China".
<30> "China's Excellent Tourism City".
<31> "National Model City in Environmental Protection".
<32> "China's Brand Economy Cities".
<33> "China's 100 Best Cities in Investment Environment".
Как только Шаньтоу получил право осуществлять нормотворческую деятельность применительно к СЭЗ, было пересмотрено или отменено 77 нормативно-правовых актов, что оказало значительное положительное влияние на социально-экономическое развитие СЭЗ.
Рассмотренные в настоящей статье зоны льготного налогообложения, так же как и в любой другой части света, были созданы государством для привлечения иностранных инвестиций. Они обеспечили создание необходимых рабочих мест, новых технологий и формирование технических навыков, прежде всего посредством предоставления налоговых льгот.
Центральное правительство КНР разрешает зонам льготного налогообложения применять особые экономические системы и реализовывать особую экономическую политику. Поэтому зоны льготного налогообложения создали свои собственные уникальные системы управления экономикой, которые включают:
1) специальные налоговые льготы для иностранных инвестиций;
2) предоставление большей свободы для осуществления внешнеэкономической деятельности;
3) ориентацию производимой продукции в основном на экспорт;
4) функционирование преимущественно рыночных механизмов в экономике;
5) привлечение и использование (потребление) иностранного капитала.
Благодаря взвешенной и последовательной политике, основанной на зарубежном опыте, КНР удалось всего за несколько десятилетий вывести свою страну на лидирующие экономические позиции в мире. При этом принципиальными являются:
а) отсутствие в КНР запрета на создание зон льготного налогообложения на заселенных территориях со своей инфраструктурой;
б) ориентация созданных в зонах льготного налогообложения производственных мощностей на экспорт, а не на поставки товаров/работ/услуг на остальную часть страны, т.е. на внутренний рынок, тем самым подрывая основы справедливой конкуренции на всей территории страны;
в) активное привлечение граждан КНР (в том числе и их капитала), живущих в других странах, к ведению бизнеса на территории зон льготного налогообложения, обеспечивая развитие последних в значительной степени за счет притока капитала из-за рубежа.
Библиографический список
1. Douglas Zhihua Zeng, How Do Special Economic Zones and Industrial Clusters Drive China's Rapid Development, Policy Research Working Paper, The World Bank. March 2011. http://www.worldbank.org/.
2. Tian Guang (Shantou University), Soft Power and Shantou Economic Special Zone Construction: A New Breakthrough Point for Development, Journal of Applied Business and Economics vol. 12(6) 2011. Режим доступа: www.na-businesspress.com.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.