Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Банковское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ВНЕШЭКОНОМБАНКА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ
С.В. КУЗНЕЦОВ
Внешэкономбанк действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства. Внешэкономбанк вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению названных целей (Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О банке развития" <1>). Таким образом, Внешэкономбанк, как и банки развития за рубежом, преследует цели государственного масштаба, делегированные ему публичной властью, реализуя при этом публичный, а не частный интерес. Внешэкономбанк участвует в осуществлении инвестиционных проектов при условии, что такие проекты не являются убыточными, но извлечение прибыли не является целью его деятельности, поэтому банки развития нечасто бывают коммерчески успешными предприятиями.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 22. Ст. 2562.
Внешэкономбанк предоставляет кредиты, займы, осуществляет лизинговые операции, выдает гарантии и поручительства, участвует в уставных капиталах хозяйственных обществ, оказывает гарантийную поддержку экспорта, а также участвует в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях частно-государственного партнерства, инвестиционных проектов, связанных с созданием объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон, осуществляет финансирование организаций, участвующих в реализации заданий государственного оборонного заказа и мероприятий федеральных целевых программ в области обороны и безопасности. Таким образом, Внешэкономбанк выполняет государственные функции управления (скорее функции агента государства) в кредитно-финансовой сфере, сочетая их с многосторонней финансовой деятельностью в качестве самостоятельного банка. При этом, как отмечает А.К. Саркисов, решение комплекса задач, которые ставят перед банком и Правительство РФ, и правила хозяйствования в кризисной ситуации, было бы затруднительно без использования неоднозначной, вызывающей споры и нарекания, но довольно действенной в определенных сложных условиях организационно-правовой формы государственной корпорации <2>.
--------------------------------
<2> Саркисов А.К. Российская государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" и ее роль в урегулировании последствий мирового финансового кризиса // Административное и муниципальное право. 2010. N 4. С. 80 - 86.
При осуществлении инвестиционной деятельности Внешэкономбанк отдает предпочтение инвестиционным проектам, при реализации которых он не конкурирует с коммерческими финансовыми институтами. Как правило, Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проектов, если они не могут быть профинансированы коммерческими финансовыми институтами на условиях, сопоставимых с условиями финансирования, осуществляемого Внешэкономбанком (распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 N 1007-р "Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" <3>). Обычно это касается определенных отраслей экономики, участие в финансировании которых не столь интересно для коммерческого сектора в силу долгосрочного периода окупаемости проекта, низкой доходности или иных причин. Фактически действия Внешэкономбанка в инвестиционной сфере можно признать государственной поддержкой экономики, которая финансируется из внебюджетных источников. Как отмечает А.В. Белицкая, инструменты, подобные Внешэкономбанку, являются эффективным правовым средством создания благоприятного инвестиционного климата <4>.
--------------------------------
<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 32. Ст. 4166.
<4> Белицкая А.В. Правовые средства создания благоприятного инвестиционного климата // Юрист. 2013. N 20. С. 32 - 37.
В качестве примера деятельности Внешэкономбанка по государственной поддержке экономики можно привести поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Как отмечает В.А. Вайпан, проблемы кредитования малого и среднего бизнеса решаются в рамках предоставления финансирования через специализированный банк АО "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" (АО "МСП Банк"), являющийся дочерним в структуре Внешэкономбанка, с участием Федеральной корпорации, наделенной рядом полномочий, в том числе по объединению финансово-кредитных ресурсов <5>.
--------------------------------
<5> Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015. N 12. С. 4 - 19.
Еще одним примером является поддержка экспорта, которая осуществляется с участием Внешэкономбанка наряду с кредитованием экспорта с субсидированной ставкой. Система страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков действует через учрежденное Внешэкономбанком Экспортное агентство России (ЭКСАР) (Постановление Правительства РФ от 22.11.2011 N 964 "О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков" <6>), а также АО "Российский экспортный центр", которое представляет собой специализированную организацию по принципу "одного окна" для работы с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, включая взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами. АО "Российский экспортный центр" участвует в реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта, осуществляет информационную и консультационную поддержку экспортеров и российских инвесторов за рубежом, осуществляет организацию доступа российских экспортеров и иных заинтересованных лиц к информации о мерах поддержки экспорта, оказывает содействие продвижению за рубежом промышленной продукции (товаров, работ, услуг) и т.д.
--------------------------------
<6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 48. Ст. 6936.
В качестве государственной управляющей компании Внешэкономбанк осуществляет доверительное управление средствами пенсионных накоплений застрахованных граждан РФ, не воспользовавшихся правом выбора негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании, а также граждан, сделавших выбор в пользу государственной управляющей компании. Основной задачей Внешэкономбанка в качестве государственной управляющей компании является обеспечение сохранности средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление <7>. В целях осуществления названных функций наблюдательный совет Внешэкономбанка определяет основные параметры сделок по инвестированию средств пенсионных накоплений.
--------------------------------
<7> Тарасенко О.А. Предпринимательская деятельность государственной корпорации "Внешэкономбанк" // Предпринимательское право. 2012. N 2. С. 32 - 35.
С началом финансового кризиса Внешэкономбанк стал инструментом реализации государственных антикризисных мер. Федеральный закон от 13.10.2008 N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" <8>, который задействовал правовые механизмы повышения капитализации банков, возложил на Внешэкономбанк организацию работы по выдаче кредитов для рефинансирования внешней задолженности российских компаний, возникшей до 25 сентября 2008 г. Внешэкономбанк рефинансировал внешнюю задолженность десяти российских компаний иностранным банкам, предоставил субординированные кредиты 17 банкам, поддержал фондовый рынок, санировал два отечественных и один украинский банк <9>. В результате российским кредитным организациям в целях увеличения ликвидности были предоставлены субординированные кредиты на общую сумму 950 млрд руб. <10>. При этом действия Внешэкономбанка были направлены на поддержку не только банков, но и реального сектора экономики и фондового рынка.
--------------------------------
<8> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 42. Ст. 4698.
<9> Внешэкономбанк. Годовой отчет 2009 // URL: http://www.veb.ru/common/img/uploaded/files_list/VEB_Annual_2009_r.pdf.
<10> Письмо Минэкономразвития России от 18.05.2009 N Д06-1348 // СПС "КонсультантПлюс".
В настоящее время в России действует антикризисный план Правительства РФ, который нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. План предполагает реализацию мер, направленных на активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе и др. Отметим, что в качестве ключевых направлений антикризисный план Правительства РФ предусматривает деятельность Внешэкономбанка, в том числе поддержку импортозамещения и экспорта, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики (распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 N 98-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году" <11>). Именно поэтому антикризисный план включает в себя меры поддержки самого Внешэкономбанка как института развития экономики в целом, в том числе предоставление ему финансовых ресурсов за счет средств Фонда национального благосостояния (п. 4 названного плана).
--------------------------------
<11> Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 5. Ст. 866.
Кроме того, антикризисный план Правительства РФ предполагает увеличение в 2015-2017 годах объема государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, в рамках проектного финансирования, по кредитам либо облигационным займам на осуществление инвестиционных проектов либо на иные цели, установленные Правительством Российской Федерации. Отметим, что по указанным государственным гарантиям Внешэкономбанк выступает в качестве агента Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 N 1044 "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" <12>, Постановление Правительства РФ от 14.12.2010 N 1017 "О порядке предоставления в 2012 - 2015 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов" <13>).
--------------------------------
<12> Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 42. Ст. 5751.
<13> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7082.
В нынешних условиях с учетом происходящих тенденций в российской и мировой экономике необходима разработка дополнительных механизмов для обеспечения уровня капитализации и увеличения функциональной роли банков в экономике страны <14>. Нельзя не признать активной роль Внешэкономбанка в реализации указанного направления.
--------------------------------
<14> Ершов М.В., Татузов В.Ю., Танасова А.С. О некоторых аспектах капитализации банков в условиях посткризисного восстановления // Банковское право. 2014. N 5. С. 5 - 14.
Литература
1. Белицкая А.В. Правовые средства создания благоприятного инвестиционного климата // Юрист. 2013. N 20. С. 32 - 37.
2. Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015. N 12. С. 4 - 19.
3. Ершов М.В., Татузов В.Ю., Танасова А.С. О некоторых аспектах капитализации банков в условиях посткризисного восстановления // Банковское право. 2014. N 5. С. 5 - 14.
4. Саркисов А.К. Российская государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" и ее роль в урегулировании последствий мирового финансового кризиса // Административное и муниципальное право. 2010. N 4. С. 80 - 86.
5. Тарасенко О.А. Предпринимательская деятельность государственной корпорации "Внешэкономбанк" // Предпринимательское право. 2012. N 2. С. 32 - 35.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Банковское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.