Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ
И.В. МАТВЕЕВ
На сегодняшний день понятие "спортивно-зрелищная услуга" еще не нашло своего места ни в законодательстве, ни в правовой науке. Нормативные акты и материалы деловой практики в большей степени содержат формулировки "посещение спортивных мероприятий", "нахождение в местах проведения спортивных соревнований" и др., обладая в большей степени содержательной направленностью на соблюдение зрителями (болельщиками) правил безопасности и в меньшей степени на установление их прав. Тем не менее в юридической науке А. Ковтуном было определено, "что проведение футбольного матча на территории спортивного объекта связано с предложениями оферента - организатора футбольного матча (организатора) предоставить неопределенному кругу лиц - зрителям (акцептантам) зрелищную спортивную услугу (услугу), то есть заключить договор в соответствии с Гражданским кодексом" <1>.
--------------------------------
<1> Ковтун А. Футбольная услуга на Украине // ЭЖ-Юрист. 2012. N 38. С. 21.
Без сомнения, посещение зрителями спортивных соревнований вполне укладывается в гражданско-правовую конструкцию договора возмездного оказания услуг и является услугой, которая предоставляется организатором спортивного соревнования. В этой связи представляется возможным сформулировать понятие договора оказания спортивно-зрелищных услуг следующим образом.
По договору оказания спортивно-зрелищной услуги одна сторона - организатор спортивного соревнования обязуется оказать спортивно-зрелищную услугу (организовать показ спортивного мероприятия) зрителю, а зритель обязуется ее оплатить.
Сторонами рассматриваемого договора являются организатор спортивного соревнования и зритель. Термин "организатор спортивного соревнования" определяется в ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - ФЗ о физкультуре и спорте) <2>, под которым понимается юридическое и физическое лицо, по инициативе которого проводится спортивное мероприятие и (или) который осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия. Представляется, что организатор спортивного мероприятия будет являться организатором спортивного соревнования как стороной договора оказания зрелищных услуг, если будет осуществлять организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия, связанное с посещением зрителями соответствующего спортивного соревнования. В качестве исполнителя спортивно-зрелищной услуги может выступать как коммерческая, так и некоммерческая организация, а также индивидуальный предприниматель. Необходимость наличия у физического лица - исполнителя спортивно-зрелищной услуги статуса предпринимателя без образования юридического лица объясняется как необходимостью имиджа профессионального участника гражданского оборота, так и особенностями его ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по рассматриваемому договору.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2007. N 6242. N 50. Ст. 5496.
В качестве заказчика спортивно-зрелищной услуги выступает физическое лицо - зритель, который заключает соответствующее соглашение для личных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Долгое время определение понятия "зритель" содержалось исключительно в локальных актах спортивных организаций. Так, например, в п. 1.1 Правил поведения в спортивном сооружении (для хоккейных матчей Континентальной хоккейной лиги, Высшей хоккейной лиги и Молодежной хоккейной лиги) (далее - Правила КХЛ) <3> было установлено, что зрителями признаются граждане, прибывшие в спортсооружение при наличии входного билета, абонемента, приглашения, других документов установленного образца и не связанные с организацией и проведением матча. Однако сегодня похожее определение содержится и в ст. 2 ФЗ о физкультуре и спорте, согласно которой зрители - физические лица, находящиеся в месте проведения спортивного соревнования и при этом не задействованные в проведении такого соревнования, в том числе в организации и обеспечении безопасности при проведении спортивного соревнования.
--------------------------------
<3> Приложение N 6 к техническому регламенту от 30 марта 2011 г. Континентальной хоккейной лиги. URL: http://www.khl.rudocumentsKHL_fans_code_2011-2014.pdf.
Оказание спортивно-зрелищной услуги осуществляется путем заключения соответствующего договора. Договор оказания спортивно-зрелищных услуг является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим, публичным, договором с участием потребителя.
Рассматриваемый договор считается заключенным с момента приобретения билета или абонемента, при этом абонемент приобретается, как правило, на весь сезон домашних матчей команды. Пункт 2 Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1156 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30 января 2014 г. N 65, далее - Правила поведения зрителей) <4>, дает определение входного билета, под которым понимается документ установленной организатором официального спортивного соревнования формы, подтверждающий право лица на посещение официального спортивного соревнования. На практике организаторы спортивных соревнований используют формы билетов и абонементов, содержащиеся в Приказе Минкультуры РФ от 17 декабря 2008 г. N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности" <5>, в котором указана структура бланка билета (корешок билета и собственно билет), а также прописаны его обязательные реквизиты.
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6866.
<5> Российская газета. 2009. 20 февраля.
Одним из важнейших вопросов, связанных с заключением договора спортивно-зрелищных услуг, является вопрос об определении возраста физического лица, с которого оно самостоятельно без помощи взрослых может приобрести билет на официальное спортивное соревнование. Представляется, что в данном случае следует руководствоваться ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) <6>, позволяющей совершать подобные действия с 14 лет, который является и возрастом, с которого лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Существенными условиями договора оказания спортивно-зрелищных услуг являются условия о предмете договора, сроках начала и окончания ее оказания и цене.
Предметом договора об оказании спортивно-зрелищной услуги является действие исполнителя по оказанию соответствующей зрелищной услуги, которая выражается в организации просмотра живого соревновательного действия, результат которого ни исполнителю услуги, ни заказчику не известен и не может быть известен. Равно как и в иных вышерассмотренных зрелищных услугах, исполнитель спортивно-зрелищной услуги предоставляет зрителю сидячее или стоячее место на трибунах, а также за дополнительную плату может предоставлять сопутствующие услуги.
К данному виду услуг, бесспорно, применяются нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг и глав I и III Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <7>, согласно которым исполнитель обязан предоставить информацию об услуге, оказать услугу лично, если иное не предусмотрено договором, и качественно, а заказчик (в данном случае зритель) оплатить услугу.
--------------------------------
<7> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
Как видится, предоставление исполнителем спортивно-зрелищной услуги зрителю информации о проводимом спортивном мероприятии должно означать помещение в афише данных о виде спортивного первенства (регулярный чемпионат, плей-офф, розыгрыш кубка страны и т.д.), об уровне первенства, соответствии с составом участников (чемпионат мира, Европы, России, Москвы или иного субъекта Российской Федерации и др.), виде спорта, играющих командах (если речь идет об игровом виде спорта), дате и времени начала спортивно-зрелищного мероприятия, его продолжительности или окончании. В случаях, когда момент окончания спортивного мероприятия не может быть определен заранее (например, когда в финальном матче ничейный результат и назначается дополнительное время), представляется необходимым указание на окончание основного времени игры с предупреждением зрителя о возможности ее продолжения по тем или иным причинам в соответствии с ее правилами.
О качестве спортивно-зрелищной услуги можно судить только по уровню организации ее оказания, например по хорошему освещению и звукооснащению спортивной арены, либо по возможности быстро покинуть ее по окончании мероприятия, но никак не о качестве спортивной услуги (о нем нельзя судить по уровню игры команды в конкретном матче либо по успешности выступления какого-либо спортсмена в одиночном виде спорта). В этом смысле представляются бесперспективными угрозы болельщиков в адрес любимого спортивного клуба о возврате денег, потраченных за билеты на проигранный матч.
Организатор спортивных соревнований обязан проводить их на спортивных сооружениях, специально предназначенных для проведения спортивных соревнований по видам спорта, перечень которых утверждает федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Следует заметить, что регламенты первенств по различным видам спорта обычно предусматривают свои специфические требования к местам проведения спортивных соревнований, являющихся местами надлежащего исполнения обязательств по договору оказания спортивно-зрелищных услуг. Так, ст. 10 Регламента СОГАЗ-Чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер-Лиги, утвержденного исполкомом Общероссийской организации "Российский футбольный союз" 13 июня 2012 г. <8>, в частности, устанавливает, что все места для зрителей должны быть оборудованы индивидуальными сиденьями; сектор для болельщиков команды гостей должен иметь вместимость не менее 10 процентов от общей вместимости стадиона, отдельный вход, а также ограждение по всему периметру. Также обращает на себя внимание, что на футбольном стадионе должны быть специально отведенные места для инвалидов, в том числе на инвалидных колясках.
--------------------------------
<8> URL: http://nskhuman.ru/fbdocs/rfplregl.php.
Организатор спортивных соревнований должен обеспечивать безопасность зрителей во время оказания спортивно-зрелищной услуги. Так, согласно ст. 4 Европейской конвенции о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей, заключенной в г. Страсбурге 19 августа 1985 г. (далее - Страсбургская конвенция) <9>, вступившей для Российской Федерации в силу 1 апреля 1991 г., государства-участники принимают соответствующее законодательство, включающее санкции за несоблюдение или другие надлежащие меры, затем чтобы спортивные организации и клубы, а также в случае необходимости хозяева стадионов и государственные власти на основе полномочий, установленных внутренним законодательством, предпринимали конкретные действия вокруг стадионов и на стадионах для предупреждения или подавления такого насилия или таких хулиганских поступков, и в частности:
--------------------------------
<9> Бюллетень международных договоров. 2000. N 1.
- добивались того, чтобы проектирование и планировка стадионов гарантировали безопасность зрителей, не способствовали насилию среди них, позволяли обеспечивать эффективный контроль за толпой, включали установку соответствующих заграждений или перекрытий и позволяли обеспечить вмешательство служб безопасности и сил порядка;
- надежно разделяли группы болельщиков команд противников, выделяя для групп приезжающих болельщиков, когда они допускаются на стадион, отдельные трибуны;
- обеспечивали такое разделение за счет строгого контроля за продажей билетов и принимали особые меры предосторожности в период, непосредственно предшествующий матчу;
- выводили со стадионов и с матчей или не пропускали на них, насколько это юридически возможно, известных или потенциальных зачинщиков беспорядков и лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или наркотического воздействия;
- устанавливали на стадионах эффективную систему связи с публикой и следили за ее использованием в полном объеме, а также обеспечивали зрителей программами матчей и другими проспектами, поощряющими их правильное поведение;
- запрещали пронос зрителями алкогольных напитков на стадионах; ограничивали и предпочтительно запрещали продажу и любое распространение алкогольных напитков на стадионах и обеспечивали, чтобы все имеющиеся напитки находились в безопасных емкостях;
- обеспечивали контроль, с тем чтобы не допустить пронос зрителями на стадионы предметов, которые можно использовать для актов насилия, а также пиротехнических средств или других подобных предметов;
- обеспечивали до матча сотрудничество между лицами, ответственными за связь, и заинтересованными властями в целях принятия мер по контролю за толпой, с тем чтобы благодаря согласованным действиям применялись соответствующие правила.
Данные принципы стали основой для нормативного установления мер, направленных на обеспечение безопасности зрителей на трибунах, которые изначально реализовывались путем локального нормотворчества спортивных организаций. Так, например, в Правилах поведения в спортивном сооружении (для хоккейных матчей Континентальной хоккейной лиги, Высшей хоккейной лиги и Молодежной хоккейной лиги) (далее - Правила КХЛ) <10> в достаточно общем виде содержатся права и обязанности зрителей, а также указываются возможные меры ответственности за нарушения правил поведения на хоккейных матчах.
--------------------------------
<10> Приложение N 6 к техническому регламенту от 30 марта 2011 г. Континентальной хоккейной лиги. URL: http://www.khl.rudocumentsKHL_fans_code_2011-2014.pdf.
В 2009 г. было принято распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года" <11>, в разделе XI которого было установлено, что основными направлениями создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта являются: разработка комплекса мер по улучшению общественной безопасности на объектах спорта и определение системы мер по организации работы с болельщиками и их объединениями. При этом в качестве ожидаемых результатов соответствующего направления указанной Стратегии указывалось: обеспечение правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий на объектах спорта; сокращение числа противоправных действий на спортивных сооружениях, в непосредственной близости от них и вдоль путей следования зрителей; увеличение числа зрителей, посещающих объекты спорта; соблюдение требований безопасности и конструктивной надежности спортивных сооружений.
--------------------------------
<11> СЗ РФ. 2009. N 33. Ст. 4110.
В соответствии с п. 7.1 ст. 20 ФЗ о физкультуре и спорте организаторы официальных спортивных соревнований при проведении таких соревнований и (или) собственники, пользователи объекта спорта могут привлекать контролеров-распорядителей. Устанавливая требования, предъявляемые к контролерам-распорядителям, а также определяя их права и обязанности, рассматриваемый законопроект недвусмысленно дает понять, что данные лица наделяются организатором спортивных соревнований представительскими функциями в отношениях со зрителями (болельщиками). В связи с этим контролеры-распорядители осуществляют права и несут обязанности от имени и в интересах организатора спортивных соревнований. Так, согласно ст. 20.2 ФЗ о физкультуре и спорте в целях обеспечения порядка при проведении официальных спортивных соревнований и безопасности зрителей, а также предупреждения правонарушений при проведении таких соревнований контролеры-распорядители обязаны выполнять:
во-первых, контрольные функции: осуществлять контроль за потоком зрителей, проверять у зрителей входные билеты при входе на место проведения спортивного соревнования;
во-вторых, информационные функции: предоставлять информацию зрителям о дополнительных услугах, информировать зрителей о правилах поведения зрителей, информировать организаторов проведения официальных спортивных соревнований и (или) собственника, пользователя объекта спорта о фактах нарушения общественного порядка, о фактах причинения вреда жизни или здоровью зрителей, имуществу зрителей или имуществу объекта спорта, а также о несчастных случаях, которые произошли в ходе проведения таких соревнований;
в-третьих, выполнять иные обязанности, возложенные на них законом и организаторами официальных спортивных соревнований.
Таким образом, на контролеров (распорядителей), как на лиц, непосредственно общающихся со зрителями, указанная норма возлагает осуществление части прав и обязанностей организатора спортивных соревнований. В этой связи представляется, что за действия (бездействие) контролеров-распорядителей, нарушившие обязательства по договору об оказании спортивно-зрелищных услуг, а также причинившие вред зрителю, организатор официального спортивного соревнования отвечает, как за свои.
Согласно п. 1.3 ст. 20 ФЗ о физкультуре и спорте права и обязанности зрителей устанавливаются Правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, которые содержат достаточно четко сформулированные права зрителей, их обязанности, а также введенные для них запреты. Согласно п. 15 Правил поведения зрителей лица, не соблюдающие требования, установленные в местах проведения официальных спортивных соревнований, могут быть из них удалены или привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае речь может идти о привлечении болельщика к административной и уголовной ответственности, а также к гражданско-правовой в случае причинения материального ущерба объекту спорта или лицу, находящемуся на объекте спорта при проведении официального спортивного соревнования.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
3. Европейская конвенция "О предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей". Страсбург. 19 августа 1985 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. N 1.
4. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
5. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 6242. N 50. Ст. 5496.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1156 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30 января 2014 г. N 65) "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий" // СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6866.
7. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 33. Ст. 4110.
8. Ковтун А. Футбольная услуга на Украине // ЭЖ-Юрист. 2012. N 38.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.