Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ РАСЧЕТОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ
Е.Г. ХОМЕНКО
В национальной платежной системе ее инфраструктура выступает связующим звеном между организациями, предоставляющими платежные услуги, и конечными потребителями этих услуг. Организации, образующие данную группу элементов национальной платежной системы, непосредственно не оказывают платежные услуги, но без них было бы невозможно их осуществление <1>.
--------------------------------
<1> С точки зрения автора, национальная платежная система является трехуровневой системой, в которой первый (верхний) уровень занимает Банк России; второй уровень - субъекты, оказывающие платежные услуги (операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковские платежные агенты (субагенты), платежные агенты, организации федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг), а также платежные системы; третий уровень - элементы, объединяемые по признаку причастности к организации взаимодействия при осуществлении платежных услуг между всеми заинтересованными лицами - инфраструктура национальной платежной системы.
Организациями, которые обеспечивают условия для эффективного и качественного оказания платежных услуг в рамках национальной платежной системы, являются операторы услуг платежной инфраструктуры. Деятельность указанных субъектов непосредственно направлена на исполнение поручений участников платежных систем на каждом этапе процесса перевода денежных средств.
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <2> (далее - Закон о национальной платежной системе) предусматривает три вида операторов услуг платежной инфраструктуры.
--------------------------------
<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 27. Ст. 3872.
Операционный центр. Эта организация обеспечивает для участников платежной системы и их клиентов доступ к услугам по переводу денежных средств, а также обмен электронными сообщениями (операционные услуги). Операционный центр может осуществлять иные действия, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий, необходимые для функционирования платежной системы.
Платежный клиринговый центр. Это организация, обеспечивающая оказание услуг платежного клиринга. В случае если платежная система осуществляет переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах, услуги платежного клиринга могут оказываться в рамках клиринговой услуги клиринговой организацией, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" <3>.
--------------------------------
<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. Ст. 904.
Расчетный центр - организация, обеспечивающая исполнение распоряжений участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, а также направление подтверждений, касающихся исполнения распоряжений участников платежной системы. Расчетным центром может выступать кредитная организация, Банк России или Внешэкономбанк. Расчетный центр также исполняет поступившие от платежного клирингового центра распоряжения участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы и (или) банковскому счету центрального платежного клирингового контрагента (при его наличии).
Основанием инфраструктурного взаимодействия элементов национальной платежной системы являются договоры.
Так, операционный центр осуществляет свою деятельность на основании договоров об оказании операционных услуг с оператором платежной системы, участниками платежной системы, платежным клиринговым центром и расчетным центром, если заключение таких договоров предусмотрено правилами платежной системы.
Платежный клиринговый центр осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и на основании договоров об оказании услуг платежного клиринга, заключаемых с участниками платежной системы, операционным центром и расчетным центром, если заключение таких договоров предусмотрено правилами платежной системы. Договор об оказании услуг платежного клиринга, заключаемый с участниками платежной системы, является договором присоединения.
Расчетный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и на основании договоров банковского счета, заключаемых с участниками платежной системы и (или) центральным платежным клиринговым контрагентом (при его наличии), а также договоров, заключаемых с операционным центром и платежным клиринговым центром, если заключение таких договоров предусмотрено правилами платежной системы.
Особое место в инфраструктурном взаимодействии участников расчетов занимает Банк России. Банк России на основании ст. 16 Закона о национальной платежной системе вправе выступать в качестве оператора услуг платежной инфраструктуры. При этом Банк России вправе совмещать функции операционного центра, платежного клирингового центра и расчетного центра. Банк России также вправе совмещать функции оператора услуг платежной инфраструктуры и оператора платежной системы.
Такая установка законодателя позволяет Банку России одновременно оказывать услуги по переводу денежных средств и обеспечивать их исполнение, то есть обеспечивать инфраструктурный механизм национальной платежной системы, не привлекая других операторов услуг платежной инфраструктуры. С учетом имеющихся у Банка России технологических, организационных и финансовых возможностей Банку России практически невозможно составить конкуренцию в этом сегменте рынка.
Таким образом, взаимодействие в национальной платежной системе строится на основании договоров, заключаемых операторами услуг платежной инфраструктуры не только с участниками платежных систем, но и между собой.
Можно выделить две формы инфраструктурного взаимодействия в национальной платежной системе:
1) информационное взаимодействие;
2) организационно-техническое взаимодействие.
Информационное взаимодействие в национальной платежной системе состоит в предоставлении участникам платежных систем (и их клиентам) возможности обмена информацией на всех этапах расчетной операции; в необходимости обработки поступающих информационных сообщений и определении конечной к расчету суммы платежа.
Определение суммы денежных средств, составляющих перевод, может осуществляться разными способами, применяемыми в конкретной платежной системе.
Для реализации процедуры обмена информацией между банками плательщика и получателя денежных средств банку требуется информация, содержащаяся в реквизитах платежного документа, которая позволяет идентифицировать получателя (плательщика). Документ может передаваться от банка к банку посредством физической доставки, например курьером, а может передаваться через систему межбанковского электронного обмена информацией. Наиболее распространенной системой коммуникационного обмена на настоящий момент является сеть SWIFT - международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей.
Для обмена электронными сообщениями, содержащими распоряжения участников платежной системы, передачи указанных сообщений в платежный клиринговый центр, расчетный центр, а также передачи извещений (подтверждений) о приеме и об исполнении распоряжений участников платежной системы в национальной платежной системе используются операционные центры, которые могут обслуживать одну или несколько платежных систем одновременно.
В декабре 2015 г. Банк России запустил Систему передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС), которая является российским аналогом системы SWIFT. Эта система функционирует на базе информационно-телекоммуникационной системы Банка России. Она создана в качестве альтернативного канала межбанковского взаимодействия с целью обеспечения гарантированного и бесперебойного предоставления услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям, снижения рисков, влияющих на безопасность и конфиденциальность оказания услуг по передаче финансовых сообщений.
Посредством СПФС Банк России оказывает услуги по передаче финансовых сообщений. В рамках СПФС возможна передача сообщений в формате SWIFT, а также передача сообщений в собственных форматах пользователей.
Порядок оказания Банком России услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям кредитным организациям и их клиентам - юридическим лицам установлен указанием Банка России от 5 октября 2015 г. N 3814-У <4>.
--------------------------------
<4> Вестник Банка России. 2015. N 112.
Услуги по передаче финансовых сообщений с использованием СПФС оказываются Банком России в соответствии с договорами об оказании услуг по передаче финансовых сообщений между Банком России и кредитными организациями, а также клиентами кредитных организаций - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С момента запуска указанного сервиса в январе 2015 года по январь 2016 количество банков, подключенных к СПФС, составляет 315 кредитных организаций, что составляет примерно половину от общего числа зарегистрированных кредитных организаций <5>.
--------------------------------
<5> Режим доступа: http://www.cbr.ru/PSystem/print.aspx?file=files/clients.html&pid=mes&sid=ITM_55830 (дата обращения: 12.02.2016).
Предоставление доступа к системе передачи финансовых сообщений Банка России облегчает процесс обмена электронными сообщениями между участниками расчетов, тем самым ускоряя их. Кроме того, подключение к указанной системе позволит минимизировать зависимость от системы SWIFT.
Организационно-техническое взаимодействие в национальной платежной системе обусловлено, во-первых, необходимостью своевременной обработки большого объема информации, обеспечения ее сохранности. Во-вторых, законодатель стремится создать единый механизм организации и проведения расчетных операций в пределах территориальных границ Российской Федерации. В рамках организационно-технического взаимодействия образован единый процессинговый центр национальной системы платежных карт (НСПК). Функции операционного и клирингового центра в НСПК выполняет Банк России на основе договора, заключенного с оператором НСПК.
Закон о национальной платежной системе требует, чтобы при осуществлении перевода денежных средств в рамках платежной системы операторами по переводу денежных средств, находящимися на территории Российской Федерации, привлекались операторы услуг платежной инфраструктуры, которые находятся на территории Российской Федерации, за исключением случая трансграничного перевода денежных средств.
Банк России устанавливает особые требования к информационным технологиям, используемым операторами услуг платежной инфраструктуры, для целей признания платежной системы национально значимой <6>. Так, в частности, разработчиками (правообладателями) не менее 25% используемых операторами услуг платежной инфраструктуры прикладных программных средств, обеспечивающих осуществление функций операционного центра и платежного клирингового центра, программных средств, обеспечивающих защиту информации, а также программных средств платежной карты должны являться российские организации. Кроме того, изготовление (сборка) платежных карт должна осуществляться российскими организациями на территории Российской Федерации.
--------------------------------
<6> Указание Банка России от 25 июля 2014 г. N 3342-У "О требованиях к информационным технологиям, используемым операторами услуг платежной инфраструктуры, для целей признания платежной системы национально значимой платежной системой" // Вестник Банка России. 2014. N 95.
Правовой основой организационно-технического взаимодействия в национальной платежной системе являются договоры, а также законодательные установления и требования.
Таким образом, инфраструктурное взаимодействие в национальной платежной системе создает возможность построения взаимосвязей между всеми элементами национальной платежной системы, а также между ними и конечными потребителями платежных услуг.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.